РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу 120 уроков психологического развития младших школьников для обучающихся 2-4 класса

Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчёркивается, что «особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ...
Раздел Школьному психологу
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТОТЕМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

ПРИНЯТО

Протокол заседания

Педагогического совета

от ______201__ г №___

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР___________

УТВЕРЖДЕНО

Приказ директора

МБОУ «Тотемская СОШ №2»

от_______201__ г №___


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу "120 уроков психологического развития младших школьников"

для обучающихся 2-4 класса



на 2013 - 2016 учебный год


Составитель /Разработчик программы

педагог-психолог

Первушина Наталия Анатольевна,


Эксперт программы:

учитель начальных классов,

высшая категория

Попова Людмила Геннадьевна



Тотьма

2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по проведению занятий «120 уроков психологического развития младших школьников» составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

  • Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (приказ № 636 от 22.10.1999);

  • типовое Положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (приказ № 2210 от 24.08.1998);

  • письмо Министерства образования РФ от 27.06.2003 г. № 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»;

  • инструктивное письмо от 24.12.2001 г. № 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения».

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373, с последующими изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки РФ от 28.11.2010 года № 1241).

Программа составлена на основе психологической программы развития когнитивной сферы учащихся I - IV классов Н.П. Локаловой «120 уроков психологического развития младших школьников. Данная программа входит в число рекомендуемых в рамках введения Федеральных Государственных Стандартов.

Для реализации программы используют учебно-методические пособия:

Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I - IV классов). Часть 1. Книга для учителя. - 4-е изд., стер. - М.: «Ось-89», 2008.

Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I - IV классов). Часть 2. Материалы к урокам психологического развития. - - 4-е изд., стер. - М.: «Ось-89», 2008.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ.

Программа предназначена для работы с обучающимися 2- 4 классов.

Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчёркивается, что «особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)». В последние годы наблюдается рост числа детей, имеющих отклонения в психическом развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклонениями в психическом и речевом развитии является актуальной проблемой современной педагогики и психологии. Неуспеваемость в школе часто вызывает у этой группы детей негативное отношение к учебе, к любой деятельности, создает трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями. Все это способствует формированию асоциальных форм поведения, особенно в подростковом возрасте. Поэтому аномальное развитие психической сферы детей и, прежде всего, задержку психического развития следует рассматривать как психологическую и социальную проблему.

У детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются трудности в обучении и поведении вследствие микроорганических нарушений головного мозга, социально-педагогической запущенности и психосоматических нарушений.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем, нарушения внимания и памяти, зрительно-моторной координации. Все мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование) недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. Наряду с указанными особенностями психических процессов у детей с задержкой психического развития отмечаются недостатки речевого развития, нарушения эмоционально-волевой сферы, эмоциональная незрелость.
В связи с переходом начальной школы на обучение по новому образовательному стандарту перед педагогом-психологом встают новые профессиональные задачи, успешно решать которые можно только в тесном сотрудничестве с учителем. С помощью рабочей программы школьный педагог-психолог может решать задачи психолого-педагогического сопровождения реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в частности задачу формирования коммуникативных и личностных универсальных учебных действий.

Особенность данной рабочей программы заключается в том, что она модифицирована через формы занятий, методы и приемы обучения и объем изучаемого материала, для учащихся по адаптированной образовательной программе НОО.

Цель: познавательно-личностное развитие школьников, на котором формируются умения осуществлять различные умственные действия, развиваются самостоятельность обучающихся, способность к рассуждению, самоконтроль, стремление отстаивать свое мнение.

Задачи:

  1. Развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).

  2. Формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, заданный как в наглядной, так и в словесной формах; умение слушать и слышать учителя; умение учитывать в своей работе требования учителя).

  3. Развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков;

  4. Развитие чувства сплоченности, ответственности, формирование опыта нравственного поведения;

  5. Формирование психологических новообразований младшего школьного возраста, произвольности.

  6. Развитие рефлексии.

  7. Подготовка младшего школьника к переходу в среднюю школу.

Основные задачи психологического развития второклассников:

  1. Дальнейшее развитие наглядно-образного мышления.

  2. Формирование словесно-логического мышления.

  3. Формирование внутреннего плана действия как одного из новообразований этого периода развития.

Основные задачи психологического развития третье- и четвероклассников:

  1. Формирование словено-логического понятийного мышления.

  2. Развитие произвольности.

  3. Развитие внутреннего плана действия.

3. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

В настоящее время уже сами учителя понимают, что без широкого использования психологических знаний в учебном процессе, без повседневной опоры на достижения современной психологической науки успешно осуществлять учебный процесс в школе становится невозможным. Все чаще учителя признают, что основным препятствием для успешного обучения детей становится низкий уровень развития их общего познавательно-личностного развития. Они все чаще обращаются к психологам с вопросом: «Что вы конкретно можете дать практике образования, чтобы повысить качество обучения помочь детям учиться?»

Именно в ответ на этот вопрос и была разработана психологическая развивающая программа для младших школьников «Уроки психологического развития», цель которой - последовательное и планомерное формирование у обучающихся психологической основы обучения, повышение уровня психологического, и в частности умственного, развития.

Комплексная психолого-педагогическая задача школьного обучения состоит в том, чтобы не только обеспечить усвоение совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и сформировать у обучающихся представления об обобщенных приемах и способах выполнения различных умственных действий, что, в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания. Это и есть, с одной стороны, механизм умственного развития, а с другой стороны - это путь формирования психологической основы обучения, обладающей внутренним потенциалом развития, который позволит в будущем осуществляться не только саморазвитию и саморегуляции личности, но и эффективному самостоятельному приобретению знаний.

В последнее время, среди учеников младших классов возрастает число детей с трудностями в обучении, обусловленными в первую очередь недостаточным уровнем их когнитивно - личностного развития. Поэтому оказание действенной психологической помощи обучающимся на начальном этапе обучения в настоящее время становится особенно актуальной задачей.

Особенностью данной программы является направленность не только на формирование когнитивных знаний, но и на анализ и синтез полученного учебного материала. Другой важной стороной психологического развития обучающихся является закладывание эмоционально-личностного отношения к получаемым метазнаниям: стремление доказывать свою точку зрения, критически осмысливать свой ответ и мнения своих одноклассников, положительно-эмоционально относиться к изучаемому материалу и к учению в целом, формирование адекватной самооценки, что является необходимым для становления мировоззрения условием формирования направленности личности обучающихся.

4. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИЯХ.

Основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе, переход в среднюю школу и обучение по ООП.

Личностными результатами занятий «120 уроков психологического развития младших школьников» являются следующие умения:

Развивать познавательные интересы;

Ознакомить учащихся с внутренним миром личности,

Средством достижения этих результатов служат:

Игры и задания, развивающие психологические процессы; развитие смыслообразования.

Метапредметными результатами занятий «120 уроков психологического развития младших школьников» является формирование УУД.

Регулятивные УУД:

Определить и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью педагога;

Проговаривать последовательность действий на занятиях;

Учиться высказывать свое предположение (версию);

Средством формирования регулятивных УУД служит технология психологического саморегулирования.

Познавательные УУД:

Познание внутреннего мира личности через рассказы, игры;

Умение находить ответы на вопросы;

Делать выводы в результате совместной работы обучающихся с педагогом.

Средством формирования познавательных УУД служат логические, проблемные задания.

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Слушать и понимать речь других;

Договариваться с одноклассниками о правилах поведения и общения и следовать им;

Учиться работать в паре, в группе (выполнять различные роли: лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем, интегрироваться в группу сверстников.

5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Структура уроков психологического развития.

  1. Вводная часть (создание у учащихся положительного эмоционального фона, выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности). Для каждого урока подобраны специальные упражнения, стимулирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данном уроке.

  2. Основная часть. Выполнение заданий. Для достижения развивающего эффекта необходимо неоднократное выполнение заданий, в разных вариантах.

  3. Заключительная часть (подведение итогов занятия, обсуждение результатов и трудностей, которые возникали при выполнении заданий).

Отличия уроков психологического развития от других школьных уроков.

Совпадая по форме и структуре с обычными предметными уроками, урок психологического развития существенно отличается от них. Отличия связаны как с задачей этих уроков, так и с их содержанием и направленностью. Общая задача этих уроков - внести вклад в формирование целостной психологической основы обучения, которая обеспечит не только развитие личности школьника, но и возможность их самостоятельного развития в будущем. Необходимо начать решат эту задачу уже в младших классах школы. Не менее важной задачей, решаемой на уроках психологического развития, является формирование позитивных личностных характеристик школьников путем целенаправленного развития и формирования когнитивной сферы. Кроме того, существенным отличием уроков психологического развития от традиционных предметных уроков является перенесение акцента с результативной стороны учения на его процессуальную сторону.

На уроках психологического развития не ставятся отметки, но оценивание осуществляется обязательно. Ученики на уроках избавляются от «отметочной» психологии, они не боятся дать ошибочный ответ, так как никаких неудовлетворительных отметок за ним не последует, все ответы детей принимаются, внимательно выслушиваются, и в итоге коллективного обсуждения дети приходят к правильному решению. У них постепенно формируется отношение к этим урокам как к средству развития своей личности.

Общая атмосфера на уроках психологического развития создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Осознание своих успехов способствует раскрытию психологических возможностей учащихся, повышению их самооценки, уверенности в себе.

Материал рассчитан на 34 урока (2 - 4 классы) по 40-45 минут в каждом классе.

6. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Содержание занятий во 2 классе.

уроков

Развиваемые психологические процессы

Методики и задания

Количество

часов


1.

Внимание

Подсчитай правильно


1

Память слуховая

Повтори цифры


2.

Пространственные представления

Куда ускакал зайчик?


1

Мышление наглядно-образное

Полянки

3.

Произвольность

Летает - не летает

1

Пространственные представления

Выполняй правильно

Память зрительная

Запомни и нарисуй


4.

Мышление

Найди фигуры


1

Память вербальная

Слова, начинающиеся с одной буквы




5.

Пространственные представления

Выше, слева, правее, снизу.

Соседнее, через одно




1

Память логическая

Объедини слова

Психомоторика

Сделаем бусы.

Вырежи фигуры.

6.

Мышление наглядно-образное

Полянки

1

Внимание (устойчивость)

Назови по порядку.

Мышление (синтез)

Что здесь изображено?


7.

Мышление (установление закономерностей)

Найди фигуры.


1

Мышление (анализ)

Раздели на части.

Психомоторика

Кто точнее?



8.

Восприятие

Назови буквы.



1

Мышление (анализ)

Какой? Какая? Какие?

Слуховые ощущения

Шумящие коробочки.


9.

Внимание (распределение)

Вычеркивай буквы и слушай.

Сколько знаков?


1

Осязательные ощущения

Разложи вслепую.




10.

Мышление (анализ и синтез)

Отгадай слова.




1

Память зрительная

Нарисуй по памяти.

Внимание

Запретный номер.



11.

Произвольность

Графический диктант.



1

Мышление (нахождение общих признаков)

Поиск общего.

Психомоторика

Попади в свой кружок.


12.

Пространственные представления

Найди пирамиду.

Нарисуй кресло.


1

Мышление наглядно-образное

Полянки.

Мышление (гибкость)

Заселение дома.



13.

Мышление (установление закономерностей)

Найди фигуры.



1

Память зрительная

Точно такие.

Мышление (анализ)

Раскрашивание фигур.

Заполни рисунок.

14.

Пространственные представления

Шарики в трубочке.

Подбери заплатку.

1

Память слуховая

Повтори и добавь.

Память зрительная

Найди образец.



15.

Мышление (выделение существенного)

Выбери главное.



1

Мышление (анализ)

Найди подходящий треугольник.

Ощущения слуховые.

Шумящие коробочки.



16.

Мышление (анализ и синтез)

Отгадай слова.



1

Пространственные представления

Диктант пространственных действий.

Воображение

Волшебный лес.


17.

Ощущения осязательные

Шершавые дощечки.


1

Память опосредованная

Подбери картинку.

Мышление (установление закономерностей)

Найди фигуры.

Ощущения мышечные

Рукопожатие.



18.

Ощущения слуховые.

Шумящие коробочки.



1

Внимание (устойчивость, переключение)

Крестики, точки.

Мышление наглядно-образное

Раздели квадрат.


19.

Ощущения осязательные

Тяжелые коробочки.


1

Память опосредованная

Подбери картинку.

Ощущения зрительные

Цветовая угадайка.


20.

Внимание (распределение)

Делаем вместе.


1

Мышление (сравнение)

Найди отличающиеся.

Мышление (установление закономерностей)

Найди девятый.




21.

Память опосредованная

Зашифруй предложение.




1

Мышление наглядно-образное

Ленточки.

Восприятие слуховое

Назови и проверь постукиванием.



22.

Память вербальная

Найди слова.



1

Пространственные представления

Что изменилось?

Превращение фигур.


23.

Мышление (анализ)

Дорисуй рисунок.


1

Мышление (синтез)

Что здесь изображено?

Психомоторика

Иголка и нитка.


24.

Мышление (анализ)

Найди футболистов в одинаковой форме. Цирк.


1

Мышление наглядно-образное

Раздели квадрат.

Ощущения осязательные

Шершавые дощечки.


25.

Память опосредованная

Зашифруй предложение.


Ощущения зрительные

Цветовая угадайка.

Произвольность

Зеваки.


26.

Мышление (сравнение)

Найди одинаковые.

Одинаковые, разные.


1

Память зрительная

Точно такие.

Ощущения мышечные

Рукопожатие.



27.

Мышление (обобщение)

Четвертый лишний.



1

Мышление (установление закономерностей)

Найди фигуры.

Ощущения осязательные

Тяжелые коробочки.


28.

Внутренний план действия

Совмести фигуры.


1

Память опосредованная

Запомни фигуры.

Произвольность

Замри!


29.

Внимание (распределение)

Вычеркивай буквы и слушай.


1

Мышление (абстрагирование)

Посмотри вокруг.

Пространственные представления

Где находится чайник?



30.

Мышление (сравнение)

Найди отличающиеся.



1

Мышление (установление закономерностей)

Найди девятый.

31.

Мышление (анализ)

Дорисуй рисунок.


1

Мышление (синтез)

Что здесь изображено?

Психомоторика

Иголка и нитка.

32.

Память опосредованная

Подбери картинку.


1

Мышление (установление закономерностей)

Найди фигуры.

Ощущения зрительные

Цветовая угадайка.

33.

Пространственные представления

Выше, слева, правее, снизу.

Соседнее, через одно

1

Память логическая

Объедини слова

Психомоторика

Сделаем бусы.

Вырежи фигуры.

34.

Восприятие

Назови буквы

1

Внимание

Запретный номер.

Произвольность

Графический диктант













Содержание занятий в 3 классе.

№ уроков

Развиваемые психологические процессы

Методики и задания

Количество часов

1.

Память опосредованная

Запомни фигуры



1


Мышление логическое

Логический квадрат

Произвольность движений

Обводи точно

2.

Мышление (обобщение)

Четвертый лишний



1

Память опосредованная

Письмо инопланетянина

Мышление (установление закономерностей)

Найди девятый

3.

Внутренний план действия

Поверни квадрат


1


Мышление (установление закономерностей)

Найди девятый

Внимание (устойчивость)

Пишущая машинка

4.

Мышление (ассоциативное)

Свяжи слова



1

Мышление (обобщение)

Найди четвертый лишний

Воображение

Закончи рисунок

5.

Внутренний план действия

Муха

1

Произвольность движений

Бери осторожно

6.

Память зрительная

Запомни сочетания фигур



1

Мышление вербально-смысловое

Раздели на группы

Пространственные представления

Фигуры и значки

7.

Мышление (словесно-логическое)

Выбери главное



1

Внутренний план действия

Совмести фигуры

Произвольность движений (помехоустойчивость)

Знай свой темп

8.

Мышление (аналогии)

Назови четвертое слово



1

Внутренний план действия

Муха

Произвольность движений

Запретное движение

9.

Мышление (сравнение)

Одинаковое, разное



1

Произвольность (помехоустойчивость интеллектуальных процессов)

Не путай цвета

Воображение

Что это?

10.

Память (опосредованная вербальная)

Объедини по смыслу


1

Мышление (установление закономерностей)

Найди фигуры

11.

Пространственные представления

Учись уменьшать и увеличивать



1

Мышление вербально-смысловое

Объедини пословицы

Память (непосредственная зрительная)

Запомни и нарисуй

12.

Внутренний план действия

Поверни квадрат

1

Мышление (сравнение)

Найди одинаковые

13.

Мышление (логическое)

Логический квадрат


1

Внимание (устойчивость)

Назови по порядку

Чувство времени

Дружный хлопок

14.

Мышление (синтез)

Составь слова

1

Внимание (переключение)

Отыщи числа

15.

Воображение

Волшебники



1

Пространственные представления

Где какая полоска?

Кольца

Мышление (абстрактно-логическое)

Говорим по-марсиански

16.

Мышление (логическое)

Поезд


1

Произвольность (помехоустойчивость интеллектуальных процессов)

Не путай цвета

17.

Мышление (установление закономерностей)

Найди девятый



1

Мышление (сравнение)

Найди одинаковые

Внутренний план действия

Архитектор

18.

Внутренний план действия

Совмести фигуры



1

Чувство времени

За одну минуту

Память опосредованная

Письмо инопланетянина

19.

Память опосредованная вербальная

Объедини по смыслу

1

Внутренний план действия

Поверни квадрат

20.

Память (непосредственная слуховая)

Добавь слово



1

Пространственные представления

Раскрась фигуру

Произвольность движений (преодоление гиперактивности)

Флажок

21 - 22

Внутренний план действия

Муха


2

Мышление (синтез)

Что здесь изображено?

23 - 24

Внимание (переключение)

Отыщи числа


2

Мышление (наглядно-образное)

Преврати в квадрат

Произвольность движений

Запретное движение

25.

Мышление (вербально-смысловое)

Подбери слова



1

Пространственные представления

Найди недостающий квадрат

Воображение

Закончи рисунки

26.

Мышление (вербально-понятийное)

Пятый лишний



1

Мышление (вербально-смысловое)

Объясни значение

Слуховое восприятие

Назови и проверь постукиванием

27.

Внутренний план действия

Этажи



1

Мышление (установление закономерностей)

Найди девятый

Память (непосредственная)

Какой цвет?

28.

Мышление (вербально-понятийное)

Расположи слова

1

Внимание (устойчивость)

Стенографы

29 - 30

Мышление (вербально-понятийное)

Расположи слова


2

Память (опосредованная)

Запомни слова

Чувство времени

Дружный хлопок

31.

Память (логическая)

Найди правило и запомни



1

Произвольность (помехоустойчивость интеллектуальных процессов)

Найди смысл

32 - 33

Мышление (понятийное)

Вордбол


2



Воображение

Составь изображения

Пространственные представления

Развертка

34.

Мышление (установление закономерностей)

Найди фигуры


1

Мышление (вербально-понятийное)

Расположи слова

Произвольность движений

Замри







Содержание занятий в 4 классе.

уроков

Развиваемые психологические процессы

Методики и задания

Количество часов

1.

Мышление (вербально-понятийное)

Расположи слова

1

Мышление (абстрагирование)

Форма - цвет


2.

Мышление (вербально-понятийное)

Назови слова


1

Пространственные представления

Разноцветный коробок

Воображения

Закончи рисунок

3.

Мышление (вербально-понятийное)

Подбери общее понятие


1

Память (опосредованная)

Запомни фигуры


4.

Мышление (вербально-смысловое)

Пословицы


1

Пространственные представления

Лишний кубик

Память (непосредственная)

Запомни и нарисуй


5.

Внутренний план действия

Совмести фигуры



1

Мышление (вербально-понятийное)

Подбери общее понятие

Произвольность движений (помехоустойчивость)

Не путай цвета


6.

Мышление (вербально-понятийное)

Найди рядоположное слово



1

Мышление (сравнение)

Одинаковое, разное

Мышление (установление закономерностей)

Найди девятый


7.

Мышление (вербально-смысловое)

Подбери пословицу


1

Пространственные представления

Найди одинаковые кубики

Воображения

Тропинка


8.

Мышление (вербально-понятийное)

Найди рядоположное слово


1


Произвольность движений

«Невидящие» и «неслышащие»


9.

Мышление (вербально-смысловое)

Объясни значение


1

Мышление (вербально-понятийное)

Целое - часть

Осязательное восприятие

Палочка-узнавалочка


10.

Память (непосредственная)

Запомни сочетания фигур


1

Мышление (вербально-смысловое)

Подбери пословицу

Пространственные представления

Раскрась кубики


11.

Мышление (вербально-понятийное)

Целое - часть


1

Мышление (вербально-смысловое)

Найди значения слов

Глазомер и зрительно-двигательные координации

Вырезай точно


12.

Мышление (вербально-причинное)

Найди причину и следствие


1

Мышление (установление закономерностей)

Найди фигуры


13.

Мышление (вербально-смысловое)

Назови причину

Найди значения слов


1




Произвольность движений (помехоустойчивость)

Найди смысл


14.

Память (опосредованная)

Письмо инопланетянина


1

Мышление (вербально-понятийное)

Отрицание



15.

Мышление (вербально-смысловое)

Пословицы



1

Мышление (абстрагирование)

Форма - цвет

Пространственные представления

Раскрась кубик

Произвольность движений

Кто точнее?


16.

Внутренний план действия

Совмести фигуры


1

Мышление (логическое)

Поезд

Внимание (устойчивость)

Пишущая машинка


17.

Мышление (вербально-смысловое)

Подбери слово, противоположное по смыслу


1

Мышление (сравнение)

Найди одинаковые


18.

Мышление (вербально-смысловое)

Подбери слово, противоположное по смыслу


1

Мышление (абстрагирование)

Только одно свойство


19.

Память (непосредственная)

Какого цвета?


1

Мышление (вербально-понятийное)

Вордбол

Пространственные представления

Найди одинаковые кубики


20.

Память (опосредованная)

Письмо инопланетянина


1

Глазомер и зрительно-двигательные координации

Вырезай точно


21.

Внутренний план действия

Муха


1

Мышление (установление закономерностей)

Найди фигуры

Произвольность движений

Попади в свой кружок


22.

Мышление (анализ через синтез)

Разгадай ребусы


1

Мышление (абстрагирование)

Только одно свойство

Пространственные представления

Развертка куба


23.

Внимание (устойчивость)

Отыщи числа


1

Произвольность (помехоустойчивость интеллектуальных процессов)

Найди смысл


24.

Мышление (логическое)

Поезд


1

Произвольность движений

«Невидящие» и «неслышащие»


25-26

Мышление (вербально-понятийное)

Отрицание


2

Мышление (наглядно-образное)

Ленточки

Произвольность движений

Знай свой темп


27.

Мышление (вербально-понятийное)

Подбери общее понятие


1

Мышление (абстрагирование)

Только одно свойство


28.

Мышление (вербально-понятийное)

Подбери общее понятие


1

Мышление (абстрагирование)

Форма - цвет



29-30

Мышление (установление закономерностей)

Найди девятый



2

Память (непосредственная)

Точно такие

Память (вербально-смысловая)

Объедини по смыслу и запомни


31-32

Мышление (вербально-смысловое)

Подбери следующее


2

Внимание (устойчивость)

Стенографы

Произвольность движений

Зеваки



33-34

Мышление (установление закономерностей)

Найди фигуры



2

Память (опосредованная)

Письмо инопланетянина

Осязательное восприятие)

Палочка-узнавалочка

7. ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЯМ.

1. 1000 веселых загадок для детей / авт. текста О. Дружкова . - М. : АСТ, 2001 . - 383 с.

2. Гин С.Л. Мир логики: методическое пособие для учителя начальной школы. М.: «Вита-Пресс», 2003.

3. Кикоин ЕЛ. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания. Методические рекомендации для учителя начальных классов. М., 1993.

4. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I - IV классов). Часть 1. Книга для учителя. - 4-е изд., стер. - М.: «Ось-89», 2008.

5. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I - IV классов). Часть 2. Материалы к урокам психологического развития. - - 4-е изд., стер. - М.: «Ось-89», 2008.

6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения - практическое пособие для педагогов и школьных психологов. Часть 1. Перевод с немецкого. -- Москва: Генезис, 1998.






















© 2010-2022