Статья на тему: Дети у телевизора

Статья предназначена для родителей, в ней говорится о влиянии телевизора и компьютера на ребёнка. О том, постоянное нахождения ребёнка перед компьютером и телевизором способствует отставанию в речевом развитии. О том, что овладение речью происходит только в живом, в непосредственном общении, когда рнбёнок не только слышит чужие слова, но и сам отвечает другому человеку, когда он включен в диалог.
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

У телевизора


В наши дни телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь малышей. Во многих семьях, как только ребенок научится сидеть, его устраивают перед экраном, который все больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с отцом... Экран становится главным "воспитателем ребенка". По данным ЮНЕСКО, 93 % современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около 4 часов в день, что намного превосходит продолжительность общения со взрослыми. Такое время препровождение вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, ребенок не пристает, ничего не просит, не подвергается риску и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современной цивилизации. Однако это, казалось бы, безопасное занятие может повлечь за собой весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка (о нарушениях зрения, дефиците движения, испорченной осанке уже сказано довольно много), но и для его психического развития. В настоящее время, когда подрастает первое поколение "экранных детей", эти последствия становятся все более очевидными.

Одно из них - отставание в развитии речи. В последние годы и родители, и педагоги часто жалуются на задержки речевого развития: дети поздно начинают говорить, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада. Такая картина наблюдается не только в нашей стране, но во всем мире. Как показали специальные исследования, 25 % четырехлетних детей страдают серьезными нарушениями в речевом развитии.

Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, в непосредственном общении, когда малыш не только слышит чужие слова, но и сам отвечает другому человеку, когда он включен в диалог. Причем включен не только слухом и артикуляцией, но и всеми своими действиями, мыслями, чувствами. Ответные высказывания ребенка возникают исключительно на живую речь, адресованную именно ему.

Речевые звуки, не обращенные к малышу лично и не предполагающие ответа, не затрагивают его волю, не побуждают к действию, не вызывают каких-либо образов. Они остаются "пустым звуком". Речь, исходящая с экрана, остается малоосмысленным набором чужих слов, не становится "своей". Поэтому дети предпочитают молчать, а изъясняются криками или жестами.

Если речь идет о маленьком ребенке, не готовом адекватно воспринимать информацию с экрана. Когда домашний экран поглощает все силы и внимание малыша, подменяет собой общение с близким взрослым, он, безусловно, оказывает мощное формирующее, вернее, деформирующее влияние на становление психики и личности растущего человека. Последствия и масштабы этого влияние могут сказаться значительно позже в самых неожиданных областях.

Сажая малыша перед телевизором, родители полагают, что он понимает происходящее на экране события. Но это далеко не так. Вспомните эпизод из одного фильма, в котором молодой отец, оставшись с двухлетним малышом дома, неумело хлопочет по хозяйству, а ребенок спокойно сидит перед телевизором и смотрит фильм. Вдруг "кино" кончается, и ребенок начинает плакать. Испробовав все возможные средства утешения, папа сажает малыша перед окном ... стиральной машины, в котором крутится и мелькает цветное белье. Ребенок резко замолкает и спокойно смотрит на новый "экран" с той же завороженностью, как раньше он смотрел телевизор. Этот пример наглядно иллюстрирует своеобразие восприятие экранного изображения маленьким ребенком: он не вникает в содержание и сюжет, не понимает действий и отношений героев - он видит яркие, движущие пятна, которые, как магнит, притягивают его внимание. Привыкнув к такой зрительной стимуляции, малыш начинает испытывать потребность в ней, ищет ее повсюду. Примитивная потребность в сенсорных ощущениях может закрывать все богатство мира. Ему уже все равно, куда смотреть, - только бы мелькало, двигалось, шумело. Примерно так же он начинает воспринимать и окружающую действительность...

Никакие технические средства, никакие, даже самые совершенные и приспособленные для детей СМИ не могут заменить живого человека, не могут открыть культурный смысл окружающих вещей. Если же ребенок в раннем возрасте лишен полноценного общения со взрослыми, этот смысл, а вместе с ним и вся человеческая культура остаются закрытыми, чужими, невостребованными, а внутренний мир ребенка - пустым.

Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить СМИ из жизни и воспитания детей. Это не возможно и бессмысленно. Но подключать детей к информационной техники модно только тогда, когда они готовы к ее использованию по назначению, когда она станет для них средством получения нужной информации, а не воспитателем, властным хозяином над их душами.



© 2010-2022