Конспект по общей психологии. Тема: Психическое развитие и ведущая деятельность

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по общей психологии

Тема: Психическое развитие и ведущая деятельность

Рабочая программа: Программа учебной дисциплины «Психология» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» в соответствии с примерной программой общепрофессионального цикла , утвержденной Экспертным советом по начальному и среднему профессиональному образованию при Министерстве образования и науки Калужской области.

Учебник: Дубровина И.В. Психология. - М.: Академия, 2008.












Тема: Психическое развитие и ведущая деятельность.

Тип урока: комбинированный

Цель: познакомить студентов с понятиями психическое развитие и деятельность.

Задачи урока:

• обучающая: знакомство студентов с понятиями психического развития, ведущей деятельности;

• развивающая: развивать интерес к изучаемому предмету, логическое мышление студентов, коммуникативные навыки;

• воспитательная: формирование навыков сотрудничества, взаимоподдержки.

Длительность урока: 2 часа. (На данную тему отводится по программе 4 часа, на 1-2 уроке изучают психическое развитие, на 3-4 -ведущую деятельность)

Возраст обучающихся: 18-19 лет.

План урока:

1)Приветствие. Сообщение цели урока (3мин)

2)Проверка домашнего задания. (15 мин)

3)Изучение нового материала: обсуждение основных понятий «психическое развитие», «ведущая деятельность», знакомство с теорией деятельности А.Н.Леонтьева.(45 мин)

4) Закрепление нового материала: заполнение таблицы «Ведущая деятельность».

Прием «Кластеры». Обсуждение результатов.(12мин)

6)Подведение итогов урока (4 мин)

7)Домашнее задание (2 мин)

Методы обучения:словесный, аудио-визуальный, деловая игра, наглядные (учебники, презентация).

Необходимое материально-техническое обеспечение:

§компьютер, проектор;

§электронная презентация;

§таблица "Ведущая деятельность;

§карточки с ситуациями.

Используемая литература:

1. Дубровина И.В. Психология. - М.: Академия, 2008.

2. Википедия

3. Туревская Е.И. Возрастная психология. - М., 1996.

4. Обухова Л.Ф. Детская психология. - М., 1996.

5. psulist.net

6.uchportal.ru/

Ход урока:

1. Организационная часть урока:

- приветствие студентов;

- проверка оснащённости рабочих мест;

- сообщение темы и цели урока.

2. Проверка домашнего задания.

Повторение темы «Факторы психического развития». Анализ психологических ситуаций по теме.

А)Устный опрос студентов по предыдущей теме (2 человека):

- Рассказать о факторах психического развития?

-Рассказать, что принято считать факторами психического развития?

Б)Работа по карточкам (3 человека).

Задание: Письменно проанализировать психологические ситуации.

1.Ситуация:

Родители передают своим детям наследственные родовые признаки, такие как цвет кожи, глаз, волос, телосложение, черты лица, темперамент, задатки способностей и наклонностей, предрасположенность к определённым патологиям. В генотипе выраженность того или иного признака может иметь разные "пределы". Возьмем, например, такой наследуемый признак, как интеллект. Известно, что гены обеспечивают 50-70% существующего разнообразия среди людей по степени этого признака. А остальное зависит от влияния других факторов, вернее, от их сочетания.

Вопрос: Какой фактор развития описан в данной ситуации? Обоснуйте.

(Ответ: Наследственность)

2.Ситуация:

Родителям стоит уделять большое внимание проявлению тех или иных задатков у ребёнка с раннего детства, чтобы помочь ему развить способности, соответствующие выявленным задаткам. Важно своевременно создавать условия для развития тех или иных способностей, чтобы ребёнок мог достичь высоких результатов, и развитие шло быстрыми темпами.

К примеру, ребёнок с раннего детства склонен увлечённо строить домики, башенки или целые города из кубиков или любых подручных средств. Родителям стоит не просто покупать конструкторы, а попытаться найти развивающий кружок или центр, где специалисты помогут ребёнку развить такие способности, опираясь на которые он сможет стать хорошим архитектором или дизайнером.

Вопрос: Какой фактор развития описан в данной ситуации? Обоснуйте. (Среда)

3. Ситуация:

У детей с одинаковым актуальным уровнем развития могут быть разные потенциальные возможности. Один ребенок легко принимает помощь и затем решает самостоятельно все похожие задачи. Другому трудно выполнить задание даже с помощью взрослого.

Вопрос: Какой фактор развития описан в данной ситуации? Обоснуйте.(Активность)

3. Изучение нового материала.

А) Актуализация знаний.

На прошлом уроке, рассматривая факторы психического развития, мы затронули проблему определения условий, способствующих этому развитию. Вспомним, что такое «психическое развитие»?

- Кто из отечественных психологов занимался изучением данной проблемы? (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, А.В. Петровский, В.В. Гальперин).

Сегодня мы рассмотрим основное условие психического развития ребенка - ведущую деятельность.

Б) Выступление студента.

Вас просили узнать значение термина ведущая деятельность в Википедии.

(Выступление студента, который дает справку о ведущей деятельности). Выступление студента оценивается.

В)Пояснение и дополнение преподавателя.

Ведущая деятельность - теоретический конструкт, обозначающий деятельность, в которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности.

Ведущая деятельность - это деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому и поведенческому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой (Эльконин Д.Б.).

Принцип ведущей деятельности глубоко разработан в трудах А.Н.Леонтьева. Сущность этого принципа заключается в том, что в первую очередь именно в процессе ведущей деятельности ребенка в каждом периоде его развития складываются новые отношения, новый тип знаний и способы их получения, что существенно меняет познавательную сферу и психологическую структуру личности. Таким образом, каждая ведущая деятельность способствует появлению характерных только для этого возраста качественных особенностей, или, как их называют, новообразований возраста.

Но в пределах одной и той же деятельности, характерной для одного возраста, можно выделить различные этапы, причем развитие ребенка на каждом из них не одинаково. В процессе деятельности общения у ребенка формируются в первую очередь потребности, цели, мотивы деятельности.

Г) Самостоятельная работа в группах.

- Какие виды деятельности Вы знаете? (игра, учеба, труд).

В каждом возрасте выделяется один ведущий вид деятельности, который определяет развитие человека.

Сейчас разделимся на 6 групп, каждая из которых будет обсуждать основные виды деятельности в каждом возрасте.

1 группа - «младенцы»- 0-1 год 4 группа - «младшие школьники»-7-10

2 группа - «малыши» - 1-3 года 5 группа - «подростки»- 11-15 лет

3 группа - «дошкольники»- 3- 7 лет 6 группа - «старшеклассники» -15-17

Дается 10 мин на обсуждение каждой группе. Подводятся итоги.

Проверка выполнения задания.

Выделяют следующие ведущие деятельности:

1. Непосредственное общение младенца со взрослыми;

2. Предметно-манипулятивная деятельность в раннем детстве;

3. Сюжетно-ролевая игра дошкольного возраста;

4. Учебная деятельность школьников;

5. Профессионально-учебная деятельность юности.

Д)Пояснения преподавателя.

1.Эмоционально-непосредственное общение - общение ребенка со взрослыми людьми, осуществляемое вне совместной предметной деятельности в период времени от рождения до одного года.

2.Предметно-манипулятивная деятельность - деятельность ребенка раннего возраста от года до трех лет с разнообразными игрушками и окружающими предметами не в полном соответствии с их социально-культурным назначением и без активного взаимодействия со взрослыми.

3.Сюжетно-ролевая игра - сочетание игровой деятельности с общением,

имитирующее определенную социальную ситуацию и характерные для нее формы ролевого поведения участников. Свойственна для детей дошкольного возраста от трех до шести-семи лет.

4.Учебно-познавательная деятельность - сочетание учебной деятельности и межличностного общения, определяющее познавательное развитие. Доминирует в младшем школьном возрасте в пределах от шести-семи до десяти-одиннадцати лет.

5. Профессионально-личностное общение - сочетание общения на личные темы и совместной групповой деятельности по интересам, служащее средством подготовки детей к будущей профессиональной работе в подростковом возрасте, от десяти-одиннадцати до четырнадцати-пятнадцати лет.

6.Морально-личностное общение - общение на интимно-личностные темы в старшем школьном возрасте.

4. Закрепление нового материала: заполнение таблицы «Ведущая деятельность».

Прием «Кластеры». Обсуждение результатов.

Для эффективного запоминания учебного материала по данной теме, используем прием «Кластеры». Вспомните все термины, понятия, о которых шла речь на уроке и нарисуйте гроздья-кластеры к нашей теме.

5. Подведение итогов урока.

Подведение итогов и формулирование выводов:

-Что нового узнали сегодня на уроке?

-Что понравилось, какую пользу извлекли из полученных знаний?

-Что вызвало затруднения и над чем еще нужно поработать?

Заключительное слово педагога:

Сегодня мы рассмотрели важные проблемы возрастной психологии, расширили свой словарный запас новыми понятиями и научились их анализировать и классифицировать.

6. Домашнее задание

Подготовить выступление о роли ведущей деятельности в развитии личности.


© 2010-2022