- Преподавателю
- Школьному психологу
- Программа по профилактике насилия среди детей и подростков
Программа по профилактике насилия среди детей и подростков
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ткаченко Т.В. |
Дата | 25.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат VIII вида с.Приволжское Ровенского района»
ПРОГРАММА
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАСИЛИЯ
СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Программу составила:
педагог-психолог
Ткаченко
Татьяна Владимировна
Пояснительная записка
Данная программа имеет профилактическую направленность.
Разработана для учащихся и педагогов коррекционной школы-интерната VIII вида, на основе авторских программ педагогов-психологов МБОУ ДОД «Центр «Позитив».
Актуальность программы.
Дети, являясь самой незащищенной, уязвимой социальной группой, часто становятся жертвами физического, сексуального, эмоционального насилия. В последнее время факты насилия над детьми участились. По данным ООН, от произвола родителей ежегодно страдают около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый десятый из них умирает, а 2 тыс. кончают жизнь самоубийством (ООН, Центр по социальному развитию и гуманитарным вопросам, 1998).
Пренебрежению и насилию над детьми способствуют определенные социальные и культурные условия (Зиновьева, Михайлова 2003).
1. Отсутствие в общественном сознании четкой оценки физических наказаний.
2. Демонстрация насилия в средствах массовой информации.
3. Права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, закрепленные в Конституции, не позволяют своевременно установить факт насилия и осуществить вмешательство.
4. Отсутствие эффективной превентивной политики государства.
5. Недостаточное понимание обществом насилия как социальной проблемы.
6. Низкая правовая грамотность населения.
7. Плохая осведомленность детей о своих правах.
8. Несовершенство законодательной базы.
И если мы не хотим, чтобы ребёнок оказался беспомощным, чтобы он получал информацию и соответствующие указания из весьма сомнительных и нежелательных источников, чтобы на этой почве возникали ненормальные, уродливые искривления его личности, учителя, воспитатели должны умно, тактично помочь подростку разобраться во всех вопросах, которые касаются его безопасности, проводить психологическое просвещение о феномене насилия и его признаках, формировать навыки оптимального поведения в ситуации, требующей совладания с агрессивными паттернами.
Цель программы
- Повысить уровень знаний по половой неприкосновенности, о проблеме насилия (в том числе и сексуального) и его негативных последствиях и сформировать навыки правильного реагирования и поведения в экстремальной ситуации.
Задачи программы- психологическое просвещение по половой неприкосновенности, о феномене насилия и его признаках.
-Сформировать навыки оптимального поведения в ситуации, требующей совладания с агрессивными паттернами.
- развивать навыки совместной деятельности в коллективе, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
-формировать способность выражать словами свои чувства, понимать другого;
- коррекция страхов.
Сроки реализации: 4-5месяцев.1-2 занятия в неделю. Занятия с педагогами могут вестись параллельно занятиям с детьми. Занятия с детьми могут проводить подготовленные педагоги.
Каждое занятие проводится по схеме: ритуал приветствия, рефлексия, основная часть, рефлексия, ритуал прощания.
Программа по профилактике насилия среди детей и подростков.
Тематический план
№
Тема занятия
Кол-во часов
Форма работы
Дата проведения
Приме
чание
Работа с педагогическим коллективом
1
«Профилактика сексуального насилия. Актуальность, виды насилия над детьми, признаки, причины»
2
Круглый стол
2
«Половая неприкосновенность»
2
Занятие с элементами тренинга
3
«Профилактика насилия и моббинга в отношениях».
2
тренинг
4
«Как не стать жертвой насилия»
2
Занятие с элементами тренинга
5
«Как научиться справляться с негативными эмоциями и агрессивными импульсами»
2
Тренинг
Работа с учащимися 2-4; 5-6 классов (раздельные группы и подгруппы)
1
«Личное пространство или закон неприкосновенности»
2
Занятие с элементами тренинга
2
«Профилактика насилия и моббинга в отношениях».
2
Занятие с элементами тренинга
3
Коррекция страхов. «Нарисуй свой страх».
1
изо-терапия.
Работа с уч-ся 7-9 классов (раздельные группы и подгруппы)
1
«Профилактика насилия и моббинга в отношениях
2
тренинг
2
Мини-опросник «Склонен ли твой друг (подруга) к насильственному поведению?»
1
Анкетирование
3
Тренинг1 по профилактике насилия для подростков
(или, как научиться справляться с негативными эмоциями и агрессивными импульсами)
2
тренинг
4
Тренинг2 по профилактике насилия для подростков
(Или, как не стать жертвой)
2
тренинг
5
Коррекция страхов. «Нарисуй свой страх».
1
Изо-терапия