Урок Человек и профессия

Раздел Школьному психологу
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок Человек и профессияТема. Человек и профессия.

ПРИВЕТСТВИЕ

В начале участники группы обмениваются мнениями и

1. "С каким настроением вы сегодня пришли на занятие?"

2. "Хотелось ли вам сегодня прийти в группу?" "Чего вы ждете от сегодняшнего занятия?"

Упражнение-эмоциональная настройка "Истории из сумки"

Участники по очереди достают из сумки любой предмет и от его имени презентуют себя. Например "Я заколка для волос, очень красивая, полезная, всегда на виду, ко мне часто касаются, стою дорого, но выгляжу просто ..."

Упражнение «Ноев ковчег»

Каждый участник получает карточки, на которых написаны названия животных (должно быть по 2 карточки с одинаковым названием животных, но разных по половой принадлежности).

Ведущий начинает игру так: «Во времена всемирного потока, когда библейский праведник Ной собрал в свой ковчег» каждой твари по паре«, вывез их на сушу, была темная-темная ночь. Животные, чтобы найти свою пару, вынуждены были ориентироваться только на слух. Все они стали громко кричать на своем языке. Сейчас вы посмотрите, название какого животного написано в вашей карточке, (никому не показывайте). Только знайте, что в этой комнате находится ваша пара. Теперь закройте глаза и по моей команде начинайте издавать звуки, соответствующие вашему животному. Ваша задача -з по звукам найти свою пару. Открыть глаза можно будет только по моей команде.

Πонятие о темпераменте. Самодиагностика

Само слово темперамент в переводе с латинского языка означает соотношение частей, соразмерность. Впервые это понятие в обиход ввел древнегреческий врач Гиппократ. Он полагал, что различия между людьми объясняются соотношением в их теле жидкостей (кровь, лимфа, желчь). По его убеждению, у сангвиников преобладает кровь, у холериков - желтая желчь, у флегматиков - слизь, или лимфа, у меланхоликов - черная желчь.

Что следует понимать под темпераментом? Это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения. Психологи считают, что в «чистом» виде каждый тип темперамента встречается редко. Большинство людей соединяют в себе черты разных типов. Свойства темперамента, определяя динамическую сторону личности, наиболее устойчивы и постоянны, потому что по сравнению с другими психическими особенностями они в наибольшей степени связаны с особенностями высшей нервной деятельности.

По внешним проявлениям человека можно определить его тип темперамента. Однако необходимо понимать и помнить, что темперамент характеризует лишь динамичность личности, но не дает информации о ее убеждениях, взглядах, интересах, не является показателем ценности личности, не определяет ее возможности.

САНГВИНИК стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на окружающие события, общителен. Он увлекается всем, что ему приятно. В основе его поведения - стремление к наслаждению. Эмоции сангвиника (в основном положительные) быстро возникают и не долго продолжаются. Неудачи им переживаются сравнительно легко. Сангвиник доверчив, легковерен, непостоянен. При неблагоприятных условиях его подвижность может смениться отсутствием сосредоточенности, поверхностными суждениями, поспешностью в действиях.

ХОЛЕРИК склонен к резким сменам настроения, энергичен, стремителен, порывист, быстро воспламеняется, подвержен эмоциональным срывам, бывает агрессивен. Мало размышляет и решительно действует. В сложных ситуациях может терять контроль ад своими эмоциями.

ФЛЕГМАТИК хладнокровен, медлителен, спокоен, не сразу поддаётся чувствам, обычно отличается постоянством.он не склонен к принятию скоропалительных решений, свои страдания переносит терпеливо, спокойно реагирует на переживания других, жалуется редко, с трудом переключается с одного вида деятельности на другой и плохо приспосабливается к новой обстановке. При неблагоприятных условиях у флегматика может развиться апатия, склонность к выполнению однообразных, привычных действий.

МЕЛАНХОЛИК склонен к депрессии, печали, подавленности. Внешне он слабо выражает свои чувства и нередко воспринимает отношение к себе окружающих как пренебрежение, недооценку. Страдает глубоко, утешается с большим трудом. При неблагоприятных условиях у меланхолика может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчуждённость.

Данный тест состоит из 4 частей, в каждой части - 20 утверждений, характеризующих определенный тип темперамента. Вам нужно будет согласиться или не согласиться с каждым утверждением в зависимости от того, насколько оно применимо к вам.

Часть 1

  1. Я суетлив и неусидчив.

  2. Я несдержан и вспыльчив.

  3. Я нетерпелив.

  4. Я резок и прямолинеен в общении.

  5. Я часто являюсь инициатором всевозможных мероприятий.

  6. Я упрям.

  7. В споре я очень находчив.

  8. Мне трудно соблюдать определенный ритм в работе.

  9. Я часто иду на риск.

  10. Я не помню обид.

  11. Я говорю очень быстро и возбужденно.

  12. Я неуравновешен и часто горячусь из за мелочей.

  13. Я нетерпим к недостаткам других.

  14. Я люблю дразнить людей.

  15. Моя мимика очень выразительна.

  16. Я быстро принимаю решения.

  17. Меня привлекает все новое.

  18. Мои движения порывисты и резки.

  19. Я всегда настойчиво иду к поставленной цели.

  20. У меня часто без особых причин меняется настроение.

Часть 2

  1. Я - жизнерадостный человек.

  2. Я энергичен и всегда знаю, куда направить свою энергию.

  3. Я не всегда довожу до конца то, что начал.

  4. Я часто себя переоцениваю.

  5. Все новое я схватываю буквально на лету.

  6. Мои интересы непостоянны.

  7. Свои неудачи я переживаю довольно легко.

  8. Мне легко приспособиться к практически любым обстоятельствам.

  9. Любое дело, которым я занимаюсь, увлекает меня.

  10. Как только мой интерес к делу угасает, я, как правило, бросаю его.

  11. Я легко включаюсь в новую работу, а также переключаюсь с одного вида деятельности на другой.

  12. Монотонная кропотливая работа угнетает меня.

  13. Я общителен и отзывчив, у меня много друзей.

  14. У меня высокая работоспособность, я очень вынослив.

  15. Я говорю обычно громко, быстро и четко.

  16. Даже в сложных и непредвиденных обстоятельствах я не теряю самообладания.

  17. Я всегда доброжелательно настроен.

  18. Я обычно без труда засыпаю и просыпаюсь.

  19. Я часто принимаю поспешные, необдуманные решения.

  20. Иногда я слушаю кого-то невнимательно, не вникая в суть рассказа.

Часть 3

  1. Обычно я спокоен и хладнокровен.

  2. Во всех своих делах я придерживаюсь определенной последовательности.

  3. Обычно я рассудителен и осторожен.

  4. Я спокойно переношу ожидание.

  5. Если мне нечего сказать, я предпочитаю молчать.

  6. Моя речь размеренна и спокойна, без яркой эмоциональной окраски.

  7. Я сдержан и терпелив.

  8. Я обычно довожу то, что начал, до конца.

  9. Я не трачу силы на пустяки, но могу быть очень работоспособным, если вижу, что дело того стоит.

  10. В работе и в жизни я придерживаюсь привычной схемы.

  11. Мне легко сдержать свои эмоции.

  12. Похвала или критика в мой адрес мало волнуют меня.

  13. К шуткам в свой адрес я отношусь снисходительно.

  14. Мои интересы отличаются постоянством.

  15. Я медленно втягиваюсь в работу или переключаюсь с одного вида деятельности на другой.

  16. Обычно у меня ровные отношения со всеми.

  17. Я аккуратен и люблю порядок во всем.

  18. Мне трудно адаптироваться к новой обстановке.

  19. Я очень выдержан.

  20. Контакт с новыми людьми я налаживаю постепенно.

Часть 4

  1. Я застенчив и стеснителен.

  2. В незнакомой обстановке я чувствую себя растерянным.

  3. Мне трудно заговорить с незнакомым человеком.

  4. Порой я не верю в свои силы.

  5. Я спокойно переношу одиночество.

  6. Неудачи угнетают меня.

  7. Иногда я надолго ухожу в себя.

  8. Я быстро утомляюсь.

  9. Я говорю очень тихо, иногда почти шепотом.

  10. Я всегда подстраиваюсь под моего собеседника.

  11. Иногда что то впечатляет меня настолько, что я не могу сдержать слез.

  12. Я очень чувствителен к похвале или критике.

  13. Я предъявляю высокие требования к себе и окружающим.

  14. Я бываю мнительным и подозрительным.

  15. Я легкоранимый человек.

  16. Меня легко обидеть.

  17. Я предпочитаю скрывать свои мысли от окружающих.

  18. Я робок и малоактивен.

  19. Я обычно безропотно подчиняюсь приказам.

  20. Мне хотелось бы вызвать у окружающих сочувствие ко мне.

Инструкции

Подсчитайте общее количество положительных ответов (А).

Подсчитайте количество положительных ответов отдельно в каждой части (A1, A2, A3, A4).

Вычислите процент положительных ответов по каждому типу темперамента:

  • холерик = (А1/А) х 100%;

  • сангвиник = (А2/А) х 100%;

  • флегматик = (А3/А) х 100%;

  • меланхолик = (А4/А) х 100%.

Полученные результаты будут означать, какую часть в вашем темпераменте составляет каждый из этих типов.

Результаты теста

Если результат по какому либо типу равен 40% или выше, то данный тип темперамента у вас является доминирующим.

Если результат по какому либо типу равен 30-39%, то черты, характерные для этого типа, выражены у вас достаточно ярко.

Если результат по какому либо типу равен 20-29%, то уровень выраженности характерных для этого типа темперамента черт у вас средний.

Если же результат составил 10-19%, то черты данного типа темперамента у вас выражены слабо.

Определение типа темперамента:

- Буратино (фильм «Приключения Буратино») - Сангвиник

- Карлсон (фильм «Приключения Малыша и Карлсона») - Холерик

- Кот Матроскин («Приключения в Простоквашино») - Флегматик

- Ослик Иа (мультфильм «Винни-Пух и его друзья») - Меланхолик

Тест «Нарисуем свой характер»

Инструкция: перед вами 12 квадратов с незаконченными рисунками, нужно дорисовать все то, что вам захочется и покажется необходимым.

Интерпретация (только важных для лидерства качеств):Урок Человек и профессия

1. Отношение к себе и представление о себе: улыбающаяся или смешная рожица, фигурка - свидетельствует о хорошем чувстве юмора, дипломатичности и широкой натуре; солнце - часто берет на себя роль лидера.

2. Общительность: изображение чего-то выходящего за пределы внутреннего квадрата - беспокойный, экстравертированный характер; одинокий домик или символ жилища - признак тоски по домашнему теплу; рисунок расположен во внутреннем квадрате и вне его - интересы в правильной пропорции делятся между домом и окружающим миром.

3. Целеустремленность: стрела, летящая в цель, то есть мишень - развитое честолюбие и способность упорно работать для достижения своей цели; рисунок дополнен другими линиями или стрелами - честолюбие, но не уверенность в своей цели; что-то иное, не похожее на символы стрелы и мишени - возможно, неуправляемый, мятежный человек.

4. Дружба: много значков, изображений, рисунков означает много друзей.

5. Неактуально.

6. Особенности общения: подчинение рисунку означает обладание редкой способностью быстро и легко располагать к себе чужих, незнакомых людей; непринятие рисунка (угловатый геометрический узор) - в отношениях с обществом, возможно, преобладают стремление к власти, обладанию, диктату.

7. Уверенность: рисунок над расположенной посредине волнистой линией - чувство безопасности; если наоборот - мало веры в свои силы; изображение утопающего или тонущего предмета - тревожит будущее; цепочка или линейный орнамент - способность упорно трудиться, сознательно, редкими ошибками.

8. Интересы: то, что вы изображено в пустом квадрате, обозначает круг интересов.

9. Дисциплинированность: подчинение рисунку, дополнив его квадратами или другими геометрическими фигурами, так что получился симметричный узор - дисциплинированность и умение организованно работать в коллективе; квадратик черного цвета заштрихован, картинка с кривыми линиями, несимметричная и непохожая на правильное геометрическое построение - нет склонности признавать авторитеты, упрямство и настойчивость.

10. Независимость: круги просто замкнуты - постоянно необходима защита и поддержка, предпочитает не решать ничего самостоятельно; незамкнутые круги - независимость, наличие в жизни определенных целей; человеческое ухо - скрытный характер.

11. Соперничество: рисунок выглядит как элемент какой-либо настольной игры - наличие в характере духа соревнования, некоторой напористости.

12. Фантазия: точки использованы как составная часть картинки (муравей, заячий хвост, зерна, которые клюют птицы и т. п.) - соответствующее воображение; затушеванные точки или соединены в круг - логическое мышление и практический склад ума.

Упражнение "Волшебная рука"

Каждый участник группы на листе бумаги сверху пишет свое имя, затем обводит свою руку карандашом. На каждом пальце предлагается написать какое-либо свое качество, можно раскрасить пальцы в разные цвета. Затем <ладошки> пускаются по кругу и другие участники между пальцев могут написать другие качества, которые присущи тому, чья ладошка.

Обсуждение:
Что нового ты узнал о себе? Акцент при обсуждении ставится на том, что есть доля правды о нас и в том, как мы себя воспринимаем, и в том, как видят нас другие люди.

Упражнение «Доверяющее падение"

Цель:

- формирование навыков психомоторного взаимодействия;

- сокращение коммуникативной дистанции между членами группы.

Участники образуют большой круг. Один человек встает в центр круга. Он должен упасть на руки кому-либо из круга, для этого нужно закрыть глаза, расслабиться и падать назад. Каждый должен иметь возможность падать и ловить.

По окончании задания группа обсуждает впечатления от выполненного упражнения


© 2010-2022