Доклад по теме Профессия учителя и психологические проблемы школьных работников

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сопоева Светлана Константиновна

ПРОФЕССИЯ УЧИТЕЛЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

Сегодня о проблемах принято говорить в различных службах помощи: социальных, здравоохранительных, психологических и других, куда люди, имеющие какие-либо проблемы (со здоровьем, психологические или социальные) обращаются за помощью. Это и гуманитарные организации, которые помогают людям во время и после войн. Помощниками являются и работники школы. Они работают с детьми - наиболее чувствительными к профессиональной и простой человеческой помощи членами общества. Среди школьников от 10 до 20 процентов детей с особыми потребностями, с трудностями, сопровождающими их на протяжении долгого времени или с актуальными психологическими проблемами. Поэтому понятно, почему психологическим проблемам школьных работников придается такое большое значение.

В статье мы даем краткий обзор некоторых психологических нарушений, связанных с работой учителя, о которых мало говорится в литературе.

Типичные профессиональные проблемы учителя в нормальных условиях

  • Работа с большим числом детей, у каждого из которых есть свои особенности, а требования к поведению в школе и усвоению знаний ко всем предъявляются одинаковые;

  • Большая ответственность по отношению к ребенку;

  • Часто преувеличенные и нереальные требования школьной системы / программы, которым дети должны соответствовать;

  • Учитель все время отдает свою энергию, знания, внимание, мотивацию, в результате чего у него быстро наступает состояние опустошения;

  • Ощущение незаконченности: ни один школьник не может овладеть всем объемом знаний, как и не могут быть решены все проблемы, возникающие в классе;

  • Учитель является «мишенью» многочисленных и интенсивных посылов со стороны учеников - позитивных и негативных;

  • Невозможность подстроить режим работы под собственный биоритм;

  • Необходимость выполнять большое количество обязанностей: для учеников учитель помимо своей прямой профессии является еще и воспитателем, и психосоциальным помощником, социальным работников, медицинским воспитателем, борцом за детские права;

  • Невозможность прекращения конфликтных отношений с «трудным» учеником или «трудным» родителем; с ними он должен общаться весь учебный год'или несколько лет;

  • От учителя постоянно требуют новых знаний, новых методов работы;

  • Необходимость постоянного присутствия в классе, а также работы за его пределами, ведь учитель - общественная личность;

  • Частые изменения в школьной системе;

  • Административные требования, много бумажной работы;

  • Невысокой общественное положение учителя: маленькие заработные платы, слабо выраженная забота и признательность со стороны властей.

Учитель - это человек, который во время своей работы постоянно отдает ученикам свои знания, слова, мысли, внимание, энергию. Его специфические трудности связаны с постоянной необходимостью интеллектуальной, социальной, эмоциональной отдачи, что приводит к внутреннему опустошению. Он работает перед классом, который ожидает от него этих действий, а за пределами класса того же ждут родители, школьное руководство и общество. Но учитель, успешный в своей каждодневной работе, не только по оценке учеников, но и с социальной и эмоциональной точек зрения, может получить новый заряд энергии от плодотворных отношений с учениками.

Учитель задействует в своей работе все свои качества - свой ум, эмоции и энергию. Если его отдача недостаточна, урок пройдет неинтересно, не принесет удовлетворения ни ученикам, ни учителю и превратиться в скучную обязанность для обеих сторон.

Врачи указывают на одну из проблем школьных работников, которая проистекает из невозможности выработать четкий режим согласно собственному биоритму. Большинство профессий, связанных с интеллектуальным трудом, позволяют человеку, чувствующему потребность сделать паузу, прервать работу на несколько минут и «убежать» от нее, отдалиться от нее физически или мысленно. Учитель не может согласовывать количество и интенсивность своей работы с собственным состоянием. Он редко может себе позволить пропустить работу, потому что потом ее трудно будет наверстать.

Для работы учителя характерен такой параметр, как длительность отношений. Учитель проводит с детьми и с одними и теми же родителями целый год или несколько лет. Даже если он сталкивается с «трудным» ребенком или «трудным» родителем, он не может прекратить общаться с ними. Немногие профессии предполагают такое долгое и тесное общение.

В отличие от служащего банка, задание учителя всегда остается недовершенным. Из психологии мы знаем, что чувство незавершенность вызывает у работника негативные последствия, чувство неудовлетворенности. У учителя всегда найдется в классе ученик, не выучивший урок, ученик, которые не сможет хорошо закончить учебный год, у которого всегда есть какие-то нерешенные проблемы. Когда в конце рабочего дня учитель уходит домой, он все равно не оставляет свою работу в школе.

Учитель работает с большим количеством детей, отличающихся друг от друга темпераментом, состоянием здоровья, способностями, мотивацией к учебе, ситуацией в семье и в обществе. От него ожидают, что он научит всех этих детей в рамках школьной программы одинаковым знаниям за одинаковое время. Но упомянутые различия настолько существенны, что учителю приходится индивидуально приспосабливать требования, ожидания и методы работы к возможностям каждого отдельного ученика. А это совсем непросто.

Учитель находится с учениками в интенсивных отношениях. Среди учеников есть те, кто его очень любит, а есть те, кто не любит. Некоторые ученики могут быть обижены его ненамеренной, но реальной несправедливостью или несерьезной «обидой», нанесенной учителем. Учитель с пониманием и снисхождением относится к трудностям своих учеников. Он эмоционально связан с ними. Есть дети, которые его особенно нервируют и на которых он реагирует наиболее эмоционально. Возможно, это происходит потому, что они похожи на собственных детей учителя. Есть мнение, что дети учителя должны по определению хорошо учиться и хорошо себя вести. Однако по вполне понятным причинам, это не так. Дети учителя не должны испытывать трудности с учебой, и это особенно не желательно, если они ходят в школу, в которой учитель работает сам.

Сегодня учитель должен выполнять и некоторые психосоциальные обязанности. Это означает, что он должен проводить различные профилактические программы, предоставлять поддержку и помогать детям с травмой и детям, пережившим потерю.

Все больше детей из бедных семей нуждается в социальной помощи. Часто учитель оказывается в такой ситуации, когда ему приходится беспокоиться и за материальное положение своего ученика, например, найти для него деньги на экскурсию.

Учитель выполняет и другие обязанности. Он прививает детям нормы гигиены. Часто он занимается и проблемами их здоровья.

Учитель играет роль советчика для родителей своих учеников.

Доктрины и методы педагогической работы меняются, и учитель должен быть в курсе изменений и уметь применять их на практике. Это уже само по себе связанно со сложностями. Дополнительной проблемой становится то, что учитель чувствует свой предыдущий метод работы устаревшим, обесценившимся. Он думает, что-то, как было раньше, уже не считается хорошим, а хорошим теперь считается только новое.

То, чем занимаются учителя помимо своих профессиональных обязанностей, видно из списка, составленного учителями из Воеводины.

Но учителя много говорят и о том, сколько позитивного они получают от работы с детьми и как им это помогает преодолевать проблемы, связанные с социальными условиями, в которых живут многие из них самих и их ученики.

На территории Северной Осетии учителя, как и остальное население, столкнулись с вооруженным конфликтом. Но та ситуация поставила перед ними и особые профессиональные задачи и моральные обязанности поддержать своих учеников. • Большое число школьных работников проявило в этой ситуации настоящую 'жертвенность, человечность, энергию, сообразительность и готовность продолжать свою педагогическую работу в очень тяжелых условиях.

ТРИ СТАДИИ

Автор занимается проблемой изучения и профилактики профессионального выгорания около десяти лет, работает с педагогами и руководителями образования, специалистами службы занятости, системы социального обеспечения и здравоохранения.

Обобщение данных, а также результат исследования деятельности вышеуказанных специалистов позволило выделить три основные стадии синдрома.

Первая стадия - на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от характера деятельности величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста первая стадия может формироваться в течение трех-пяти лет.

На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности (школьников, больных, клиентов), «в четверг ощущение, что уже пятница» «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится», говорят, с пол-оборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал. Время формирования данной стадии в среднем от пяти до пятнадцати лет.

Третья стадия - собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет. Эффективным средством профилактики напряженности, «предотвращения симптома профессионального выгорания» является использование способов саморегуляции и восстановления себя. Это своего рода техника безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе своей профессиональной деятельности.

БАНК СПОСОБОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ САМОВОЗДЕЙСТВИЯ

I Способы, связанные с управлением дыханием

Управление дыханием - это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональный центр мозга.

Способ 1: Сидя или стоя постарайтесь расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании. На счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, грудная клетка неподвижна);

- на следующие четыре счета проводится задержка дыхания;

- затем плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6;

- снова задержка перед следующим вдохом на счет 1-2-3-4.

Уже через 3-5 минут такого дыхания вы заметете, что ваше дыхание стало спокойнее и уравновешеннее.

Способ 2: Представьте, что на расстоянии 10-15 см перед вашим носом висит пушинка. Дышите только носом, так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

Способ 3: поскольку в ситуации раздражения, гнева мы забываем делать онрсальный выдох,

- глубоко вдохните;

- задержите дыхание так долго, как сможете;

- сделайте несколько глубоких вдохов;

- снова задержите дыхание.

II Способы, связанные с управлением тонуса мышц, движением

Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы.

Способ 4: Поскольку добиться полноценного расслабления всех мышц сразу не удается, нужно сосредоточить внимание на наиболее напряженных частях тела.

Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза;

- дышите глубоко и медленно;

- пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, от макушек до кончиков пальцев ног и найдите места наибольшего напряжения;

- постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе;

- прочувствуйте это напряжение;

- резко сбросьте напряжение - делайте это на выдохе;

- сделайте так несколько раз.

В хорошо расслабленной мышце вы почувствуйте появление тепла и приятной тяжести. Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого массажа круговыми движениями пальцев.

Способ 5: В свободные минуты, паузы отдыха, осваивайте последовательное расслабление различных групп мышц, соблюдая следующие правила:

  1. осознавайте и запоминайте ощущения расслабленной мышцы по контрасту с перенапряжением;

  2. каждое упражнение состоит из трех фаз: «Напрячь - прочувствовать - расслабить»;

  3. напряжению соответствует вдох, расслаблению - выдох;

Можно работать со следующими группами мышц:

- лица

- затылка плеч;

- грудной клетки;

- бедер и живота;

- кисти рук;

- нижней части ног.

Способ 6: Попробуйте задать ритм всему организму с помощью монотонных ритмичных движений:

- движения большими пальцами рук «в полузамке»;

- перебирание бусинок на ваших бусах;

- перебирание четок;

- пройдите по кабинету несколько раз, делая на два шага вдох, и на пять шагов выдох.

III Способы, связанные с воздействием слова

Известно, что «слово может убить, слово может спасти». Вторая сигнальная система есть высший регулятор человеческого поведения.

Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма.

Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).

Способ 7. Самоприказы

Самоприказ - это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Применяйте самоприказ, когда убежденны в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с выполнением.

«Разговаривать спокойно!», «Молчать! Молчать!», «Не поддаваться на провокацию!» - это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики и правила работы с клиентами.

- Сформулируйте самоприказ;

- Мысленно повторите его несколько раз. Если это возможно повторите его вслух.

Способ 8 Самопрограммирование

Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичном положении. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах.

- Вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями.

- Сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня»:

«Именно сегодня у меня все получится»

«Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной»

«Именно сегодня я буду находчивой и уверенной»

«Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания»

- Мысленно повторите его несколько раз.

Способ 9. Самоодобрение (самопоощерение)

Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Это, особенно в ситуациях повышенных нервно- психических нагрузок, - одна из причин повышенной нервозности и раздражения. Поэтому важно поощрять себя самим.

- В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря:

«Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!»

- Находите возможность хвалить себя в течении рабочего дня не менее 3-5 раз.

IV. Способы связанные с использованием образов

Использование образов связано с активным воздействием на центральную нервную систему чувств и представлений. Множество наших позитивных ощущений, наблюдений, впечатлений мы не запоминаем, но если пробудить воспоминания и образы, с ними связанные, то можно пережить их вновь и даже усилить. И если словом мы воздействуем в основном на сознание, но образы, воображение открывают нам доступ к мощным подсознательным резервам психики.

Способ 10

Чтобы использовать образы для саморегуляции:

- Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно,- это ваши ресурсные ситуации.

- Делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку. Для этого запоминайте:

1) зрительные образы события (что вы видите: облака, цветы, лес);

2) слуховые образы (какие звуки вы слышите: пение птиц, журчание ручья, шум дождя, музыка);

3) ощущение в теле ( что вы чувствуете: тепло солнечных лучей на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники).

- При ощущении напряженности, усталости:

1) сядьте удобно, по возможности закрыв глаза;

2) дышите медленно и глубоко;

3) вспомните одну из ваших ресурсных ситуаций;

4) проживите её заново, вспоминая все сопровождавшие ее зрительные, слуховые и телесные ощущения;

5) побудьте внутри этой ситуации несколько минут;

6) откройте глаза и вернитесь к работе.

В заключении отметим следующее. В работе по профилактике нервно-психической напряженности первостепенная роль должна отводиться развитию и укреплению жизнерадостности, вере в людей, неизменной уверенности в успехе дела, за которое взялся.

Жизненный успех не дается без труда, иногда без тяжелых потерь. Надо быть готовым с наименьшими страданиями пройти через обиды, измены, потери. Для этого следует приучить себя не пропускать в сферу эмоций чрезмерные раздражители, несущие боль и отрицание многих человеческих ценностей.

Конечно, несчастья близких, общественные катастрофы, неудачи в работе, собственные промахи не могут не расстраивать человека. Но не следует считать такие неудачи непоправимыми катастрофами. То, что можно, следует исправить. А на нет - суда нет, как говорят в народе.





Литература

  1. Школьный психолог. Издательство «Первое сентября». 2006 г. №16.

  2. Аница Микус Кос. Психосоциальная помощь учащимся в рамках деятельности школы (материалы учебных семинаров для учителей Северной Осетии-Алании).


© 2010-2022