Профилактическое занятие Жизнь прекрасна без вредных привычек

Профилактическое занятие "Жизнь прекрасна без вредных привычек" направлено на формирование мотивации к здоровому образу жизни у подростков. В ходе занятия обсуждаются понятия "здоровье", "зависимость", "психоактивное вещество". Внимание уделяется этапам формирования зависимости (на примере алкогольной), обсуждаются последствия приема слабоалкогольных напитков, рассматриваются альтернативы употребления алкоголя как расслабляющего средства.
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятие на тему

«Жизнь прекрасна без вредных привычек»

Золотарева Т.Л., психолог ГБУ ВО «ЦПППиРД»

Цель: формирование мотивации к ведению здорового образа жизни.

Задачи:

  1. Проинформировать подростков об опасностях употребления психоактивных веществ,

  2. Выявить факторы риска употребления ПАВ,

  3. Обсудить стереотипы о безалкогольном пиве,

  4. Найти альтернативы употреблению алкоголя,

  5. Развить у подростков чувство ответственности за свое здоровье.

Категория участников: от 14 до 17 лет.

Количество участников: 15-25 человек.

Форма: тренинговое занятие.

Время проведения: 45 минут.

Материалы: листы бумаги, карандаши или фломастеры.

Ход занятия

Психолог: ребята, здравствуйте. Как вы знаете, в обществе существует много проблем, одной из которых является сохранение здоровья людей. Как вы думаете, что такое здоровье?

Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических нарушений.

Быть здоровым - базовая потребность любого человека. Каждый хочет сохранить свое здоровье. Но часто бывает, что люди совершают поступки, не задумываясь о том, какие последствия они повлекут за собой. Например, начинают употреблять психоактивные вещества. Вы можете дать определение, что такое ПАВ?

ПАВ - это любое химическое вещество, способное при однократном приеме изменять настроение, физическое состояние, самоощущение и восприятие окружающего, поведение либо другие, желательные с точки зрения потребителя, психофизические эффекты, а при систематическом приеме - психическую и физическую зависимость. Ребята, какие вещества можно отнести к психоактивным? (к ПАВ относятся: табак, алкоголь, наркотические и токсические вещества)

Как вы думаете, почему люди вообще начинают употреблять ПАВ? Что этому способствует?

- «дурная компания»,

- «на слабо»,

- назло родителям,

- эффектная реклама,

- любопытство,

- склонность к риску,

- высокая внушаемость,

- неспособность справиться с трудностями,

- неблагополучная семья.

Когда человек начинает принимать ПАВ, он может предложить его и своим родным, друзьям и знакомым, которые могут согласиться.

Упражнение «Пирамида»

Предлагаю вам игру - я выберу одного из вас, он выйдет и пригласит к себе двух других. Те двое выберут себе каждый по два игрока и т.д. Таким образом, каждый из приглашенных должен пригласить к себе еще по два человека. Игра заканчивается, когда не останется никого, кто еще сидит на своем месте.

Вот вы все в кругу. Посмотрите, как мало времени вам потребовалось, чтобы поднять всех присутствующих со своих мест! Как вы думаете, на что похоже то, что мы сейчас делали? Все началось с одного человека, а закончилось всей группой: это напоминает пирамиду.

Мы можем образно представить, что это пирамида распространения психоактивного вещества. Но каждый сам решает становиться ли частью этой пирамиды, опираться ли на собственное мнение или быть под влиянием большинства, делать свободный выбор или стать зависимым.

Когда человек употребляет ПАВ часто, у него формируется зависимость. Зависимость - это ощущаемая человеком навязчивая потребность в определённой деятельности/веществе. С чего она начинается? (ответы)

Начинается она с пробы и достаточно быстро развивается. Давайте рассмотрим ее этапы формирования зависимости на примере алкогольной зависимости.

1. Проба.

Человек пробует алкоголь. Причины:

  1. естественное любопытство;

  2. активный поиск новых видов «кайфа»;

  3. неумение сказать «нет»;

  4. трудности с пониманием собственных границ;

  5. попадание под влияние различных мифов об алкоголе;

  6. страх прослыть «белой вороной»;

  7. желание убежать от сложностей жизни;

  8. желание сделать свою жизнь интересной и наполненной;

  9. незнание того, как на самом деле алкоголь действует на психику и организм человека.

Если человек продолжает употребление алкоголя, то ему изменения его состояния начинают нравиться. Возникает привычка.

2. Привычка.

Человек стремится часто употреблять алкоголь. Характерно:

  1. осознанное желание получать удовольствие при помощи алкоголя;

  2. поиск разумных оправданий употребления;

  3. алкоголь становятся необходимым атрибутом веселья и отдыха;

  4. алкоголь - лекарство от стресса и комплексов, способ общения;

  5. возникает психическая зависимость.

Доза увеличивается, алкоголь становится более крепким.

3. Пристрастие.

Для этого этапа характерны:

  1. проблемы со здоровьем,

  2. потеря контроля над поведением (травмы, насилие, криминал);

  3. проблемы в семье, с учебой, неприятности в школе;

  4. финансовые трудности (долги, продажа вещей из дома, постоянный поиск денег), как следствие - конфликты с законом;

  5. конфликты с друзьями;

  6. возникает физическая зависимость.

Алкоголь употребляется уже не для удовольствия, а для приведения организма в нормальное состояние.

4. Зависимость.

  1. употребление становится целью;

  2. постоянная потребность в алкоголе;

  3. апатия;

  4. серьезные проблемы со здоровьем, возникновение хронических заболеваний;

  5. проблемы в семье, с друзьями.

В организме происходят глубокие физиологические изменения. Алкоголь употребляется для того, чтобы прожить день.

Если человек не прекращает употребления - он погибает.

Игра «Марионетка»

Цель: определить, что может чувствовать человек, когда им кто-то управляет, когда он зависим.

На расстоянии 2 метров ставятся два стула.

Инструкция: разделитесь на тройки. Двое студентов будут «кукловодами», один - «марионеткой». «Кукловоды» управляют всеми движениями «марионетки». Каждый участник должен побывать в роли «куклы». «Кукловоды» обязаны перевести марионетку с одного стула на другой. «Марионетка» не должна сопротивляться тому, что с ней делают «кукловоды».

После завершения игры происходит обсуждение:

- Что вы чувствовали, когда были в роли «куклы»? Понравилось ли вам это чувство, комфортно ли вам было? Хотелось ли что-либо сделать самому?

- Какие ощущения у вас возникли, когда вы наблюдали за «марионеткой» со стороны?

- Хотели бы вы в жизни чувствовать себя зависимыми? (конечно, нет! Но, несмотря на это, есть люди, которые начинают употреблять психоактивные вещества, и становятся зависимыми).

Человек, употребляющий алкоголь (и другие вещества) - раб своей привычки.

Есть алкогольные напитки, которые позиционируются, как безопасные, не содержащие большого количества вредных веществ. Например, пиво, в том числе и безалкогольное, которое среди ваших сверстников считается менее вредным, чем обычное (это заблуждение). Бытует мнение, что от него не возникает зависимости, и употребление пива не так заметно отражается на здоровье человека, как употребление водки или других крепких напитков.

Упражнение «Правда или нет»

Сейчас я буду зачитывать вам утверждения, касающиеся слабоалкогольного напитка - пива; ваша задача - подумать и определить, верное ли это утверждение или же ложное.

Утверждения:

1. От пива не возникает зависимости.

Поскольку в состав пива так же, как и в состав, например, водки и коньяка, входит этиловый спирт, то при систематическом употреблении пива, риск стать алкоголиком - не меньше, чем при употреблении крепких напитков. В развитии алкоголизма ведущую роль играет частота употребления алкоголя, а не его количество. Сравнительно низкая концентрация спирта в пиве позволяет пить его каждый день и человек незаметно для себя заболевает алкоголизмом в самые короткие сроки.

2. Пиво содержит безопасную для организма дозу алкоголя.

В бутылке (0,5 л) пива содержится около 25 г чистого спирта, что соответствует 50 г водки. Для организма не имеет никакого значения водочный это спирт или пивной. Вред от 100 г водки и 1 литра пива абсолютно одинаковый, ведь там содержится равное количество этилового спирта.

3. Пиво содержит витамины.

Пиво действительно содержит витамины группы «B» (преимущественно B1, B2, B6) и витамин C, но количество их так мало, что для обеспечения суточной потребности организма, нужно выпивать 12 бутылок пива в день. Такое количество пива содержит примерно 420-600 г чистого спирта, что соответствует 2-3 бутылкам водки 0,5 л. Это практически смертельная доза.

4. Пиво вызывает аппетит.

Когда человек выпивает глоток пива, у него активируется выброс желудочного сока, что приводит к тому, что возникает желание получить пищу. В результате человек может много съесть; таким образом, периодическое потребление пива приводит к ожирению, либо к гастриту и язве желудка.

5. Безалкогольное пиво можно пить без вреда для организма, поскольку оно не содержит в себе алкоголя.

Даже в безалкогольном пиве есть малый процент алкоголя. Кроме того, безалкогольное пиво содержит те же вещества, что и обычное, поэтому нельзя считать его «легким» и безопасным для здоровья.

В состав пива входят очень вредные вещества. Это, прежде всего моноамины - продукты распада хмеля, которые и дают основной элемент пивного опьянения - состояние «пришибленности», тупости. Среди моноаминов есть кадаверин, трупный яд. Кроме того, в пиве много фитоэстрогенов - половых гормонов, которые перерабатываются в организме человека и вызывают определенные изменения: у мужчин - пивной живот, ожирение, импотенцию; у женщин - излишнее оволосение, огрубение голоса, бесплодие. Зачастую у потребителей пива возникают симптомы отравления; нарушается пищеварение; канцерогены ведут к онкозаболеваниям; нарушается работа печени, разрушаются ее клетки, возникает церроз; возникает синдром «пивного сердца» - мышечная ткань нарушается, становится дряблой, сердце работает с перебоями; разрушаются клетки мозга; снижаются умственные способности; личность деградирует.

Мозговой штурм «Альтернатива алкоголю»

Ребята, человек может быть смелым, счастливым, «душой компании» и без употребления алкоголя, ведь жизнь прекрасна, когда у человека нет вредных привычек, от которых он зависим. Альтернатив алкоголю есть множество. Можно проводить время иначе, не отравляя свой организм. Как вы думаете, чем можно заменить употребление алкоголя, как человек может расслабиться, сделать себе приятное? (ответы)

1. Здоровый и крепкий сон. Хороший сон помогает расслабиться и восстановить организм. Это гораздо лучше, чем напиваться после трудового дня.

2. Просмотр фильмов, сериалов, чтение книг, прослушивание музыки. Это помогает уйти от рутины и расслабиться.

3. Дружеские отношения, встречи с близкими.

4. Здоровая и вкусная пища. Поддерживает и восполняет запасы организма. (продолжите список?)

5. Рисование, фотография, поделки собственными руками, коллекционирование, моделирование и др.. Это помогает развиваться, увеличивает кругозор, помогает расслабиться, уйти от проблем повседневности.

6. Прогулки на свежем воздухе. Регулярные прогулки полезны для здоровья.

7. Активное время препровождение. Это могут быть танцы, занятия спортом, экстремальные виды спорта; каждый может найти себе что-нибудь по душе.

8. Игры на логическое мышление.

9. Поездки, путешествия, выезды на природу. Новые места и общение с природой всегда благотворно сказываются на физическом и психическом здоровье человека.

Большую роль в жизни играют и теплые взаимоотношения с родными, взаимная поддержка. Все перечисленное поможет вам приятно и с пользой проводить время, оставаться здоровым и радоваться жизни.

Упражнение-рефлексия «Мое настроение»

Цель: отреагирование эмоций.

Материалы: листки бумаги, фломастеры, карандаши.

Инструкция: ребята, пусть каждый из вас на листочке нарисует рисунок, который соответствует вашему настроению, внутреннему состоянию на данный момент. Поделитесь своим настроением с друзьями.

До свидания!


Список литературы

1. Аршинова В.В. Классные часы и беседы по профилактике наркомании. М.: Сфера, 2008. - 128с.

2. Воробьева Т.В. Профилактика зависимости от психоактивных веществ. Руководство по разработке и внедрению программ формирования жизненных навыков у подростков группы риска / Т.В.Воробьева. - Москва: УНП ООН, 2008. - 70 с.

3. Котляков В.Ю. Профилактика наркозависимости в школе / В.Ю.Котляков. - Кемерово, 1997. - 68 с.

4. Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей. 8-11 классы. М.: Вако, 2009. - 272с.

5. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно - важным навыкам в школе: пособие для классных руководителей. СПб.: Образование-Культура, 2010.

6. Матвиенко Г.В., Толстоухова Н.С., Маркова И.И. Здоровый жизненный стиль: обучающая программа по первичной профилактике наркомании (7-11 классы). Воронеж, 2002. - 115с.


© 2010-2022