Семинар - тренинг на тему: Учитель и проблемы дисциплины

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тренинг «Учитель и проблемы дисциплины»

Цель: 1. Познакомить учителей с системой мотивов «плохого поведения», научиться выполнять диагностику мотива.

2. Научиться видеть позитивное в «плохом» ученике и позитивно говорить о нём.

Оборудование: мультимедийный проектор, памятки для учителей, маркеры, ватман.

Ход занятия.

  1. Организация

  2. Теоретическая часть.

- Часто учителя сталкиваются с различными нарушениями в поведении учащихся на уроке. Эти нарушения очень разнообразны и могут свидетельствовать о недостатках в развитии самой личности. Многие проступки детей неумышленны, либо совершены нечаянно, либо импульсивно. Некоторым детям не так легко соблюдать дисциплину. Бывают нарушения дисциплины, связанные с неблагоприятными обстоятельствами жизни.

Какие же они мотивы «плохого поведения»?

*Привлечение внимания.

Все мы нуждаемся во внимании, и взрослые, и дети, и мужчины, и женщины. Для человека нет ничего хуже, чем чувствовать себя «пустым местом». Зрелый человек знает об этом, поэтому не стесняется просить внимания, когда особо нуждается в нём. Чаще мы наблюдаем, когда вместо открытой просьбы о внимании используют нарочито «плохое поведение» и драматические выходки. Дети часто используют такое «инфантильное поведение».

Социальные причины: эмоциональная холодность родителей, внимание уделяется «плохому», а не хорошему поведению.

Реакция учителя: сделать замечание

Реакция ученика: временное прекращение

* Власть.

Причинами становятся мода на «сильную личность», отсутствие примеров конструктивного подчинения в окружении ребёнка.

*Месть.

Причинами являются рост насилия в современном обществе. Поэтому в ответ на обиду ребёнок хочет защитить себя от боли и обид нарушением поведения.

* Избегание неудач.

Причинами служат завышенные требования учителей и родителей. Ребёнок не желает пробовать что-то новое, потому что всё равно не получится.

Таким образом, важно, чтобы нарушение не оставалось незамеченным, но и не вызывало конфликта между учеником и учителем. Излишняя суровость ранит чувствительную душу ребёнка, вызывает озлобление, отрицательное отношение к учению и отсюда, возможно и более серьёзные проступки. Правильная оценка поступка ученика, справедливое наказание и соответствующие разъяснения, доброжелательное при этом отношение учителя приводят к тому, что ученик стремится исправить своё поведение. Следует иметь в виду, что оценивать следует поступок, а не личность ребёнка.

  1. Практическая часть.

Давайте попробуем определить мотив «плохого поведения» из реальной ситуации школьной жизни. Ученица сидит и плачет на уроке.

*Если вы подошли к ней, и плач затих - это «привлечение внимания».

*Если вы подошли к ней, и плач стал громче - это «власть».

*Если всё это происходит на вашем открытом уроке в присутствии комиссии - это может быть «месть».

*Если ученице нужно отвечать, а она боится или не может - это может быть «избегание неудачи».

Способы предотвращения. Учителя предлагают свои варианты.

  1. Привлечение внимания. Оказывать внимание за хорошее поведение, учить детей просить внимание приемлемыми способами.

  2. Власть. Уходить от конфронтации. Отдавать часть своих организационных функций.

  3. Месть. Строить отношение с учеником по принципу заботы о нём и тогда ребёнок почувствует на себе теплоту и заботу.

  4. Избегание неудач. Поддержка ученика, чтобы его установка «Я не могу» сменилась на «Я могу».

Для того, чтобы изменить стиль поведения и отношения к вам ученика нужно начать с себя, в первую очередь обратить внимание на свой стиль общения. Некоторые люди предпочитают «давить» в разговоре, как бы ставя себя выше собеседника, другим свойственно скорее «прогибаться».

Упражнение «Автобус»

Попросить незнакомого человека в автобусе о чём - либо таким образом, чтобы ему захотелось выполнить эту просьбу.

На самом деле, искренняя просьба является самой действенной. Её хочется удовлетворить. Наличие вежливых слов не является существенным признаком искренней просьбы.

Упражнение «Без слов»

Участники делятся на пары, встают лицом друг к другу. Задача одного из участников расшевелить другого, не говоря при этом ни слова и не прикасаясь к нему (только мимика и жесты). Второй должен всеми силами сохранять каменное лицо и не поддаваться на провокации.

Обратим внимание на стиль общения учеников. Наши ученики пытаются манипулировать нами. Кто их научил этой технике? Мы сами используем техники манипулирования в общении с детьми.

У каждого человека существуют устойчивые «фильтры» - «Я - слушания». Когда кто-то манипулирует нами, это удаётся ему благодаря нашим «фильтрам», дети угадывают их и бессознательно используют для достижения своих целей. Типичны такие, например, «Я - слушания»:

«Я хочу, чтобы он стал хорошим мальчиком»

«Я уважаю честность»

«Я хочу, чтобы ученики меня любили»

Дети быстро находят наши «слабые места»:

«Я не сделал домашнее задание, потому что наша кошка заболела, и я весь день сидел около неё»

«Если вы не поставите мне 4, отец убьёт меня»

Узнаетё ли вы эти ситуации?

Важно не позволять делать этого. Существуют формулы достойного ответа в ситуации манипулирования.

  1. Признайте силу ученика над вами, скажите ему о своём «слабом месте» и о том, что он может добиться своего, используя это слабое место.

  2. Скажите ему о том, что бывает потом. Признайтесь, что вы чувствуете, осознав, что кто-то использовал вашу слабость.

  3. Объясните, почему это происходит.

  4. Предложите ученику выбирать.

Необходимо видеть в ученике не только плохое, но и хорошее.

Упражнение «На разных языках».

Выберите себе в пару нового партнёра, с которым вы ещё не работали. Расскажите ему о ситуации, когда вы были встревожены, испуганы, или о том, когда вы «были не на высоте». Ваш партнёр выслушает вас и перескажет вашу ситуацию позитивным языком (для этого надо найти сильные стороны, как в поведении, так и в самих обстоятельствах).

Поменяйтесь ролями.

Упражнение «Сильные стороны».

Закройте глаза и вспомните ученика, с которым вам трудно установить нормальные отношения. Думайте о нём одну минуту, попробуйте увидеть и услышать его. Поднимите руку, когда чёткий образ появился. А теперь откройте глаза и попробуйте найти в действиях и характере ученика не менее пяти сильных сторон или позитивных черт. Расскажите о нём позитивным языком.

Конечно, не все учителя согласятся, что позитивное отношение является единственным выходом из трудноразрешимой ситуации. Существует такое понятие как стадия открытой конфронтации между учеником и учителем. Эффективным приёмом на данной стадии является «приём удаления».

Упражнение «Перевоплощение»

Участники делятся на 2 команды. Первая команда играет роль коллективного ученика - хулигана. Вторая команда играет роль учителя. Его цель - как можно быстрее снять напряжение и уладить конфликт.

Обмен чувствами.

Всё, что вы сегодня узнали, будет помогать вам при решении проблем с дисциплиной.

А сейчас мы бы хотели предложить вам закрепление. На листе ватмана вам нужно, объединив полученные знания, вывести общий свод правил, помогающих вам в работе с учениками, нарушающими дисциплину на уроке.

Спасибо за внимание.

© 2010-2022