Развитие познавательного интереса на ступени начального общего образования

Знание  основных  закономерностей  психического  развития  младшего  школьника  особенно  значимо  для  учителя.  Без  такого  знания  невозможно  дифференцировать  обучение,  осуществить  индивидуальный  подход,  найти  наиболее  адекватные  средства   и  методы  обучения. Познавательный интерес входит в учебную деятельность как важнейший энергетический ее фактор, который создает благополучные для протекания и результатов деятельности, для соучастия в деятельности учителя и учащихся.   В данно...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие познавательного интереса

на

ступени начального общего образования

1.Понятие познавательного интереса в психолого-педагогических исследованиях.

«Интерес - это великий волшебник, позволяющий увидеть в самом простом и обыкновенном нечто таинственное и захватывающее» (Тимирязев К.И., Ферсман А.Е.)

К числу творческих компонентов труда и форм творчества личности в труде психологи относят интерес. Под влиянием интереса в процессе трудовой деятельности у человека создаётся специфический опыт, острая профессиональная наблюдательность, накладывается своеобразный отпечаток на мышление и воображение, возрастает волевая активность.

Можно выделить следующие признаки интереса:

  • Объективно- субъективный характер, т.е. посредством интереса устанавливается связь субъекта с объективным миром. Всё, что составляет предмет интереса, почерпнуто человеком из объективной действительности;

  • Эмоциональная окрашенность интереса;

  • Положительное влияние интереса на интеллектуальную практическую активность личности, на успешное протекание познавательной и трудовой деятельности;

  • Положительное влияние интереса на волевые усилия личности;

  • Осознанность интереса. Степень осознанности характеризует силу его проявления и устойчивости;

  • Избирательный характер интереса.

Из характерных особенностей проявления интереса видно, что он является ценным качеством личности, которое положительно влияет на эмоции и чувства, психомоторные и интеллектуальные процессы, волю. В то же время интерес не сводится ни к одному из них.

Интерес - это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Это более высокая и осознанная форма мотивации, выражающаяся, например, в стремлении к овладению какими - либо знаниями, навыками, умениями, предметами, в сближении с другими людьми. Интересы человека определяются общественно - историческими и индивидуальными условиями его жизни.

Различают интересы по следующим основаниям: содержанию, объёму, глубине, степени устойчивости, направленности на цели деятельности или на процесс её, уровню действенности.

По содержанию интересы определяются теми объектами, на которые они направлены. В этом плане можно выделить материальные и духовные интересы. Последние подразделяются на профессиональные, общественно - политические, познавательные (интерес к технике, математике, биологии и т.п.), эстетические (музыка, живопись, театр и т.п.). Материальный интерес может проявляться в стремлении к жилищным удобствам, к красивой одежде, к звуко - и видеотехнике и т.п.

По объёму интересы делятся на широкие и узкие. Всестороннее развитие личности предполагает большую широту и разносторонность интересов при наличии основного, центрального интереса. Под узкостью интересов понимают наличие у человека одно - двух интересов при полном равнодушии ко всему остальному.

По глубине различают интересы глубокие и поверхностные. Глубокий интерес означает потребность основательно изучить объект во всех деталях и взаимосвязях. Он противопоставляется поверхностному интересу, когда человек не стремиться разобраться во всех тонкостях вопроса, в его сущности, а скользит по поверхности явления.

По степени устойчивости различают устойчивые интересы (они длительно сохраняются, иногда всю жизнь, являясь закреплёнными чертами личности) и неустойчивые интересы (они сравнительно кратковременны, быстро возникают и быстро угасают). Человек с неустойчивыми интересами может быстро увлекаться чем - то, но так же быстро охладевать к предмету интереса. По направленности на цель деятельности или на процесс её различают интересы непосредственные и опосредованные.

Непосредственный интерес - это интерес к самому процессу деятельности: к процессу познания, овладения знаниями, процессу труда, творчества.

Опосредованный интерес - это интерес к результатам деятельности: например, к приобретению профессии, общественному положению, к материальным результатам труда. Наиболее благоприятным для активной и продуктивной деятельности личности является правильное соотношение непосредственного и опосредованного интересов. Если человек любит труд, сам процесс труда, заботится о его результатах, то он проявляет энтузиазм, творческое отношение к деятельности и добивается успешного завершения труда. При таком сочетании интересов личность чувствует себя наиболее удовлетворённой.

По уровню действенности различают пассивные и активные интересы. Пассивные интересы - это созерцательные интересы, при которых человек ограничивается восприятием интересующего объекта: например, любит слушать музыку, но не пытается глубоко её познать, испытывает наслаждение при восприятии картин, но также не стремится глубоко знать живопись и т.д. Активные интересы - это интересы действенные, когда человек не ограничивается созерцанием, а действует, овладевает объектом интереса. Данный интерес - один из побудителей развития личности, формирования знаний и навыков, способностей и характера.

Познавательный интерес - это особая избирательная направленность личности на процесс познания; её избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний. В эту область человек стремится проникнуть, чтобы изучить, овладеть её ценностями. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к учению, к познавательной деятельности в области одного, а может быть, и ряда учебных предметов.

В то же время познавательный интерес - глубоко личностное образование, не сводимое к отдельным свойствам и проявлениям. Его психологическую природу составляет нерасторжимый комплекс жизненно важных для личности процессов (интеллектуальных, эмоциональных, волевых). Опираясь на интерес, учитель может рассчитывать на то, что одновременно он содействует интеллектуальной активности, эмоциональному подъёму, волевым устремлениям школьника. Именно интерес и комплекс связанных с ним состояний личности и образуют внутреннюю среду ученика, столь необходимую для полноценного учения.

Действие познавательного интереса и его влияние на деятельность и личность школьника многозначно. Очень часто учитель использует его как средство общения, насыщая свою деятельность приёмами, пробуждающими непосредственный интерес учащихся. Часто познавательный интерес выступает в качестве очень значимого мотива - внутреннего побуждения деятельности учащихся. В общей структуре мотивации познавательной деятельности он ранее всего осознаётся учеником, который, не задумываясь, может указать на интересные и неинтересные для него уроки, учебные предметы, занятия. На более высоком уровне своего развития познавательный интерес, будучи достаточно прочным, устойчивым, занимающим доминирующее положение в кругу других мотивов, становится уже свойством личности, которое называют любознательностью, пытливостью. Под мотивами понимают внутренние побуждения индивида, которые складываются под влиянием различных условий его жизнедеятельности: опыта жизни, общения с людьми, кругозора, характера совершаемой деятельности и др.

Познавательный интерес формируется в учебно-познавательной деятельности.

2. Психологические особенности младшего школьного возраста.

По мере того, как младший школьник овладевает учебной деятельностью, у него пробуждаются и формируются новые важные качества психики.

Работа под руководством учителя, жизнь в коллективе соучеников, необходимость подчинять своё поведение требованиям приводят к тому, что у ребёнка развивается произвольность как особое качество психических процессов. Решая учебные задачи, маленький школьник встаёт перед необходимостью предусмотреть результаты своих действий, спланировать их порядок, наметить средства, которыми можно добиться цели. Это становится возможным с развитием способности к планированию и выполнению действий во внутреннем плане.

В ходе учения постоянно требуется умение анализировать собственные действия, оценивать их: успешны ли они были, удалось ли с их помощью решить поставленную задачу, достичь цели? Такое умение особенно важно для младшего школьника. Оно лежит в основе формирования рефлексии, «обращённости на себя»- одно из важнейших качеств, без которых невозможно теоретическое мышление.

Развитие произвольности, внутреннего плана действий и рефлексии - всего того, что психологи называют новообразованиями младшего школьного возраста, - как бы новым светом освещает основные психические процессы ребёнка: его восприятие и внимание, воображение, память, мышление. Развитие этих психических процессов проходит под знаком роста их произвольности, управляемости, осознанности.

Восприятие. Ко времени поступления в школу восприятие ребёнка, как правило, достигает достаточно высокого развития. У него сформировалась необходимая острота зрения и слуха, он неплохо разбирается в оттенках цвета, различает звуки речи, а также высоту звуков, у него хорошее осязание. Однако, узнавая и называя форму и цвет, дети, как правило, не выделяют конкретные особенности данной формы, данного цвета. Восприятие первоклассников недостаточно дифференцировано, у детей ещё отсутствуют средства анализа воспринимаемого.

Когда ребёнок начинает учиться, его восприятие неизбежно должно стать более организованным.

Восприятие

Таблица № 1

Уровни развития

Количество учащихся в %

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Средний уровень

33,3

37,3

40

42,8

Выше среднего уровня

11,1

-

10

7,1

Восприятие ребёнка оценивается с различных сторон, выявляя одновременно с характеристиками самих перцептивных процессов, способность ребёнка формировать образы, делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме ( см. таблицу № 1).

Разнообразные учебные задания требуют от школьника, чтобы он мог дать о воспринимаемом развёрнутый отчёт по определённому плану, мог ответить на один или несколько вопросов. Но «систематическое планомерное восприятие, служащее решению определённого вопроса, - писал видный педагог П. П. Блонский, - и есть наблюдение».

Наблюдение - это та новая форма восприятия, которая развивается тогда, когда ребёнок включается в учёбу и в которой восприятие неразрывно связано с другими познавательными процессами - вниманием и мышлением.

Внимание.

Развитие наблюдательности. Нередко приходится сталкиваться с тем, что у младшеклассников нет чётких представлений даже о тех самых обычных предметах, с которыми они сталкиваются повседневно.

Ряд свойств предметов и веществ детям трудно самостоятельно усмотреть и выделить. Им надо подсказать, обратить их внимание на то, чего они не заметили.

Затруднения ребёнка часто связаны с отсутствием в его лексиконе необходимых слов. Обогащение словарного запаса ребёнка способствует развитию его познавательной деятельности. Овладение словами, обозначающими свойства одного предмета, позволяет детям подметить такие же свойства и у других предметов. Так расширяется кругозор детей.

Сравнение - важнейший приём, при помощи которого открываются особенности предметов и явлений. Основное условие сравнения - сопоставление предметов. Для того чтобы решить, в чём предметы похожи, в чём различны, необходимо в процессе сравнения иметь в поле зрения (или в сознании) сравниваемые предметы.

Первоклассники уже почти все умеют сопоставлять предметы, не «соскальзывая» на простое перечисление признаков каждого предмета в отдельности. Можно сказать, что техникой сравнения они уже владеют. Однако есть ряд особенностей.

Прежде всего, дети гораздо легче замечают различие между предметами, нежели их сходство. Дети часто плохо различают слова «похожи» и «одинаковы». Каждый предмет имеет множество наглядных признаков: цвет, форму, величину. Но предметы имеют и такие признаки, которые в момент сравнения наглядному восприятию не представлены. Дети склонны, в первую очередь, выделять и сопоставлять наглядные признаки предметов.

Особенности внимания ребенка этого возраста - непроизвольность, легкая переключаемость, отвлечение. Это не позволяет ему на первых порах надолго сосредоточиться на одном объекте или действии. Ребенок обращает внимание лишь на то, что вызывает его непосредственный интерес; интересное мешает воспринимать главное. Важно стремиться к известному разнообразию в учебной работе - однообразная работа утомляет внимание ребенка, интерес к ней падает. Ребенок успешнее справится с достаточно сложным заданием, требующим применения разнообразных приемов и способов работы, чем с простыми, но однообразными заданиями.

Объем внимания первоклассников еще узок, а планомерно, последовательно рассматривать объем они еще не умеют. На помощь должны прийти внешние вспомогательные средства (указка, листок бумаги).

Таблица № 2

Распределение внимания

Уровни развития

Количество учащихся в %

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Средний уровень

22,2

24,5

30

38,5

Выше среднего уровня

-

-

10

7,1


Таблица № 3

Продуктивность и устойчивость внимания

Уровни развития

Количество учащихся в %

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Средний уровень

22,2

29,5

30

31,5

Выше среднего уровня

11,1

11,9

20

27

Таблица № 4

Переключение внимания

Уровни развития

Количество учащихся в %

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Средний уровень

22,2

27,3

30,5

35,5

Выше среднего уровня

11,1

11,5

11,9

17,1

Основные характеристики с возрастом остаются достаточно устойчивыми, всё же со временем при достаточных и систематических усилиях можно избавиться от многих недостатков в развитии внимания ребёнка, что и можно увидеть в таблицах № 2, 3, 4.

В младшем школьном возрасте развивается и существенно обогащается воображение детей. Развитие воображения происходит в тесной связи с другими познавательными процессами, и в первую очередь с восприятием и мышлением - ведь воображение ставится на службу решения именно познавательных задач. Выполняя школьные задания, дети научаются воссоздавать не только те предметы, явления или состояния, которые прямо описаны в тексте, но и те, которые лишь подразумеваются в нем, закономерно из него следует. Воссоздающее воображение очень важно для учения. Оно развивается не только в работе над словесным описанием, но и при оперировании с абстрактными схемами, чертежами, математическими символами.

Ребенок накапливает опыт и знания, его интересы расширяются, усложняются его отношения с другими людьми - все это обогащает воображение, позволяет ребенку строить новые комбинации образов не случайно, а с отчетливым пониманием, насколько возможно совершение того или иного события в действительности. Воображение можно тренировать и развивать. Делать это можно разными путями, но обязательно в такой деятельности, которая без фантазии не может привести к желаемым результатам. Надо не насиловать воображение ребенка, а увлекать его.

Таблица № 5

Воображение

Уровни развития

Количество учащихся в %

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Средний уровень

33,3

36,3

40

45,5

Выше среднего уровня

-

1,9

-

14,2

Воображение ребёнка оценивается по степени развитости у него фантазии, которая в свою очередь может проявляться в рассказах, рисунках, поделках и других продуктах творческой деятельности ( см. таблицу № 5 ).

Развитие памяти первоклассника достигает уже довольно высокого уровня. Запоминают они в основном непроизвольно. Развить память любого типа помогает заинтересованность материалом, положительное отношение к запоминаемому. Для развития памяти ребенка полезны не только и не столько специальные упражнения на запоминание, а формирование интереса к знаниям, к отдельным учебным предметам, развитие положительного отношения к ним.

В развитии познавательной деятельности младшего школьника особую роль играет мышление. В тесной связи с мышлением развиваются все познавательные процессы. Именно с развитием мышления складываются такие важные новообразования школьного возраста, как внутренний план действий (действия « в уме ») и рефлексия (умение рассматривать и оценивать свои собственные действия). Мышление первоклассников еще конкретно, оно опирается на наглядные образы и представления. Отвлеченные словесные объяснения для них, как правило, недоступны: им необходим для понимания реальный предмет (его изображение). Внутренний план действий и их мысленное планирование первоначально выражено у них слабо. Содержание понятий определяется в основном наглядно воспринимаемыми признаками вещей. Понимание общих положений достигается лишь тогда, когда эти положения конкретизируются примерами единичных, частных случаев. Своеобразие мышления ребенка этого возраста тесно связано с особенностями его личного опыта. Именно поэтому он чаще всего выделяет в предметах те явления, которые говорят об их применении, действии, пользе.

Таблица № 6

Мышление

Уровни развития

Количество учащихся в %

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Средний уровень

30

30

40

45,5

Выше среднего уровня

11,1

11,1

11,9

14

В младшем школьном возрасте под влиянием учения как ведущей деятельности активно развиваются все три вида мышления: наглядно - действенное, наглядно - образное и словесно - логическое. Особенно значительные изменения происходят в развитии последнего вида мышления, которое в начале данного периода жизни ребёнка ещё относительно слабо развито, а к его концу, т.е. к началу подросткового возраста, становится главным и по своим качествам уже мало чем отличается от аналогичного вида мышления взрослых людей ( см. таблицу № 6 ).

В психолого-педагогической литературе интересы младших школьников характеризуются как интересы с сильно выраженным эмоциональным отношением. Интерес к впечатляющим фактам, к описанию явлений природы, событий общественной жизни, наблюдения с помощью учителя над словом, интерес к превращению языковых форм позволяют говорить о многосторонних интересах младших школьников. В то же время практические действия с растениями, животными за пределами уроков расширяют сферу их интересов к окружающему миру и заставляют постепенно всматриваться в причины наблюдаемых явлений. Обогащение кругозора младших школьников за пределами обучения вносит в их интересы значительные изменения и выводит за пределы учебных программ на широкую дорогу познания и жизни.

Знание основных закономерностей психического развития младшего школьника особенно значимо для учителя. Без такого знания невозможно дифференцировать обучение, осуществить индивидуальный подход, найти наиболее адекватные средства и методы обучения.

3 Методы развития познавательного интереса на примере учащихся начальных классов.

Процесс обучения основывается на методической системе, компонентами которой являются цели, содержание, методы, формы обучения. Правильный выбор метода обучения влияет на формирование мировоззрения учащегося и на развитие его способностей, воспитание потребностей.

Самая распространенная классификация методов - по источнику передачи и характеру восприятия информации: словесные, наглядные, практические. Однако эти классификации не отражают приемов обучения и потребностей ученика.

Для формирования любых понятий должен учитываться характер познавательной деятельности учащихся, а процесс обучения должен базироваться на потребностях учащихся. Наиболее удачной является следующая классификация методов обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, эвристический, исследовательский. Когда учитель ставит цель: познакомить с готовыми знаниями и образцами деятельности на этапе ознакомления с новым фактом, новым явлением (когда еще нет цели обобщения фактов и явлений, когда учебный материал преимущественно носит информационный характер), этот процесс представляет собой описание способов практических действий и является сложным и новым для того, чтобы ученики могли осуществить поиск знаний (схема 1). Цель-усвоение готовых знаний - реализуется для отработки практических умений и получения навыков, так как умение, чаще всего, превращается в навык при неоднократном действии по образцу (схема 2).

Обучение учащихся элементам творческой деятельности возможно тогда, когда содержание учебного материала направлено на формирование понятий (а не на сообщение фактической информации), когда оно не является принципиально новым, а логически продолжает ранее изученный или знакомый материал, когда проблемные ситуации, создаваемые на уроке, находятся в « зоне ближайшего развития » познавательных возможностей учащихся. В данном случае у учащихся появляется эпизодическое стремление к самостоятельному поиску ответа (схема 3).

Развитие творческих способностей можно реализовать на уроке тогда, когда ученики по заданию учителя смогут самостоятельно выполнить определенные виды действий, которые подводят их к усвоению новых знаний. Эти знания затем осмысливаются и применяются на практике при выполнении тренировочных упражнений (схема 4).

Целенаправленное обучение поисковой деятельности можно осуществлять только в так называемых « сильных » классах, так как не всем учащимся под силу, например, самостоятельное выдвижение гипотезы по решению задачи или обобщение по проблеме в целом. Каждому методу обучения соответствует определенный уровень познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский. В методической литературе можно встретить и другие названия уровней познавательной деятельности учащихся: воспроизведения, понимания, переноса информации (схема 1,2,3,4,5).

Рассматривая метод как систему действий, можно каждый метод представить состоящим из совокупности методических приемов. Прием-это частное выражение метода. Под приемом учебной работы понимают систему действий, которые служат для решения учебных задач. Анализ всего многообразия дидактических приемов показывают, что можно вычленить относительно небольшое число универсальных приемов, достаточных для анализа содержания понятия «дидактический метод ». Для преподавания это: сообщение, описание, объяснение, инструктаж, постановка вопроса, задания, демонстрация, показ практического или умственного действия, наглядного объекта и т.д.

Для учения это: слушание, заучивание, восприятие, наблюдение, решение, разделение, соединение, практическое действие, размышление вслух, описание, выполнение упражнений, конструирование и т.д. (схема 1,2,3,4,5).

Таким образом, метод обучения выбирается в зависимости от дидактических целей урока и от содержания проходимого материала:

- объяснительно-иллюстративный метод информирует о новых элементах знаний данной науки, темы;

- репродуктивный метод формирует навыки отношений между элементами знаний;

- проблемный метод ориентирует на осознанное усвоение, воспитывает определенный тип мышления;

- пробный, эвристический, исследовательский методы развивают творческие способности.

Но все это возможно, если учитель учитывает активизацию познавательной деятельности учащихся, а также факторы, положительно влияющие на мотивы учащихся.

При выборе методов обучения нужно учитывать дидактические цели данного занятия, содержание учебного материала и реальные возможности учащихся. Порядок применения методов может меняться: репродуктивные могут сочетаться в различных вариантах. Эти сочетания методов зависят от контингента учащихся, от их подготовки, наличия у них знаний и умений из опорных тем, уровня умственного развития, от целей и задач данного конкретного занятия и от самого учителя, его эрудиции.

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания - предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным взглядом на современное образование как непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: результатом обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализировать их для самостоятельного постижения знаний. Кроме того, необходимо учить ребенка брать на себя ответственность и участвовать в совместном принятии решений. Предметные знания, умения и навыки всегда будут актуальны для начальной школы, ибо они являются мощным средством развития мышления. И чем прочнее и шире знания, тем легче дети будут получать другие знания и, следовательно, будет гибче мышление ребенка. Но в новых условиях ЗУНы не могут рассматриваться как цель и главный результат обучения, сегодня они - лишь средство для достижения целей, означенных выше. Изменение целей современного образования повлекло за собой изменения всех составляющих методической системы учителя. Остановимся на проблеме, связанной с необходимостью применения в практике работы учителя разных стратегий обучения младших школьников. Это означает переход с объяснительно-иллюстративного способа обучения на деятельностный, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Чтобы это получилось, учитель должен уметь моделировать урок в разных технологиях. Для начальной школы актуальны следующие педагогические технологии: игровые (технологии имитационного моделирования), коммуникативные технологии и исследовательские (проблемно-поисковые), при этом будем исходить из определения педагогической технологии как детально прописанного пути достижения заранее спроектированного результата с опорой на ведущий метод (способ обучения) при достижении цели.

Урок, построенный в любой технологии, имеет жесткую базовую модель. Она состоит из организационного этапа, цели которого - ориентировка в теме предстоящего урока, создание мотивации, активизация знаний или представлений учащихся по теме (Что я уже знаю об этом?). Кульминацией этого этапа становится совместное целеполагание для планирования предстоящей деятельности. Это своеобразное движение мысли ребенка от того, что он уже знает об этом или думает, к тому, что еще можно было об этом узнать (или что необходимо узнать, чтобы решить учебную задачу или выйти из проблемной ситуации). Теперь, когда цели поставлены, предстоит решить, как мы будем действовать (как будем добывать информацию), кто или что нам поможет. Именно с этого момента начинается основной этап урока - работа с информацией с целью ее осмысления, понимания, переживания для нахождения ответов на поставленные вопросы в начале урока. На этом этапе особая роль отводится учителю. Во - первых, он должен продумать максимально возможные варианты использования различных средств информации; это могут быть справочники и энциклопедии, словари, таблицы, графики, схемы, муляжи и модели, и, наконец, источником информации могут стать сам учитель, ребенок или группа детей. Во - вторых, педагог должен продумать и организовать с учащимися сам процесс работы с источниками информации. При этом следует помнить, что процесс восприятия информации - процесс сугубо индивидуальный и прежде чем ребенок выйдет на уровень парной, групповой или фронтальной работы, ему необходимо предоставить возможность индивидуально осмыслить учебную информацию в любом ее виде. Кроме того, на этом этапе происходит структурирование учебной информации: либо она дробится, либо укрупняется, дети учатся переводить текстовую информацию в изобразительную и наоборот, опираясь при этом на графические организаторы. На этом этапе учитель использует различные методические приемы и именно по их характеру можно определить, в какой технологии смоделирован урок. Если на основном этапе имеет место учебная дискуссия или прием взаимообучения, то это урок, построенный в коммуникативной технологии. Если начинается деловая игра, где на основе полученной учебной информации надо принять решение ( а это зависит от темы урока и игровой задачи) и обосновать свой выбор, ясно, что учитель выбрал игровую технологию.

Третий этап базовой модели - это завершающая стадия урока. Ее цель - обобщение и рефлексия. В это время необходимо вернуться к началу урока и выяснить, на какие вопросы (затруднения), которые возникли в начале урока, теперь сможем ответить? А какие вопросы так и остались без ответа? Значит, поиск ответов на них и составит основу мотивации для домашнего задания; поискать на нерешенные вопросы. Таким образом, базовая модель урока представляет как замкнутый круг: урок начался с формирования мотивации и закончился мотивом для будущей самостоятельной учебной деятельности. Кроме того, такая логика делает проверку домашнего задания на следующем уроке более осмысленной и значимой для учащихся.

Если учитель проводит индивидуальную рефлексию, он обязательно должен спросить у ребенка, интересно ли было ему на уроке? Что конкретно вызвало интерес или далось ему легко, почему? Испытывал ли он затруднения на уроке, почему было трудно?

Моделирование уроков - дело непростое, но сегодня - это требование времени. Учитель уже в начальной школе должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности, которая наиболее востребована в третьем тысячелетии, - учиться всю жизнь, способность к саморазвитию.

Выводы.

Представления об окружающей действительности приходят к детям самыми разнообразными путями. Чем бы ни был занят ребенок, в его занятиях обязательно есть и познавательная сторона, он обязательно что-нибудь узнает о тех предметах, с которыми действует.

Познавательные интересы возникают у детей довольно рано. Они удовлетворяются самыми различными способами, и ребенок приходит в школу с весьма широким кругом сведений. Все эти сведения приобретаются по ходу встреч с теми или иными явлениями действительности. Знания эти еще отрывочны, не систематизированы. При этом способе получения знаний и не может быть никакой системы, ибо ребенок встречается с различными явлениями действительности не в логике науки, а в логике своей жизни. Поступление в школу не отменяет этого способа получения сведений, и он сосуществует со школьным обучением. Хотя учебная деятельность и является ведущей в младшем школьном возрасте, но школа не занимает всего времени ребенка. В общении со взрослыми вне школы, со сверстниками, через книги и другие многочисленные источники ребенок получает массу сведений, которые могут так никогда и не стать предметом специального изучения в школе. Таким образом, обучение в школе, формирование учебной деятельности происходят в связи с другими видами деятельности, на фоне более широких познавательных интересов детей.

Если мы не хотим, чтобы с первых лет учения ребенок начал тяготиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов учения, которые лежали бы не вне учения, а в нем самом. Иначе говоря, надо поставить цель, чтобы ребенок учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.

С ростом и изменением потребностей происходит эволюция интересов младшего школьника. Они приобретают по сравнению с дошкольным возрастом более устойчивый характер. Конечно, и здесь наблюдается мимолетные интересы, направленные либо на привлекательные предметы и игрушки, либо на отдельные увлекательные виды деятельности. Однако в целом интересы ребенка-школьника от года к году становятся все более углубленными и устойчивыми. Маленький школьник уже относительно длительно может отдаваться заинтересовавшему его занятию. Так, устойчивый интерес вызывает у младших школьников учебная работа, овладение теми или другими умениями и навыками, подкрепляемые соответствующей похвалой. Но при этом могут возникать и временные спады интереса, вызванные утомлением, привыканием, временным «насыщением » деятельностью и т. д. Поэтому важно своевременно переключать интерес детей на другие занятия, задания и виды деятельности.

Итак, в годы пребывания ребенка в младших классах происходят глубокие изменения его потребностей и интересов. В их характере (широта - узость), особенностях (стойкие - нестойкие) и направленности (эгоистическая - коллективистическая) можно увидеть качества личности ребенка, в значительной мере уже сложившиеся и требующие либо укрепления, либо, увы, преодоления.

Познавательный интерес входит в учебную деятельность как важнейший энергетический ее фактор, который создает благополучные для протекания и результатов деятельности, для соучастия в деятельности учителя и учащихся.

Восприятие

Таблица № 1

Уровни развития

Количество учащихся в %

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Средний уровень

33,3

37,3

40

42,8

Выше среднего уровня

11,1

-

10

7,1

Таблица № 6

Мышление

Уровни развития

Количество учащихся в %

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Средний уровень

30

30

40

45,5

Выше среднего уровня

11,1

11,1

11,9

14

Таблица № 5

Воображение

Уровни развития

Количество учащихся в %

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Средний уровень

33,3

36,3

40

45,5

Выше среднего уровня

-

1,9

-

14,2

Таблица № 2

Распределение внимания

Уровни развития

Количество учащихся в %

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Средний уровень

22,2

24,5

30

38,5

Выше среднего уровня

-

-

10

7,1


Таблица № 3

Продуктивность и устойчивость внимания

Уровни развития

Количество учащихся в %

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Средний уровень

22,2

29,5

30

31,5

Выше среднего уровня

11,1

11,9

20

27

Таблица № 4

Переключение внимания

Уровни развития

Количество учащихся в %

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Средний уровень

22,2

27,3

30,5

35,5

Выше среднего уровня

11,1

11,5

11,9

17,1


© 2010-2022