Статья «Развитие коммуникативной компетентности педагогов-психологов через участие в работе методического объединения»

Работая организатором и руководителем методического объединения педагогов-психологов более 10 лет, я столкнулась с проблемой молодых специалистов в том, что на начальных этапах своей деятельности им сложно представить себя, свой малый опыт и наработки. Причиной этого было не отсутствие знаний или умений, а недостаток коммуникативных навыков, зачастую боязнь быть непонятыми или непринятыми более опытными коллегами. Поэтому было решено провести ряд мероприятий, помогающих начинающим психологам в р...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие коммуникативной компетентности педагогов-психологов ДОУ через участие в работе методического объединения.

Ведерникова Любовь Валерьевна, методист

МКУ ГМЦ г. Зеленогорск, Красноярский край


  1. Коммуникативная компетентность педагога-психолога.

  2. Значение и роль методического объединения в развитии коммуникативной компетентности педагогов-психологов.

  3. Формы взаимодействия на МО с целью формирования коммуникативной компетентности.

  4. Эффективность развития коммуникативной компетентности (кол-во выступивших на МО, выход на городские и другие мероприятия, статистика участия в мероприятиях).

Качество образования во многом определяется компетентностью и уровнем профессиональной деятельности педагога. Коммуникативная компетентность психолога, по мнению исследователей Алёшиной Ю.Б.и Абрамовой Г.С., является «сердцевиной профессионализма психолога», потому что общение с людьми составляет сущность профессии психолога.

Коммуникативный компонент профессиональной компетентности включает:

1. Умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, проводить диагностирование личностных свойств и качеств собеседника.

2. Вырабатывать стратегию, технику и тактику взаимодействия с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально-значимых целей.

3. Идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнёром по общению и эмпатийно относится к нему.

В структуру коммуникативной компетентности включаются:

- коммуникативные знания,

- коммуникативные умения,

- коммуникативные способности.

Анализируя работу начинающих психологов ДОУ были выявлены ряд затруднений:

- специалисты затруднялись в вопросах «Что проводить?», « Как проводить?», « Как сделать так, чтобы тебя слушали и слышали?»;

- испытывали трудности в установлении контакта с воспитателями в целях единого воздействия на ребёнка, в умении отстоять свою точку зрения и доказать важность и необходимость адекватных методов и способов взаимодействия с детьми;

- консультирование родителей сопровождалось неуверенность, скованностью при обсуждении проблем ребёнка;

- не достаточно сформированы навыки делового общения с администрацией дошкольного учреждения.

Чаще всего это практически не связано с развитием речи, информированности или словарным запасом начинающего психолога, а объясняется отсутствием опыта участия в дискуссиях. Этот недостаток усугубляется тем, что, требования к современному психологу - профессионалу чрезвычайно высоки. Он должен не только уметь грамотно изложить свою позицию, но и быть убедительным, ярким и оригинальным в качестве организатора и участника диалога.

Существующее в городе методическое объединение педагогов-психологов ДОУ стало реальной площадкой для формирования коммуникативной компетентности, навыков эффективного взаимодействия, практически школой начинающего специалиста.

Задачи методобъединения в этом направлении:

- способствовать развитию невербальных и вербальных средств передачи информации, активного слушания, партнёрских отношения и рефлексии;

- формировать способность конструктивно строить взаимоотношения с окружающими;

- формировать навыки позитивного общения.

Методы: беседы, ролевые и деловые игры, информирование, дискуссия, рефлексивное обсуждение, тренинговые упражнения.

Занятия методического объединения проводятся 1 раз в квартал, участники - 23 педагога-психолога городских дошкольных образовательных учреждений. Руководителем данной площадки является опытный педагог-психолог ДОУ, который выбирается коллегиально на методическом объединении. При планировании работы на учебный год учитываются запросы и пожелания всех участников методического объединения. В содержание каждого занятия, помимо основных тематических вопросов, включаются вопросы по развитию коммуникативной компетентности. Учитывая особенности контингента и уровня профессиональных навыков на занятиях планируются задания и упражнения для начинающих специалистов в данном направлении.

Формы работы для формирования коммуникативных знаний.

Для определения уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений педагогам был предложен тест коммуникативных умений Л.Михельсона (адаптация Ю.З. Гильбуха).

На занятии была предложена для изучения и анализа книга А.Пиз «Язык телодвижений», проведён тест-анализ «Барьеры общения».

Начинающим педагогам была предложена памятка, в которой содержались вопросы: «Есть ли у детей и взрослых потребность в общении с Вами?», «Как часто они стремятся привлечь Ваше внимание к себе?», «Отвечаете ли Вы на попытки вступить в общение с Вами?», «Какие признаки наличия потребности общения с вами считаете главными?». Использование этой памятки стало ценным для самооценки педагога взаимодействия с окружающими.

Формы и способы взаимодействия для формирования коммуникативных умений.

Для формирования навыков стимулирования внимания партнёров по общению на занятиях использовались упражнения для активного слушания: прослушивая представления положительных практик, психологи должны были подготовить несколько любых вопросов о прослушанном, задать вопросы на понимание, уточнения и т.д.

Средствами формирования коммуникативных умений послужили групповые дискуссия «Психолог - кто он?», «Почему психолог похож на кота?», ролевые игры «Отказ», «Претендентка», прогрывание игровых ситуаций. Данные формы работы научили участников задавать различного вида вопросы (открытые, закрытые, альтернативные), помогли в овладении навыкам ведения беседы, конструктивного разговора.

Для формирования умения правильно понимать людей, на занятиях использовались упражнения, направленные на контроль позы, контроль выражения лица, контроль социальной дистанции, контроль тона и громкости голоса, понимание социальных сигналов собеседника и др. (Сидоренко Е.В. «Тренинг коммуникативной компетентности»).

Удачной формой стал «Психологический КВН». Путём жеребьёвки педагоги разделились на 2 команды по 6 человек и состязались в выполнении различных заданий: «радужный человечек», «психологическая перестрелка», «ожившие картины», «сочинялочка». Это дало возможность продемонстрировать навыки коммуникации, самопрезентации, отстаивать точку зрения в команде, формировало творческую атмосферу в группе.

Традиционной формой стало проведение тренинговых занятий. Такие занятия проводятся один раз в год, на базе дошкольного учреждения в спортивном или музыкальном зале. Первое занятие было подготовлено методистом-психологом, последующие занятия педагоги-психологи по очереди готовят самостоятельно, объединяясь по 2-3 человека. Такие занятия-тренинги стали популярны в данном сообществе, поскольку дают возможность самовыражения, демонстрации своих профессиональных умений и навыков среди коллег. Трнинги включают элементы танцевальной терапии, арт-терапии, телесной терапии, ролевые игры и упражнения, элементы психогимнастики, упражнения и задания, предполагающие выполнение в команде, в парах, групповые дискуссии.

Формы работы направленные на развитие коммуникативной компетентности, сочетались и с методическими формами. Например, организуя презентацию предметно-развивающей среды в кабинете, каждый специалист объяснял коллегам о рациональном размещении и использовании пособий, игрового оборудования и.т.д. После видео просмотров занятий с детьми психологи в обязательном порядке проводили самоанализ деятельности, заслушивали мнения коллег об увиденном. Это способствовало более чёткому анализу деятельности, помогало изменять коммуникативное поведения.

Изучая с педагогами тему «Медико-психолого-педагогический консилиум» была организована деловая игра. Каждый педагог-психолог «получил роль» одного из участников консилиума (воспитатель, психолог, логопед, муз.руководитель, врачи т.д.), а в качестве «проблемного» ребёнка был выбран сказочный герой Буратино. Живое обсуждение данного персонажа выявило его психологические характеристики, личностные особенности и по итогам консилиума была составлена психологическая характеристика и программа индивидуального сопровождения. Такая деловая игра помогает отстаивать свою точку зрения, вести деловое общение, помогает проявить профессиональные навыки.

Эффективность

В процессе занятий отмечается положительная тенденция вступления в деловое конструктивное общение, умение получать обратную связь, умение преодолевать коммуникативные барьеры.

Увеличение количества педагогов-психологов с предложениями представить свой педагогический опыт на различном уровне.

За последний учебный год представили опыт работы на «Неделе педагогического мастерства» - 5 человек, на «Педагогическом марафоне» - 9 человек, на мероприятиях краевого уровня - 12 человек.

Литература

  1. Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности. - С-П.: Речь, 2008. - 208с.

  2. В. В. Васильев. Психологические эффекты в практике педагогов. - М.: Аркти, 2004. - 96с.

  3. Г. Э. Бреслав. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. - С-П.: Речь, 2006. - 144с.

4

© 2010-2022