Программа коррекция эмоционально-волевой сферы школьников с нарушением интеллекта, средствами музыки

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

казенное государственное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида №16






Программа

коррекция

эмоционально-волевой сферы школьников с нарушением интеллекта, средствами музыки





Составила

психолог, воспитатель:

М.А. Сучкова

Актуальность.

Умственная отсталость проявляется не только в нарушении познавательной деятельности, но и в нарушении эмоционально-волевой сферы, которая имеет ряд особенностей. Отмечаются недоразвитие эмоций, их незрелость, а также малая связь чувств с разумом. Чем выражение умственная отсталость, тем менее дифференцированы эмоции, нет оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех - слезами и т.п. Переживания их неглубокие, поверхностные. У некоторых умственно отсталых эмоциональные реакции не адекватны источнику. Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада (патологические эмоциональные состояния - эйфория, дисфория, апатия).

По сравнению с остальными сторонами личности эмоции умственно отсталых наименее изучены. Между тем в коррекционно-воспитательной работе с умственно отсталыми учет эмоционального компонента очень важен.

Большинству из них доступны также простые эмоции, как страх, радость, удовольствие, гнев, но обычно эмоциональные реакции по глубине не соответствуют причине, вызывающей их. Чаще они выражены недостаточно ярко, в то время как встречаются и слишком сильные переживания по незначительному поводу.

Эмоции детей с умственной отсталостью обнаруживают относительную сохранность. Многие из них чувствительны к оценке своей личности другими людьми. Когда их хвалят, они бурно проявляют свою радость, при порицании часто обидчивы, проявляют негативизм, могут быть вспыльчивы, агрессивны. Вместе с тем им свойственны косность, тугоподвижность эмоциональных проявлений.

Характерными особенностями умственно отсталых является смена настроения, проявления аутичных черт в поведении (радость, возможному контакту, желание его, но в то же время уход от него, иногда через агрессию, самоагрессию, проявление аутостимуляции), радость, удовольствие от активной деятельности, но обычная слабая мотивация, неустойчивый интерес к учебной и в целом к производственной деятельности.

Несмотря на проявляющиеся особенности недоразвития эмоциональной сферы, им свойственны тенденции к сопереживанию родным людям, чувство благодарности, стремление следовать определенным нормам в поведении.

Необходимо учитывать и состояние волевой сферы умственно отсталых. Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость - отличительные качества их волевых процессов. Как отмечают исследователи, умственно отсталые дети предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. Именно поэтому в их деятельности часто наблюдаем подражание и импульсивные поступки. Из-за непосильности предъявляемых требований у некоторых детей развивается негативизм, упрямство.

Положительные или отрицательные чувства, пережитые человеком, не исчезают бесследно, а запоминаются и воспроизводятся им при определенных условиях - человек вновь радуется, вспомнив радостное событие, краснеет при воспоминании о неловком поступке, бледнеет, вспомнив пережитый ранее страх.

Эмоциональная память - память на пережитые чувства. Она имеет большое значение в формировании личности ребенка. Она позволяет ему регулировать поведение в зависимости от ранее пережитых чувств. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступает как побудительные силы либо к совершению того или иного действия, поступка, либо к отказу от действия, если с ним связаны отрицательные переживания в прошлом. Эмоциональная память - важнейшее условие духовного развития человека.

Все эти особенности психических процессов умственно отсталых учащихся влияют на характер протекания их деятельности. Отмечая несформированность навыков учебной деятельности, следует, прежде всего, отметить недоразвитие целенаправленности деятельности, а также трудности самостоятельного планирования собственной деятельности. Они используют лишь ближайшие мотивы деятельности "лишь бы сделать". Непричастность к своей работе так же является особенностью деятельности этих детей.

Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов являются причиной ряда специфических особенностей личности умственно отсталых. Психологи (Виноградова А.Д., Ушакова И.П. и др.) указывают, что в отличие от сверстников с нормальным интеллектом умственно отсталых характеризует ограниченность представлений об окружающем мире, примитивность интересов, элементарность потребностей и мотивов. Снижена активность всей деятельности. Эти черты личности затрудняют формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми.

Все отмеченные особенности психической деятельности умственно отсталых детей носят стойкий характер, поскольку являются результатом органических поражений (во время родов, постнатальные).

Хотя умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддается коррекции. М.С. Певзнер, В.И. Лубовский и др. отмечают значительную динамику в развитии умственно отсталых детей при правильно организованном врачебно-педагогическом воздействии в условиях специальных учреждений.

Формирование способности переживать различные настроения (печаль, счастье, сочувствие) - это развитие индивидуальности.

Задача педагога состоит в том, чтобы раскрыть перед учеником богатство чувств и переживаний, показать разницу между плохим и хорошим настроением. Объяснить, что для жизни важнее хорошее настроение, на его фоне человек развивается лучше.

Необходимо также учить детей чувствовать состояние души людей.

Умение эмоционально настраиваться на определенную ситуацию, одна из предпосылок успешного обучения навыкам общения.

Наиболее адекватными из всех чувств, чувство безопасности и доверия к окружающему миру - к людям и всевозможным предметам и явлениям. Если умственно отсталый ребенок не ощущает чуткости и любви со стороны окружающих, то у него возникает недоверчивое отношение к миру, а возможно, и ощущение страха или агрессивности. Именно поэтому в процессе развития навыков любой деятельности у умственно отсталых учащихся большое внимание уделяется чувствам и эмоциям.

Особое значение имеют коррекционно-развивающие занятия с учетом:

  • индивидуального и дифференцированного подхода к ребенку, учитывающего особенности развития каждого;

  • комплексного подхода к восприятию (следует стимулировать все действующие сенсорные системы);

  • психодинамической разгрузки (чередование психической нагрузки и двигательной активности).

Музыка как средство эмоционально интеллектуального общения

Вспомним, что такое коррекция.

Коррекция - система мероприятий, направленная на исправление недостатков психологического развития или поведения человека с помощью специальных средств воздействия.

Таким средством нами была выбрана музыка.

Что такое музыка? Это энергетическое поле личности. Понимать музыку - значит понимать другого человека, чувствовать его, находясь в его энергетическом поле.

Слушать музыку не так просто. В.Сухомлинский писал: "Ребенок должен знать, что мелодия, интонация, лад, ритм, гармония, отражают нашу действительность - природу, общество, будущее человека".

Что дает музыка на воспитательном мероприятиях? Создает определенный эмоциональный настрой, который зовет к размышлению. Музыка дает не только возможность посмотреть другими глазами на окружающий мир, не только помогает в трудную минуту - она воспитывает наши чувства.

Музыка выступает своего рода средством эмоционально-интеллектуального общения, творцом настроения, стимулятором культуры чувств.

Приобщение взрослеющего ребенка к музыкальным произведениям, выработка потребности в прекрасном, желание жить по законам красоты и гармонии - это наиболее эффективный путь пробуждения ценностного отношения к миру искусства и к себе в этом мире.

Основное чему должны научиться дети с умственной отсталостью - адекватное эмоциональное и речевое общение.

Л.С. Выготский полагал, что развитие психики человека происходит лишь в совместной деятельности и общении.

Общение в своей основе, как писал В.А. Сухомлинский, всегда творчество: и то общение, которое составляет суть обучения (учитель - ученик, ученик - ученики и т. д.), и то, которому учитель учит детей для жизни.

Такой формой общения нами была выбрана "Музыкальная гостиная",.

Цель:

коррекция эмоционально - волевой сферы ребенка.

Задачи:

  • развитие познавательной и творческой деятельности (расширение представлений об окружающем мире, формирование навыков слушать и понимать язык музыки;

  • развитие чувства сопереживания, сочувствия, памяти, воссоздающего воображения, зрительных и слуховых функций, мелкой моторики рук, речь;

  • развивать интеллектуальные и эмоциональные возможности детей с психологическими нарушениями;

  • дать учащимся целостное представление об окружающем мире, развивать в детях чувство прекрасного;

  • формировать у умственно отсталых детей навыки практического владения невербальными средствами общения (мимикой, жестами, пантомимой);

  • выработать у детей социально-волевые навыки, положительные черты характера, способствующие наиболее эффективной их адаптации и интеграции в обществе;

  • корригировать у умственно отсталых детей нежелательные психологические проявления и чувства (тревожность, агрессивность, страх) и особенности поведения.

  • учить умению выражать свои эмоции и чувства).

Форма работы - групповая.

Предполагаемый результат:

  • развитие наглядно-образного мышления, развитие речи, восприятия и воспроизведения;

  • способность на полное самораскрытие и самовыражение;

  • научить видеть, слушать и слышать;

  • научить управлять своими эмоциями, чувствами, волей;

  • расширить и углубить эстетические переживания;

  • научить управлять эмоциями, подчинять их воле, научить сдерживать гнев, бурное неудовольствие, а иногда и бурное веселье;

  • улучшение эмоционального состояния детей, снижение уровня тревожности и улучшение настроения;

  • развитие высших психических функций детей с нарушенным интеллектом, формирование личности ребенка, развитие навыков общения и социализации в обществе;

  • развитие мышления, памяти, воображения, внимания, благодаря им вырабатывается усидчивость, самостоятельность, а это в свою очередь ведет к тому, что у ребенка проявляется интерес к работе, формируются мотивы деятельности.




Коррекционно-развивающие занятия.

Все занятия проводятся в форме «Музыкальная гостиная».

Занятие №1.

Цели:

Воспитательные:

1)воспитывать у детей чувство прекрасного;

2) приобщать к слушанию и пониманию классической музыки;

3)развивать чувство сопереживания, сочувствия героям, учить соотносить текст поэмы с музыкальным отражением.

Коррекционные:

1) развивать представления, память, воссоздающее воображение, зрительное и слуховое восприятия;

2) учить умению выражать свои эмоции и чувства соответственно услышанному;

3) развивать мелкую моторику и зрительный контроль.

Дидактическая:

расширять общий кругозор ребят.

Материалы и оборудование. Проигрыватель, грамзапись оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила», иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», портрет М. И. Глинки, эпидиаскоп.

Ход занятия.

Ведущий: Добрый день, друзья!

Добро пожаловать! Вас приветствует хозяйка «музыкальной гостиной!»

Итак, перед началом небольшая справка для наших гостей.

Эта беседа наша сейчас Она поможет воспитать

Науке посвящается, Такую прелесть мысли,

Что музой у нас Чтоб в нашей жизни новое узнать,

С любовью называется. Прекрасное увидеть.

Сегодня в нашей гостиной мы поговорим с вами о великом русском композиторе - Михаиле Ивановиче Глинке, чей портрет вы видите на доске, о его прекрасной опере «Руслан и Людмила».

Ребята, М. И. Глинка родился в 1804 году в Ельненском уезде, сейчас это город Ельня, Смоленской губернии, т.е. Смоленской области. М. И. Глинка - замечательный композитор. Он написал две оперы: «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила», также много красивых песен и музыкальных произведений.

Ребята, а какую поэму А. С. Пушкина мы с вами читали? (Ответы ребят) Правильно, «Руслан и Людмила». М. И. Глинка написал к этой поэме музыку, которую назвал оперой. Мы с вами будем её сегодня слушать. Давайте вспомним, о чем шла речь в поэме? (Ответы ребят предполагаемые: «Людмила выходит замуж за Руслана. У них свадьба. Черномор похищает Людмилу и т. д.)

Хорошо! Молодцы! Все помните. Опера Глинки тоже начинается сценой свадебного пира: киевский князь Владимир выдает свою дочь Людмилу замуж за храброго витязя Руслана. Давайте внимательно послушаем!

Звучит музыкальный фрагмент свадебного пира.

Ведущий: Вдруг веселье прерывается: раздаются сильные удары грома, наступает полная темнота.

Звучит музыкальный фрагмент этого сюжета. Выключается свет.

Ведущий: Гости в страхе замирают на месте... (Свет включается.)

Когда же вновь становится светло, все с ужасом видят, что Людмила исчезла Это злой волшебник Черномор похитил ее и унес в свой заколдованный замок.

Звучит первая часть «Марша Черномора».

Через эпидиаскоп появляется проекция Черномора. Слова ведущего звучат на фоне музыки.

Ведущий: Уродливый карлик с длинной бородой хочет понравиться Людмиле. Он наряжается в богатые одежды и идет к ней, окруженный толпой рабов. Вот как это описано у Пушкина:

Безмолвно, гордо выступая,

Нашими саблями сверкая,

Авранов длинный ряд идет

Покорно, чинно, сколь возможно,

И на подушках осторожно

Седую бороду несет;

И входит с важностью за нею,

Подъяв величественно шею,

Горбатый карлик из дверей:

Его - то голове обритой,

Высоким колпаком покрытой,

Принадлежала борода.

Черномор шествует под музыку марша. Как хорошо начало марша изображает властного, упрямого и злого карлика: музыка здесь, как вы уже слышали, резкая, жёсткая, отрывистая.

Затем слышатся лёгкие, тихие трепещущие звуки. Они поднимаются всё выше и выше и замирают наверху.

Вторая часть марша звучит по-другому: светло и легко. В оркестре нежно и звонко играют колокольчики. Их звучание придаёт музыке волшебный и сказочный характер.

Звучит вторая часть марша.

Ведущий: Ребята, а теперь давайте мысленно перенесёмся в этот сказочный мир и послушаем отрывки из прекрасной оперы «Руслан и Людмила».

Звучат фрагменты оперы «Руслан и Людмила». («Свадебный пир» и «Марш Черномора»).

Воспитатель даёт целостное восприятие музыкальных фрагментов произведения. Дети слушают. После этого даётся детям возможность осознать прослушанное, остаться наедине с музыкой. Выдерживается пауза.

Ведущий: Ребята, кто из вас продолжал слышать музыку, после того как я отключила проигрыватель? Что вы сейчас чувствуете? (Ответы ребят).

Ребята, мы с вами прослушали замечательные отрывки произведения

М. И. Глинки. Каждый из вас, наверняка, переживал за героев оперы, а музыка помогла вам перенестись в мир сказки, помогла представить и Черно мора, и Руслана, и Людмилу. М.И. Глинка очень хорошо изобразил с помощью музыки всех героев. Давайте попробуем их нарисовать их такими, какими вы их себе представали?

Ребята, вы готовы нарисовать! Вижу что да. Тогда приступайте, творите свои произведения!

Ребята рисуют.

Ведущий: Молодцы! Какие прекрасные рисунки.

Давайте посмотрим иллюстрации К. Кукуллевой к поэме А.С. Пушкина

« Руслан и Людмила».

Дети просматривают открытки.

Сравните, пожалуйста, иллюстрации с тем, что нарисовали вы.

Идёт сравнение и обсуждение.

Выставляются все рисунки, дети смотрят на рисунки и воссоздают картину увиденного, сравнивают с сюжетом. Воспитатель обращает внимание на соответствие цвета и героя или сюжета.

Ведущий: Эти рисунки я сохраню для будущей выставки. Итак, ребята, сегодня мы и рисовали, и слушали, я рассказала вам много нового, и надеюсь интересного. Давайте же еще раз вспомним:

1) О каком музыкальном произведении шла сегодня речь?

2) Понравилась ли вам опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Почему?

3) Какой из музыкальных сюжетов вам больше всего понравился? Почему?

4) Вспомните, как звучала музыка в этих сюжетах? Что вы чувствовали при этом?

5) В какой части вы переживали, радовались за героев?

Молодцы! Вот сколько нового вы узнали, соприкоснулись с миром прекрасным и удивительным, в мире, где побывали в гостях у киевского князя Владимира, познакомились с храбрым Русланом и прекрасной Людмилой, со злым Черномором. Услышали, как М.И. Глинка превосходно изобразил своих героев.

А на следующей встрече в «Музыкальной гостиной» мы поговорим о еще одном великом композиторе и о его известном музыкальном произведении.

Мне остается только поблагодарить всех за то, что пришли к нам в гости и пригласить на следующую нашу встречу. До новой встречи в «Музыкальной гостиной»!

Гости расходятся под музыкальное сопровождение.

Занятие №2.

Цели:

Воспитательные:

1) познакомить с новым музыкальным жанром- сказкой;

2) продолжать учить слушать и понимать язык музыки в соответствии с литературным текстом;

3) вызвать у детей чувства сопереживания, сочувствия к героям, желание помочь им;

Коррекционные:

4) развивать музыкальный слух;

5) учить различать характер музыки, выделять характерные для каждого героя нотки и через язык музыки знакомить детей с характером людей, поведением животных, добром и злом;

6) совершенствовать мелкую моторику, развивать речь, творческое воображение.

Оборудование и материалы:

Портрет С.С. Прокофьева, проигрыватель, грамзапись сказки

С.С. Прокофьева «Петя и волк», пластилин.

Ход занятия.

Хозяйка гостиной: Добрый день, друзья!

Добро пожаловать в мир удивительный и прекрасный, в мир музыки.

Сегодня мы собрались опять, чтобы открыть для себя ещё одну страничку музыкальной книги, узнать новых героев и вместе с нами перенестись в сказку.

Итак, ребята, прежде чем я сообщу, что мы будем сегодня слушать, давайте вспомним о чём шла речь на прошлой встрече, а ваши рисунки вам помогут.

Даётся время для просмотра рисунков. Выдерживается пауза.

Хорошо, ребята! Вижу, вы всё вспомнили. Так, что мы слушали на прошлой встрече? (Ответы детей).

Правильно, оперу « Руслан и Людмила». А кто её написал? (Ответы детей). Молодцы! Написал её М. И. Глинка! С какими героями мы там познакомились? (Ответы детей). Правильно, с храбрым Русланом, прекрасной Людмилой, с уродливым Черномором.

Ребята, мы с вами говорили, что музыка бывает разная: весёлая, грустная, тревожная, торжественная. Вспомните, когда в опере «Руслан и Людмила» звучала торжественная музыка? (Ответы детей).

Как бы вы охарактеризовали музыку, когда приближается уродливый Черномор? (Ответы детей).

Что ощущали, чувствовали вы? (Ответы детей).

Какие звуки вызывали тревогу? (Ответы детей).

Правильно. И вот зазвучали колокольчики. И о чём они известили? (Ответы детей). Молодцы! Прекрасно.

А сегодня мы познакомимся с одним из крупнейших советских композиторов - Сергеем Сергеевичем Прокофьевым, чей портрет вы видите на доске.

Вы знаете, что М. И. Глинка - это русский композитор, а С. С. Прокофьев советский композитор. С. С. Прокофьев написал много опер, балетов, симфоний, а также музыку специально для детей. Это прекрасные музыкальные сказки «Гадкий утёнок» и «Петя и волк». Давайте прослушаем музыкальную сказку «Петя и волк».

Звучит фонограмма муз сказки «Петя и волк».

Хозяйка гостиной: Ребята, о ком и чём шла речь в сказке? (Ответы детей).

Какие персонажи участвуют в сказке? (Ответы детей: Петя, уточка, дед, птичка, волк, кошка, охотники).

Ребята, давайте прослушаем сказку ещё раз и обратим внимание на то, какой музыкой изобразил С.С. Прокофьев своих героев, их настроение, переживания, восторг, когда музыка весёлая, торжественная, когда быстрая, тревожная. Почему?

Дети отвечают после прослушивания.

Во время ответов ещё раз прослушивается музыка. Воспитатель помогает определить характер музыки для каждого персонажа.

Хозяйка гостиной: Молодцы! Я думаю, что вы теперь сразу сможете узнать по музыке и птичку, и волка, и Петю и охотников. Давайте еще раз вспомним какая музыка звучала? Характер музыки.

Идет обобщение: Петя шел под музыку марша, браво, и т. д.

Хозяйка гостиной: Молодцы! Я предлагаю вам создать свою сказку с помощью пластилина и стеки. А может кто-то хочет попробовать изобразить героев с помощью проволоки? Творите!

Идет творческая работа детей.

Хозяйка гостиной: Какие замечательные у нас получились поделки. Они no-полнят нашу выставку. Гости тоже могут познакомиться с ней попозже. Ребята, давайте еще раз вспомним, какое произведение мы слушали? Кто его написал? (Ответы детей).

В чем отличие просто сказки от музыкальной сказки? (Ответы детей).

Поможет ли вам музыка понять сказку и как? (Ответы детей).

При необходимости педагог подсказывает детям: музыка помогает выделить добрых и злых героев, определить их поступки, переживания, вызывает чувство радости или тревоги перед событием.

Хозяйка гостиной: Молодцы! Я думаю, что вам понравилось. Хочется сказать вам большое спасибо, за то, что пришли к нам, и пригласить вас на следующую встречу с миром прекрасного, где мы будем стараться познать его, прочувствовать.

До новых встреч в «Музыкальной гостиной». Заучит музыка С.С. Прокофьева.

Занятие №3.

Цели:

Воспитательные:

1. Продолжать знакомить детей с музыкой русских композиторов.

2.Воспитывать чувство прекрасного через ознакомление с музы­кой П.Л.Чайковского.

3. Развивать эстетически и художественный вкус.

4.Воспитывать любовь к природе родного края.

Коррекиионные:

1. Учить слушать и понимать музыку, включая зрительные, слуховые и двигательные анализаторы.

2. Совершенствовать двигательные навыки, музыкальный слух и память.

3. Учить выражать музыку мимикой, жестами, движениями че­рез эмоциональные переживания.

Дидактические:

1. Развивать сценическое искусство и умение слушать и слышать собеседника.

2. Формировать речевые навыки, выражать с помощью речи свои чувства, от­ношения, восприятия к прекрасному.

Материалы и оборудование: Портрет П.И.Чайковского, музыкальный альбом «Времена года», заготовки для аппликации, проигрыватель, плакат « Мир му­зыки глазами детей». Портреты М.А. Глинки, С.С.Прокофьева для выставки, подснежники (живые или искусственные).

Ход занятия.

Хозяйка гостиной: Добрый день, друзья!

Добро пожаловать в музыкальную гостиную. Сегодня мы собрались, чтобы опять окунуться в мир прекрасного и удивительного, узнать новое для себя, отдохнуть.

Ребята, у нас в гостиной сегодня гости. Будем надеяться, что им тоже понравится общение с музыкой, с нами.

Ребята, давайте познакомим наших гостей с девизом гостиной.

1 ученик: Эта беседа наша сейчас

Науке посвящается,

Что музой у нас

С любовью называется.

2 ученик: Она поможет воспитать

Такую прелесть мысли,

Чтоб в нашей жизни новое узнать,

Прекрасное увидеть.

Хозяйка гостиной: Давайте вспомним, о ком и о чем шла речь на прошлых наших встречах.

1. О каком, русском великом композиторе я вам рассказывала? (Ответы детей).

2. Какие произведения М.И.Глинки вы знаете? (Ответы детей).

3. Какое произведение М.И. Глинки мы слушали? (Ответы детей).

  1. С каким советским композитором мы познакомились в нашей гостиной? (Ответы детей).

5.Какое музыкальное произведение С.С.Прокофьева мы слушали? (Ответы детей).

Молодцы, ребята, мы только слушали музыкальное произведение или еще что-то делали? (Ответы детей).

Да, мы ещё и рисовали, лепили, конструировали. Вот ваши рисунки и поделки. С ними могут познакомиться все желающие, а называется наша выставка «Мир музыки глазами детей».

А сегодня, ребята, мы познакомимся еще с одним великим русским композитором и его прекрасным произведением. Посмотрите на доску, речь пойдет сегодня о Петре Ильиче Чайковском и его музыкальном произ­ведении «Времена года».

Ребята, мне сегодня будут помогать рассказывать ваши сверстники. Петр Ильич Чайковский - великий русский композитор. Музыка Чайковс­кого известна во всем мире.

1 ученик: Чайковский очень любил детей. Он написал целый сборник пьес из детской жизни, который назвал «Детский альбом».

2 ученик: Ещё Чайковский очень любил родную русскую природу. Он мог часами гулять по лесам и полям, вдоль глубоких ручьев и оврагов. Эти прогулки доставляли Петру Ильичу громадное удовольствие. Он любовался всем, что видел вокруг себя: и могучими деревьями, и маленькими белыми ландышами, и голубым небом, и яркими бабочками.

3 ученик: Пётр Ильич любил ясные зимние дни, когда белый снег перели­вается на солнце тысячами искр. Весной он радовался солнцу, и теплу, и первой зеленой травке, пробивающейся из-под снега. А летом любовался цветущими лугами и слушал пение своих любимых жаворонков.

Хозяйка гостиной: Свои впечатления о красоте родной природы он выразил музыкой, создав прекрасный альбом, который был назван «Времена года». В каждом времени года Чайковский находил свою прелесть. А какое время года нравится каждому из вас и почему? (Ответы детей).

Хорошо, молодцы.

Больше всех времен года Чайковский любил весну. «Весна в России - писал он, - особенно прекрасна и радостна».

1 ученик: Весною Петра Ильича всё радовало: и теплое яркое солнышко, и хрустальный перезвон капели, и первая зеленая травка, появляющаяся на проталинах. Любил он и голосистых вестников весны - птиц, которые приносили привет из далеких стран.

Хозяйка гостиной: Так на стихи поэта А.Плищеева была написана песня « Весна», в которой вот такие замечательные слова.

Ученик: Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весной

В сени к нам летит

С нею солнце ярче Дам тебе я зерен

И весна милей... А ты песню спой',

Прощебечь с дороги Что из стран далеких

Нам привет скорей Принесла с собой.

Хозяйка гостиной: Спасибо...

Не правда ли прекрасные стихи! В этом стихотворении мы услышали о всех признаках весны.

А сейчас закройте глаза, постарайтесь услышать музыку на эти стихи, представьте себе весеннюю картину: звон капели, трели птиц, дуновение ветерка. Что же вы слышите? (Ответы детей).

Очень хорошо! Кому-то было тяжело представить и услышать, но ничего, сейчас вам поможет Петр Ильич. Давайте послушаем отрывок из музыкального альбома «Времена года». Апрель «Подснежник».

Сядьте поудобнее и представьте: мы в лесу, а вокруг голубые и белые подснежники, такие хрупкие и нежные.

(Педагог ставит медленно на cтол маленькую вазочку с живыми подснежниками или искусственные, показывая хрупкость.)

Хозяйка гостиной: П.И. Чайковский «Подснежник».

Звучит фонограмма. Даётся время для осознания музыки.

Хозяйка гостиной: Ребята, какая удивительная музыка! Как ярко изобразил этот первый цветок Петр Ильич: как он растёт, пробивается из-под земли, тянется к солнцу, теплу и расцветает. Подумайте и скажите, что чувствова­ли вы, когда слушали музыку? Всегда ли у вас было одинаковое состояние души? (Ответы детей).

(Если дети затрудняются ответить, включается музыка с момента, где сквозь холодную землю пробивается цветок, как ему трудно и фрагмент, где цветок распускается во всей красе.

Возвращаюсь к предыдущему вопросу.) (Ответы детей).

Хозяйка гостиной: Представьте себя на месте этого цветка, как ему трудно пробиваться через ещё холодную землю. И всё же он растет, тянется к солнышку. Он рас­пускается и приносит радость нам и вам. Давайте попробуем это изобразить без слов, только жестами, мимикой.

(Звучит финал. Цветок распускается. Радостные лица ребят-подснежников. Движения все должны соответствовать музыке. Можно повторить ещё раз под музыку.)

Хозяйка гостиной: Молодцы! Вы уже обратили внимание, что перед вами лежит цветная бумага, клей. Давайте сделаем аппликацию «Подснежник».

(Заранее сделан фон: деревья, сухая и зеленая трава, заготовки стеблей, листочков и цветочков.)

Хозяйка гостиной: Хорошо. Мы будем и дальше в нашей гостиной знакомиться с музыкой П.И.Чайковского? О каком времени года вы хотели бы послушать музыку? (Ответы детей).

Значит, на следующем занятии мы послушаем другое произведение П. Чайковского «Осень» из его альбома «Времена года.

Пока будут сохнуть наши работы, мы вернемся в мир музыки. Какие впечатления у вас от сегодняшнего занятия? (Ответы детей).

Какой композитор доставил вам это удовольствие? (Ответы детей).

О каком музыкальном альбоме Петра Ильича шла речь? (Ответы детей).

Молодцы! Мы прекрасно провели время. Я, думаю, что вам ребята, понравилась наша сегодняшняя встреча. Гости, я думаю, тоже получили удовольствие от общения с музыкой.

Давайте поблагодарим их за то, что пришли к нам, и пригласим их на следующие наши встречи

До новых встреч в нашей «Музыкальной гостиной»!

Звучит музыка П.И.Чайковского.

Занятие №4.

Цели:

Образовательные:

  • продолжить знакомить детей с музыкой русских и

советских композиторов;

  • расширять общий кругозор детей;

Воспитательная:

  • воспитывать чувство прекрасного через ознакомление с музыкой П.И.Чайковского;

  • воспитывать любовь к родной природе;

Коррекционная:

- совершенствовать представление, память, воображе­ние, музыкальный слух;

  • учить выражать свои эмоции и чувства словами при восприятии музыки;

  • развивать мелкую моторику и зрительный контроль;

  • формировать речевые навыки.

Оборудование и материалы: проигрыватель, музыкальный альбом «Времена года», портреты М.И.Глинки, П.Й.Прокофьева, П.И.Чайковского, плакат «Мир музыки глазами детей», рисунки и поделки детей для выставки, плакаты с группами слов для характеристики музыкального произведения, краски, кисточки, баночки для воды, альбомные листы, заготовки из стекла.

Ход занятия.

Хозяйка гостиной: Добрый день, друзья!

Добро пожаловать в «Музыкальную гостиную».

Ребята, у нас в гостиной сегодня гости. Давайте познакомимся с ними.

(Дети встают и называют своё имя и фамилию).

Хозяйка гостиной: В гостях у нас сегодня .... (представляются гости).

Сегодня мы собрались, чтобы опять окунуться в мир прекрасного и удивительного, узнать новое для себя, отдохнуть.

Ученик. Эта беседа наша сейчас

Науке посвящается

Что музой у нас называется.

Ученик. Она поможет воспитать

Такую прелесть мысли,

Чтоб в нашей жизни новое узнать,

Прекрасное увидеть.

Хозяйка гостиной: Спасибо. Хорошо. Давайте вспомним, о ком и о чём шла речь на прошлых наших занятиях:

1. С творчеством какого великого русского композитора, нашего земляка, мы познакомились? (Ответы детей).

2. Какое произведение М.И.Глинки мы слушали? (Ответы детей).

3. С каким советским композитором мы познакомились в нашей гостиной? (Ответы детей).

4. Какое произведение С.С.Прокофьева мы слушали? (Ответы детей).

Ребята, мы не только слушали музыкальные произведения, ещё и рисовали, и лепили. Вот ваши рисунки и поделки. С ними могут познакомиться все желающие, а называется наша выставка «Мир музыки глазами детей».

Сегодня, ребята, мы продолжим знакомиться с творчеством великого русского композитора. Посмотрите. Речь пойдёт о Петре Ильиче Чайковском и его произведении «Времена года».

Показывается портрет и альбом.

Хозяйка гостиной: давайте вспомним о чём мы говорили на прошлой встрече и расскажем нашим гостям. (Ответы детей).

Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведение П.И.Чайковского «Осень» из альбома «Времена года».

Ученик: В осенние дни Пётр Ильич любил бродить в лесу по шуршащему ковру из опавших жёлтых листьев и искать под берёзами и елями белые грибы. Нравилась ему и холодная осенняя пора, когда подолгу моросит частый мелкий дождик, а в печной трубе сердито воет ветер.

Хозяйка гостиной: П.И. Чайковский написал песню «Осень» на стихи русского поэта А.Плещеева.

Под музыку читается стихотворение.

Ученик.

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льётся,

Лужи у крыльца...

Чахлая рябина Что ты рано в гости,

Мокнет под окном, Осенью, к нам пришла?

Смотрит деревушка. Ещё просит сердце

Сереньким пятном. Света и тепла.

Хозяйка гостиной: Спасибо. В этом стихотворении, ребята прослеживаются все приметы осени и отношение поэта и композитора к этому времени года.

А какое время года нравится каждому из вас и почему? (Ответы детей).

Молодцы. Ребята, давайте спросим и у наших гостей: какое время года им нравится и почему? (Работа с гостями).

Ребята, мы своё отношение к красоте родной природы выражаем словами, а Пётр Ильич Чайковский свои впечатления выразил музыкой, создав прекрасный альбом, который был назван «Времена года». В каждом времени года Чайковский находил свою прелесть. И сейчас мы послушаем отрывок из музыкального альбома - «Осенняя песнь».

Сядьте поудобнее. Пока будет звучать, музыка вы немножко пофантазируйте, прислушайтесь к музыке. Какие картинки вы представите себе? Какое настроение они у вас вызовут?

А наших гостей мы попросим ответить вот на такой вопрос: С каким цветом будет ассоциироваться прослушанная музыка? Итак, Пётр Ильич Чайковский, «Осенняя песнь».

Звучит фонограмма. Даётся время для осознания услышанной музыки.

Хозяйка гостиной: Ребята, какая удивительная музыка! А теперь давайте посмотрим на эти плакаты.

Обращаемся к плакатам. На них написаны следующие группы слов.

Весело Торжественно Энергично

Радостно Властно Широко

Быстро Возвышенно Тяжело

Грустно Нежно Поэтично

Медленно Тоскливо Беззаботно-беспечно

Спокойно Робко Взволнованно

Грозно Раздражённо Шутливо

Таинственно

Читаются слова, и предлагается выбрать те, которые характеризуют прослушанную музыку. (Ответы детей).

Хозяйка гостиной: Правильно, музыка, которая П.И.Чайковский написал, медленная, грустная. Она исполняется тихо. А какое настроение она у вас вызывает? (Ответы детей).

Хозяйка гостиной: Действительно, музыка выражает грустное настроение, навеянное холодной дождливой осенью.

Давайте попробуем вспомнить марш Черномора из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила» и для сравнения охарактеризуем этот марш при помощи наших слов.

Дети выбирают слова. (Ответы детей).

Хозяйка гостиной: Молодцы. Прекрасно! А теперь вспомним марш Пети из музыкальной сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк» и попробуем охарактеризовать его.

Дети называют слова характеризующие марш Пети.

Хозяйка гостиной: Давайте вернёмся к нашему произведению. Действительно, музыка была грустной.

Ребята, попробуйте выразить свои впечатления, настроение, те картины, которые вы увидели, красками. А рисовать мы будем на стекле, а потом сделаем оттиск на бумаге. Такой вид художественного искусства называется МОНОТИПИЯ.

Под музыку дети рисуют, смешивают краски на стекле. Идёт тихая беседа друг с другом, с воспитателем.

Хозяйка гостиной: Очень хорошие рисунки, отражающие ваше настроение. Молодцы! Уважаемые гости, вы можете посмотреть работы ребят после окончания нашего мероприятия, узнать, совпадают ли ваши впечатления в цвете от прослушанной музыки с впечатлениями наших детей.

Итак, ребята, наше занятие подходит к концу. Мы с вами читали стихи, слушали музыку, рисовали, выражали своё настроение красками, характеризовали музыкальные произведения.

Поэтому, как всегда, мне хочется услышать ваше мнение о нашем занятии, что оно вам дало, чему научило. Вы должны продолжить мою фразу: «Сегодня на занятии я (узнал, научился...)». (Ответы детей).

Хорошо. Спасибо. Из ваших ответов видно, что занятие вам понравилось. Гости тоже, я думаю, получили удовольствие от общения с нами, с музыкой. До новых встреч в музыкальной гостиной.

Звучит музыка П.И.Чайковского.

Список литературы

Выготский Л.С. "Умственно отсталый ребенок" - М., 1956.

Выготский Л.С. "Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте" //Избранные психологические исследования. - М: АПН РСФСР, 1956, с 448.

Иванов Е.С. ,Шипицина Л.М. "Этеопатогенез нарушений поведения у учеников вспомогательных школ". Дефектология. 1988. №1.,с. 23-33.

Кащенко В.П. "Педагогическая коррекция исправления недостатков характера у детей и подростков". Пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений - М., Издательский центр (Академия) 2000 с. 304.

Крутецкий В.А. "Психология". Учебник для учащихся педагогических училищ - М., Просвещение, 1980. С. 352.

Лебединская К.С. "Диагностика и коррекция нарушения поведения у подростков, страдающих олигфренией". //Ж. Дефектология - 1977, №4. С. 5-17.

Лурия А.Г. "Умственно отсталый ребёнок" - АПН РСФСР 1960.

Певзнер М.С. "Дети олигофрены" - М.: 959.

Шевандрин Н.И. "Психодиагностика,коррекция и развитие личности" - М, Гуманитарный центр ВЛАДОС, 1999. С. 512.

Шипицина Л.М., Иванов Е.С. "Клинико-электрофизиологическое исследование нарушений поведения у детей-олигофренов". //Ж. Невропота-логии и психиатрии. 1989 №3.

© 2010-2022