- Преподавателю
- Школьному психологу
- Программа внеурочной деятельности педагога-психолога с детьми ОВЗ Развитие познавательных способностей (2-5 класс)
Программа внеурочной деятельности педагога-психолога с детьми ОВЗ Развитие познавательных способностей (2-5 класс)
Раздел | Школьному психологу |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Коломиец Ю.Г. |
Дата | 27.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №7» с углубленным изучением отдельных предметов Городского округа Стрежевой
Утверждено: Согласовано:
Директор МОУ «СОШ № 7» Зам. Директора по УВР
Портнова Г.П. Решетникова С.В.
______________________ ______________________
«___»____________2015 г. «___»____________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Коррекционно-развивающих занятий для детей с ОВЗ
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»
Направление «Коррекционная деятельность»
для 2, 3, 4, 5 класса
Составитель:
Коломиец Ю. Г.,
педагог-психолог,
первая категория
2015-2016 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Пояснительная записка………………………………………………………........3-4
-
Нормативно-правовая база
-
Назначение программы
-
Актуальность и перспективность курса
-
Возрастная группа обучающихся
-
Объем часов, отпущенных на занятия
-
Продолжительность одного занятия
-
Цели и задачи реализации программы
-
Формы и методы работы
Учебно-тематическое планирование………………………………………..……4-8
Информационно-методическое обеспечение………………………….…….…..8-9
-
Дополнительная литература
-
Оборудование
Предполагаемая результативность курса……………………………………………9
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
-
Нормативно-правовая база
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральными нормативными документы по ФГОС НОО:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования".
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. №1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373".
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования".
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утв. Приказом министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. №413)
Программа также реализуется в рамках общей коррекционно-развивающей программы сопровождения психолого-педагогического процесса образования учащихся начальной школы по ФГОС.
Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения. Автор: Малофеев Н. Н., Никольская О. С., Кукушкина О. И., Гончарова Е. Л.
-
Назначение программы
Предлагаемая программа направлена на коррекцию, формирование и развитие познавательных УУД детей с ОВЗ.
-
Актуальность и перспективность курса
В связи с внедрением в систему общего образования специального федерального государственного образовательного стандарта и большим количеством выявленных на городском ПМПК детей с ОВЗ данный курс актуален для нашей школы. По рекомендациям ПМПК для детей с нарушениями психики организованы коррекционно-развивающие занятия в кабинете психолога.
-
Возрастная группа обучающихся
Программа предназначена для учащихся 2-5 классов в возрасте от 8 до 12 лет.
-
Объем часов, отпущенных на занятия.
Программа для учащихся 2-х классов рассчитана на 34 учебных часа в год.
Программа для учащихся 3-х классов рассчитана на 34 учебных часа в год.
Программа для учащихся 4-х классов рассчитана на 34 учебных часа в год.
Программа для учащихся 5-х классов рассчитана на 34 учебных часа в год.
-
Продолжительность одного занятия
Продолжительность одного занятия для обучающихся 2-5-х классов составляет 40 минут.
-
Цели и задачи реализации программы
Цели программы:
-
Формирование и коррекция высших психических функций.
-
Способствовать интеллектуальной адаптации ребенка к учебной деятельности.
Задачи программы:
-
Формировать способность к устойчивости и концентрации внимания.
-
Развивать способность запоминать и воспроизводить информацию.
-
Развивать логические операции анализа, синтеза, классификации.
-
Развивать творческие способности.
-
Формы и методы работы
-
Традиционные обучающие приемы.
-
Ритуалы знакомства, представления, прощания.
-
«ледокольные» (разогревающие, разминочные) техники.
-
Приемы сосредоточения, фокусировки, настройки.
-
Техники релаксации.
-
Психотехники самооценки взаимооценки.
-
Упражнения, направленные на самораскрытие и рефлексию.
-
Экспрессивные техники (приемы самовыражения).
-
Развивающе-тренировочные упражнения.
-
Сказкотерапевтические упражнения.
-
Иллюстрационно-демонстрационные задачи.
-
Подвижные игры.
-
Цветоконструирование.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
«Развитие познавательных способностей / 2 класс»
№
п/п
Тема занятия
Количество
часов
Сроки
Описание примерного содержания занятий
Перечень универсальных действий обучающихся
Раздел 1. Психика и познание мира (10 часов)
1
Мои ощущения
2
Сент
Игра «Четыре стихии», беседа по теме. Практикум по теме. Работа со сказкой. Д/з - принести предмет.
Осознание и оценка особенностей своих ощущений и внимания как причин успешности/неуспешности учебной деятельности, стремление к самоизменению (Л)
Анализ сказочного текста, развитие восприятия, внимания,
воображения (П)
Умение вербализовать свои ощущения, работать в команде (К)
Умения принимать и сохранять учебную задачу, обучать мышечному расслаблению, самоконтролю (Р)
2
Мое восприятие мира
1
Сент
Беседа. Упр. «Я вижу то, что слышу». Беседа. Упр. «Чудесный мешочек».
3
Особенности восприятия
1
Окт
Беседа. Упр. «Семь гномов». Упр. «Три предмета»
4
Мое внимание
1
Окт
Упр. «Королевство внутреннего мира», «Проверь себя», «Внимателен ли я?». Работа со сказкой.
5
Как быть внимательным?
1
Окт
Упр. «Самый внимательный», Упр.-релаксация «Лучик внимания». Беседа по теме. Упр. «Работа над ошибками»
6
Развиваем внимание
2
Окт
Упр. «Лучик внимания». Беседа. Игры: «Буквы алфавита», «Печатаю на компьютере», «Зеваки». Упр «Оцени свою работу», «Самый-самый). Д/з - план класса
7
Я умею быть внимательным
2
Нояб
Упр. «Лучик внимания». Упр. «Кто больше слов запомнит?». Проверка д/з. игры «Буквы..», «Печатаю..». упр. «Кто что делает?». Упр. «Оцени свою работу».
Раздел 2. Кладовая памяти (10 часов)
8
Что такое память?
1
Нояб
Игра «Фотограф». Упр. «Вспомни слова». Беседа. Упр. «Как я представляю себе память?», «Тройка слов». д/з - вырезать буквы.
Осознание своих когнитивных возможностей, формирование способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха, мотивировать детей на тренировку своей памяти, развивать рефлексию собственных переживаний, стремление к совершенствованию своих способностей (Л)
Содействовать осознанию детьми особенностей своей памяти, формировать навыки произвольного запоминания с использованием мнемотехнических приемов (П)
Развивать навыки самооценивания и контроля, закрепить способы эффективного запоминания (Р)
Развивать умение формулировать и высказывать свое мнение, умения работать в команде (К)
9
Виды памяти
1
Дек
Игра «Фотограф». Беседа-опрос. Работа со сказкой. Игра «Запомни прикосновение». Д/з.
10
Какая у меня память?
1
Дек
Игра «Штирлиц». Беседа-опрос. Практикум «Как я запоминаю». Беседа-опрос. д/з.
11
Эмоциональная память
1
Дек
Проверка д/з. беседа «Эмоциональная память». Упр. «Запомни рассказ». Упр. «Мои воспоминания».Упр. «Запомни слова». Игра «Штирлиц». д/з - дневник эмоций.
12
Как лучше запоминать?
1
Дек
Проверка д/з. Упр. «Пары слов». Игра «Испорченный телефон». Упр. «Запомни с помощью картинок». Упр. «Волшебные картинки». Игра «Фотограф». Беседа. д/з - дневник эмоций.
13
Я умею запоминать!
3
Янв
Упр. «Зашифрованные слова». Игры «Фотограф», «Испорченный телефон». Упр. «Волшебные картинки». Беседа по теме «Правила запоминания». Рефлексия задания «Зашифрованные слова». Итоговая беседа. д/з-правила запоминания.
14
Что я знаю о памяти?
2
Февр
Упр. «На что похожа память?», «Что я знаю о видах памяти?», «Вспомни историю». Работа со сказкой, «Шашки Пси-Мага». д/з игра с родителями.
Раздел 3. Лабиринты мышления (9 часов)
15
Как развивать свой ум?
2
Февр
1 час.Упр. «Распредели картинки по группам». Работа со сказкой. Упр. Назови все свойства предмета». Упр. «Назови сходства и различия». д/з - придумать загадку.
Познакомить детей с содержанием понятия «мышление»,
развивать операции анализа, синтеза и сравнения объектов,
развивать у детей способности к гибкому, оригинальному мышлению,
стимулировать проявление креативных возможностей (П)
Развивать умение детей думать сообща,
развивать навыки совместной творческой деятельности,
научить строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (К)
Актуализировать у детей самооценочную деятельность,
стимулировать у детей интерес к самопознанию,
стимулировать познавательный интерес к психологии и самопознанию (Л)
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответстия результатов требованиям данной задачи и задачной области,
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (Р)
2 час. Проверка д/з. беседа-опрос. Упр.-конкурсы: «Лучшая загадка», «Знаток свойств предметов», «Что имеет то же свойство?», «Говорящая вещь». Подведение итогов. д/з - разгадать загадки..
16
Учимся думать вместе
1
Март
Упр. «Прочисти мозги», проверка д/з. упр. «Что это за предмет?», «Противоположности», «Вопрошайка», «Что имеет те же свойства?». д/з - выполнить задание «Сходства и различия».
17
Учимся обобщать и находить закономерности
1
Март
Упр. «Прочисти мозги». Проверка д/з. Беседа-опрос. Упр. «Картины», «Сделай вывод», «Найди закономерность и выбери фигуру», «Продолжи последовательность». д/з - написать свойства предметов.
18
Учимся находить противоположности
1
Март
Упр. «Противоположности». Проверка д/з. беседа-опрос. «Оцени свои умения», «Найди различия». Игры: «Противоположное свойство», «Хорошо-плохо», «Антипод», «Найди лишнее слово». д/з-придумать пары антиподов.
19
Учимся думать логично
2
Март /апр
1 час. Упр. «Прочисти мозги». Беседа-опрос. Упр. «Самые важные слова». Игры «Слова-мостики», «Психологическое домино», «Найди слово по аналогии». Упр. «Оцени свои умения». д/з - придумать ряд слов.
2 час. Игра «Любое число», «Шифровка», «Логические задачи». Работа со сказкой. Игра «Психологическое домино».
20
Учимся думать творчески
1
Апр
Игра «Любое число». Беседа-опрос. Упр. «Составь предложения», «Случайные слова», «Спички». Работа со сказкой.
21
Что я знаю о мышлении?
1
Апр
Упр. «Что я знаю о мышлении?», «Ранжирование умений». Беседа-опрос. Упр. «Общее-конкретное», «Спички». Игра «Психологическое домино». Работа со сказкой. Игра «Пусть присядут те, кто..». упр. «Как я оцениваю свои умственные умения».
Раздел 4. Как стать талантливым (5 часов)
22
Учимся фантазировать
1
Апрель
Беседа по теме «Фантазия. Воображение»». Упр. «Какой характер у Фантузи», «Необычное использование предметов», «На что это похоже?», «Что случиться, если…», «Покажи без слов».
Формирование на уровне представления умения решать творческие задачи, стимулировать проявление креативности у детей (П)
Мотивация на дальнейшее самопознание, развитие и рефлексия своих способностей (Л)
Развитие навыков совместной творческой деятельности (К)
Учится адекватно воспринимать предложения и оценку
окружающих (Р)
23
Что такое способности?
1
Май
Упр. «Старая-новая сказка», «Сон сказочного героя», «Волшебные превращения». Работа со сказкой. Беседа по теме «Способности». Упр. «Формула способностей».
24
Я знаю, что я способен
1
Май
Беседа-опрос. Упр. «Забавные названия предметов». Упр. «Я знаю, что я..», «Я на лесенках характера».
25
Проверяем себя (Диагностические уроки)
2
Май
Диагностика познавательных сферы (УУД). Психологические тесты.
Итого: 34 часа
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
«Развитие познавательных способностей / 3-5 класс»
№
п/п
Тема занятия
Количество
часов
Сроки
Описание примерного содержания занятий
Перечень универсальных действий обучающихся
Раздел 1. Развиваем внимание (10 часов)
1
Я учусь быть внимательным
5
Сент/окт
Игры и упражнения на развитие внимания: «Сосчитай буквы», «Найди ошибки», «Драконовы ключи», «Соедини по точкам» и т.п.
Развитие концентрации внимания, развитие восприятия (П)
Мотивировать детей на саморазвитие (Л)
Учить принимать и сохранять учебную задачу (Р)
2
Я умею быть внимательным
5
Окт/
нояб
Игры и упражнения на развитие внимания: «Найди спрятанные слова», «Расшифруй послание», «Графические диктанты», «Раскрась картинку по значкам», «Таблицы Шульте» и т.п.
Раздел 2. Развиваем память (10 часов).
3
Я учусь запоминать
5
Нояб/дек
Игры и упражнения на развитие мнемических процессов: «Фотограф», «Вспомни образы», «Запомни слова», «Запомни картинки» и др.
Развитие процессов запоминания и воспроизведения (П)
Мотивировать на развитие памяти разными способами (Л)
Учить ставить и добиваться учебных целей (Р)
Развивать навыки работы в команде (К)
4
Я умею запоминать
5
Дек/январь
Игры и упражнения: «Запомни рассказ», «Что изменилось?», «Запомни фигуры», «Запомни последовательность», «Вспомни узор» и др.
Раздел 3. Развиваем мышление (12 часов).
5
Я учусь думать логично
6
Февр/март
Игры и упражнения на развитие логических операций: «Исключи лишнее», «Найди сходства и различия» и др.
Развитие мыслительных операций (П)
Развивать саморефлексию (Л)
Учить планировать учебную деятельность (Р)
Учить высказывать сове и аргументировать свою точку зрения (К)
6
Я развиваю свой ум
6
Апрель/май
Упр.: «Найди закономерность», «Сравнение понятий», «Найди противоположности», «Продолжи числовой ряд», «Разгадай пиктограмму», «Придумай загадку» и др.
Раздел 4. Проверь себя (2 часа).
7
Диагностический урок
2
май
Выполнение тестовых заданий
Актуализация самооценочной деятельности , познавательного интереса (Л)
Итого: 34 часа
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
-
Дополнительная литература
-
Аржакеева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Программа занятий в 1-м классе. - 3-е изд., М.: Генезис, 2014. - 136 с.
-
Аржакеева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Программа занятий во 2-м классе. - 2-е изд., М.: Генезис, 2014. - 136 с.
-
Вачков И.В., Аржакеева Т.А., Попова А.Х. Психологическая азбука. Рабочая тетрадь. 1 класс. - 3-е изд. - М.: Генезис, 2014. - 60 с.: ил.
-
Вачков И.В., Аржакеева Т.А., Попова А.Х. Психологическая азбука. Рабочая тетрадь. 2 класс. - 2-е изд. - М.: Генезис, 2014. - 64 с.: ил.
-
Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: Книга для детей, учителей, родителей. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. -368 с.: ил.
-
Никольская И.М., Бардиер Г.Л. Уроки психологии в начальной школе. 2-е изд., допол. И перераб. - СПб.: Речь, 2004.- 190 с.: ил.
-
Оборудование
Для демонстрации обучающих слайдовых презентаций кабинет должен быть оснащен интерактивной доской, проектором, компьютером, музыкальным проигрывателем. Дидактическим и раздаточным материалом, тетрадями для записей, бумагой формата А4, ватманами, канцелярскими принадлежностями.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ КУРСА
Уровень результатов работы оценивается с помощью тестирования познавательных УУД и образовательных результатов следующим образом:
1 уровень - низкий (слабо сформированы)
2 уровень - средний (достаточно сформированы)
3 уровень - высокий (высоко сформированы)
Планируемые образовательные результаты освоения коррекционно-развивающей программы.
Обучающиеся с ОВЗ 2-5 классов научатся:
Ппознавательные УУД:
-
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
-
Осуществлять синтез как составление целого из частей.
-
Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.
-
Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.
-
Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
-
Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
-
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, устанавливать аналогии.
Регулятивные УУД:
-
Принимать и сохранять учебную задачу.
-
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе и во внутреннем плане.
-
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
-
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
-
Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области.
-
Адекватно воспринимать предложения и оценку окружающих.
Личностные УУД:
-
Внутренняя позиция школьника на уровне эмоционально-положительного отношения к школе.
-
Способность к оценке своей учебной деятельности.
-
Самоанализ и самоконтроль результата.
-
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
-
Ориентация на понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.
Коммуникативные УУД:
-
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
-
Ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
-
Учитывать разные мнения, стремиться к сотрудничеству.
-
Формулировать собственное мнение и позицию.
-
Строить понятные для партнера высказывания.
-
Задавать вопросы.
11