Диагностика по ФГОС 1 класса

Программа психологической диагностики УУД. Форма № 1. Диагностика личностных универсальных  учебных действий в  1  классе. Форма № 2. Диагностика регулятивных универсальных  учебных действий   в     классе. Форма 2(1). Диагностика регулятивных универсальных  учебных действий   в      классе.    Форма 2(2). Диагностика регулятивных универсальных  учебных действий   в     классе. Форма 2(3) Диагностика регулятивных универсальных  учебных действий   в     классе. Форма 2(4). Диагностика регулятивных универсальных  учебных действий   в     к...
Раздел Школьному психологу
Класс 1 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ключи.

Диагностика регулятивных универсальных действий.

Превращение ребенка в субъекта, заинтересованного в самоизменении и способного к нему, превращение ученика в учащегося не происходит мгновенно, следовательно, в необходимостью встает вопрос об отслеживании этого процесса на протяжении всего обучения ребенка в начальной школе. Наиболее известным и доступным инструментом является схема экспертного наблюдения, предложенная Репкиной Г.В. и Заика Е.В.Однако, в ходе изучения схемы стала очевидна энергозатратность данной работы для учителя. Только для того, чтобы прочитать поведенческие проявления учеников, характеризующие уровень сформированности одного из компонентов УД уходило от 10 до 20 минут. Поэтому мы встали перед необходимостью адаптации схемы наблюдений, предложенной авторами. Эта работа была разбита на несколько этапов:

На первом этапе учителя изучали ключевые понятия, такие как: учебная деятельность, субъект учебной деятельности, зона ближайшего развития, учебная задача, прогностическая и ретроспективная оценка, рефлексия, моделирование и т.д.

На втором этапе учителям было предложено самостоятельно ознакомиться с содержанием компонентов УД, предложенным авторами методики и вычленить, выделить основные характеристики поведения учеников, которые изменяются при формировании данного компонента. Другими словами, было необходимо найти основные, ядерные проявления сформированности данного компонента.

Следует отметить, что данная работа вызвала большие затруднения учителей, и только в совместной деятельности нам удалось выполнить поставленную задачу.

В результате мы получили следующие таблицы, для заполнения их мы использовали следующие знаки:

Знак «-« - означает практическое отсутствие характеристики в поведении ребенка

Знак « +\- « - означает появление характеристики, но либо нерегулярное, либо слабо выраженное.

Знак «+» - означает присутствие заявленной характеристики в деятельности ребенка

В первых двух компонентах знаки «+» стоят как на 5 , так и на 6 уровнях. Различие этих уровней определяется двумя дополнительными характеристиками: легкостью проявления, а также скоростью включения или применения. Следует отметить, что достижение ребенком 5 и, особенно, 6 уровня , в начальной школе наблюдается редко, не более 15-20 %, что объясняется тем, что формирование субъекта УД - процесс не заканчивающийся в 4 классе. По мнению авторов программы РО - этот результат в полной мере можно наблюдать лишь к концу 5, иногда 6 класса. Разброс в сформированности компонентов УД у конкретного ребенка позволяет также в совместной с ребенком деятельности обучать его постановке задач саморазвития и в дальнейшем - строить индивидуальный образовательный маршрут на основе содержательной рефлексии.

Учебно-познавательный интерес: центральную роль в УД играет учебно-познавательный интерес. Именно он ориентирует ученика непосредственно на процесс решения содержательных учебных задач. Он может принимать различные формы прявления. Мы выделили следующие характеристики его проявления: сила проявления мотива, самостоятельность( независимость) и устойчивость, которая выражается в способности ребенка сохранять интерес до окончания деятельности.

Уровни

Характеристики

сила

самостоятельность

устойчивость

1

-

-

-

2

+

-

-

3

+

+/-

-

4

+

+/-

+/-

5

+

+

+

6

+

+

+

Целеполагаение: выполняет функцию направленности деятельности. Четко определенная цель структурирует всю систему действий, из которых состоит деятельность. Целеполагание зависит от степени сформированности учебно-познавательного интереса, от прошлого опыта, от доступных способов осуществления учебных действий. В соответствии с содержанием характеристики компонента мы выделили 1. умение ребенка ставить цели в условиях решения частных задач и 2. умения ребенка самостоятельно ставить цели в условиях решения новых учебных задач, после содержательного анализа новых условий. Кроме того, важным считаем и такие характеристики как самостоятельность в постановке цели и удержание цели до нахождения решения.

Уровни

Характеристики

Самостоятельность постановки цели

Удержание цели

Разделение на практические и исследовательские цели

1

-

-

-

2

+/-

+/-

-

3

+/-

-

+

4

+/-

+

+

5

+

+

+

6

+

+

+

Примечание: 1-3 уровень характеризует умение ребенка ставить цели только для частных задач, 4-6 - характеризует умение ребенка ставить цели в условиях новых учебных задач.

Учебные действия: включают в себя конкретные способы преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданий. Они чрезвычайно разнообразны и тесно связаны с содержанием учебных задач. Поэтому, по возможности при оценивании уровня сформирванности стоит учитывать их обобщенные характеристики, такие как самостоятельность применения, освоенность, умение ребенка изменять способы действия при изменении условий.

Уровни

Характеристики

Самостоятельность применения

Освоенность

Изменение способов действия в новых условиях

1

-

-

-

2

-

+/-

-

3

+/-

+/-

-

4

+

+

+/- ( редко)

5

+

+

+

6

+

+

+

Примечание: 6 уровень отличается от 5 тем, что ребенок относится к применению учебных действий творчески, уверенно, стремиться их усовершенствовать или обобщить и делает это успешно.

Контроль: функция контроля заключается в постоянном прослеживании хода выполнения учебных действий, своевременном обнаружении ошибок. Мы выделили три характеристики, наиболее полно показывающие особенности формирования его у различных учеников: это осознанность контроля, его систематичность, т.е. умение ребенка контролировать не только по результатам, но и в процессе выполнения, а также мера помощи взрослого в выполнении функций контроля.

Уровни

Характеристики

осознанность

систематичность

Мера помощи взрослого

1

-

-

Полный контроль взрослого

2

-

-

Взрослый организует контроль

3

+/-

-

Помощь взрослого в новых задачах

4

+

+/-

Взрослый организует

5

+

+

Помощь в зоне ближайшего развития
( наводящий вопрос, намек)

6

+

+

Сам !

Примечание: 4-6 уровни можно фиксировать, если контроль ребенок осуществляет и в новых условиях.

Оценка выполняет функцию поведения итогов выполненной системы действий и определению того, насколько правильно они совершены.

Мы выделяем следующие характеристики: потребность в собственной оценки, отсюда самостоятельность ее выполнения, адекватность, а также прогностическая способность ученика.

Уровни

Характеристики

Самостоятельность, потребность

Адекватность

прогностическая способность

1

-

-

-

2

-+/-

-

-

3

+

+

-

4

-

-

+/-

5

+/-

+/-

+/-

6

+

+

+

Примечание: 1-3 уровни относятся к работе ребенка осуществляющего ретроспективную оценку, т.е. оценку, сделанную после выполнения проверочной или самостоятельной работы. Способность ребенка сделать прогностическую оценку автоматически переводит его на 4 уровень, хотя адекватность данной самооценки на первом этапе может быть и невысокой.

Экспертное наблюдение проводится два раза в год - в начале - до середины октября, и в конце года, в апреле-мае. Экспертами могут выступать не только учителя, работающие в данном классе, но и обученные классные воспитатели, родители. Так как в нашей гимназии обучение уже в начальном звене осуществляется учителями предметниками, то мы получаем информацию от очень разных экспертов, что в ситуациях одновременного обучения педагогов повышает достоверность получаемых данных. В случае большого разброса экспертных оценок появляется возможность анализа этого факта и поиска причин

Полученные данные сводятся в единую таблицу по классу.



© 2010-2022