• Преподавателю
  • Школьному психологу
  • Доклад на тему: Формирование положительных нравственных привычек у детей с интеллектуальной недостаточностью как один из способов повышения уровня воспитанности

Доклад на тему: Формирование положительных нравственных привычек у детей с интеллектуальной недостаточностью как один из способов повышения уровня воспитанности

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на тему: « Формирование положительных нравственных привычек у детей с интеллектуальной недостаточностью как один из способов повышения уровня воспитанности»

Развитие личности является одной из наиболее важных проблем в теории воспитания и обучения. Под личностью в общей психологии подразумевается интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.

Личность формируется в процессе многообразных взаимодействий с окружающей средой. Однако человек как личность формируется не путем простого усвоения общественных отношений и общественного опыта, а в результате сложного взаимодействия социальных условий и психофизических задатков развития.

Развитие личности детей с недостатками умственного развития, воспитание у них положительных черт характера - одно из важнейших направлений в коррекционно - развивающей работе учителей и воспитателей специальных школ 8 вида.

Развитие личности умственно отсталого ребенка происходит по тем же законам, что и развитие нормально развивающихся детей. Вместе с тем в силу интеллектуальной неполноценности оно происходит в своеобразных условиях.

Под уровнем воспитанности подразумевается соблюдение всех норм и правил социального поведения. Рассматривая уровень воспитанности, мы должны учитывать уровень развития таких нравственных качеств личности, как гуманность, вежливость, духовность, честность, способность к сопереживанию. К сожалению, уровень воспитанности детей с интеллектуальной недостаточностью зачастую оказывается низким. Одной из главных причин низкого уровня воспитанности является неспособность детей данной группы осуществлять контроль своего поведения, низкий уровень развития волевых качеств личности .

Повышение уровня воспитанности школьников с интеллектуальной недостаточностью возможно лишь в результате осуществления коррекционно - развивающей работы.

Понятие коррекция определяется как исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у аномальных детей с помощью специальной системы психолого - педагогических приемов и мероприятий. Причем коррекция рассматривается как психолого - педагогическое воздействие, которое не сводится к тренировочным упражнениям, направленным на исправление (ликвидацию) отдельно взятого дефекта, а подразумевает воздействие на личность ребенка в целом.

Главная цель коррекционного процесса - уменьшение частоты проявления форм девиантного поведения школьников. Коррекция рассматривается как путь или способ преодоления и ослабления девиантных форм поведения через формирование соответствующих жизненно необходимых качеств в ходе учебно - воспитательного процесса или различных видов деятельности учащегося ( учебной, трудовой, игровой.).

Коррекция предполагает особым образом организованное психологическое воздействие, осуществляемое по отношению к группам повышенного риска и направленное на перестройку, реконструкцию тех неблагоприятных психологических новообразований, которые определяются как психологические факторы риска, на воссоздание гармоничных отношений ребенка со средой.

Вся система коррекционно - педагогической работы направлена на то, чтобы реабилитировать и социально адаптировать девиантного школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным членом общества.

Поскольку девиантное поведение школьников представляет собой сложную интегрированную проблему, то и коррекция осуществляется комплексно, то есть на основе выявления и изучения природы отклонений в поведении.

Выделяют различные типы трудных подростков в зависимости от детерминант отклонений в поведении.

Выделены следующие группы трудновоспитуемых подростков:

1.Неустойчивые;

2. Ленивые;

3. Отстающие;

4. Дезорганизаторы;

5. Дисгармоничные.

Первую группу детей характеризует неустойчивость поведения, проявляющаяся в периодических нарушениях дисциплины, снижении успеваемости, прогулах уроков. К этой группе тесно примыкают ленивые дети. В большинстве своем они пассивны, невнимательны, быстро устают. В общении они, как правило, благодушны, в поведении благополучны, если не предъявлять им требований.

Психолого - педагогическая типология трудновоспитуемых подростков:

1. Подростки, у которых сопротивляемость педагогическим воздействиям обусловлена низким уровнем моральных представлений и социально одобряемых навыков поведения;

2.Подростки, чья сопротивляемость педагогическим воздействиям обусловлена особенностями психодинамических свойств личности и темперамента;

3. Подростки, у которых сопротивляемость педагогическим воздействиям вызвана неумелым воспитанием ( мнимая трудновоспитуемость).

4. Подростки, у которых сопротивляемость педагогическим воздействиям обусловлена особенностями личности, побуждающими их отрицательно относиться к некоторым положительным явлениям социальной действительности.

Можно выделить два направления психокоррекционной работы с учащимися:

- Коррекция по средствам воздействия на педагогический процесс ( индивидуальное воспитание; коррекция воспитательных воздействий и оптимизация взаимодействия воспитателей и школьников).Это психолого- педагогическая коррекция, где работающему с трудными школьниками необходимо учитывать три условия:

1.Эмпатия;

2. Положительное отношение к воспитаннику;

3. Искренность и естественность в отношении с ним.

- Опора преимущественно на индивидуальную и групповую коррекцию (индивидуальные консультации, беседы по душам, групповые тренинги).

Коррекционная работа с учениками, имеющими отклонения в поведении, должна строиться с учетом следующих основных положений:

1. Воспитатель должен иметь знания о индивидуально - психологических особенностях детей и подростков, особенно в критические возрастные периоды, когда увеличивается риск личностных деформаций и появлений нарушений поведения у детей.

2. Используя коррекционно - методические средства, воспитатель должен учитывать сложную природу нарушений поведения у детей.

3.Особое внимание следует обратить на формирование у учеников интересов гуманистической направленности и морально - нравственных общественных ценностей.

4. Учитывая, что только в деятельности происходит формирование личности ребенка, необходимо в числе основных задач коррекционной школы приоритетным направлением сделать целенаправленное формирование трудовой деятельности, не противопоставляя ее при этом формированию других видов деятельности.

Известно, что дети с нарушением интеллекта не могут самостоятельно усвоить то, что доступно пониманию нормальных детей. Только многократный показ, объяснения и длительные упражнения способствуют выработке у детей с интеллектуальной недостаточностью тех или иных навыков. Позднее своих нормальных сверстников они начинают разбираться в вопросах морали и нравственности. Их представление о том, что такое хорошо и что такое плохо, часто носит поверхностный характер. Пользуясь словами, выражениями из лексикона культурных людей, они в то же время не могут понимать их смысла.

Главной задачей поэтому является выработка сознательных норм поведения у детей с недостатком интеллектуального развития. Работая над коррекцией недостатков поведения школьников, необходимо после объяснения показать на примере целесообразность того или иного культурного навыка. Обязательное условие при проведении всей воспитательной работы состоит в постоянном общении с детьми. При постоянном общении с детьми воспитателю легче наилучшим способом воздействовать на ребенка, а дети всегда имеют перед глазами образец, которому они подражают.

Детям с интеллектуальной недостаточностью характерна во всем стереотипность, в том числе и в поведении. Поэтому одним из направлений коррекционной работы по повышению уровня воспитанности школьников можно считать выработку положительных стереотипов поведения - привычек.

Привычка -результат многократного привыкания, механически выполняемое, автоматизированное действие, реакция человека на что - либо, не сопровождаемое какими - нибудь ясно выраженными мыслями и переживаниями.

Различают несколько видов положительных привычек. Одним из видов положительных привычек являются нравственные привычки -привычки говорить правду, быть честным, вести себя определенным образом в определенных условиях, быть принципиальным.

Привычки формируются, воспитываются в результате требований родителей, учителей, воспитателей, товарищей. Полезные привычки могут вырабатываться в процессе самовоспитания. У большинства воспитанников нашей школы родители не уделяют должного внимания формированию положительных привычек у своих детей, а процесс самовоспитания в силу интеллектуальной недостаточности наших воспитанников резко снижен, а порой практически недоступен. Основным направлением формирования положительных привычек у детей с интеллектуальной недостаточностью - это проведение коррекционно - воспитательной работы учителями и воспитателями.

Формирование положительных нравственных привычек

Необходимо осуществлять как в ходе воспитательного мероприятия, так и уделять этому внимание постоянно в обыденных школьных ситуациях: на прогулках, во время игры, посещения столовой, библиотек, магазинов.

Коррекционную работу по формированию у учащихся с интеллектуальной недостаточностью положительных нравственных привычек необходимо начинать с момента поступления ребенка в школу.

В начальной школе особое значение приобретает формирование у школьников привычки вести себя определенным образом в определенных условиях. Это и составляет основное направление коррекционной работы. Прежде всего выступает необходимость воспитывать у них дружелюбие, заботливость, умение уступать. Постепенно ведущим направлением становится воспитание дружбы между детьми, культуры отношения с людьми, тактичности, скромности, отзывчивости.

Основное направление коррекционно - воспитательной работы в 4 - 6 классах является формирование объективной самооценки подростков и привычки отвечать за свое поведение и деятельность товарищей. Ответственность концентрирует в себе все элементы коллективизма, трудолюбия, честности. Одновременно в волевой сфере воспитывается выдержанность, без которой не может быть ответственности за свое поведение. В этот период важно особое внимание уделить развитию критичности ума, что создает благоприятную предпосылку для объективной критики и самокритики.

В 7 - 9 классах ведущей воспитательной задачей становится воспитание принципиальности, гражданственности, целеустремленности, общественной активности. В этот период необходимо пробуждать умственно отсталого ребенка к серьезным размышлениям о своем будущем.

В работе с трудными детьми и детьми с низким уровнем воспитанности воспитателям следует придерживаться следующих психолого - педагогических рекомендаций.

1. Единообразие требований всех педагогов, работающих с трудными детьми. Для этого коррекционную работу с детьми необходимо строить с учетом мнения каждого педагога, чтобы предъявлять к учащимся единые требования.

2.Адекватность требований. Соответствие требований возможностям ученика.

3.Обеспечение эмоционального комфорта воспитаннику.

Нежелательно, чтобы воспитанник воспринимал воспитателя как чужого человека, настроенного против него. Поэтому важно педагогу воспринимать трудных детей такими, какими они есть, спокойно, проявлять сдержанность при каждом новом негативном высказывании и поступке.

4. Усиление контроля.

В нем особенно нуждаются импульсивные, невыдержанные дети. Рекомендуется всеми средствами вызывать у подростков чувство раскаяния трудного ребенка за содеянное. Необходимо реже прибегать к наказаниям, чаще использовать такие средства воспитательного воздействия, как стимуляция примерного поведения, демонстрация чувства огорчения за поступки учащегося. Отказ от похвалы.

5. Поощрение активности.

Рекомендуется загружать гиперактивных и неорганизованных детей полезной и увлекательной работой, не оставляя им свободного времени для безделья.

6. Избегать приклеивания ярлыков.

Пересмотр воспитателем своих негативных суждений о трудных воспитанниках как о неисправимых, быстрая положительная реакция и поощрение их усилий по преодалению своих недостатков в поведении, общении.

7. Использовать похвалы и поощрения. Трудных школьников хвалят за все: улучшение учебы, поведения, за творческие усилия.

8. Применение наказания в ограниченных, но необходимых случаях.

Формирование нравственных положительных привычек у умственно отсталых школьников должно строится на уважении личности ребенка, умении педагога операться на его положительные качества. Педагог должен убедить ребенка в том, что при желании и старании он сможет стать настоящим воспитанным человеком.

Решение проблемы повышения уровня воспитанности школьников обеспечивает подготовку ее воспитанников к успешной социальной адаптации в обществе.


© 2010-2022