Методическая разработка урока профессионального самоопределения Профессиограмма

Выбор профессии — один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Человека, выбирающего свою будущую профессию, называют оптантом (от латин. optacio — желание, избрание). Стадия выбора должна завершиться оформлением реалистического и достаточно четкого представления о той профессиональной общности, в которую подрастающий человек в будущем включит себя.   Количество профессий в наши дни измеряется пятизначным числом, ...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Профессиограмма»

Продолжительность урока: 45 минут.

Особенность урока: интеграция в уроке профессионального самоопределения по теме "Профессиограмма» тем о классах профессий, об условиях труда, профессиональных компетенциях, о оптимальных моделях взаимодействия с окружающими людьми на ряду с повышением психологической культуры.

Интеграция возможна на основе применения различных способов организации деятельности обучающихся через применение личностно-ориентированной технологии А.Якиманской как эффективного способа развития способностей обучающихся выполнять алгоритмированные тестовые материалы.

Лейтмотив урока: « Все хотят, чтобы что-нибудь произошло, и все боятся, как бы чего-нибудь не случилось».

Б.Окуджава

Личностно-ориентированная технология:

Познавательный стиль ученика и обучающий стиль ребенка согласованы в процессе обучения.

Разноуровневый подход - ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.

Личностно-ориентированная технология- это механизм перехода к новому техно - промышленному и социо - культурному укладу и способом формирования резервных систем развития.

Участники урока: ученики 9 класса

Цель урока: моделирование поведения учащихся в тренинге в соответствии с персонифицированной профессиограммой.

Для развития проективно-профессинальных компетенций в тренинге создание ситуации, при которой учащиеся на практике будут использовать полученные на уроках навыки.

Задачи предметные:

  1. Образовательная:

  • Создать условия для обогащения представления старшеклассников профессий

  • познакомить обучающихся с ресурсом личной профессиограммы;

  • проверить с помощью упражнений знания о составляющих профессионального успеха

2. Воспитательная:

  • прививать интерес к карьерному росту человека в его деятельности;

  • воспитывать чувство ответственности, коллективизма, коммуникабельности через работу в группе.

3. Развивающая:

  • развивать навыки устной монологической, диалогической речи;

  • развитие артистических способностей и творческого мышления;

  • пополнит личный опыт участников тренинга в результате ролевого проигрывания;

  • развивать творческое мышление при выполнении нестандартных заданий;

  • развивать навыки тестирования;

  • развивать приемы и навыки рефлексивной практики.

4. Здоровьесберегающая:

  • соблюдать правила и нормы САНПиН;

  • выполнять в системе комплекс физических упражнений, в том числе психогимнастику и гимнастику для глаз;

  • контролировать временные рамки работы и чередования разных видов (разного рода) активности.

Оборудование урока:

  • учебники «Профессиональное самоопределение школьников Москвы»(учебное пособие для учащихся 9-11 классов)

  • Оборудование для тренинга:мяч,колокольчики,дискс музыкальными фразами(Аккордеон, французские напевы)

  • презентации детей,

  • игровые задания на электронном и бумажном носителях,

  • текстовые файлы с заданиями,

  • материалы Интернета

  • маркеры

  • игрушка-симваол

  • бумага

  • цветные карандаши

  • пастель

Технические средства обучения:

  • ноутбуки "Aquarius";

  • ОС Windows XP;

  • Microsoft Office 2003;

Ход урока:

Игротренинг.

Время

Организационный момент

1 мин

Приветствие учащих-ся.Разминка

Упражнение «Имя и профессия»

Все участники представляются по имени и называют профессию, которая начинается с их имени.

3 мин

Игра«Самая-самая»

Предлагается каждому участнику по очереди выйти в центр круга и изобразить с помощью мимики и жестов те профессии, которые соответствовали бы следующим характеристикам:

  • Самая сладкая профессия;

  • Самая денежная профессия;

  • Самая волосатая профессия;

  • Самая неприличная профессия;

  • Самая смешная профессия;

  • Самая зеленая профессия;

  • Самая детская профессия;

  • Самая серьезная профессия.

Основной этап урока

7 мин

Ролевая игра«Наход-чивость»

Успех связан с нашей деятельностью, желанием реализовать себя в том или ином деле. В профессиональной деятельности бывают проколы и случайности. Специалист должен уметь выбраться из критической ситуации. Мы попробуем сейчас в игре выйти из разных ситуаций.

Вся группа делится на подгруппы по 5 человек и каждая погруппа получает задание:

  • У адвоката пропадает голос, а его слово сейчас решающее;

  • У певицы во время концерта кааб-лук попадает в щель и она падает;

  • У электрика во время работы вдруг исчезает изолента;

  • У продавца при сдаче денег вдруг оказывается лишней огромная сумма денег;

  • Во время спектакля у артиста отпадает приклеенный нос;

  • Менеджер спешит на важную деловую встречу, из-за угла на полном ходу пролетает джип и обливает его грязью с ног до головы.

Затем - представление каждой подгруппой своего решения.

1 мин

Введение правил тренинга.

(звучит музыка инструментальная)

Представление правил тренинга:

  • Доверительный стиль общения.

  • Общение по принципу «Здесь и сейчас»

  • Высказываться от собственного имени.

  • Конфиденциальность всего проис-ходящего.

  • Недопустимость оценок в адрес другого.

  • Активное участие во всех упраж-нениях.

  • Принцип активного слуша-ния(уважение к говорящему)

10 мин

Игра «Нужные люди»

Сегодня наш разговор о людях успешных, о нас с вами, как мы понимаем, что такое «успех» и как это понятие связано с профессиональной деятельностью. Предлагается классу рассчитаться на 1-5.

Затем все одинаковые номера объеди-няются в группы. Каждая группа полу-чает задание: составить список про-фессий в какой-то сфере деятельности.

-список профессий для фирмы,занимающейся производством хлебобулочных изделий;

- список профессий для фирмы, занимающейся строительством жилых домов;

-список профессий для фирмы, занимающейся созданием телепередач;

-список профессий для фирмы, занимающейся охраной частной собственности;

-список профессий для фирмы, занимающейся перевозкой грузов и пассажиров;

-список профессий для фирмы, занимающейся полиграфической деятельностью.

По окончанию работы выходит от каждой подгруппы один представитель

и зачитывает список тех профессий, которые были составлены ими.

10 мин

Упражнение «Символ моего дела»

Ведущий предлагает объединиться в группы по три человека и создать символ своего будущего профес-сионального дела,как если бы они были владельцами компании. Для начала необходимо выбрать геометрическую фигуру(круг,квадрат. Треугольник, прямоугольник или многоугольник), в ней и будет красоваться символ. Цветовая гамма не ограничена.Но есть одно условие: символ должен отражать содержательную сторону деятельности фирмы, то есть отвечать на вопрос, какие услуги предоставляет фирма.

Затем символы фирм собирают-ся, перемешиваются и каждому участнику предлагается высказать свои предпо-ложения относительно того, что произ-

водит фирма и чья это фирма.

7 мин

Мини-практикум: трудоустройство сказочных героев

На карточках у Вас персонажи сказок(Баба Яга,Карлсон,Змей Горынович, Алеша Попович,царевна Несмеяна,домовенок Кузя,Водяной) Ваша задача убедить всех, что этот персонаж хорошо выполнит работу в конкретном агентстве и в качестве кого.

Подведение итогов урока

2 мин

4мин

Рефлексия

Участники высказывают свои мысли, возникшие во время тренинга


Пожелания в кругу «Свеча мнения»

Участники тренинга передают по кругу горящую свечу и высказывают пожелания друг другу .

45 мин



© 2010-2022