Рекомендации по оцениванию работы учащихся

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ 1.     В основе оценки работ учащихся  должны лежать понимание детского незнания, щадящий (гуманный) подход, бесконфликтность учебной ситуации, вера в творческие силы детей. 2.     Формирование положительной  Я - концепции личности. Воспитательная функция оценки должна быть направлена на формирование чувства успеха, уверенности в своих силах, защищенности. Оценка и отметки должны превратиться из орудия принуждения и запугивания учащихся в инструмент положительного стимулирования. Похвала, положительная (пусть даже авансированная) оценка – своеобразный рычаг, без которого невозможно сформировать положительную Я концепцию и перевернуть «мир» неуспеваемости. 3.     Бесконфликтность учебной ситуации. Детское самолюбие очень ранимо, поэтому педагогический такт необходим при любом виде оценивания учащегося в любой степени оценки. Особенно глубокие психологические травмы и конфликты приносит двойка (даже если она поставлена с соблюдением всех норм и правил). Действенный методический прием: вместо двойки оставляю свободное место – «дырку» в оценочном листе. «Дырка» напоминает о пробеле в знаниях, но не травмирует ученика. 4.     Уменьшение субъективизма и предвзятости оценки. Учитель должен ориентироваться прежде всего на диагностические стандарты, использовать имеющиеся и накапливать собственные материалы, объективно и технологично обеспечивающие контроль (вопросники, задания, тесты.) Важно, чтобы оценка воспринималась учащимися как справедливая: необходимо ее обосновать, аргументировать. Не следует злоупотреблять сравнением учеников друг с другом (лучше сравнивать ученика с самим собой, выявляя и подчеркивая его индивидуальные достижения). 5.     Участие коллектива и оценивания. Личностный подход предполагает привлечение к оцениванию самих учащихся. На уроках практикуются общественные смотры знаний, контроль учениками-консультантами, взаимоконтроль, самоконтроль. Во всех случаях следует стремиться к признанию данной ученику оценки в общественном мнении коллектива. 6.     Гласность оценки. Большой воспитательный эффект дает увеличение информированности об успехах своих товарищей. Для этого практикуются настенные плакаты успеваемости, «открытые листы учета знаний», доступные для всеобщего обозрения. 7.     Постоянная возможность исправлять и улучшать оценку. Это обеспечивает незамедлительное устранение ошибок учителя в оценке, дает учащимся право показать и защитить свои знания, стимулирует их работу. Возможность исправить оценку распространяется на ретроспективу всего учебного года. 8.     Замена количественной оценки качественной. Практика показывает, что балльная система еще далеко не исчерпала свои возможности. Однако в ряде ситуаций, в определенные возрастные периоды, по некоторым вопросам и даже дисциплинам целесообразно отказываться от количественной оценки, больше использовать качественную. Так, например, в начальной школе Ш.А. Амонашвили отметок нет, их заменяют показы работ учеников, итоговые характеристики. Как результат – значительно развивается способность учени... 9.     Изменение критериев оценки результатов учебной деятельности. В качестве достаточно точного, адекватного критерия достижений детей применяется оценка изменения (вместо оценки состояние), т.е. разница в конечном и начальном уровне данного свойства у ребенка. При этом: - оценка не сравнивает детей друг с другом (она предельно индивидуализирована); - оценка формирует направленность на позитивные изменения, развития, понимание смысла своего учения; - оценка имеет мониторинговый характер, даёт ребенку ясное представление о том, на сколько он изменился, вырос за день, неделю, месяц, по любому значимому аспекту развития. 10.Поиск новых путей оценивания. Система и методика школьного оценивания могут быть значительно улучшены – дополнены, углублены, расширены с помощью: - дифференциации оценки различных видов знаний (факты, законы, теории, методические оценочные знания), умений (специальные, конструктивные и общей культуры труда) и способностей (память, логическое мышление, практическое применение знаний и т.д.); - применение оценки изменения качеств ребенка в место оценки их состояния, уровня; - карточек, карточек (пакеты Ш.А. Амонашвили, плашки В.Ф. Шаталова), учета оценочных сигналов и др.; - введение дополнительных (качественных) характеристик уровня самостоятельности, отношения к делу, творческих проявлений.     Эти и другие дополнения все более отражают тенденцию к комплексной, содержательной оценке, дающей личности более широкие возможности для удовлетворения и развития потребностей самосовершенствования, формирование положительной Я – компетенции личности учащегося.
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

СОШ №14









ДОКЛАД

Рекомендации по оцениванию работы учащихся





Автор: Макарова Елена Геннадьевна

Учитель английского языка

























Нижневартовск 2014

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

  1. В основе оценки работ учащихся должны лежать понимание детского незнания, щадящий (гуманный) подход, бесконфликтность учебной ситуации, вера в творческие силы детей.

  2. Формирование положительной Я - концепции личности. Воспитательная функция оценки должна быть направлена на формирование чувства успеха, уверенности в своих силах, защищенности. Оценка и отметки должны превратиться из орудия принуждения и запугивания учащихся в инструмент положительного стимулирования. Похвала, положительная (пусть даже авансированная) оценка - своеобразный рычаг, без которого невозможно сформировать положительную Я концепцию и перевернуть «мир» неуспеваемости.

  3. Бесконфликтность учебной ситуации. Детское самолюбие очень ранимо, поэтому педагогический такт необходим при любом виде оценивания учащегося в любой степени оценки. Особенно глубокие психологические травмы и конфликты приносит двойка (даже если она поставлена с соблюдением всех норм и правил). Действенный методический прием: вместо двойки оставляю свободное место - «дырку» в оценочном листе. «Дырка» напоминает о пробеле в знаниях, но не травмирует ученика.

  4. Уменьшение субъективизма и предвзятости оценки. Учитель должен ориентироваться прежде всего на диагностические стандарты, использовать имеющиеся и накапливать собственные материалы, объективно и технологично обеспечивающие контроль (вопросники, задания, тесты.)

Важно, чтобы оценка воспринималась учащимися как справедливая: необходимо ее обосновать, аргументировать. Не следует злоупотреблять сравнением учеников друг с другом (лучше сравнивать ученика с самим собой, выявляя и подчеркивая его индивидуальные достижения).

  1. Участие коллектива и оценивания. Личностный подход предполагает привлечение к оцениванию самих учащихся. На уроках практикуются общественные смотры знаний, контроль учениками-консультантами, взаимоконтроль, самоконтроль. Во всех случаях следует стремиться к признанию данной ученику оценки в общественном мнении коллектива.

  2. Гласность оценки. Большой воспитательный эффект дает увеличение информированности об успехах своих товарищей. Для этого практикуются настенные плакаты успеваемости, «открытые листы учета знаний», доступные для всеобщего обозрения.

  3. Постоянная возможность исправлять и улучшать оценку. Это обеспечивает незамедлительное устранение ошибок учителя в оценке, дает учащимся право показать и защитить свои знания, стимулирует их работу. Возможность исправить оценку распространяется на ретроспективу всего учебного года.

  4. Замена количественной оценки качественной. Практика показывает, что балльная система еще далеко не исчерпала свои возможности. Однако в ряде ситуаций, в определенные возрастные периоды, по некоторым вопросам и даже дисциплинам целесообразно отказываться от количественной оценки, больше использовать качественную. Так, например, в начальной школе Ш.А. Амонашвили отметок нет, их заменяют показы работ учеников, итоговые характеристики. Как результат - значительно развивается способность учеников самооценки.

  5. Изменение критериев оценки результатов учебной деятельности. В качестве достаточно точного, адекватного критерия достижений детей применяется оценка изменения (вместо оценки состояние), т.е. разница в конечном и начальном уровне данного свойства у ребенка. При этом:

- оценка не сравнивает детей друг с другом (она предельно индивидуализирована);

- оценка формирует направленность на позитивные изменения, развития, понимание смысла своего учения;

- оценка имеет мониторинговый характер, даёт ребенку ясное представление о том, на сколько он изменился, вырос за день, неделю, месяц, по любому значимому аспекту развития.

10.Поиск новых путей оценивания. Система и методика школьного оценивания могут быть значительно улучшены - дополнены, углублены, расширены с помощью:

- дифференциации оценки различных видов знаний (факты, законы, теории, методические оценочные знания), умений (специальные, конструктивные и общей культуры труда) и способностей (память, логическое мышление, практическое применение знаний и т.д.);

- применение оценки изменения качеств ребенка в место оценки их состояния, уровня;

- карточек, карточек (пакеты Ш.А. Амонашвили, плашки В.Ф. Шаталова), учета оценочных сигналов и др.;

- введение дополнительных (качественных) характеристик уровня самостоятельности, отношения к делу, творческих проявлений.

Эти и другие дополнения все более отражают тенденцию к комплексной, содержательной оценке, дающей личности более широкие возможности для удовлетворения и развития потребностей самосовершенствования, формирование положительной Я - компетенции личности учащегося.

© 2010-2022