Проблемы и профилактика социальной дезадаптации и девиантного поведения школьников

К девиантному поведению чаще всего склонны подростки, но до того как поведение подростка приняло девиантную форму, существуют определенные предпосылки, которые сигнализируют педагогам о том, что у ребенка может возникнуть данная форма поведения.          Информация ориентирована больше на педагогов начального звена, которые очень редко встречаются с проявлениями девиантного поведения, но очень часто сталкиваются с проблемами в развитии эмоционально-поведенческой сферы. Именно расстройства эмоцио...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогический совет

«Проблемы и профилактика социальной дезадаптации и девиантного поведения школьников».

Кто-то, когда-то, должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое - трудные дети?

Вечный вопрос и больной как нарыв.

(С. Давидович)

Сегодня хотелось бы немного отойти от теоретического инструментария и остановится на практических вопросах, касающихся темы педагогического совета, и требующих нашего с вами решения.

Из предыдущих докладов, можно сделать вывод, что к девиантному поведению чаще всего склонны подростки. И это действительно так. Но до того как поведение подростка приняло девиантную форму, существуют определенные предпосылки, которые сигнализируют нам о том, что у ребенка может возникнуть данная форма поведения.

Информация ориентирована больше на педагогов начального звена, которые очень редко встречаются с проявлениями девиантного поведения, но очень часто сталкиваются с проблемами в развитии эмоционально-поведенческой сферы. Именно расстройства эмоционально-поведенческой сферы приводят к социальной дезадаптации или девиантному поведению.

Когда поступает запрос учителя на коррекционную работу с ребенком, у которого есть поведенческие трудности, я использую следующую схему наблюдения за ребенком, которая помогает составить определенное мнение о проблеме ребенка.

Уважаемые учителя, я предлагаю вам на короткий период стать психологами. Мысленно выберите одного ребенка из класса, у которого есть поведенческие трудности. Соотнесите высказывания, которые я сейчас произнесу, с личностью выбранного вами школьника.

Схема наблюдения за ребенком

Ребенок:

  1. Не может промолчать, когда чем-то недоволен.

  2. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

  3. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

  4. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.

  5. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.

  6. Он не прочь подразнить животных.

  7. Переспорить его трудно.

  8. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

  9. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее

окружающих.

10. В ответ на обычные распоряжения или просьбы стремится сделать все наоборот.

  1. Часто не по возрасту ворчлив.

  2. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

  3. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

  1. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.

  1. Легко ссорится, вступает в драку.

  1. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

  1. У него нередки приступы мрачной раздражительности.

  2. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

  3. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Те психологи, которые отметили, что к личности школьника подходит половина названных высказываний, должны насторожиться и провести коррекционную работу с данным школьником. В данном случае есть необходимость рекомендовать родителям обращение к детскому неврологу.

Те психологи, которые отметили, что больше половины или почти все признаки соответствуют выбранному школьнику, должны немедленно начать коррекционную работу и рекомендовать родителям обращение не только к детскому неврологу, но и детскому психиатру.

Несколько рекомендаций по работе с подростком, имеющим девиантное поведение.

Общаясь с подростком, прежде всего помните:

- Беседу с подростком надо начинать с дружеского тона.

- При первой встрече с подростком старайтесь его не критиковать.

- В процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес.

- Лучшим словом, располагающим подростка к общению, является имя.

- Диалог с подростком следует начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают.

- В процессе общения старайтесь вести разговор на равных.

- Умейте смотреть на вещи глазами подростка.

- Общаясь с подростком, старайтесь развивать в себе готовность к педагогической импровизации.


© 2010-2022