- Преподавателю
- Школьному психологу
- Психологический тренинг на тему: Как правильно дружить?
Психологический тренинг на тему: Как правильно дружить?
Раздел | Школьному психологу |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кайдарова Г.Б. |
Дата | 01.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Беседа с учащимися 5-6-х классов
с элементами тренинга по теме: "Как правильно дружить"
ЦЕЛИ:
-
Выяснить взгляды учащихся по данной проблеме.
-
Познакомить учащихся с кодексом дружбы. Помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе. Предоставить учащимся рекомендации для установления, сохранения и поддержания дружеских взаимоотношений.
-
Способствовать формированию навыков конструктивного взаимодействия в группе.
-
Способствовать преодолению барьеров в общении. Совершенствовать навыки общения.
Повысить самооценку детей.
Предполагаемый результат:
Анализ учащимися своих отношений с окружающими людьми, корректировка и введение новизны в эти отношения.
Осознание школьниками важности и необходимости дружеских взаимоотношений.
Материалы: Мяч или игрушка. Поговорки и пословицы о дружбе. Кодекс дружбы.
Листы бумаги, ручки или карандаши. Материалы к упражнению "Что важно для дружбы?"
Беседа рассчитана на 3 урока по 1 разу в неделю. Возможно проведение на классных часах. В беседе участвует весь класс без предварительной подготовки.
Ход занятии
Игровое упражнение: "Привет!"
Цель: развитие доверительных отношений между учащимися.
Задача: сближение участников группы друг с другом.
Участники начинают ходить по комнате. Им предлагается поздороваться с каждым из группы за руку и при этом сказать "Привет! Как твои дела?". Говорить нужно только эти слова и больше ничего. Здороваясь с кем-либо из участников, можно освободить свою руку только после того, как другой рукой вы начнёте здороваться с кем-то ещё. Иными словами, необходимо быть непрерывно в контакте с кем-либо из группы и поздороваться со всеми членами группы.
Беседа:
Короткий рассказ о целях беседы, о особенностях предстоящих встреч. Постановка проблемы.
Упражнение "Что я больше всего люблю делать и чему хотел бы научиться"
Цели:
-
Создание в группе доверительных отношений.
-
Формирование у детей положительного отношения друг к другу.
-
Повышение самооценки детей.
Задача: Предоставить учащимся возможность ближе познакомиться друг с другом.
"В школе вместе Вы учитесь уже давно. Каждый из Вас - интересный человек, интересная личность, каждый вносит свой вклад в дела класса, во внутриклассные взаимоотношения. Передавая мяч (или игрушку) друг другу, назовите своё имя и расскажите немного о том, что каждый из Вас любит делать и что у Вас лучше всего получается. И скажите так же о том, чему Вы бы хотели научиться".
Обсуждение по теме занятия: Вопрос: Что такое дружба?
"Дружба" (словарь) - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
"Дружба" (словарь) - отношение самоценное, само по себе являющееся благом, так как друзья помогают друг другу бескорыстно.
"Дружба" (словарь) - индивидуально-избирательна и основана на взаимной симпатии.
Известно, что друзья могут быть постоянные или временные. Временных друзей мы называем приятелями.
Вопросы: - Чем приятели отличаются от друзей?
- Сколько у человека может быть настоящих друзей?
! Проведённые социологические исследования показали, что люди, которые утверждали, что имеют много друзей, в сложной, критической ситуации оставались либо сами с собой, либо с близкими родственниками. А люди, которые утверждали, что друзей у них мало (1-3 человека) всегда находили у них поддержку и понимание. Таким образом, можно сказать, что настоящих друзей всегда не так много. Но у любого человека обязательно должны быть не только друзья, но и приятели.
Итак, друзья - это те, кому мы верим, кто нас не придаст, не подведёт, способен поддержать нас в трудную минуту, посочувствовать нам и помочь. Другу мы можем доверить все свои откровения. Человек в течение своей жизни приобретает и, к сожалению, иногда, теряет друзей из-за различных ситуаций. Дружба доставляет нам много радости. Дружеские отношения могут изменяться по мере того, как мы сами растём и изменяемся.
Вопрос: Кто же такой друг? Какими качествами в идеале он должен обладать?
Упражнение "Мой идеальный друг"
Цель: осознание учащимися тех качеств, которые ценятся в дружбе.
Задача: самоанализ учащимися своих взглядов на качества, необходимые в дружбе.
Учащимся предлагается в группах написать те качества, которые необходимы другу. "Друг - это тот, кто…"
Совместное обсуждение результатов.
Дискуссия по кругу
Вопросы:
- Если бы твой лучший друг (подруга) сказал о том, что ему (ей) больше всего нравится в тебе, как ты думаешь, что именно он (она) сказал бы?
- А если бы этого человека попросили сказать о том, что ему не нравится в тебе, как ты думаешь, о чём он сказал бы?
- Как вы думаете, что важнее всего в дружбе?
- Что может помешать дружбе?
Знакомство с кодексом дружбы (правилами дружбы).
Кодекс дружбы, разработанный отечественными социологами и психологами:
Всё проверяется временем, годами! Если с Вами рядом есть человек, с которым Вы общаетесь регулярно в течении 3 - 5 лет и более, с которым у Вас есть общие интересы, взаимопонимание, общие взгляды, общие воспоминания, если Вы всегда можете обратиться к нему со своими вопросами и проблемами и точно знаете, что отказа не будет - это значит, что у Вас есть друг!
Дружбой надо дорожить, беречь и оберегать её! Знайте, что поссориться всегда просто, а помириться и простить - очень тяжело. Лучше обсудить, чем поругаться.
Никогда не сравнивайте своего нового друга с другими или прежними друзьями! Если Вы делаете это - то значит, что Вы чем-то недовольны. А недовольство ведёт за собой недоверие. Недоверие - коней дружбы.
Помните, что все люди разные! У каждого свои достоинства и недостатки. Не старайтесь переделать своего друга - это нечестно по отношению к нему.
Дружба - это взаимный процесс! Значит и от Вас требуется понимание, внимательность по отношению к Вашему другу.
Не поступайте с другом так, как не хотели бы, чтобы поступали с Вами.
Дружба предполагает доверие и искренность. Поэтому будьте искренними с друзьями! Помните поговорку: "Как аукнется, так и откликнется". Человек всегда за подозрительность получает подозрительность, за ложь - ложь, за открытость - открытость.
Кодекс дружбы, разработанный европейскими психологами и социологами:
-
Делитесь новостями о своих успехах.
-
Высказывайте эмоциональную поддержку.
-
Добровольно помогайте в случае нужды.
-
Старайтесь, чтобы другу было приятно в Вашем обществе.
-
Возвращайте долги и оказанные услуги.
-
Необходимо быть уверенным в друге, доверять ему.
-
Защищать друга в его отсутствие.
-
Быть терпимым к остальным его друзьям.
-
Не критиковать друга публично.
-
Сохранять доверенные тайны.
-
Не ревновать и не критиковать прочие личные отношения друга
-
Не быть назойливым, не поучать.
-
Уважать внутренний мир и автономию друга.
Вопросы:
- Что общего между этими двумя кодексами дружбы? Чем они отличаются?
- Как Вы думаете, какие правила соблюдать особенно важно для укрепления и сохранения дружбы?
- Как Вы думаете несоблюдение каких правил может привести к распаду дружеских отношений?
Обсуждение высказываний, пословиц и ситуаций
1. Поэт Михаил Светлов (1903-1964), написав стихи, часто читал их друзьям по телефону в любое время дня и ночи. Друг Светлова, разбуженный в очередной раз среди ночи телефонным звонком, упрекнул его: "А ты знаешь, который час?"
"Дружба - понятие круглосуточное!", - ответил Светлов.
2. Ходжу Насреддина однажды спросили: "Ты можешь сказать, сколько у тебя друзей в этом городе?"
"Сколько сейчас, - ответил Ходжа, - сказать не могу, потому что у меня в этом году выдался хороший урожай, живу в достатке. А друзья познаются в беде."
3. Восточного мудреца спросили: "Почему друзья легко превращаются во врагов, в то время как враги с большим трудом становятся друзьями?". Он ответил: "Разрушить дом легче, чем его построить, разбить сосуд проще, чем его починить, истратить деньги легче, чем их приобрести".
Упражнение "Что Важно для дружбы?"
Цели:
-
закрепление полученных знаний о дружбе,
-
формирование новых отношений с окружающими людьми
Задача: расширить свои представления о дружеских взаимоотношениях.
Проранжируйте в порядке значимости для Вас следующие высказывания. Что важно для дружбы:
-
Давать друг другу списывать контрольные работы и домашние задания.
-
Защищать друг друга от обидчиков.
-
Придумывать вместе интересные игры.
-
Уметь посочувствовать, поддержать, утешить.
-
Угощать друг друга сладостями.
-
Уметь сказать друг другу правду, даже если она не очень приятна.
-
Уметь уступать друг другу.
-
Часто ходить друг к другу в гости.
-
Говорить друг другу всегда только приятные слова.
-
Уметь делиться новостями.
-
Помогать друг другу.
-
Уметь слушать друг друга и понимать.
-
Уметь относиться терпимо к другим друзьям своего друга.
-
Не ссориться друг с другом по пустякам.
-
Искренне радоваться успехам друг друга.
Вопросы: - Как Вы думаете, почему очень часто от ребят можно услышать следующие фразы: "У меня нет настоящего друга", "Не могу найти друзей", "Мне сложно дружить" и так далее? Где человек может найти себе друзей?
Конечно, друзей можно найти где угодно. Но хотелось бы отметить, что лучшие друзья - это друзья детства, школы. В школе проще найти человека, с которым Вам будет интересно вместе, с которым у Вас будут общие планы, общие взгляды, общие интересы, общие проблемы и дела. Вам легче понять друг друга.
Как Вы думаете, есть ли возрастные ограничения дружбы?
Исследованиями и опросами установлено, что возрастных ограничений нет. Но всё же большинство людей придерживаются мнения, что друг должен быть одного возраста или на немного старше или младше Вас самих.
Психогимнастика: "Поменяйтесь местами все те…"
Цель: развитие доверительной атмосферы между учащимися.
Задача: сплотить группу.
Участники сидят в кругу, где не хватает одного стула. Водящий находится в центре круга, даётся команда: "сейчас поменяются местами все те, у кого…". Называется любой признак: цвет волос, одежда, день рождения и т. д. Нельзя меняться с соседом слева и справа. Водящий должен успеть сесть на освободившийся стул. Кто остался без места, тот и водит.
В заключение несколько полезных советов:
-
- Не будьте слишком критичны по отношению к окружающим Вас людям. Для установления отношений очень важно, какое Вы сами производите впечатление на окружающих людей. Люди всегда видят Вас такими, какими Вы себя преподносите.
-
- Чтобы у вас появились друзья нужно уметь общаться. Общение - это целое искусство! Общаться надо учиться. В этой связи, не будьте критичны, мнительны, угрюмы и подозрительны. Если вы всегда энергичны, в меру открыты, спокойны - вы привлекательны для окружающих.
-
- Держите себя так, ведите себя так, чтобы люди имели основание относиться к Вам с уважением, видели в Вас сильного и привлекательного человека. Старайтесь ни о ком не думать дурно. Устройте себе экзамен: постарайтесь неделю ни о ком не злословить и сплетничать ни вслух, ни про себя. Это довольно сложно! Но получается, что если мы сами ни о ком не думаем плохо, то и нам кажется, что о нас так же все думают только хорошее.
-
- Стройте своё отношение и общение с другими "на равных", не задевайте того, что человеку дорого: его стиль одежды, его увлечения, его близких, его идеалы и ценности.
-
- Будьте осторожны с юмором. Самый опасный юмор тот, который направлен на другого человека. Если Вам дорого хорошее настроение своё и окружающих, то прежде чем пошутить, подумайте о последствиях.
-
- Что касается советов, то они редко учат, но часто злят. Поэтому тем, кто любит давать советы, хотелось бы сказать, что их нужно давать только тогда, когда вас об этом просят и только такие, за которые Вам будут благодарны.
-
- Будьте внимательны к окружающим, не забывайте здороваться, не забывайте поздравлять людей с праздниками, помните дни рождения окружающих вас людей.
И тогда вас тоже обязательно заметят, обязательно запомнят, будут дорожить Вашим общением, будут ценить и уважать. И у каждого из Вас будут настоящие друзья, постоянные друзья, которые помогут Вам в самых сложных жизненных ситуациях.
- А теперь давайте попробуем вспомнить кодекс дружбы.
В конце занятия проводится обсуждение итогов. Обсуждаются чувства участников группы. Учащиеся говорят о том, что им понравилось или не понравилось, что они узнали нового из беседы, что их удивило или обрадовало, какие вопросы у них остались.
Домашние задание.
- Написать рассказ о своём настоящем (или придуманном) друге.
- Взять интервью у родителей. Примерные вопросы: Что самое важное для вас в дружбе? Есть ли у Вас настоящие друзья? Сколько лет вы их знаете? Знаете ли Вы что-нибудь о кодексе или правилах дружбы?
Игровое упражнение: «Спасибо!»
Игра в конце занятия, прощание: «Спасибо!» или "Спасибо, с тобой было так хорошо работать сегодня".
Участники начинают ходить по комнате. Им предлагается поздороваться с каждым из группы за руку и при этом сказать «Спасибо!» или "Спасибо, с тобой было так хорошо работать сегодня". Говорить нужно только эти слова и больше ничего. Прощаясь с кем-либо из участников, можно освободить свою руку только после того, как другой рукой вы начнёте здороваться с кем-то ещё. Иными словами, необходимо быть непрерывно в контакте с кем-либо из группы и поздороваться со всеми членами группы.