- Преподавателю
- Школьному психологу
- Общешкольное событие Неделя Психологии - 2013 или Украсим мир улыбками
Общешкольное событие Неделя Психологии - 2013 или Украсим мир улыбками
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Андрианова И.Н. |
Дата | 20.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 21 города Коврова
Общешкольное мероприятие
Неделя Психологии - 2013
или «Украсим мир улыбками».
Психология - наука удивительная
И во многом - поучительная.
Душу человека изучает
Многие ее тайны раскрывает.
2014 год
Коваль М.Ю., Андрианова И. Н.
Педагоги-психологи МБОУ СОШ № 21 г. Ковров, Владимирской области
С сентября 2013 года в МБОУ СОШ № 21 г. Ковров, Владимирской области образовалась «Социально-психологическая служба» в лице педагогов-психологов, учителя-логопеда, социального педагога.
Для того чтобы повысить у учителей, учащихся и их родителей интерес к психологии, мы решили провести тематическую неделю психологии.
Неделя психологии - общешкольное мероприятие, которое проводилось в МБОУ СОШ № 21 со 2.12.13 по 6.12.13г.
Тематические недели могут стать традиционными в каждой школе, проводятся для учеников различных возрастных групп, являются неотъемлемой частью социально-психологического сопровождения и призваны оказывать существенную помощь в духовном, нравственном, правовом воспитании и развитии учеников. Включают в себя проведение различных форм работы: коллективных, групповых, индивидуальных и т. д.
Проведению Недели Психологии предшествовал подготовительный этап, на котором разрабатывался план тематической недели. Большое внимание уделили оформлению рекламы: это объявления на стендах, на телевизионной панели холла школы, на сайте школы.
При планировании такого рода мероприятий мы опирались на следующие принципы:
-
Целостность - неделя должна быть целостной и законченной, иметь очерченные начало и конец, можно придумать основную идею и девиз;
-
Последовательность - каждый день должен плавно перетекать в следующий;
-
Доступность - все мероприятия должны иметь определённую возрастную адресованность;
-
Комплексность - события должны охватывать всю школу, всех участников образовательного процесса;
-
Активность и сознательность - мероприятия должны активизировать познавательные процессы участников, а не носить лишь развлекательный характер.
Продуманная тематическая неделя дает прекрасную возможность для развития личности ученика, отработке навыков поведения ребенка в различных жизненных ситуациях. Задача перед организаторами стоит не из легких - "сломать" стандарт восприятия, показать ребятам известное с неизвестной им стороны: не как набор правил, догм, а как нечто живое, постоянно совершенствующееся.
Общешкольное мероприятие - Неделя Психологии или «Украсим мир улыбками»
Цель:
Формирование представлений о важности психологической науки как одной из составляющих человекознания.
Задачи:
-
Расширить знания о науке «психология», роли и месте психологических знаний в жизни человека;
-
Сформировать позитивное отношение к школьной жизни у обучающихся и педагогов;
-
Активизировать творческий потенциал обучающихся;
-
Сформировать навыки совместной деятельности в группе, сплочение членов группы.
Организация и проведение подобного рода мероприятий требуют от организаторов изобретательности, а также больших временных затрат. Однако все это окупается сторицей - живым откликом со стороны учеников, их растущим интересом к предлагаемому материалу.
Неделя Психологии основывалась на идее содействия развитию у участников образовательного процесса таких качеств, как любовь, дружба, взаимопонимание, терпимость, ответственность, взаимоподдержка, интерес к себе, как к личности, и к окружающим людям.
Форма проведения:
-
Конкурс психологических стенгазет и коллажей по параллелям
-
Конкурс рисунков, фотографий
-
Уроки психологии, классные часы
-
Психологические игры, тренинги
-
Индивидуальная и групповая диагностика участников образовательного процесса
-
Информирование и консультирование родителей через школьный сайт.
Категория участников: учащиеся 1-11 классов, педагоги, родители школы.
Методическое обеспечение: план и разработки занятий, диагностический материал, наглядный материал, набор специально подобранных психогимнастических и ролевых игр, грамоты для награждения и др.
План-график проведения недели психологии в школе
День недели
Мероприятия
Классы
Понедельник
2.12.13
ДЕВИЗ ДНЯ: «Пусть в вашей жизни не будет черных полос»
1.Общешкольная игра «Радуга настроений»
2.Работа выставки фотографий и рисунков детей «Подари улыбку миру».
3.Выставка в библиотеке «История психологии в лицах».
4.Профилактика эмоционального выгорания педагогов через занятия по релаксации (кабинет психологов)
5.Игра «Следопыты»
5.Конкурс стенгазет и коллажей
6.Начало работы на школьном сайте раздела для родителей «Вопрос психологу».
1-4
1-4
7-11
Вторник
3.12.13.
ДЕВИЗ ДНЯ: «Личность-та же вселенная: глубокая, таинственная, неисчерпаемая»
1.Работа выставки фотографий и рисунков детей «Подари улыбку миру».
2.Выставка в библиотеке «История психологии в лицах».
3.Профилактика эмоционального выгорания педагогов через занятия по релаксации (кабинет психологов).
4.Игра «Следопыты»
6.Тренинговое занятие «Мой красочный мир»
7.Конкурс стенгазет и коллажей
8.Продолжение работы с родителями на сайте школы
1-4
5, 6
6Б
7-11
Среда
4.12.13.
ДЕВИЗ ДНЯ: «Мы ответственны за все в нашей жизни»
1.Работа выставки фотографий и рисунков детей «Подари улыбку миру».
2.Выставка в библиотеке «История психологии в лицах».
3.Профилактика эмоционального выгорания педагогов через занятия по релаксации (кабинет психологов).
5.Тренинг для педагогов по обучению самоменеджменту (13.10-14.00)
7.Конкурс стенгазет и коллажей
6.Тренинговое занятие «Мой красочный мир»
7.Тренинговое занятие «Мир во мне»
7.Продолжение работы с родителями на сайте школы
1-4
7-11
7В
8
Четверг
5.12.13.
ДЕВИЗ ДНЯ: «Каждая наша мысль создает наше будущее»
1.Работа выставки фотографий и рисунков детей «Подари улыбку миру».
2.Выставка в библиотеке «История психологии в лицах».
3.Профилактика эмоционального выгорания педагогов через занятия по релаксации (кабинет психологов).
4.Конкурс стенгазет и коллажей
5.Психологическая игра «Школа идеального лидера»
6.Продолжение работы с родителями на сайте школы
1-4
7-11
9
Пятница
6.12.13.
ДЕВИЗ ДНЯ: «Самая настоящая роскошь - роскошь человеческого общения».
1.Общешкольная игра «Радуга настроений»
2.Работа выставки фотографий и рисунков детей «Подари улыбку миру».
2.Выставка в библиотеке «История психологии в лицах».
4.Профилактика эмоционального выгорания педагогов через занятия по релаксации (кабинет психологов).
5.Конкурс стенгазет и коллажей
6.Работа психологического забора пожеланий
7.Продолжение работы с родителями на сайте школы
1-4
7-11
Начало недели открыло общешкольное мероприятие «Радуга настроения», где педагоги и учащиеся школы оценивали своё настроение. Этим же мероприятием была закрыта Неделя Психологии. В результате мы провели небольшое исследование «Преобладающее настроение у педагогов и учащихся в начале и в конце недели» (Фото.1,2,3,4,5,6.).
«Радуга настроения» проходила по следующему принципу: учителя оценивали своё настроение в понедельк и пятницу в начале и в конце рабочего дня, выбирая цвет своего настроения из пяти предложенных; учащиеся 5-11 классов так же выбирали цвет настроения, но делали это только в начале учебного дня.
Красный, желтый - положительные эмоции.
Красный. Человек, выбирающий этот цвет в данный момент активен, уверен в себе и полон решимости. Вы заряжаете энергией окружающих и готовы после рабочего дня выполнить еще массу дел. Кроме этого красный может говорить об агрессии и раздражительности. Состояние в данный момент может быть также охарактеризовано как напряженное, возбудимое и беспокойное.
Желтый. Это цвет счастья и интеллекта. Поэтому, если вы выбрали данный цвет, то в данный момент можете испытывать потребность в общении и получении новых знаний и информации. В этом состоянии легко решать поставленные задачи. Кроме этого желтый цвет говорит о положительном настрое и спокойствии.
Зеленый, синий - спокойствие и безмятежность.
Зеленый. Это цвет гармонии и естественности. Однако зеленое настроение может быть двояким: внешне вы можете выглядеть спокойным, а внутри могут кипеть эмоции (скорее положительные). Зеленый цвет также говорит о склонности к анализу: в этот момент вы можете быть озадачены каким-либо решением, воспоминаниями из прошлого или планами на будущее.
Синий. Говорит об абсолютной гармонии: то, что происходит внутри, отражается и вовне. Этот цвет говорит о спокойствии и умиротворении. В данный момент вы можете быть погружены в себя или испытывать симпатию к кому-то или чему-то. Однако в таком состоянии трудно мобилизовать свои силы для решения задач.
Черный - беспокойство и отстраненность.
Черный. Это противоречивый цвет. С одной стороны он говорит о чувстве защищенности и стабильности, с другой - о грусти и подавленности. Выбор черного цвета говорит о напряжении или переживании стресса. В этот момент можно чувствовать себя несчастным или неудачливым, и хочется побыть в одиночестве.
В начальной школе учащиеся оценивали своё настроение на специальных бланках в понедельник и пятницу в начале и конце учебного дня.
класс_________
ПРИШЕЛ В ШКОЛУ:
УХОДИШЬ ИЗ ШКОЛЫ:
С ХОРОШИМ НАСТРОЕНИЕМ
С ПЛОХИМ НАСТРОЕНИЕМ
По итогам проведённого общешкольного мероприятия получились следующие результаты: учителя в начале рабочей недели придя на работу в основном испытывают положительные эмоции (45%), но есть та часть педагогов, которая испытывает беспокойство - 41% (рис. 1). В конце рабочего понедельника картина немного иная (рис. 2). Начало рабочего дня в пятницу выглядит следующим образом: положительные эмоции присутствуют у 10%, 68% спокойны и у 22% наблюдается беспокойство (рис. 3). Вечером в пятницу мы можем наблюдать 80% учителей с чисто положительными эмоциями (рис. 4).
Рисунок 1 Рисунок 2
Рисунок 3 Рисунок 4
Среди учащихся 5-11 классы в понедельник с положительным настроем выявлено 63% (рис. 5) и похожая картина наблюдается в пятницу (рис. 6). Учащиеся начальной школы (94%) начинают учебную неделю с хорошим настроением - 94% (ри.7), а уходят домой в первый день недели с хорошим настроением 88% учащихся. Похожая картина наблюдается и в последний день недели (рис. 9, 10).
Рисунок 5 Рисунок 6
Рисунок 7 Рисунок 8
Рисунок 9 Рисунок 10
В начальной школе были организованы фотовыставки и выставки детских рисунков по теме «Подари улыбку миру» (Фото. № 7,8,9,10.).
В школьной библиотеке работала выставка «История психологии в лицах» (Фото. № 11,12).
Среди учащихся 1-6 классов проведена игра «Следопыты» (Фото.№ 13.).
9-11 классы приняли активное участие в создании коллажей, особенно интересной была защита этих работ (Фото.№ 14,15,16,17,18,19,20,21,22.).
Инициативной группой 11-х классов была оказана огромная помощь в проведении недели психологии. Учащиеся-кореспонденты в течение недели брали интервью у педагогов и учащихся школы. Все проводимые мероприятия были засняты на видео и выпущен видеоролик, а так же имеется множество интересных фотоматериалов.
Проведены тренинговые занятия с учащимися по темам: «Мой красочный мир», «Мир во мне», «Школа идеального лидера», «Психология - это серьёзно» (Фото № 23,24,25.).
В течение недели работал кабинет психологической разгрузки: благодаря медитации учителя могли расслабиться, успокоится после напряжённого рабочего дня. Проведено тренинговое занятие для педагогов по самоменеджменту (Фото № 26,27.).
Для учащихся и педагогов работал «Ящик доверия», где можно было оставить письмо психологу с пожеланием или вопросом. В результате было получено много писем от учащихся (Фото № 28,29,30.).
В рамках Недели Психологии начал свою работу раздел СПС на сайте школы, где размещены статьи для учащихся, родителей и педагогов. Кроме этого, теперь родители могут заочно задать вопрос психологам или записаться на консультацию (Фото № 31,32,33,34.).
Для проведения рефлексии мы использовали психологические заборы (для педагогов - в учительской, для учащихся - на стенде около кабинета психологов). Было приятно видеть на этом заборе слова благодарности учащихся, для всех было необычно, но, в то же время интересно (Фото № 35,36,37,38.).
По итогам учащиеся школы награждены Благодарностями и Грамотами за активное участие (Фото № 39.).
Нас увидели, нас заметили,
Мы прозвучали - и это здорово!
И психолог, без сомненья,
Вас услышит и поймет,
И хорошее настроение
Непременно вам вернет!
Список литературы:
-
Е. Аникина, Е. Трофименко, Н. Бубчикова. Тренинг педагогического общения // Школьный психолог - 2008. - № 7.
-
М.Р. Битянова. Работа психолога в начальной школе/ М.Р.Битянова, Т.В.Азарова, Е.И.Васильева.-М.: Совершенство, 1998.-352 с.
-
М.Р. Битянова. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками - СПб: Питер, 2007.-304с.
-
М. Кипнис. 59 лучших игр и упражнений для развития управления коммуникациями. Тренируем общение, способность влиять и убеждать. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009.- 224 с.
-
А. Я. Микляева. - подросток. Мир Эмоций, - СПб; Речь, 2003.