- Преподавателю
- Школьному психологу
- Развитие различных видов памяти у одаренных детей
Развитие различных видов памяти у одаренных детей
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пожидаева М.Н. |
Дата | 20.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: Развитие различных видов памяти у одаренных детей
Авторы: Пожидаева Мария Николаевна,
учителя английского языка
МБОУ СОШ №4 г. Реутов
1.Тема: Развитие различных видов памяти у одаренных детей
2. Возраст детей: начальные классы.
3. Количество детей: 15.
4. Состав педагогической команды: учителя английского языка.
5. Примерные сроки: сентябрь 2015.
6. Орг. условия: на уроках иностранного языка.
7. Продолжительность: 2 урока по 40 минут.
8. Проблема: развитие различных видов памяти.
9. На какое детское открытие Вы рассчитываете? Где может быть прорыв?
Предполагаем, что дети в процессе развития различных видов памяти путём выполнения разнообразных заданий придут к выводу, что необходимо развивать и тренировать память, что позволит им в дальнейшем быстрее и лучше запоминать иностранные слова, а также усваивать грамматические правила.
10. Как Вы обеспечите то, что дети попадут в проблемную ситуацию?
До этого занятия детям предоставлялся материал, который необходимо выучить. Дети осознанно и целенаправленно стремились его запомнить. потому что надо, однако после того как они отвечают материал через какое-то время он забывается. А это недопустимо в изучении иностранного языка. Они пользуются в большинстве случаев только кратковременной памятью, словесно-логической. Для развития двигательной, эмоциональной, образной- т.е. всех видов памяти мы им предложили выполнить различные задания, отличные от тех, которые они выполнили в учебнике на уроках.
11. Примерный ход события (НЕ ЖЕСТКИЙ СЦЕНАРИЙ)
Задача № 1 Тренировка зрительной памяти
В дальнейшем поможет легче запоминать новые слова, транскрипционные знаки не свойственные русскому языку.
- Посмотрите на рисунок 15 секунд и запомните нарисованные предметы (знаки, фигуры). Можно нарисовать, изобразить данные предметы (это также развивает творческие способности детей, ведь один и тот же предмет они изобразят по- разному).
-Посмотрите на рисунок 15 секунд и запомните нарисованные предметы (знаки, фигуры). Затем, закрыв и посмотрев на силуэты, надо сказать, какой силуэт соответствует рисунку. Данное задание не только развивает зрительную память, но и поможет детям быстрее справляться с заданиями на соотнесение (буква-звук, слово-картинка)
№1
№2
№3
Задание №2 Развитие "механической памяти"
Также поможет определить объём памяти и вызвать у детей соревновательный интерес (я могу запомнить столько же слов, но не меньше, я не могу быть Хуже, ученик будет тренироваться, чтобы в следующий раз назвать больше слов)
Цель: исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.
Оборудование: два ряда слов (в первом ряду между словами существует смысловая связь, во втором ряду отсутствует), секундомер.
Первый ряд:
§ кукла - играть
§ курица - яйцо
§ ножницы - резать
§ лошадь - сани
§ книга - учитель
§ бабочка - муха
§ снег - зима
§ лампа - вечер
§ щетка - зубы
§ корова - молоко
Второй ряд:
§ жук - кресло
§ компас - клей
§ колокольчик - стрела
§ синица - сестра
§ лейка - трамвай
§ ботинки - самовар
§ спичка - графин
§ шляпа - пчела
§ рыба - пожар
§ пила - яичница
Порядок исследования. Ученику сообщают, что будут прочитаны пары слов, которые он должен запомнить. Экспериментатор читает испытуемому десять пар слов первого ряда (интервал между парой - пять секунд). После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом десять секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда. Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.
Обработка и анализ результатов. Результаты исследования заносятся в следующую таблицу.
Объем смысловой и механической памяти
Объем смысловой памяти
Объем механической памяти
Количество слов первого ряда (А)
Количество запомнив-шихся слов (В)
Коэффициент смысловой памяти C=B/A
Количество слов второго ряда (А)
Количество запомнив-
шихся слов (В)
Коэффициент механической памяти C=B/A
Задание №3 Развитие словесно -логической памяти
Для её развития хорошим средством могу быть пересказы отрывков произведений, или намного интереснее рассказов других учеников, можно также попросить записать всё что запомнилось.
Используя словарный запас который есть у ученика, одни слова можно заменять другими (синонимами). Это задание также поможет выявить незнание лексики или наоборот богатый словарный запас.
Задание №4 Развитие слухового внимания у детей
Данный вид памяти особенно необходим при работе со звуковыми записями (аудированием).
Игра «Слушаем слова»
Договоритесь с ребёнком, что вы будете произносить самые разные слова. Ребёнку надо хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, посуду. И игра начинается: называются различные слова: стул, дерево, тарелка, ручка, лиса, картошка, вилка. Ребёнок должен успеть вовремя хлопнуть в ладоши.
Чтобы игра не надоедала её можно разнообразить. Поиграв несколько минут, можно менять задания. Ребёнку надо будет совершать уже другие действия, например, топнуть, когда услышит слово, обозначающее растение; прыгнуть, когда услышит слово, обозначающее животное; взять себя за нос, когда услышит слово, обозначающее мебель.
Когда малыш начинает справляться, задания можно усложнить, объединив их по два, а потом и по три. Например, ребёнку надо хлопнуть в ладоши, когда слышит слова, обозначающие растение, и прыгнуть при произнесении слов, обозначающих животное.
Домашнее задание: Можно предложить детям приготовить (подобрать) дома похожие задания и выполнить их на следующем уроке. Презентация полученных работ.
- Удалось ли найти и выбрать похожие задания?
- Что не получилось?
- Почему?
- Вывод…
- Стали ли дети лучше запоминать слова и др. материал, и какие из упражнений наиболее действенны.
- Что заинтересовало?
Какие образовательные технологии из курса Вы будете задействовать и почему именно их?
В рамках данного образовательного события будет использована технология мета предметного погружения.
Все люди, независимо от сферы деятельности, повсеместно сталкиваются с проблемой запоминания новой информации и её применения, удержания полученных знаний. Поэтому важно постоянно выполнять различные задания и тренировать память, не только в изучении языка, но всестороннего развития ребёнка. Особенно хорошо начинать эти занятия в начальной школе, когда ребенок запоминает намного лучше.
Как Вы будете выстраивать оценивание эффективности проведенного события?
Эффективность проведённого события можно оценивать по степени вовлеченности учащихся в процесс, по степени заинтересованности процессом конструирования фигур обучающимися во внеурочное и вне школьное время, ну и конечно по росту объема памяти, что можно регулярно проверять и оценивать с помощью различных тестов и заданий.