Решение проблем агрессии в подростковом возрасте

Раздел Школьному психологу
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Решение проблем агрессии в подростковом возрасте.



Елисеева Алла Сергеевна

Кандидат психологических наук

Педагог-психолог

ГБОУ города Москвы «Гимназия №1583 имени К.А.Керимова»

Eliseeva_alla83@mail.ru

Аннотация: Материалы, представленные в данной статье, отражают работу направленную работу с агрессивном поведением учащихся в период подросткового возраста.

Ключевые слова: подростковый возраст, диагностика, агрессия, развивающая работа.

В своей работе мы часто сталкиваемся с запросами агрессивного поведения учащихся. Особо остро этот вопрос встает в период подросткового возраста. Новообразования данного возраста, стремление выделится, нарастание уровня напряженности в детско-родительских отношениях, пропаганда модели агрессивного поведения в средствах массовой информации, пристрастие к компьютерным играм. Это только часть факторов, которые способствуют развитию агрессии у современного подростка. Предлагаю рассмотреть работу психологической службы в данном направлении на примере одного класса.

Психологическая служба школы получила запрос от классного руководителя 6 класса. В начале учебного года среди учащихся класса отмечено ухудшения в межличностных отношениях, выраженное в проявлении агрессии по отношению к друг другу.

Реагируя на запрос классного руководителя психологической службой школы был спланирован и осуществлен ряд мероприятий, направленный на изучение причин сложившейся обстановке в классе, а так же осуществлению мероприятий, способствующих снижению уровня агрессии развитию навыков общения, осознования и выражения своих чувств, понимания и принятия чувств окружающих людей, активизацию механизмов самопознания и самовыражения.

С целью выявления причин указанных изменений и планирования мероприятий, направленных на снижения проявления уровня агрессии, была проведена диагностика с использованием опросника Басса-Дарки [8], которая позволяет качественно и количественно охарактеризовать проявления агрессии и враждебности. Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий.

Дифференцируя проявления агрессии и враждебности, авторы выделяют следующие 8 видов реакций:

  1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.

  2. Косвенная агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

  3. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

  4. Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

  5. Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

  6. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

  7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

  8. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Результаты диагностического среза показали высокий уровень агрессивности в данном коллективе при высоком показателе по школе «чувство вины», что говорит о угрызении совести и раскаяние за совершенные поступки.

Дополнительно для оценки психологической атмосферы в коллективе нами использовалась методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф.Фидлеру) [7] Полученные результаты позволили нам говорить о благоприятной психологической атмосфере в классе. Из чего мы можем сделать вывод, что все негативные проявления напрямую связанны с возрастными изменениями учащихся, которые приводят к резкому снижению мотивации к обучению, проявления неуважения в отношениях с учителями и сверстниками, активизируют желание занять лидерские позиции в коллективе, пользуясь при этом всеми доступными средствами.

Данные, полученные в ходе диагностической работы, легли в основу подготовки родительского собрания и разработки рекомендаций для родителей. Считаем, что главной задачей семьи и школы в работе с учащимися подросткового возраста является применение согласованных требований. Усиление контроля при сохранении теплых доверительных отношений между педагогами-учащимися-родителями. Продолжение работы по активизации включения учащихся во внеклассную работу.

Начиная с января с учащимися 6 класса проводилась развивающая работа по адаптированной программе Г.И. Макартычевой Развитие коммуникативных навыков [6].

Поддержка со стороны классного руководителя и родителей позволила сформировать у учащихся положительную мотивацию к развивающей работе.

Учащиеся систематически посещали занятия, с интересом выполняли предложенные задания, активно участвовали в обсуждениях, уважительно относились к высказанному мнению одноклассников.

В результате проведенной работы удалось стабилизировать обстановку в классном коллективе. Учащиеся показали более ответственное отношение к учебе, что подтверждает повышение уровня успеваемости. В классе значительно снизилось число конфликтных ситуаций. Внеклассная работа стала проходить на более высоком уровне. Учащиеся показывают ответственное отношение к предложенным делам, проявляют навыки сотрудничества, принимают активное участие в предметных неделях, тематических выступлениях.

Подводя итог, хочется отметить, что для построения эффективной развивающей работы следует учитывать ряд факторов:

  1. Работа должна быть согласованна с классным руководителем. Определен запрос, желаемый конечный результат и совместно выработанный маршрут сопровождения.

  2. Обязательная работа с родителями, направленная на включение семьи в решение сложившейся проблемы.

  3. Формирование положительной мотивации учащихся к развивающей работе. Установление доверительных отношений. Постоянная опора на достигнутый положительный результат.

Используемая литература:


  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология- М.: Академический проект, 2001.- 704с.

  2. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М.- Просвещение - 1983

  3. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе.- М.: Валдос,- 2004.- 207с.

  4. Баева И.А. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учрежденири - СПб.: Речь, 2006.- 288с.

  5. Емелльянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге.- СПб .: Речь, 2008.- 336с.

  6. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения.-СПб.: Речь, 2008.- 192с.

  7. Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф.Фидлеру) vsetesti.ru/109/

  8. Опросник Басса-Дарки (Buss-Durkey Inventory) testoteka.narod.ru/lichn/1/37.html


© 2010-2022