Психолого-педагогического сопровождения адаптационного периода обучающихся 5-х классов в условиях перехода на ФГОС

реализация системы комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся, включающую комплексные исследования, мониторинг динамики развития, успешности освоения основной образовательной программы основного общего образования; реализация системы внитришкольного мониторинга образовательных достижений (личностных, метапредметных, предметных) обучающихся; оказание консультативной помощи учителям школы по вопросам организации эффективного обучения в условия...
Раздел Школьному психологу
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН

психолого-педагогического сопровождения адаптационного периода обучающихся 5-х классов в условиях перехода на ФГОС



Цель психолого-педагогического сопровождения:

  • обеспечение адаптированности обучающихся 5 классов в среднее звено школы;

  • обеспечение системы мониторинга формирования универсальных учебных действий в условиях введения ФГОС

Задачи:

  • реализация системы комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся, включающую комплексные исследования, мониторинг динамики развития, успешности освоения основной образовательной программы основного общего образования;

  • реализация системы внитришкольного мониторинга образовательных достижений (личностных, метапредметных, предметных) обучающихся;

  • оказание консультативной помощи учителям школы по вопросам организации эффективного обучения в условиях введения ФГОС, составление индивидуальных программ интеллектуального развития обучающихся, работа с обучающимися «группы риска»;

  • повышение уровня психолог-педагогической компетентности педагогов, родителей, обучающихся;

  • профилактика возникновения проблем развития обучающихся.

Предмет деятельности: ситуация развития обучающихся в период адаптации при переходе в основную школу, где ситуация развития рассматривается как система отношений ребенка с миром, окружающими (взрослыми и сверстниками), с самим собой.

Субъект деятельности: обучающиеся 5-х классов школы.

Основные направления деятельности:

1.Организационно-методическое направление:

Оказание консультативной помощи учителям по вопросам организации эффективного обучения, контроль за функционированием образовательной среды и реализация системы мониторинга формирования универсальных учебных действий.

2.Работа с обучающимися.

Раннее выявление обучающихся «группы риска», решение кризисных ситуаций развития в период адаптации, развитие познавательных и интеллектуальных способностей обучающихся, решение задач личностного самоопределения и саморазвития.

3.Работа с родителями.

Психолого-педагогическое просвещение (повышение уровня психолого-педагогической компетентности), вовлечение родителей в образовательное пространство каждого ребенка, что достигается через осознание каждым родителем значимости познавательной деятельности ребенка, ее особенностей, специфики и зависимости от благоприятного климата в семье; раннее выявление дезадаптированных семей; помощь в решении различного рода кризисных ситуаций.

Виды работ по психолого-педагогическому сопровождению:

  • диагностика (групповая, индивидуальная);

  • консультирование (индивидуальное, групповое);

  • психолого-педагогическое просвещение (формирование психолого-педагогической культуры; развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, учителей, родителей);

  • профилактика;

  • организационные виды деятельности.



Содержание видов деятельности по психолого-педагогическому сопровождению адаптационного периода обучающихся 5-х классов на 2013/2014 учебный год.

п.п.

содержание деятельности

вид деятельности

цель

сроки

1.

исследование уровня адаптированности обучающихся 5-х классов к обучению в среднем звене школы;

изучение уровня тревожности обучающихся;



изучение уровня школьной мотивации обучающихся


диагностика

отслеживание протекания процесса адаптации, своевременное оказание помощи обучающимся «группы риска»

октябрь-ноябрь

2013 учебного года

2.

проведение комплексного исследования по выявлению уровня сформированности универсальных учебных действий (диагностический комплект «Прогноз и профилактика трудностей в обучении»



исследование коммуникативных УУД

диагностика

выявление динамики развития

декабрь.























март-апрель

3.

участие в работе психолого-педагогических консилиумов

просвещение

освещение проблем развития интеллектуальных и личностных особенностей обучающихся, прогноз трудностей в обучении отдельных групп обучающихся

по графику проведения

консилиума


4.

проведение родительских собраний по темам:

«Сложности адаптационного периода в 5 классе»



«Роль родителей в формировании личности обучающихся»

«Почему учиться трудно?"

просвещение

повышение психолого-педагогической компетентности родителей









сентябрь







декабрь







февраль

5.

составление рекомендаций для учителей, родителей по профилактике и своевременной коррекции трудностей в обучении и воспитании детей в период адаптации

организационно-методическая

оказание помощи родителям и учителям по повышению уровня психологической компетентности

октябрь-ноябрь

6.

проведение коррекционно-развивающих занятий с группой обучающихся по программе «Первый раз в 5 класс»

коррекционно-развивающая

профилактика трудностей в обучении

в течение года

7.

составление рекомендаций для обучающихся и их родителей, имеющих проблемы в обучении

коррекционно-развивающая

помощь обучающимся в прохождении адаптационного периода

в течение года

8.

проведение индивидуальных консультаций для родителей по вопросам обучения и воспитания детей (по графику)

консультирование

оказание помощи родителям в конфликтных и проблемных ситуациях, связанных с воспитанием детей

в течение года

9.

проведение индивидуальных консультаций для учителей-предметников, классных руководителей по проблемам, возникающим у обучающихся в адаптационный период, способах их разрешения, по вопросам разработки индивидуальных учебных планов

консультирование

оказание помощи учителям, корректировка их действий

в течение года

10.

изучение состава и структуры семей обучающихся

профилактика

своевременное выявление дезадаптирован-

ных семей

сентябрь

11.

проведение воспитательных мероприятий в классе (тематические классные часы)

просвещение, профилактика

учет потребностей обучающихся класса и их родителей, профилактика возможных проблемных ситуаций

в течение года









ИНФОРМАЦИЯ

для размещения на сайте школы





п/п

тема

сроки

1.

«Положение ребенка в школе и его отношения в коллективе. Социальный рейтинг ребенка, репутация»


сентябрь

2.

«Как поддерживать у школьников желание учиться. Мотивация учебной деятельности»


ноябрь

3.

«Компьютерные игры; возможные опасности. Общение в интернете»


декабрь

4.

«Переходный возраст. Особенности общения с подростками»


апрель

5.

«Как поддерживать ребенка во время выпускных и вступительных экзаменах»

май











© 2010-2022