Технологии профориентационной работы с лицами с ОВЗ

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Профессиональное училище №39


Технологии профориентационной работы с лицами с ОВЗ


Подготовила: Бородкина

Вероника Николаевна

воспитатель ПУ№39

Центральный Хазан, 2014г

Содержание.

Введение


  1. Перспективы развития, получения профессионального образования детей-сирот с ОВЗ

1.2. Определение профессиональной ориентации у детей-сирот с ОВЗ

1.3. Профессиональное самоопределение у учащихся

1. 4. Особенности физических и психических процессов у детей с ОВЗ

Выводы

2. Современные педагогические технологии в профориентационной деятельности.

2.1 Активизирующие профориентационные формы и методы работы

Выводы

Заключение

Список литературы



Введение

Переход к новым социально-экономическим отношениям вызывает изменение роли человека в хозяйственной системе общества, пересмотр требований к нему как к профессиональному работнику. В частности, на первый план выходят такие качества профессионала, как ответственность, социально-профессиональная мобильность, способность принимать самостоятельные решения. В условиях жесткого рынка не все работники имеют постоянную оплачиваемую работу на протяжении всей трудовой жизни, тем более связанную с одной и той же профессией. В связи с этим каждому специалисту необходимо не только постоянно совершенствоваться в профессии, но и быть готовым к изменению профессиональной деятельности.

Анализ информации о выпускниках нашего образовательного учреждения за 3 года показал, что получив начальное профессиональное образование на сегодняшний день ничтожно малый процент работает по специальности. Данный результат, очевидно, связан с недостаточной разработанностью теории и практики профессиональной ориентации воспитанников интернатных учреждений. До некоторых пор вопросы профессиональной ориентации были направлены на конкретные аспекты выбора конкретной профессии и не учитывался комплексный характер всего процесса.
Количество вакансий для людей с рабочими специальностями растет день ото дня. В стране возник перебор специалистов с вузовскими дипломами, а специалистов рабочего, технического профиля катастрофически не хватает.. Более 70% свободных вакансий на рынке труда сегодня - рабочие и технические специальности.
В сфере начального и среднего профессионального образования существует ряд проблем, требующих скорейшего и целенаправленного решения. До сих пор в системе педагогического образования не существует какой - бы то ни было маркетинговой программы, разъясняющей подросткам преимущества рабочих профессий.
Особую важность это имеет для воспитанников интернатных учреждений, а именно детей-сирот, которых отличает инфантилизм, отсутствие доверия к миру людей, искаженное формирование образа себя и значимых взаимоотношений, неумение планировать свою жизнь и управлять ею, низкая готовность к самостоятельному решению проблем, невысокий уровень самоорганизации, отсутствие мотивации к социальной реализации.

Выпускникам интернатов трудно адаптироваться в обществе, поскольку они отличаются небольшим практическим опытом и слабым его осмыслением, интуитивностью поступков, непониманием индивидуальных жизненных интересов и целей. Дети-сироты замкнуты, не хотят считаться с мнением других людей, с трудом находят работу и легко ее теряют. Им тяжело привыкать к трудовой дисциплине и служебным обязанностям, трудно долго находиться на рабочем месте.
Можно выделить ряд типичных моделей поведения выпускников в постинтернатный период: переход после окончания первого профессионального училища во второе (не для получения новой профессии, а для того чтобы находиться на полном государственном обеспечении); вместо устройства на работу - обращение на биржу труда, где выплаты по безработице выше возможного заработка.
Кроме того, незначительный опыт профессиональной деятельности снижает конкурентоспособность выпускников интернатного учреждения. Поэтому проведение профориентационной работы и профессиональной подготовки повышает его шансы на успешную адаптацию в обществе.
Особую категорию риска составляют выпускники коррекционных интернатных учреждений, которые составляют большую часть контингента нашего образовательного учреждения.

Профессиональное самоопределение учащихся с недостаточностью интеллекта всегда была острой проблемой. Выбор профессии важный момент в жизни любого молодого человека, а особенно, для данной категории подростков. Вчерашнему выпускнику школы VIII вида, необходимо привыкнуть к самостоятельному существованию, к ответственности за свою жизнь, разобраться в себе, определить свой путь.





  1. Перспективы развития, получения профессионального образования детей с ОВЗ

Этим вопросами занимались такие исследователи как: Турчинская К.М., Виноградова М.Д., Чистякова С.Н., Дульнев Р.М., Бондарь В.И., Хохлина О.П., Синев В.Н.

Способности социально-трудовой адаптации выпускников коррекционных школ очень различны. Они зависят от многих обстоятельств. К их числу относятся характер и тяжесть дефекта, наличие дополнительных отклонений, а также личные особенности и способности подростка, организация его обучения и воспитания, действие наиближайшего общественного окружения.

В настоящее время существенное значение приобретает неблагоприятная обстановка, складывающаяся вокруг ребенка - безработица, наличие криминогенных структур, распространение алкоголизма, наркомании и др. Все это осложняет реализацию положительных жизненных перспектив.

Как показывает практика категория детей-сирот испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов:

-- психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;

-- отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной не защищенности;

--неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;

-- неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей и др.

По данным многих исследований, число детей, страдающих дефектами умственного развития, имеет тенденцию к увеличению. В связи с этим совершенствование форм и методов их реабилитации и социально-трудовой адаптации является одним из актуальных вопросов.

В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации.

На сегодняшний день на рынке труда детей с коррекционной школой возникает сложность трудоустройства. Различные физические и умственные недостатки этих людей ограничивают их возможности. Следовательно, цель трудоустройства трудновыполнима.

1.2. Определение профессиональной ориентации у детей-сирот с ОВЗ

Понятия «склонности», «интересы», «профессиональная направленность» следует рассматривать во взаимосвязи с другими свойствами личности учащихся и особенностями их психофизического развития. Своеобразие интеллектуального и физического развития детей с умственной отсталостью не позволяет ставить вопрос о свободном выборе профессии самим учеником, как это делается в массовой школе. Вспомогательные школы стоят перед настоятельной необходимостью тщательного отбора наиболее доступных для учащихся специальностей.

Сфера возможного приложения труда детей с ОВЗ носит относительно ограниченный характер.

Содержание профессионального обучения таких учащихся должно соответствовать их склонностям и возможностям.

Часть выпускников коррекционной школы не выдерживает ритма и темпа работы, не умеет войти в коллектив, найти в нем свое место.

Учащиеся таких школ овладевают многими специальностями. Так, например, они под руководством школы выбирают профессию столяра, слесаря, швеи, сапожника, строителя, цветовода. Вместе с тем им явно недоступны профессии, предъявляющие повышенные требования к интеллекту и коммуникативной деятельности. Им нельзя работать там, где предъявляются повышенные требования к технике безопасности. Исключаются также профессии, вредные для здоровья, превосходящие их физические возможности и усугубляющие имеющиеся заболевания.

1.3. Особенности физических и психических процессов у детей с ОВЗ

Как известно, для таких детей характерна пониженная работоспособность, быстрая утомляемость, слабость волевых усилий, отсутствие умения преодолевать трудности и использовать свои физические ресурсы.

При осуществлении профотбора и профессиональной подготовки таких учащихся следует учитывать не только их физическое состояние, но и особенности психического развития (память, внимание, речь, мышление, эмоционально-волевую сферу и т. д.). В целом у детей коррекциооных школ отмечается качественное снижение уровня развития психики по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Своеобразие психического развития обусловлено особенностями высшей нервной деятельности. У умственно отсталых детей отмечается нарушение основных свойств нервных процессов - силы, подвижности и уравновешенности. Условные связи формируются медленно, они непрочны, косны и слабодифференцированны. Нарушено взаимодействие первой и второй сигнальных систем.

По мере развития и обучения у учащихся коррекционной школы дефекты психофизического развития поддаются коррекции и определенной компенсации. Вследствие этого уровень профессиональной дееспособности у таких детей несколько повышается. Олигофренопедагог должен изучать склонности детей с коррекцией , его тяготение, стремление к определенному роду занятий и формировать соответствующую профессиональную направленность с учетом объективных возможностей включения выпускников в профессиональную деятельность.

1.4. Профессиональное самоопределение у учащихся с ОВЗ

Исследования М.С. Певзнер и В.И. Лубовского свидетельствуют о том, что учащиеся коррекционной школы наиболее успешно овладевают общепрактическими и трудовыми навыками на 7--8-м годах обучения.

В этот период у них появляется потребность обсуждать вопросы будущего. Как показывает практика, дети коррекционных школ отдают явное предпочтение таким недоступным для них специальностям, как шофер, проводница, учитель и т. д. Обнаруживается завышенная самооценка, имеющая тенденцию к объективизации по мере взросления ученика.

Постепенно они начинают отдавать предпочтение доступным для них производственным профессиям (швея, столяр, слесарь, переплетчик и т. п.), но это происходит после целенаправленной профориентациооной работы. Под профессиональной направленностью понимается установка личности на развитие качеств, необходимых для успешного труда в избранной области. Формирование профессиональной направленности предполагает развитие соответственных интересов. Известно, что интерес побуждает личность к активной деятельности. Интерес способствует повышению качества усвоения знаний и стимулирует работоспособность.

Исследования К.М. Турчинской раскрывают особенности проявления профессиональных интересов у детей с ОВЗ в различные периоды их обучения.

Существенным компонентом интереса выступает мотив. Учащиеся коррекционных школ затрудняются мотивировать свой интерес к той или иной профессии. Большинство из них указывают на отдельные, внешне привлекательные для них стороны.

Незначительное число учащихся называет существенные качества профессии и ее значимость.

У детей коррекционных школ отсутствует или слабо выражена профессиональная направленность.

Профессиональное самоопределение умственно отсталых подростков затруднено в связи с бедностью жизненного опыта, ограниченностью знаний, неточностью понятий, представлений, незрелостью чувств, интересов, неадекватностью самооценки. Поэтому профессиональное самоопределение таких детей , должно осуществляться под руководством школы, семьи, общества.

Правильному определению профессиональных возможностей учащихся коррекционной школы способствуют специальные медико-психологические обследования и основанные на этих данных квалифицированные консультации.

Выпускники коррекционной школы, как правило, не достигают такого уровня профессионального самопознания, который позволил бы им самостоятельно объективно оценить свои склонности и возможности. Однако при этом они понимают необходимость труда, выражают желание трудиться и стать полезными членами общества.

Решающим фактором при выборе профессии взрослеющими учащимися вспомогательной школы становится влияние педагогов, воспитателей и система проводимой в школе профессиональной работы.

Выводы

Анализ информации о выпускниках нашего образовательного учреждения за 3 года показал, что получив начальное профессиональное образование на сегодняшний день ничтожно малый процент работает по специальности. Данный результат, очевидно, связан с недостаточной разработанностью теории и практики профессиональной ориентации воспитанников интернатных учреждений. До некоторых пор вопросы профессиональной ориентации были направлены на конкретные аспекты выбора конкретной профессии и не учитывался комплексный характер всего процесса.
Количество вакансий для людей с рабочими специальностями растет день ото дня.

Незначительный опыт профессиональной деятельности снижает конкурентоспособность выпускников интернатного учреждения. Поэтому проведение профориентационной работы и профессиональной подготовки повышает его шансы на успешную адаптацию в обществе.
Особую категорию риска составляют выпускники коррекционных интернатных учреждений, которые составляют основную массу учеников нашего образовательного учреждения.

Учеников коррекционных школ необходимо научить реально представлять свои возможности в будущей трудовой деятельности. Оценка своих индивидуальных способностей, профессиональной пригодности и соотношение их с требованиями профессии представляются для выпускников вспомогательной школы весьма сложной и трудной задачей.

Важно определить, чем руководствуются учащиеся при выборе профессии, почему они выбирают именно эту, а не другую профессию.

Современная ситуация практической профориентации в России характеризуется тем, что существует высокая потребность в разработке качественно новых подходов, связанных с повышением активности школьников на этапе выбора профессии, обеспечением возможностей самореализации личности в динамично меняющемся мире. Соответственно возникает необходимость внедрения в образовательную практику, как профориентационных образовательных программ , так и отдельно взятых занятий, разработки методических рекомендаций по проведению профориентационных уроков с использованием арт-технологий, информационно-коммуникационных, интерактивных и других современных педагогических технологий.

Задача профориентации - формирование психологической готовности молодого человека к профессиональному самоопределению, сопровождение его в подготовке к выбору профессии. Решению данной задачи способствует включение в профориентационную деятельность с детьми с ОВЗ активизирующих методов, под которыми нами понимается группа профориентационных методов, направленных на формирование устойчивого интереса человека к миру профессий, самостоятельный, осознанный выбор и желание самореализоваться в труде.

  1. Современные педагогические технологии в профориентационной деятельности.

-Технология профориентационного консультирования.

Профориентационное консультирование является специальной психологической деятельностью, представляющей собою помощь человеку в решении проблем индивидуальной занятости, производимую с учётом его личностных особенностей, анализируемых во взаимосвязи с выбором профессии, с определением профиля профессии.

-Информационно-коммуникационныя технология

Использование информационных технологий во внеурочной деятельности обеспечивает свободный доступ к интересующей информации, активизирует интерес учащихся, как к психологическим занятиям, так и к компьютерным технологиям:

  • ориентирует на активную самостоятельную деятельность;

  • помогает подросткам формировать готовность к самостоятельному анализу своих основных склонностей и способностей;

  • даёт возможность ориентировочно выявить свои личностные и профессиональные интересы и склонности;

  • формирует представление о профессии, как важнейшем виде социальной деятельности современного человека, о тех требованиях, которые профессия предъявляет человеку;

  • помогает задать себе жизненные и ценностные ориентиры.

-Арт-технология

Арт-технология основана на деятельностном подходе и соответствует стандартам нового поколения. Она создпет условия для творчества, развития, обретения уверенности в себе и раскрепощенности.


2.1 Активизирующие профориентационные формы и методы работы

В последние годы в связи с модернизацией российского образования в системе профориентации России происходит поиск эффективных форм и методов содействия профессиональному самоопределению обучающихся. В связи с этим возникает потребность в разработке качественно, новых современных педагогических технологий, направленных на повышение активности подростков на этапе выбора профессии, обеспечение возможности самореализации личности в динамично меняющемся мире.

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

В работе с детьми и подростками, оставшимися без попечения родителей, детьми-сиротами с ОВЗ важно использовать разные методы, чтобы помочь им сформировать перспективу профессиональной деятельности, способствовать развитию интересов и склонностей.

В работе по профориентации используются методы:

-методы изучения учащихся в целях профориентационной ориентации,

-активизирующие профконсультационные методы,

-наблюдение, беседа,

-анализ практических действий учащихся,

-анкетирование,

-рассказ, объяснение, лекция, проблемное изложение, учебный диспут,

-профориентационные игры с группой, коррекционно - развивающие задания,

-игровые профориентационные упражнения и микроситуации

-активизирующие опросники,

-схемы анализа и самоанализа ситуаций самоопределения,

-профессиональные пробы.

- имитационные методы (кейс-метод)

Наиболее высокую практическую значимость в работе с детьми с ОВЗ для нашего училиша имеют активизирующие методики.

Активизирующие методики направлены на формирование субъекта профессионального самоопределения и предполагают не только формирование у подростка интереса (мотивации) к рассмотрению своих проблем, но и вооружение его доступным и понятным средством для планирования, корректировки и реализации своих профессиональных перспектив.

Как известно, практическая методика является не только набором инструкций и стимульного материала для учащегося, но и предполагает готовность самого педагога использовать ее в реальной работе с учетом особенностей данного учащегося, а также с учетом всей ситуации, сложившейся в данном учебном заведении.

Таким образом, активизирующая методика - это не просто интересная для учащихся методика, но прежде всего, методика, вооружающая ребенка средством для самостоятельных действий, что особо важно для детей -сирот.

Интересным примером для работы с детьми, оставшимися без попечения родителей является активизирующая методика Пряжникова Н.С. Методика проводится с целью повысить у подростков уровень осознания своей готовности к различным видам профессионального труда.

Учащиеся должны оценить, смогли бы они на данном этапе своего развития успешно выполнить каждое из этих действий. Нужно обратить внимание учащихся на то, что здесь идет речь не об их желаниях, а только об их возможностях и способностях. Как и при работе с другими активизирующими методиками, руководитель может уточнять и комментировать отдельные утверждения. Далее в списке профессий подростки рассматривают профессии, которые их интересуют. В случае, если таких профессий не окажется в списке, то можно по согласованию с учащимися рассматривать близкие к ним профессии.

В «Набор профессий» включены некоторые виды деятельности, которые традиционно в подобные списки не включают: бомж, бродяга, попрошайка, квартирный вор, проститутка, рэкетир, торговец наркотиками. В современных условиях именно такие способы зарабатывания денег вызывают у подростков повышенный интерес, и подобное включение позволяет обсудить эти «профессии» со учащимися.

Далее педагог показывает на примере, каким образом определяется готовность к профессии. Учащиеся повторяют за ним соответствующие подсчеты, а в дальнейшем самостоятельно определяют готовность к тем профессиям, которые их интересуют. Каждый учащийся может проверить свою готовность как минимум к четырем профессиям.

Профориентационные игры занимают особое место в нашей работе по профориентации с детьми-сиротами. Использование игровых методик в работе со старшеклассниками обоснованно и целесообразно: для раннего юношеского возраста характерно восприятие игры как психологической возможности. Возможности понять себя и других, увидеть и почувствовать перспективы развития, прожить модели поведения, отношений, которые для этого казались невозможными или были недоступны. Игра выступает как лаборатория, средство познания и развития.

Самым популярным видом профориентационной работы среди наших учащихся является тренинг. Он принципиально отличается от других методов тем, что он направлен не только на решение ныне существующих проблем участников, но и на профилактику их возникновения в будующем, в частности за счет предоставляемой им возможности научиться решать проблемы ( И.В. Вачкова). Именно тренинг среди других психологических методов позволяет реализовать необходимые психологические условия развития профессионального и личностного самосознания человека и актуализации его ресурсов, изменить его поведение, отношения к миру и к другим людям. Тренинг может включать всевозможные приемы, нацеленные на формирование необходимых навыков.

Сегодня все более популярным становится использование CASEов в процессе обучения, на котором мне хотелось бы остановиться подробнее.

Нами предлагается внедрение в практику по содействию профессиональному самоопределению кейс-метод «Профи-фреш», который положительно зарекомендовал себя в работе с детьми- сиротами с ОВЗ.

Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case - случай, ситуация) - это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов). Кейс-метод, в современном его виде, был впервые применён во время преподавания управленческих дисциплин в Гарвардской бизнес-школе, хорошо известной своими инновациями. Повсеместное распространение метода в мире началось в 70-80 годы, тогда же метод получил известность и в СССР. Анализ ситуаций начал использоваться при обучении управленцев, в основном на экономических специальностях ВУЗов, в первую очередь как метод обучения принятию решений. Значительный вклад в разработку и внедрение этого метода внесли Г.А. Брянский, Ю.Ю. Екатеринославский, О.В. Козлова, Ю.Д. Красовский, В.Я. Платов, В.С. Рапоппорт и др. [1].

Предлагаемый метод относится к имитационным активным методам обучения, в котором совместными усилиями группы обучающиеся анализируют ситуацию, возникающую в реальном личностном или профессиональном пространстве, вырабатывают практическое решение.

Целью применения кейс-метода в профориентации является содействие в профессиональном самоопределении обучающихся через анализ и решение проблемных ситуаций профессионального выбора.

Кейс-метод в профориентационной деятельности ориентирует обучающихся на формирование профориентационно-значимых компетентностей: испытывать и удовлетворять потребность во взвешенном выборе направления продолжения образования, выделять варианты выбора из предлагаемых образовательным пространством или конструировать собственные версии образовательного и профессионального самопродвижения, ставить образовательную и профессиональную цель, использовать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.

Результатом применения кейс-метода является оценка предложенных алгоритмов решения и выбор наиболее эффективного из них в контексте поставленной проблемы.

Обучающиеся приобретают умения и навыки мыслительной деятельности, развивают способности личности, среди которых особое внимание уделяется способности к осознанному выбору профессии, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать информацию. А также данный метод способствует развитию требований к качеству будущего специалиста, который должен обладать способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в определенных условиях.

Кейсы дифференцируются по возрасту обучающихся, а также по уровню готовности к их выполнению, содержанию, формам и средствам их реализации. Обучающиеся в ходе выполнения кейса включаются в деятельность в соответствии с темой.

Для проверки эффективности использования данного метода нами организован и проведен кейс-метод «Профи-фреш» для обучающихся подростков СОВЗ, в котором приняло участие 20 человек.

На этапе подготовки к внедрению кейс-метода было проведено анкетирование участников, результаты которого показали, что 15 % подростков имеют недостаток информации об интересующей профессии, 25 % -недостаточно знают свои способности (анализировать и аргументировать ситуации профессионального выбора). При этом 25 % обучающихся сомневаются в собственном выборе, у 35 % опрошенных сформированы профессиональные предпочтения. Данные анкетирования обусловили необходимость проведения профориентационного кейс-метода.

Выполнение обучающимися кейса состояло из двух модулей. Первый - включал теоретическую часть, которая была направлена на приобретение учащимися основных сведений о профессиях, о рынке труда и образовательных услуг, правилах и ошибках выбора, аспектах построения образовательно-профессионального маршрута.

Второй модуль - практический, в рамках которого проводилось решение конкретных кейсов, содержащих описание проблемных ситуаций относительно профессионального самоопределения.

Практический модуль включал в себя три этапа. На подготовительном этапе обучающиеся делились на группы посредством выбора геометрических фигур: треугольники, квадраты, круги, трапеции, прямоугольники и овалы.

Основной этап включал обсуждение и решение кейса. Каждой из групп обучающихся давалось задание выбрать кейс по определенной теме. В рамках тем: «Самопрезентация», «Рынок труда», «Образовательный маршрут», «Рабочие профессии города», предлагались задания, где обучающиеся аргументировали свое мнение относительно описанной ситуации и принятого решения. На данный этап отводилось 15-20 минут.

В результате анализа и обсуждения проблемной ситуации у каждого из участников сложилось целостное впечатление о содержании кейса, что позволило принять групповое решение по заявленной проблемной ситуации.

На заключительном этапе состоялась презентация и оценка решений заданного кейса в соответствии с критериями: соответствие заявленной теме, аргументированность, разработанность, практическая значимость.

В результате повторного анкетирования было выявлено, что недостаток информации по интересующей профессии сохранился у 5 % респондентов; недостаточно знают свои способности (анализировать и аргументировать ситуации профессионального выбора) -5 % обучающихся; сомневаются в собственном выборе -10 %; сформированы профессиональные предпочтения у 80 % опрошенных.

Полученные результаты позволили нам сделать вывод, что кейс-метод в профессиональной ориентации детей с ОВЗ является эффективным способом формирования профессионального самоопределения обучающихся.

Работа с кейсом «оживляет» процесс самоопределения, делая его более современным и эффективным, способствует повышению информированности обучающихся о мире профессий, формированию положительной мотивации на выбор рабочих профессий, востребованных в регионе. Участники приобретают практический навык анализа ситуаций, развивают умения взаимодействовать в команде, ответственно относиться к личному профессиональному выбору.

Анализ ситуаций является активной формой воздействия на участников, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к профессиональному самоопределению. Преимущество применения данного метода заключается в разнообразии и вариативности тематики кейсов, в возможности участников самостоятельно разрабатывать кейсы, осуществлять обмен информацией и личностным опытом между группами, что существенно повышает эффективность работы в профориентационной направлении.

Профориентация становится для учащегося интересной и личностно значимой. Применение педагогами бизнес-технологий включает в активную позицию не только самих подростков, но и специалистов-профориентаторов, а систематическое и комплексное их использование позволяет «перевести» профориентацию в образовательных учреждениях на новый качественный уровень.

Выводы

Мы пришли к выводу, что к актуальным проблемам профориентационной деятельности относится недостаточное количество существующих форм и методов, побуждающих подростков к развитию профессионального самоопределения и осознанного отношения к выбору профессии. Поэтому возникла потребность в разработке профориентационных методических материалов, основанных на использовании современных интерактивных педагогических технологий. На наш взгляд, применение активизирующих профориентационных методов способствует формированию активной позиции подростка в процессе прогнозирования и планирования своего профессионального будущего. Внедрение в деятельность ОУ профориентационных игр, кейс-метода «оживляют» профориентационный процесс, делая его более современным и эффективным. Профориентация становится для школьника интересной и личностно значимой. Применение педагогами бизнес технологий и активизирующих профориентационных методов предполагает включение в активную позицию не только самих подростков, но и специалистов, а систематическое и комплексное их использование позволит «перевести» профориентацию в образовательных учреждениях и учреждениях интернатного типа на новый качественный уровень



Заключение

С учетом современного состояния рынка труда и востребованности высококвалифицированных рабочих кадров с направленностью на полипрофессионализм актуальной для специалистов, ответственных за профориентацию в образовательном учреждении (ОУ), стала задача заинтересовать, представить профессию так, чтобы у подроска возникло желание поступить в ОУ начального профессионального образования, получить востребованную в регионе рабочую профессию. В настоящее время в информационных источниках представлен разнообразный опыт образовательных учреждений в области профориентации. Однако, зачастую это опыт использования отдельных форм, методов, проведения мероприятий, которые носят разовый характер («День открытых дверей», ярмарка профессий, выступление агитбригады, круглый стол с представителями разных профессий и др.). При этом, разделив условно средства профориентации на две группы: традиционные и современные, границу между ними провести сложно. Например, игра в профориентации отнесена к современным методам, хотя история профориентационных игр насчитывает более двадцати лет. Традиционная форма - экскурсия, перешла на инновационный уровень благодаря возможности использования информационно-коммуникационных технологий, хотя, по сути, осталась экскурсией. Факультатив (например, «Основы эффективного поведения на рынке труда») не достаточно эффективная форма психологического сопровождения обучающихся к адаптации на рынке труда. Это связано с тем, что обучение в основном носит теоретический характер, на уровне игрового пространства, в то время как необходимо не только составить резюме, но и пройти собеседование, представить портфолио с учетом специфики предприятия, особенностей запроса реального, а не мифического работодателя.









Список литературы:

  1. Актуальные вопросы профессиональной реабилитации инвалидов: сб. тр.- СПб.: ГАООРДИ, 1999. Ч. 1. - 69 с.

  2. Дементьева, Н.Ф. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан / Н.Ф. Дементьева, Э.В. Устинова. -М.: ЦИЭТИН, 1991. 135 с.

  3. .Лернер, П. С. Профориентация школьников как фактор подготовки кадров для перспективной экономики России [Текст] / П. С. Лернер // Мир образования - образование в мире. - 2009. - N3. - С. 3-13 ; Школьные технологии. - 2009. - N3. - С. 14-22. - Библиогр. в конце ст

  4. Михайлова Е.И. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Е.И. Михайлова / Маркетинг. - 1999. - № 1


  1. . Сластенин В.А. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия» - 2002. - 576 с

  2. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. - Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2002 г.

  3. Пряжникова, Е. Ю. Профориентация [Текст] : учеб. пособие / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. - М. : Академия, 2005. - 496 с. - (Высшее профессиональное образование)

  4. Резапкина Г.В. Профессия и карьера. Сценарий тренинга профессионального
    самоопределения для учащихся 8-9-х классов // Школьный психолог №02/2009 г.

  5. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. - М.: Генезис, 2005.

  6. Савченко М.Ю.Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам

  7. Чистякова, С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников [Текст] : метод. пособие / С. Н. Чистякова. - М. : Академия, 2005. - 128 с. - (Твоя профессия).








© 2010-2022