- Преподавателю
- Школьному психологу
- Методическая разработка урока профессионального самоопределения Профессиограмма
Методическая разработка урока профессионального самоопределения Профессиограмма
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Москалёва О.В. |
Дата | 29.09.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: «Профессиограмма»
Продолжительность урока: 45 минут.
Особенность урока: интеграция в уроке профессионального самоопределения по теме "Профессиограмма» тем о классах профессий, об условиях труда, профессиональных компетенциях, о оптимальных моделях взаимодействия с окружающими людьми на ряду с повышением психологической культуры.
Интеграция возможна на основе применения различных способов организации деятельности обучающихся через применение личностно-ориентированной технологии А.Якиманской как эффективного способа развития способностей обучающихся выполнять алгоритмированные тестовые материалы.
Лейтмотив урока: « Все хотят, чтобы что-нибудь произошло, и все боятся, как бы чего-нибудь не случилось».
Б.Окуджава
Личностно-ориентированная технология:
Познавательный стиль ученика и обучающий стиль ребенка согласованы в процессе обучения.
Разноуровневый подход - ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.
Личностно-ориентированная технология- это механизм перехода к новому техно - промышленному и социо - культурному укладу и способом формирования резервных систем развития.
Участники урока: ученики 9 класса
Цель урока: моделирование поведения учащихся в тренинге в соответствии с персонифицированной профессиограммой.
Для развития проективно-профессинальных компетенций в тренинге создание ситуации, при которой учащиеся на практике будут использовать полученные на уроках навыки.
Задачи предметные:
-
Образовательная:
-
Создать условия для обогащения представления старшеклассников профессий
-
познакомить обучающихся с ресурсом личной профессиограммы;
-
проверить с помощью упражнений знания о составляющих профессионального успеха
2. Воспитательная:
-
прививать интерес к карьерному росту человека в его деятельности;
-
воспитывать чувство ответственности, коллективизма, коммуникабельности через работу в группе.
3. Развивающая:
-
развивать навыки устной монологической, диалогической речи;
-
развитие артистических способностей и творческого мышления;
-
пополнит личный опыт участников тренинга в результате ролевого проигрывания;
-
развивать творческое мышление при выполнении нестандартных заданий;
-
развивать навыки тестирования;
-
развивать приемы и навыки рефлексивной практики.
4. Здоровьесберегающая:
-
соблюдать правила и нормы САНПиН;
-
выполнять в системе комплекс физических упражнений, в том числе психогимнастику и гимнастику для глаз;
-
контролировать временные рамки работы и чередования разных видов (разного рода) активности.
Оборудование урока:
-
учебники «Профессиональное самоопределение школьников Москвы»(учебное пособие для учащихся 9-11 классов)
-
Оборудование для тренинга:мяч,колокольчики,дискс музыкальными фразами(Аккордеон, французские напевы)
-
презентации детей,
-
игровые задания на электронном и бумажном носителях,
-
текстовые файлы с заданиями,
-
материалы Интернета
-
маркеры
-
игрушка-симваол
-
бумага
-
цветные карандаши
-
пастель
Технические средства обучения:
-
ноутбуки "Aquarius";
-
ОС Windows XP;
-
Microsoft Office 2003;
Ход урока:
Игротренинг.
Время
Организационный момент
1 мин
Приветствие учащих-ся.Разминка
Упражнение «Имя и профессия»
Все участники представляются по имени и называют профессию, которая начинается с их имени.
3 мин
Игра«Самая-самая»
Предлагается каждому участнику по очереди выйти в центр круга и изобразить с помощью мимики и жестов те профессии, которые соответствовали бы следующим характеристикам:
-
Самая сладкая профессия;
-
Самая денежная профессия;
-
Самая волосатая профессия;
-
Самая неприличная профессия;
-
Самая смешная профессия;
-
Самая зеленая профессия;
-
Самая детская профессия;
-
Самая серьезная профессия.
Основной этап урока
7 мин
Ролевая игра«Наход-чивость»
Успех связан с нашей деятельностью, желанием реализовать себя в том или ином деле. В профессиональной деятельности бывают проколы и случайности. Специалист должен уметь выбраться из критической ситуации. Мы попробуем сейчас в игре выйти из разных ситуаций.
Вся группа делится на подгруппы по 5 человек и каждая погруппа получает задание:
-
У адвоката пропадает голос, а его слово сейчас решающее;
-
У певицы во время концерта кааб-лук попадает в щель и она падает;
-
У электрика во время работы вдруг исчезает изолента;
-
У продавца при сдаче денег вдруг оказывается лишней огромная сумма денег;
-
Во время спектакля у артиста отпадает приклеенный нос;
-
Менеджер спешит на важную деловую встречу, из-за угла на полном ходу пролетает джип и обливает его грязью с ног до головы.
Затем - представление каждой подгруппой своего решения.
1 мин
Введение правил тренинга.
(звучит музыка инструментальная)
Представление правил тренинга:
-
Доверительный стиль общения.
-
Общение по принципу «Здесь и сейчас»
-
Высказываться от собственного имени.
-
Конфиденциальность всего проис-ходящего.
-
Недопустимость оценок в адрес другого.
-
Активное участие во всех упраж-нениях.
-
Принцип активного слуша-ния(уважение к говорящему)
10 мин
Игра «Нужные люди»
Сегодня наш разговор о людях успешных, о нас с вами, как мы понимаем, что такое «успех» и как это понятие связано с профессиональной деятельностью. Предлагается классу рассчитаться на 1-5.
Затем все одинаковые номера объеди-няются в группы. Каждая группа полу-чает задание: составить список про-фессий в какой-то сфере деятельности.
-список профессий для фирмы,занимающейся производством хлебобулочных изделий;
- список профессий для фирмы, занимающейся строительством жилых домов;
-список профессий для фирмы, занимающейся созданием телепередач;
-список профессий для фирмы, занимающейся охраной частной собственности;
-список профессий для фирмы, занимающейся перевозкой грузов и пассажиров;
-список профессий для фирмы, занимающейся полиграфической деятельностью.
По окончанию работы выходит от каждой подгруппы один представитель
и зачитывает список тех профессий, которые были составлены ими.
10 мин
Упражнение «Символ моего дела»
Ведущий предлагает объединиться в группы по три человека и создать символ своего будущего профес-сионального дела,как если бы они были владельцами компании. Для начала необходимо выбрать геометрическую фигуру(круг,квадрат. Треугольник, прямоугольник или многоугольник), в ней и будет красоваться символ. Цветовая гамма не ограничена.Но есть одно условие: символ должен отражать содержательную сторону деятельности фирмы, то есть отвечать на вопрос, какие услуги предоставляет фирма.
Затем символы фирм собирают-ся, перемешиваются и каждому участнику предлагается высказать свои предпо-ложения относительно того, что произ-
водит фирма и чья это фирма.
7 мин
Мини-практикум: трудоустройство сказочных героев
На карточках у Вас персонажи сказок(Баба Яга,Карлсон,Змей Горынович, Алеша Попович,царевна Несмеяна,домовенок Кузя,Водяной) Ваша задача убедить всех, что этот персонаж хорошо выполнит работу в конкретном агентстве и в качестве кого.
Подведение итогов урока
2 мин
4мин
Рефлексия
Участники высказывают свои мысли, возникшие во время тренинга
Пожелания в кругу «Свеча мнения»
Участники тренинга передают по кругу горящую свечу и высказывают пожелания друг другу .
45 мин