Психологическое сопровождение «трудных детей» и детей «группы риска»

Материал по психолого-педагогическому сопровождению участников образовательного процесса в системе НПО И СПО в условиях реализации ФГОС для педагогов-психологов, работающих в образовательных учреждения НПО и СПО. Данный материал содержит в себе цель и задачи работы педагога-психолога НПО, а также формы и направления работы с детьми «группы риска» и «трудными» детьми. Кратко описана деятельность по направлениям: профилактическая деятельность, диагностика, консультирование, просветительско-образов...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Психологическое сопровождение «трудных детей» и детей «группы риска»

Государственное образовательное учреждение

начального профессионального образования

профессиональный лицей № 114

Московской области











Подготовила и выступила:

педагог-психолог ГБОУ НПО ПЛ № 114 МО

СТЕПИНА ЖАННА АЛЕКСАНДРОВНА








г. Орехово-Зуево

2014

Социально-экономическая нестабильность и неустойчивость ценностных ориентаций в обществе затрудняют процесс адекватного развития личности ребёнка.

Статистика сегодняшнего дня показывает, что количество подростков, имеющих отклонения в развитии, состоянии здоровья, поведении и нуждающихся в коррекционной, компенсирующей, реабилитационной работе постоянно растет, достигая 45 - 50% от общего контингента (по данным Н.П. Вайзмана).

С каждым годом увеличивается число детей так называемой «группы риска» - категория детей, которая в силу определённых обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов.

Рассматриваемая категория детей в большей степени, чем другие, склонна к риску возникновения социальной дезадаптации, что приводит к росту числа подростков среди наркоманов.

Самой главной причиной попадания детей в группу риска является семейное неблагополучие (гипоопека, гиперопека, чувство ненужности и одиночества в семье, хаотичное воспитание, алкогольная и другие зависимости членов семьи). Семейное неблагополучие порождает огромное количество проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентаций.

В категорию «трудных» попадают самые разные учащиеся: дети из неблагополучных семей, неуспевающие, недисциплинированные, дети с различными нервными и психическими расстройствами, а также подростки, стоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних.

Целью моей работы с детьми группы риска в ГБОУ НПО ПЛ № 114 МО является создание благоприятных условий для личностного развития учащегося (социального, духовно-нравственного, интеллектульного), осуществление психолого-педагогической поддержки данной категории учащихся.

Для достижения цели решаются следующие задачи:

  1. Своевременное выявление детей группы риска

  2. Изучение мотивации и причин, приводящих к дисциплинарным нарушениям в лицее и вне лицея среди учащихся

  3. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся, попавших в трудные жизненные ситуации;

  4. Диагностика эмоционального состояния учащихся

  5. Формирование личностных нравственных качеств подростков

  6. Изменение ценностного отношения к правонарушениям, формирование личной ответственности за своё поведение

  7. Вовлечение учащихся в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям, психическому состоянию

  8. Уменьшение фактора риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению ПАВ в среде подростков

  9. Формирование у подростков данной группы нравственных качеств, представлений о здоровом образе жизни

  10. Профилактика и коррекция отклоняющегося поведения

  11. Развитие коммуникативных навыков у детей с девиантным поведением.

  12. Развитие психолого-педагогической компетентности родителей, педагогов, учащихся.

К основным трудностям детей группы риска относятся

- проблемы взаимоотношений с педагогами, другими взрослыми;

- негативный образ «Я», неадекватная самооценка;

- отсутствие позитивных жизненных целей;

- трудности в обучении.

Формы работы: наблюдение за ними (поведение на занятиях, переменах, в столовой, на различных мероприятиях и т.п.), индивидуальные коррекционные и профилактические беседы, индивидуальные коррекционные занятия, групповые формы работы (тренинги, классные часы, воспитательные мероприятия).

В соответствии с целью и задачами психологического сопровождения основными направлениями в деятельности педагога-психолога ПЛ № 114 являются: профилактика, выявление детей группы риска, диагностика, консультирование, коррекция, просветительско-образовательная деятельность.

При выявлении детей группы риска учитываются следующие критерии: стойкая неуспеваемость, пропуски занятий без причины, трудности во взаимодействии с педагогами, сверстниками, употребляют алкоголь, нарушения в эмоционально-волевой сфере, высокий уровень агрессивности. Выявление данной категории учащихся осуществляется сбором информации о социальном неблагополучии (взаимодействие с классным руководителем, социальным педагогом, инспектором ОДН). На каждого учащегося составляется индивидуальная карта, которая заполняется по мере поступления различной информации на протяжении всего обучения ребенка в лицее (показания здоровья, сведения о семье, сведения о психических процессах учащегося).

Профилактическая деятельность направлена на предупреждение возможных социально-психологических проблем у учащихся; специфическую помощь учащимся группы риска и осуществляется на основе совместной деятельности педагога-психолога, классного руководителя, социального педагога, заместителя директора по УПР, методической службы, преподавателей и мастеров п/о. Заключается в участии в заседаниях совета профилактики лицея, разработке конкретных рекомендаций педагогам, учащимся лицея, при необходимости внесении предложений о снятии с внутрилицейского контроля. С целью профилактики суицидального поведения и бродяжничества среди учащихся, были проведены занятия, игры, тренинги по формированию мотивационной сферы в реализации жизненных планов.

На этапе диагностики изучаются личные особенности и черты характера учащегося группы риска, интеллектуальное развитие. Изучаются интересы и потребности учащегося. Диагностика проводится в индивидуальной и групповой формах. Анализ личностных особенностей учащихся Профессионального лицея № 114 показывает дисгармоничное развитие их личности, низкие адаптационные возможности, особенно в сфере поведенческого самоконтроля, наличие акцентуированных черт характера, неадекватно завышенной самооценки, что, в свою очередь, может привести к развитию различных форм девиантного поведения.

После диагностики личности формулируется проблема ребёнка, разрабатываются рекомендации, план деятельности педагога-психолога с детьми группы риска.

Консультативное направление подразумевает под собой решение проблем детей группы риска с учащимися, их родителями и педагогами. Цель консультативной деятельности: оптимизация взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса. Проводится и индивидуальное, и групповое консультирование.

Просветительско-образовательное направление осуществляется через приобщение педагогов и родителей к психологической культуре. Для родителей учащихся ежемесячно изготавливаются памятки на различную тематику: «Профилактика вредных зависимостей у детей», «Уголовная ответственность несовершеннолетних», «Чем и как увлекаются подростки», «Куда уходят дети». Данная деятельность осуществляется с целью повышения психологической компетентности родителей, оптимизации детско-родительских отношений, обеспечения родителей знаниями, способствующими развитию эффективного общения с детьми.

Для учащихся разрабатываются классные часы и воспитательные мероприятия по формированию здорового образа жизни и профилактики вредных привычек. В основе классных часов лежит программа «Твоё здоровье». Целью факультативного курса «Твоё здоровье» в учреждениях НПО является формирование устойчивого интереса обучаемых к проблемам своего здоровья, бережного к нему отношения, а также выработке умений и навыков поведения, обеспечивающего сохранение оптимального уровня своего здоровья. Эта цель предполагает актуализацию и углубление минимума знаний, необходимых для учащихся, чтобы они смогли осознанно относится к проблемам, связанным с собственным здоровьем.

Коррекционная работа направлена на обеспечение условий, способствующих сохранению психического здоровья детей группы риска.

С учащимися проводятся тренинги на развитие познавательных способностей (памяти, внимания, интеллекта), на формирование конструктивного общения с окружающими, на сплочение группы.

Учащиеся «группы риска» привлекаются к организации внеклассных, воспитательных, общелицейских мероприятий (определение темы, разработка конспектов, поиск информации, создание презентаций).

При психологическом сопровождении детей группы риска используются следующие технологии: технологии критического мышления (мозговой штурм - принимая в них участие ребята учатся высказывать свои предложения, идеи), коллективное творческое дело (способствует развитию межличностного взаимодействия, творчества, повышает социальную активность учащихся), тренинг (позволяет снимать стереотипы и решать личные проблемы учащихся), ролевая игра (создаёт возможности для получения опыта другого поведения; является очень эффективным средством обучения, т.к. позволяет учащимся посмотреть на своё поведение и действия других со стороны), групповая дискуссия (дети учатся находить компромисс и отстаивать свои взгляды и жизненные позиции конструктивными способами).

В результате работы с детьми группы риска наблюдается положительная динамика в направлении снижения агрессивности, освоении правил социального поведения и взаимодействия с другими людьми.

Еще одна используемая форма работы - просвещение через информационные стенды. Периодически стенды обновляются, согласно запланированной тематике: «Готовимся к экзаменам», «Стресс и способы его преодоления», «ТВОЁ ЗДОРОВЬЕ», «Учимся конструктивному взаимодействию», «Алкоголь и его влияние на организм».





© 2010-2022