- Преподавателю
- Школьному психологу
- Выступление на тему: Основные направления взаимодействия специалистов психолого-педагогического сопровождения
Выступление на тему: Основные направления взаимодействия специалистов психолого-педагогического сопровождения
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Заколодняя Е.Г. |
Дата | 13.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Основные направления взаимодействия специалистов психолого-педагогического сопровождения
Успешная реализация научных и практических достижений ученых в области обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья зависит от слаженности усилий специалистов массовой школы, работающих с особым ребенком. К специалистам психолого-педагогического сопровождения относятся учителя интегрированных классов, школьный психолог, логопед, дефектолог, специалист по ЛФК, социальный педагог. Медицинский работник школы также вносит свою лепту в осуществление психолого-педагогического сопровождения нетипичных учащихся. При этом основная нагрузка ложится на плечи учителя, поскольку именно от него зависит успешность применяемых методик, внедрение коррекционного обучения и воспитания проблемных учащихся массовой школы.
Педагог, его личность, особенности педагогической деятельности и взаимодействия с учащимися рассматриваются как ведущий фактор в предупреждении и преодолении дезадаптации к школе детей с проблемами развития.
Современной массовой школе необходим такой специалист, который компетентно изучает, диагностирует и прогнозирует трудности в учебе школьников, адекватно оценивает способности и возможности в соответствии со своеобразием развития их личности.
Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в специальных подходах, специфических методах и приемах учебно-воспитательной работы. В связи с этим возникает вопрос о необходимости формирования культуры коррекционно-развивающей работы педагога как меры и способа реализации его личности в коррекционной деятельности.
Если рассматривать педагогическую культуру как совокупность норм и правил поведения педагога, проявление педагогического такта, педагогической техники и мастерства, педагогической грамотности и образованности, то культуру коррекционно-развивающей деятельности можно рассматривать важной частью общей профессиональной культуры его как педагога, проявляющейся в системе профессионально-педагогических качеств и специфике его деятельности по коррекции отклонений в развитии проблемных учащихся общеобразовательной школы.
Среди совокупности общепедагогических умений (аналитических, проектировочных, конструктивных, организационных, регулирования и коррекции педагогического процесса) наиболее значимыми в коррекционно-развивающей работе учителя являются умение выявить уровень обученности и воспитанности ребенка, определить причины и условия отклонений в развитии и поведении; умение определить по внешним проявлениям и поступкам изменение психического состояния ребенка, понимать и объяснять особенности его поведения в конкретных жизненных ситуациях; умение мысленно ставить себя на место воспитанника; умение прогнозировать и проектировать развитие личности ребенка и результаты его обучения и воспитания; умение предвидеть возможные трудности и ошибки детей и подростков и своевременно их предупреждать.
Среди важнейших коррекционных умений А.Д. Гонеев отмечает:
•умение увидеть отклонения в развитии ребенка и поставить предварительный педагогический диагноз этому отклонению;
-
провести педагогическую диагностику отклонения, спрогнозировать пути дальнейшего развития ребенка с учетом наличия дефекта и его последствий;
-
определить общие и конкретные задачи коррекционного обучения и воспитания данной группы детей;
• планировать отдельные виды коррекционно-развивающей работы;
•критически оценивать и эффективно использовать в целях
коррекции и научную компенсацию и научно-педагогическую информацию;
•учитывать в учебно-воспитательном процессе характерные психолого-педагогические факторы компенсации, использовать их в коррекционной деятельности;
-
отбирать и применять необходимые для решения коррекционных задач методы, приемы и средства обучения, воспитания, диагностики, коррекции, компенсации;
-
создавать коррекционные условия воспитания, обучения, развития и социальной адаптации детей для усвоения ими интеллектуального и нравственного опыта;
•владеть специфическими средствами обучения и адекватно ими пользоваться;
-
формировать положительную мотивацию участия в коррекционной работе у детей с недостатками в развитии и воспитывать у них оптимизм, видение жизненной перспективы, ощущение успеха;
-
выполнять различные виды социальной деятельности, направленные на оказание помощи в их социальной адаптации;
-
определять результативность коррекционной работы во всех средах и на всех этапах педагогической деятельности;
-
перестраивать свою профессионально-педагогическую деятельность в соответствии с ситуацией;
-
осознанно и критично управлять своей коррекционной деятельностью.
Огромную роль в работе с детьми, а особенно с учащимися, составляющими «группу риска» в массовой школе, играет личность педагога. Еще К. Д. Ушинский утверждал: «Нет сомнения, что многое зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником...». Готовность учителя к коррекционно-воспитательной работе с проблемными учащимися предполагает наличие таких личностных характеристик, как высокая социальная ответственность, гуманистическая направленность личности. Также следует выделить специальные профессиональные качества, необходимые педагогу: выдержку, терпение, самообладание, педагогический такт, профессионально-педагогическое мышление, воображение, педагогический оптимизм, любовь к детям и к делу, заинтересованность и творческое отношение к коррекционно-педагогической деятельности.
Формирование коррекционной культуры учителя в процессе работы с нетипичными учащимися массовой школы подразумевает развитие таких динамических качеств личности, которые отражают общительность, инициативность, способность понимать и принимать учащихся с отклонениями в развитии.
Одним из слагаемых профессиональной педагогической культуры является педагогический такт. В коррекционной работе педагогический такт проявляется в действии основного этического принципа всей профессиональной деятельности учителя, принципа, установленного еще Гиппократом применительно к врачебной этике - «не навреди». Основной задачей деятельности учителя является обеспечение нормального хода психического развития ребенка, поэтому он должен осуществлять свою деятельность, исходя из интересов школьника, обеспечивая возможность оптимального развития его личности. Вследствие этого школьный учитель несет громадную моральную и гражданскую ответственность за свои действия. Особенно необходимо проявление педагогического такта в коррекционной работе. Совершенно недопустимо публично обсуждать результаты учебной деятельности и личностные качества учащихся. Информация по результатам диагностической работы должна предоставляться ученикам в индивидуальном порядке, причем эти сведения не должны содержать намеков на особенности личности и интеллекта ученика, его родителей, одноклассников, друзей. Так как проблемные учащиеся зачастую имеют низкий уровень развития познавательных процессов, то совсем необязательно досконально объяснять им, какие показатели они имеют. В этих случаях лучше всего руководствоваться правилом, сформулированным Г. Лессингом: «Ребенку нужно говорить правду, одну только правду, но не всю правду...».
Так, дети из классов коррекционно-развивающего обучения прекрасно осознают специфику своих классов, поэтому совершенно недопустимо сравнивать уровень развития учащихся этих классов с уровнем учащихся общеобразовательных классов. Такое сравнение будет способствовать снижению самооценки этих школьников и, как следствие, снижению их познавательной активности.
Профессиональная педагогическая культура педагога проявляется в разнообразных видах его педагогической деятельности, в том числе и общении. В процессе общения с проблемными учащимися педагог решает такие важные задачи, как коррекция поведения и общения детей, снятие нервно-психического напряжения. Реализация этих задач осуществляется в системе личностно ориентированного общения педагога и учеников.
Своеобразие педагогического общения учителя и учащихся со школьными трудностями состоит в том, что педагог должен организовать единство деятельностной и эмоциональной основ этого процесса. Это общение имеет выраженный эмоциональный характер, проявляющийся в сопереживании успеха или неуспеха деятельности. Учитель должен стремиться обеспечить успех как важнейший фактор мотивации деятельности. Он должен стремиться к тому, чтобы ребенок достигал успеха возможно чаще и в любом виде деятельности, будь то общение, игра или учеба. Только в общении происходит совершенствование межличностных отношений, коррекция поведения и общения учащихся.
Доброжелательное, справедливое и в то же время требовательное отношение к учащимся, учет их индивидуально-психологических особенностей благотворно влияет как на учебную деятельность этих школьников, так и на личностные параметры их умственной деятельности. Прежде всего это относится к формирующимся у учащихся самооценке и уровню притязаний. И если отстающие в учении школьники в условиях обычного класса под влиянием постоянных неудач в учебе становятся пассивными, равнодушными, с выраженной мотивацией избегания наказания и с заниженной самооценкой, то в специальных классах при грамотном и взвешенном педагогическом подходе дети начинают проявлять учебную активность, их самооценка под влиянием успехов повышается, приближаясь учительской. Так, в школе № 32 г. Белгорода изучение самооценки учащихся начальных классов показало, что заниженную самооценку имел 34% слабоуспевающих школьника из обычных классов; в классах КРО заниженную самооценку имели 23% учащихся.
Педагогу необходимо развивать умение сохранять спокойствие и самообладание во все моменты жизни, выдерживать ровный тон в разговор с детьми. Речевые способности являются непременным компонентом общих коммуникативных способностей педагога, его коммуникативной культуры. Особенно важную роль в коррекционной работе играет умение ориентировать речь на собеседника. Учитель должен говорить отчетливо, по возможности не повышая голос, так как это нервирует детей, возбуждая эмоционально неустойчивых школьников.
Внешний вид любого человека является своеобразным отражением его общей культуры. Для педагога, работающего с исключительными детьми, внешность имеет особое значение, так как эти дети склонны к подражательству и пример взрослого для них чрезвычайно важен.
Педагог должен помнить, что все дети очень чутки на счет пристрастного отношения к себе, а особенно проблемные учащиеся, которые уже имеют определенный опыт отрицательного отношения к себе как неуспевающим и «трудным». Поэтому в классе не должно быть никаких привилегий, никаких любимчиков или отверженных. Учитель должен учитывать тот факт, что среди этих учащихся много детей, испытывающих дефицит родительской любви, и если они и в школе не будут получать достаточно теплоты, внимания и искренней заинтересованности в себе, то никакие грамотно разработанные коррекционные программы не будут способствовать развитию личности этих школьников. Только понимание и принятие каждого ребенка, совместное решение встающих перед ним проблем будет способствовать успешной коррекции личности и интеллекта учащихся.
В коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья помимо учителей и психолога принимают или должны принимать участие широкий круг специалистов. Общей целью всех специалистов психолого-педагогического сопровождения является обеспечение условий для оптимального протекания образовательного процесса. Взаимодействие педагогов, психолога и других специалистов, занимающихся коррекционно-развивающей работой в образовательном учреждении (дефектолога, социального педагога, школьного врача), осуществляется в зависимости от «степени близости их профессиональной деятельности» (И.В. Вачков).
Анализируя состав специалистов, работающих сейчас в образовательных учреждениях, И. В. Вачков выделяет два типа пересекающихся задач, решаемых ими. Социальный педагог, руководитель кружка или секции, а также педагог-психолог, по мнению ученого, связаны с той областью, в которой решаются прежде всего задачи социализации ребенка. Учитель-дефектолог, логопед, медицинский работник и опять же педагог-психолог осуществляют коррекционную работу в той области, в которой ведущими становятся задачи обеспечения здоровья детей (психологического, психического, соматического). Таким образом, педагог-психолог оказывается в области пересечения задач, связанных с социализацией и обеспечением здоровья.
За пределами схемы, охватывающей коррекционно-развивающую работу в образовательном учреждении, находятся специалисты, которые также взаимодействуют с проблемными учащимися массовой школы, являясь помощниками сотрудникам школы в решении имеющихся проблем. В первую очередь, это специалисты специальных учебных заведений, работники органов управления образования и органов дополнительного образования, социальные работники и специалисты служб соцзащиты, специальные и клинические психологи, психотерапевты, психиатры и врачи разных профилей. При организации коррекционной работы необходимо полнее использовать потенциал сотрудничества и с данными специалистами.
Проведение совместной работы психологом и педагогами эффективно в виде организации творческой группы учителей по проблемам работы с данными детьми, на заседаниях которой могут обсуждаться широкий круг вопросов по организации коррекционно-развивающей работы.
На заседаниях творческой группы вырабатываются и утверждаются основные положения коррекционно-развивающей работы с учащимися, а в соответствии с ними и некоторые педагогические рекомендации. Работа педагогов с учащимися строится в соответствии с разработанными рекомендациями и с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся, что способствует успешной реализации программ психолого-педагогического сопровождения.
Обсуждение эффективности проделанной работы, сопоставление прогнозируемого и полученного результата педагогами и другими специалистами проводится в форме «круглого стола». Данная форма совместной работы всех учителей, работающих в классе, психолога, администрации школы дает возможность обсудить итоги проведенной педагогической и психологической части коррекционно-развивающей работы, представить и обсудить собственный опыт работы, познакомиться с опытом работы коллег. Полученная в ходе работы «круглого стола» информация может использоваться не только для оценки эффективности проделанной работы, но и для построения плана последующей коррекционно-развивающей работы,
Социальный педагог должен быть главным посредником между ребенком и теми, кто его окружает: учителями, классным руководителем, администрацией, представителями милиции, суда, других ведомств, а иногда и родителями или опекунами.
Основные направления деятельности социального педагога в коррекционно-развивающей работе с нетипичными школьниками:
-
Постановка социального диагноза. Определение социокультурной ситуации, социальных и личностных проблем детей и взрослых, попадающих в сферу влияния социального педагога. Информация может быть из разных источников (педагогическая, родительская, психологическая. медицинская, другая). Выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций. Помощь семье в проблемах, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком. Посредничество между различными специалистами и организациями (учреждением образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры и пр.).
-
Помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещение учебного учреждения. Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка. Предотвращение серьезных последствий развития сложных для ребенка событий.
-
Профилактика правонарушений, девиантного поведения детей и подростков, в том числе алкоголизма, наркомании, курения, ранних интимных связей. Пропаганда здорового образа жизни.
• Привлечение детей, родителей, общественности к организации и
проведению социально-педагогических мероприятий, акций. Организация разнообразной социально-значимой деятельности проблемных детей в социуме (досуг, отдых, воспитательные мероприятия). Включение
в процесс творчества, поддержка социальной инициативы.
•Индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов и администрации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, воспитания детей в семье.
•Организация взаимодействия различных групп детей и взрослых, содействие налаживанию нормальных межличностных взаимоотношений в семьях, детских и взрослых коллективах. Помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми.
• Пропаганда и разъяснение прав детей, семьи и педагогов. В качестве особой функции может быть выделена защита прав ребенка на основе конвенции о правах ребенка и других правовых документов. Социальный педагог имеет полномочия быть представителем образовательного учреждения в суде, на конфликтных комиссиях, где решается судьба ребенка.
Школа накладывает определенный отпечаток на деятельность социального педагога - он, прежде всего, педагог, а затем уже социальный работник. Поэтому для него актуальны традиционные педагогические и воспитательные методы работы: убеждение, разъяснение, совет, опора на положительный пример, использование общественного мнения, социума, национальных традиций, а также таких мощных социально-педагогических инструментов воспитания, как труд, спорт, игра, благотворительная деятельность, культурное просвещение. В то же время, учитывая особенности его деятельности, он должен быть компетентным по широкому кругу вопросов. Прежде всего, этому работнику необходимо быть хорошо «подкованным» в области юриспруденции и права. Не только гражданские судебные дела, в том числе и уголовные, в которых фигурируют дети и подростки, требуют таких знаний и навыков. Профилактическая работа с семьями и детьми группы риска также предполагает правовое просвещение.
Отдельная сторона деятельности социального педагога - изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности учащихся «группы риска», их социальной микросреды, условий жизни. В процессе индивидуального обследования проблемного ребенка социальный педагог может получить информацию о взаимоотношениях в семье, со сверстниками, учителями. Здесь ему понадобится знание конфликтологии и проблем межличностного общения, а также основ возрастной и специальной психологии. Таким образом, взаимодействие с психологом школы становится еще значимее. Объединяет данных специалистов еще и тот факт, что оба должны соблюдать этический кодекс, так как их информация является строго конфиденциальной.
Принципиальное отличие профессиональной деятельности социального педагога от работы психолога заключается в активной позиции первого по отношению к ребенку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации.
Психолог помогает ребенку или семье, как правило, тогда, когда к нему обратились. Навязывать помощь, вторгаться во внутренний мир без приглашения он не может, да в психологической работе это и неэффективно. Социальный педагог не только имеет право, но и обязан вмешиваться в ситуацию.
Несмотря на то, что профессиональные позиции социального педагога и психолога по отношению к ребенку различны, эти специалисты имеют единую цель - помочь оказавшемуся в сложной ситуации. Для большей результативности при работе с проблемными детьми необходимо грамотно распределить обязанности психолога школы и социального педагога.
Алгоритм совместной работы с проблемными учащимися может быть следующим:
-
Выделение детей «группы риска». Его можно проводить методом «просвечивания», или социального анкетирования. Специалистом заполняется матрица по определенным параметрам на всех детей учреждения. Происходит это при интервьюировании учителей, воспитателей, родителей. В результате определяются дети, которые имеют неблагоприятные показатели в совокупности.
-
Социальный педагог собирает сведения о взаимоотношениях таких детей в школе, классе, семье, ведя наблюдение на уроках, переменах, обследуя домашние условия.
-
Психолог проводит углубленную индивидуальную диагностику по параметрам личностного, интеллектуального развития.
-
Психолог и социальный педагог вместе ведут картотеку, занося в индивидуальную карту ребенка «группы риска» различные сведения социально-психологического характера. При необходимости организуют психолого-медико-педагогические консилиумы для определения маршрута обучения и воспитания ребенка. На основании полученных сведений строится коррекционно-развивающая работа.
Условием реализации потенциальных возможностей детей является создание благоприятной социально-психологической обстановки доверия. При этом важно формирование ценностных ориентации не только у ребенка, но и у окружающих его взрослых. Социальный педагог отслеживает динамику формирования принимающей социальной среды (семьи, группы сверстников).
Тренинги личностного роста или индивидуальное консультирование по психологическим проблемам проводит, конечно, психолог. А социальный педагог ведет работу по включению проблемного ребенка в те виды деятельности, которые способствовали бы его самореализации: спортивные секции, кружки дополнительного образования, туристические походы. Если необходимо, подключает медицинскую и социальную помощь.
Направления совместной работы специалистов психолого-педагогического сопровождения с медицинским работником школы:
- Выявление состояния соматического здоровья нетипичного ребенка. Многие дети с нарушениями развития, обучающиеся в обычной школе, имеют различные хронические заболевания. Любая хроническая болезнь влияет на психологические особенности человека. В данном случае неважно, болезнь ли развилась, потому что у ребенка есть те или иные особенности, произошло ли все в обратном порядке, но связь между этими факторами существует. Больные астмой очень часто эмоционально неустойчивы, тревожны, у больных хроническими желудочно-кишечными недугами наблюдается склонность к депрессии, апатии.
Психолог должен знать о наличии у ребенка хронических заболеваний и помогать педагогам строить работу с ним с учетом тех или иных особенностей. С другой стороны, важная информация для педагога о таких детях есть и у медика. По крайней мере, должна быть.
Дело в том, что разные «болячки» диктуют свои требования к организации учебного процесса. Кому-то нужно часто питаться, кого-то необходимо выпускать в туалет по первому требованию. Кто-то должен сидеть справа от доски, кто-то слева, а кто-то только по центру.
-
Просветительская работа. Психолог занимается тем, что поставляет педагогу информацию о возрастных и индивидуальных особенностях детей со школьными трудностями. Не менее важной является информация о физиологических, морфологических особенностях развития детей на тех или иных возрастных этапах. Эту информацию должен поставлять школьный медик. Кроме того, именно медицинский работник способен разъяснить педагогическому коллективу специфику ограниченных возможностей нетипичного ребенка исходя из биологического характера его нарушения.
-
Профилактика и формирование установок на здоровый образ жизни. Сочетание возможностей специалистов может дать неплохие результаты.
-
Еще одна точка пересечения в профессиональной деятельности -отслеживание процесса адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в школе на разных этапах обучения: в первом классе, при переходе в среднее и старшее звено школы.
Врачи вообще редко выходят за пределы своего кабинета, предпочитая, чтобы дети с их проблемами приходили к ним. В силу этого очень многие чисто медицинские проблемы школы остаются ими незамеченными. С процессами адаптации и частым следствием этого процесса - дезадаптацией работают педагоги, психологи. В результате работа получается однобокой, нецелостной.
Особенно требует объединения усилий педагогов, психологов и медиков работа с трудным случаем, помощь ребенку, испытывающему выраженные трудности в обучении, общении и собственно развитии. Совместная работа должна начинаться с консилиума, на который каждый из специалистов представляет свою информацию о ребенке. Данной форме совместной работы посвящен следующий параграф.
8