Психологическое занятие по профилактике суицидального поведения среди учащихся средней и старшей школы Тренинг жизнестойкости

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психологическое занятие по профилактике суицидального поведения среди учащихся средней и старшей школы Тренинг жизнестойкостиПсихологическое занятие по профилактике суицидального поведения среди учащихся средней и старшей школы Тренинг жизнестойкостиПсихологическое занятие по профилактике суицидального поведения среди учащихся средней и старшей школы Тренинг жизнестойкостиПсихологическое занятие по профилактике суицидального поведения среди учащихся средней и старшей школы Тренинг жизнестойкостиПсихологическое занятие по профилактике суицидального поведения среди учащихся средней и старшей школы Тренинг жизнестойкостиПсихологическое занятие «Тренинг жизнестойкости»


Цель: профилактика суицидального поведения учащихся средней и старшей школы

Материалы и оборудование: цветные карандаши, фломастреры, листы А 4.

Ход работы:

1 упражнение «Имя»:

«Пожалуйста, произносите имена громко и внятно и постарайтесь при этом выразить голосом, что вы гордитесь своим именем. Если кто-то не расслышал чьего-то имени, пусть тут же попросит повторить его, сказав: «Еще раз, пожалуйста». Очень важно, чтобы каждое имя было хорошо расслышано».

2 упражнение «Алексей, апельсин, Амстердам»

Каждый из участников группы по очереди представляет себя группе с помощью триады, в которой:

  • Первое слово - его имя

  • Второе - блюдо (желательно, которое он любит!)

  • Заключительное слово - название города.

«Соль» игры в том, что все три слова начинаются с той же буквы, что и имя участника, к тому же за весь круг нельзя повторять названия блюд и городов, прозвучавших ранее!

3 упражнение. Принятие групповых норм

1.Правило «Здесь и теперь» - предметом анализа и обсуждения могут являться те процессы, которые происходят в группе в данный момент. Это позволит им в процессе занятия сосредоточить внимание на себе и будет способствовать развитию навыков самоанализа и рефлексии.

2. Искренность и открытость - соглашение о том, чтобы не лицемерить и не лгать. Самораскрытие, направленное на другого, позволяет стать самим собой, получить и предоставить честную обратную связь.

3. Принцип «Я» - основное внимание сосредоточено на процессах самопознания, самоанализа и рефлексии. Допустимы только Я-высказывания.

4. Активность - желательно активное участие всех.

5. Конфиденциальность - вся информация относительно конкретных участников должно сохраняться в группе. Это условие психологической безопасности и самораскрытия.

4 упражнение «Стрела жизни»

Продолжить фразу: Жизнь - это …

На доске рисуются разные стрелы, например:


Учащиеся выбирают понравившуюся стрелу.

Обсуждение. Почему вы выбрали эту форму стрелы? Где вы сейчас находитесь на этой стреле? К чему стремится ваша «стрела жизни»?

5 упражнение «Мои ресурсы»

Что вам поможет достичь ваших целей? Чем вы уже обладаете, чтобы достичь этих целей? (черты характера, друзья и пр.)

Напишите свои 4 сильных качества, которые можете изобразить в виде каких-то символов. Это ресурсы, которые помогут вам в жизни.

6 упражнение «Мои достижения»

Передают мяч по кругу. Тот, у кого в руках мяч, рассказывает о том, что он достиг в жизни.

7 упражнение «Стулья в круг!» (разминка)

Группа стоит в кругу. Перед каждым - стул. Держать его нужно за спинку, наклонив в сторону центра так, чтобы задние ножки висели в воздухе, а упор приходился лишь на две передние ножки.

По сигналу ведущего начинается игра.

По команде «Раз!» - все оставляют свои стулья и переходят на один шаг вправо. Сделать это необходимо быстро, чтобы успеть подхватить стул своего соседа справа до того, как он станет на пол всеми четырьмя ножками!

По команде «Два!» - переходим влево по часовой стрелке. Задание то же.

По команде «Три!» нужно успеть сделать полный оборот на 360 градусов и успеть подхватить стул, чтобы он опять не опустился на 4 ножки (или вообще не упал внутрь круга).

Те, кто не успел подхватить свой стул (выходит из игры).

Круг оставшихся игроков сжимается, и игра продолжается до выявления победителя.

8 упражнение. Притча «О предназначении».

Пять мудрецов заблудились в лесу.

Первый сказал:

- Я пойду влево - так подсказывает моя интуиция.

Второй сказал:

- Я пойду вправо - недаром считается, что «право» от слова прав.

Третий сказал:

- Я пойду назад - мы оттуда пришли, значит, я обязательно выйду из лесу.

Четвертый сказал:

- Я пойду вперед - надо двигаться дальше, лес непременно кончится, и откроется что-то новое.

Пятый сказал:

- Вы неправы. Есть лучший способ. Подождите меня.

Он нашел самое высокое дерево и взобрался на него. Пока он лез, все остальные разбрелись, каждый в свою сторону.

Сверху он увидел, куда надо идти, чтобы быстрее выйти из лесу. Теперь он даже мог сказать, в какой очередности доберутся до края леса другие мудрецы. Он поднялся выше и смог увидеть самый короткий путь. Он понял, что оказался над проблемой и решил задачу лучше всех! Он знал, что сделал все правильно. А другие нет. Они были упрямы, они его не послушали. Он был настоящим Мудрецом!

Но он ошибался.

Все поступили правильно.

Тот, кто пошел влево, попал в самую чащу. Ему пришлось голодать и прятаться от диких зверей. Но он научился выживать в лесу, стал частью леса и мог этому научить других.

Тот, кто пошел вправо, встретил разбойников. Они отобрали у него все и заставили грабить вместе с ними. Но через некоторое время он постепенно разбудил в разбойниках то, о чем они забыли - человечность и сострадание. Раскаяние некоторых из них было столь сильным, что после его смерти они сами стали мудрецами.

Тот, кто пошел назад, проложил через лес тропинку, которая вскоре превратилась в дорогу для всех желающих насладиться лесом, не рискуя заблудиться.

Тот, кто пошел вперед, стал первооткрывателем. Он побывал в местах, где не бывал никто, и открыл для людей прекрасные новые возможности, удивительные лечебные растения и великолепных животных.

Тот же, кто влез на дерево, стал специалистом по нахождению коротких путей. К нему обращались все, кто хотел побыстрее решить свои проблемы, даже если это не приведет к развитию.

Так все пятеро мудрецов выполнили свое предназначение.

Обсуждение. (можно проводить обсуждение в контексте 4 упражнения «Стрела жизни»

9 упражнение «Магниты»

Исходное положение - участник обхватывает себя руками (прикрывая локти ладонями), закрывает глаза. Именно в такой позе участники будут двигаться все упражнение.

Ведущий включает музыку и просит начать движение.

Время от времени ведущий будет подавать команды трех видов:

1. Однополюсные!

2.Разнополюсные!

3. Размагнитились!

Команда «Однополюсные!» требует от участников, встретившихся при движении, отпрянуть друг от друга, как происходит с одинаково заряженными магнитами.

По команде «Разнополюсные!» участники-магниты «прилипают» друг к другу и продолжают движение до следующей команды в таком «склеенном виде»!

При команде «Размагнитились!» между встречающимися участниками не происходит никакой интеракции. Они просто расходятся и продолжают спонтанное движение.

Финальной сценой упражнения может стать один клубок склеившихся магнитов - реакция на команду тренера «Все пары - однополюсные!»

Еще раз напоминаю, что движение в ходе всего упражнения происходит в «основной позе» - обхватив себя руками и закрыв глаза!

10 упражнение «Моя опора в жизни»

Учащимся предлагается поразмышлять над следующими высказываниями:

  • В этом мире есть по крайней мере 3 человека, которые любят тебя.

  • Как минимум 15 человек в большей или меньшей мере любят тебя.

  • Единственная причина, по которой кто-то не любит тебя - это то, что он хочет быть таким же, как ты.

  • Одна твоя улыбка обрадует кого-то, даже если он не любит тебя.

  • Каждую ночь кто-то думает о тебе перед тем, как лечь спать.

  • Для кого-то ты - целый мир.

  • Кто-то не мог бы жить без тебя.

  • Ты особенный и неповторимый человек.

  • Кто-то, о ком ты даже не знаешь, любит тебя.

  • Даже когда ты совершаешь самую большую глупость, из этого получается что-то хорошее.

  • Когда ты думаешь, что мир отвернулся от тебя, взгляни: скорее всего это ты отвернулся от него.

  • Когда ты хочешь чего-то, но думаешь, что не сможешь этого добиться, ты скорее всего этого не добьешься. Но если веришь в себя, то рано или поздно ты получишь то, что хочешь.

  • Вспоминай чаще о комплиментах, которые тебя говорят. Забывай злобные высказывания и насмешки.

9 упражнение «Окно»

Каждый рассказывает, что нового он о себе узнал, и заполняет схему «Окно». Ее психолог может приготовить заранее: на листе (формат А 4) нарисовано окно, в одной половине которого вверху располагается надпись «Узнал о себе сам», в другой - «Об этом сказали другие», кроме того, оставлена форточка как скрытая область знаний о себе.

Схема «Окно» может заполняться в конце каждого занятия. Если на листе не остается свободного места для заполнения, то такое же окно рисуется с другой стороны.


© 2010-2022