- Преподавателю
- Школьному психологу
- Рекомендации по оцениванию работы учащихся
Рекомендации по оцениванию работы учащихся
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Макарова Е.Г. |
Дата | 03.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
СОШ №14
ДОКЛАД
Рекомендации по оцениванию работы учащихся
Автор: Макарова Елена Геннадьевна
Учитель английского языка
Нижневартовск 2014
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ
-
В основе оценки работ учащихся должны лежать понимание детского незнания, щадящий (гуманный) подход, бесконфликтность учебной ситуации, вера в творческие силы детей.
-
Формирование положительной Я - концепции личности. Воспитательная функция оценки должна быть направлена на формирование чувства успеха, уверенности в своих силах, защищенности. Оценка и отметки должны превратиться из орудия принуждения и запугивания учащихся в инструмент положительного стимулирования. Похвала, положительная (пусть даже авансированная) оценка - своеобразный рычаг, без которого невозможно сформировать положительную Я концепцию и перевернуть «мир» неуспеваемости.
-
Бесконфликтность учебной ситуации. Детское самолюбие очень ранимо, поэтому педагогический такт необходим при любом виде оценивания учащегося в любой степени оценки. Особенно глубокие психологические травмы и конфликты приносит двойка (даже если она поставлена с соблюдением всех норм и правил). Действенный методический прием: вместо двойки оставляю свободное место - «дырку» в оценочном листе. «Дырка» напоминает о пробеле в знаниях, но не травмирует ученика.
-
Уменьшение субъективизма и предвзятости оценки. Учитель должен ориентироваться прежде всего на диагностические стандарты, использовать имеющиеся и накапливать собственные материалы, объективно и технологично обеспечивающие контроль (вопросники, задания, тесты.)
Важно, чтобы оценка воспринималась учащимися как справедливая: необходимо ее обосновать, аргументировать. Не следует злоупотреблять сравнением учеников друг с другом (лучше сравнивать ученика с самим собой, выявляя и подчеркивая его индивидуальные достижения).
-
Участие коллектива и оценивания. Личностный подход предполагает привлечение к оцениванию самих учащихся. На уроках практикуются общественные смотры знаний, контроль учениками-консультантами, взаимоконтроль, самоконтроль. Во всех случаях следует стремиться к признанию данной ученику оценки в общественном мнении коллектива.
-
Гласность оценки. Большой воспитательный эффект дает увеличение информированности об успехах своих товарищей. Для этого практикуются настенные плакаты успеваемости, «открытые листы учета знаний», доступные для всеобщего обозрения.
-
Постоянная возможность исправлять и улучшать оценку. Это обеспечивает незамедлительное устранение ошибок учителя в оценке, дает учащимся право показать и защитить свои знания, стимулирует их работу. Возможность исправить оценку распространяется на ретроспективу всего учебного года.
-
Замена количественной оценки качественной. Практика показывает, что балльная система еще далеко не исчерпала свои возможности. Однако в ряде ситуаций, в определенные возрастные периоды, по некоторым вопросам и даже дисциплинам целесообразно отказываться от количественной оценки, больше использовать качественную. Так, например, в начальной школе Ш.А. Амонашвили отметок нет, их заменяют показы работ учеников, итоговые характеристики. Как результат - значительно развивается способность учеников самооценки.
-
Изменение критериев оценки результатов учебной деятельности. В качестве достаточно точного, адекватного критерия достижений детей применяется оценка изменения (вместо оценки состояние), т.е. разница в конечном и начальном уровне данного свойства у ребенка. При этом:
- оценка не сравнивает детей друг с другом (она предельно индивидуализирована);
- оценка формирует направленность на позитивные изменения, развития, понимание смысла своего учения;
- оценка имеет мониторинговый характер, даёт ребенку ясное представление о том, на сколько он изменился, вырос за день, неделю, месяц, по любому значимому аспекту развития.
10.Поиск новых путей оценивания. Система и методика школьного оценивания могут быть значительно улучшены - дополнены, углублены, расширены с помощью:
- дифференциации оценки различных видов знаний (факты, законы, теории, методические оценочные знания), умений (специальные, конструктивные и общей культуры труда) и способностей (память, логическое мышление, практическое применение знаний и т.д.);
- применение оценки изменения качеств ребенка в место оценки их состояния, уровня;
- карточек, карточек (пакеты Ш.А. Амонашвили, плашки В.Ф. Шаталова), учета оценочных сигналов и др.;
- введение дополнительных (качественных) характеристик уровня самостоятельности, отношения к делу, творческих проявлений.
Эти и другие дополнения все более отражают тенденцию к комплексной, содержательной оценке, дающей личности более широкие возможности для удовлетворения и развития потребностей самосовершенствования, формирование положительной Я - компетенции личности учащегося.