Беседа для родителей Возможно ли обойтись без наказаний

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Беседа для родителей Возможно ли обойтись без наказанийБеседа для родителей Возможно ли обойтись без наказаний

Существует множество форм обучения правилам поведения в мире людей. Одна из них - наказание. В названии темы месяца стоит знак вопроса, который предполагает возможность выбора - воспитывать, не наказывая или воспитывать, наказывая ребенка.

Какие же бывают наказания?

Беседа для родителей Возможно ли обойтись без наказанийПервую группу составляют наказания, основанные на болевом ощущении, точнее на том, что страх боли не позволит ребенку в будущем действовать нежелательным образом.

Беседа для родителей Возможно ли обойтись без наказанийНаказания второго типа основаны на лишении родительской любви. И в том, и в другом случае воспитательный эффект достигается благодаря воздействию на чувства ребенка (страх перед болью и страх потерять любовь).

Беседа для родителей Возможно ли обойтись без наказанийТретья группа наказаний - наказания, связанные с лишением ребенка какого-либо удовольствия: развлекательного похода в зоопарк (цирк, парк аттракционов), просмотра любимых мультфильмов, чтения книжки вслух, ежедневной компьютерной игры. Такие виды наказаний, конечно, расстраивают ребенка, но не затрагивают напрямую чувств ребенка, а только ограничивают исполнение его желаний, точнее откладывают его на определенный срок - чаще всего до тех пор, когда он ребенок будет «вести себя хорошо и слушаться старших».

Беседа для родителей Возможно ли обойтись без наказанийБеседа для родителей Возможно ли обойтись без наказаний

Формы физических наказаний широко известны: ремень, шлепок, есть и более сильные телесные воздействия. Психологи против физических наказаний. У психологов на этот счет есть веский с точки зрения здравого смысла аргумент. Изменение «дурного» поведения на «хорошее» под воздействием физического наказания происходит, главным образом, в присутствии человека, который наказывал ребенка. Если же «бьющего» нет поблизости, то можно вести себя «плохо». Поэтому физическое наказание непригодно для формирования сознательного поведения ребенка в рамках человеческой морали. Кроме того, физические наказания приводят к тяжелым последствиям не только телесного свойства (травмы). Невидимые, психологические последствия драматичны, если не трагичны для складывающейся личности ребенка.

Беседа для родителей Возможно ли обойтись без наказанийВо-первых, можно «сломать» волю ребенка, превратив его в раба, изворотливую личность, неспособную принимать самостоятельные решения, радоваться жизни, иметь независимую позицию, делать свое дело, творить, реализовывать свой собственный потенциал. Во-вторых, результат может быть прямо противоположным. Ребенка долго, до подросткового возраста наказывали физически. Став физически сильным подростком, он начинает действовать тем же способом, которым воздействовали на него: бьет родителей, младших сверстников. Любое воздействие вызывает противодействие (протестные формы поведения) отрицательного характера: драки, наркотики, пьянки, убийства, ограбления и пр. Иначе говоря, положительные ценности, «вбиваемое кнутом» перерождаются в сознании ребенка в отрицательные, а отрицательные ценности становятся подражанием.

Беседа для родителей Возможно ли обойтись без наказаний

Беседа для родителей Возможно ли обойтись без наказанийСтавя ребенка в угол, не разговаривая с ним; уходя далеко от малыша на улице, «надевая» на лицо маску безразличия, осуждения; запирая в ванной, другой комнате, сказав, что не любите - Вы используете разные формы наказания лишением родительской любви. Лишение любви означает одиночество, беззащитность, вызывает страх и ужас в душе маленького человека.

Беседа для родителей Возможно ли обойтись без наказанийОтнимая у ребенка его небольшие радости (совместный с Вами поход в цирк или аквапарк, лишение сказки на ночь или мультфильма после ужина, запрещение любимого ребенком увлечения) Вы огорчаете его. Ребенок злится, расстраивается, обижается на Вас за такое наказание, тем более, что «Вы давно обещали» сводить его в парк, а теперь все эти долгие ожидания не оправдались. Эффект от такого наказания может быть настолько сильным, что малыш потеряет интерес к полюбившемуся делу или затаит серьезную обиду на взрослых.

На первый взгляд, и физические наказания, и наказания лишением любви, и наказания лишением удовольствия неприемлемы из-за своих последствий для складывающей личности. Но без наказаний воспитание не всегда получается. Недостаточно один раз сказать ребенку, как нужно поступать, для того, чтобы он понял и запомнил правила поведения. Поэтому, в некоторых (крайних) случаях, наказания можно применять, обязательно соблюдая при этом определенные условия.

Беседа для родителей Возможно ли обойтись без наказаний


Беседа для родителей Возможно ли обойтись без наказанийПервое, самое главное условие - любовь к ребенку, которую он чувствует повседневно, в которой он абсолютно уверен. Иначе говоря, ребенок, заслуживший конкретное наказание из-за плохого поведения, знает что теряет, но, к счастью, уверен, что совсем потерять эту любовь нельзя. Практическое воплощение наказания - ответ взрослого на поступок ребенка, а не на его личностные характеристики. Для того, чтобы соблюдать правила поведения, ребенку, как и нам с Вами, нужно понимать смысл этого правила. «А почему нельзя засовывать пальчик в розетку?», «А почему нельзя играть ножиком?», «А почему нельзя брать чужое?» Маленький ребенок не знает,

что можно делать, а чего нельзя. Задача родителей - не только объяснить, что такое «хорошо», и что такое «плохо», но и объяснить малышу, почему это так.

«Воспитание человека начинается вместе с рождением его», - писал Ж.Ж. Руссо «…прежде чем говорить, прежде чем слышать, он уже обучается».

Беседа для родителей Возможно ли обойтись без наказаний

Опыт предшествует урокам. Правильно организованный взрослыми, опыт не только наказаний, но и поощрений, способствует нормальному психическому развитию ребенка, а значит и усвоению моральных норм того общества, в котором предстоит жить ребенку.



© 2010-2022