Программа коррекция психомоторики с элементами дополнительного образования (бисероплетение)

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Утверждаю:

Зам. директора по УВР

МБС (К) ОУ«СКОШИ VIII вида»

___________ А.М..Братчикова

«_____» __________ 2008г.

Программа

Коррекция психомоторики

с элементами

дополнительного образования

(бисероплетение)















Программу разработала

Педагог-психолог

Филиппова Е.А.





2008г.

Структура программ

- Пояснительная записка

- Цели и задачи

- Принципы работы

- Разделы

- Учащиеся должны уметь

- Тематический план

- Техника безопасности

- Литература

- Комплекс диагностических методик

- Протоколы обследования

- Графики обследования

- Конспекты занятий

- Упражнения для развития мелкой моторики

- Приложения





Преподавание предмета «Психомоторика и развитие сенсорных процессов» в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида обусловлено необходимостью коррекции недостатков психического и физического развития детей с нарушенным интеллектом средствами сенсомоторной деятельности.

За детьми, больными олигофренией закрепился термин «моторно - неловкий», который охватывает в целом их облик - с нарушенной осанкой, отсутствием пластичности, эмоциональной выразительности, несоразмерными, плохо координированными движениями. Формирование движений и двигательных навыков у этих детей затруднено, этот процесс длителен. Механизмы нарушений моторики детей, страдающих олигофренией, могут быть раскрыты на основе физиологической теории уровневой организации движений Н. А. Бернштейна. На основе этой теории Н. П. ВАйзманом предложены принципы коррекции психомоторики детей с нарушенным интеллектом, отличные от методов лечебной физкультуры. Коррекционная работа индивидуализирована и учитывает структуру уровневых поражений.

Кроме моторных нарушений у детей с проблемами в развитии, как правило, затруднено формирование системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, восприятие характеризуется недостаточной точностью и гибкостью.

Коррекция психомоторного и сенсорного развития детей, страдающих олигофренией, позволит приспособить их к посильному систематическому труду.

Младший школьный возраст - важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения его мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих отклонения в умственном развитии, поскольку большая часть из них в настоящее время, что подтверждается статистическими данными, не является охваченной общественным дошкольным воспитанием, а значит - до школы ребенок не получил квалификационную коррекционную поддержку.

В младшем школьном возрасте продолжается интенсивный процесс развития двигательных функций ребенка. Наиболее важный прирост по многим показателям моторного развития ( мышечной выносливости, пространственной ориентации движений, зрительно0двигательной координации) отмечается именно в возрасте 7-11 лет.

В этот период наблюдается ярко выраженный психомоторный прогресс. Начинают вступать в строй высшие корковые уровни организации движений, что обеспечивает прогрессивно развитие точных и силовых движений, а также создает необходимые условия для освоения все большего числа двигательных навыков и предметных ручных манипуляций. Ведь движения, двигательные акты, являясь внешним проявлением всякой психической деятельности, оказывают взаимно обратное влияние на развитие мозговых структур. В наибольшей степени это относится к движениям пальцев рук.

В.А. Сухомлинский считал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Одним из основных условий и в то же время показателем физического и нервно-психического состояния ребенка является разностороннее развитие его движений (в данном случае имеются в виду движения рук ребенка) чем они многообразнее, тем совершеннее функции нервной системы.

Установлено, что уровень сформированности тонких движений пальцев рук тесно связан с уровнем речевого развития ребенка: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие оказывается нормальным; при отставании развития тонких движений пальцев задержанным оказывается и речевое развитие.

Развитие моторики играет важную роль в овладении учебными навыками, прежде всего письмом. Последнее является сложнейшим психомоторным навыком, успешное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений, как правило, уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста.

Психомоторика детей с легкой умственной отсталостью занимает одно из центральных мест в работе.

Психомоторика - совокупность сознательно управляемых двигательных действий.

Психомоторное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности и обеспечивает получение и отчетливых представлений об окружающем, с другой - составляет фундамент общего умственного развития ребенка.

Уже давно ни для кого не секрет, сто развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи…

Многие исследователи отмечают физиологическую значимость развития мелкой моторики рук. По мнению Кольцовой М.М., систематические упражнения по тренировке пальцев рук являются «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга». Большинство умственно отсталых детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики рук и зрительно двигательной координации.

Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у детей часто не выделяется ведущая рука. Такие дети не умеют рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, а иногда даже держать в руках карандаш. У них недостаточно развиты навыки самообслуживания: они не умеют самостоятельно мыть руки, умываться, пользоваться полотенцем и носовым платком, одеваться и обуваться и т.п.

Опыт педагогов показывает, что значительная часть детей, поступающих в первый класс, не подготовлена к письму, у детей нередко мал опыт выполнения графических заданий, несовершенна координация движений рук, низок уровень зрительно-моторной координации, пространственного восприятия и зрительной памяти. Из-за слабости мышц пальцев рука быстро устает, что приводит к ошибкам при письме и формирует неловкость к письму, т.е. исчезает положительная мотивация к обучению.

Кисти детей слабы и вялы. Они не могут с силой сжать руку в кулак, противопоставить большой палец всем остальным. Из-за слабости мышц пальцев рука быстро устает. Что приводит к ошибкам при письме и формирует неловкость к письму, т.е. исчезает положительная мотивация к обучению.

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться как можно раньше. Уделяя внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие координации движений руки.

Систематические упражнения по развитию мелкой моторики помогают также выработать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений. Поэтому и возникла идея применения на занятиях по психомоторике элементы бисероплетения.

Бисероплетение - один из старинных и достаточно распространенных видов народного творчества.

Занятия плетения бисерных изделий способствуют развитию у ребенка:

- мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;

- совершенствуется координация движений пальцев рук;

-сенсорного восприятия;

- глазомера;

- логического мышления;

- воображения;

- навыки самоконтроля и саморегуляции движений руки;

-волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т. п.);

- художественных способностей и эстетического вкуса;

- устойчивого внимания и зрительной памяти.

Из сказанного следует, что развитию моторики детей следует уделять специальное внимание. Необходимость в этом испытывают не только первоклассники, осваивающие сложнейший навык письма, но и все учащиеся начальных классов, а также дети других возрастных групп, поскольку, как отмечалось, выше, развитие двигательной сферы выступает важным условием общего психического развития.

Психологии известно, что любая специально организованная, направленная деятельность способствует функциональному созреванию мозговых структур (функция формирует орган), поэтому для развития моторной сферы детей младшего школьного возраста предлагается настоящая программа.

Данная программа включает в себя материалы нейропсихологов и психологов, занимающихся коррекцией двигательной сферы детей: А.Р. Лурии, З.Г. Симерницкий.

Данный курс занятий является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих умственно отсталым детям недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности. Общая коррекционная работа, осуществляемая в процессе урока, должна дополняться на индивидуальных занятиях, характерных для отдельных групп учащихся. Главная задача на начальном этапе работы - полноценное обследование учащихся с позицией системного подхода.

Таким образом, календарно - тематический план курса занятий является вариативным и имеет адресную направленность на конкретного ребенка или подгруппу учеников, имеющих сходные затруднения.

Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Цель программы: Коррекция адаптационных возможностей учащихся с недостатками интеллектуального развития.

Задачи программы:

- Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук;

- Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием;

- Развитие творческой активности, пространственного мышления, фантазии;

- Обогащать словарный запас детей на основе использования соответствующей терминологии;

- Коррекция недостатков познавательной деятельности школьников в процессе систематического и целенаправленного формирования полноценного восприятия формы, конструкции, величины, особых свойств предметов, их положение в пространстве;

- Исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;

- Воспитание чувства коллективизма и взаимопомощи, уверенности в себе при работе с бисером.

Программа учебного курса рассчитана на 32 часа в году. Занятия проводятся по расписанию, с детьми 7-12 лет. На каждый класс выделено 1 час в неделю, продолжительность занятий 35-40 минут.

Основные принципы работы с детьми

- доступность

- системность

- последовательность

- учет возрастных и индивидуальных особенностей

- заинтересованность

Программа включает в себя следующие разделы:

- Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

- Тактильно двигательное восприятие.

- Восприятие формы, величины, цвета.

- Кинестетическое и кинетическое развитие.

- Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

- Восприятие особых свойств предметов.

- Восприятие пространства.

Учащиеся должны уметь:

- Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;

- Правильно пользоваться письменными принадлежностями;

- Выполнять пальчиковую гимнастику с речевым сопровождением;

- Различать основные цвета;

- Классифицировать геометрические фигуры, бисер, по форме, цвету, величине;

- Определять на ощупь величину, форму предметов;

- Ориентироваться на плоскости листа бумаги и на собственном теле;

- Нанизывать бисер, бусины, разной величины на леску, проволоку;

- Пользоваться схемами;

- Самостоятельно выбирать материал для работы (бисер, бусины разного цвета, размера).











Тематический план

Название раздела, тематика занятий

Кол-во часов

Обследование детей; комплектование групп для коррекционных занятий.

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога.

Развитие мелкой моторики пальцев и руки.

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением, массаж пальцев рук, разогревающие игры с бисером.

Упражнения на синхронность работы обеих рук.

Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой).

Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему).

Штриховка.

Раскрашивание рисунков.

Копирование простейших рисунков (по точкам, пунктирам).

Продолжение узоров, дорожек, рисунков.

Графический диктант (по показу).

Нанизывание бус, бисера на нить, леску, проволоку.

Выкладывание из палочек.

Кубики Никитина.

Игра «Танграм»

Тактильно - двигательное восприятие

Определение на ощупь величины, формы, предмета. Дидактическая игра» чудесный мешочек».

Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов.

Игры с крупной мозаикой.

Кинестетическое и кинетическое развитие

Формирование ощущений от различных поз тела; вербализация собственных ощущений.

Дидактические игры

Выразительность движений. Имитация движений (повадка зверей…)

Движения и позы всего тела. Дидактическая игра «Зеркало»

Восприятие формы, величины, цвета

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).

Выявление формы предмета; обозначение формы предмета словом.

Группировка предметов, бусин по форме, цвету, величине.

Узнавание предмета по его отдельным частям.

Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов.

Дидактическая игра «Какой фигуры не стало».

Низание бисера, бусин с чередованием по форме, величине и цвету в любых сочетаниях.

Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый).

Нанизывание бусин, бисера в две нити по схеме.

Составление целого из частей (2-3 детали) на разрезном наглядном материале.

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (рассматривание схем и выделение основных деталей).

Зашумленные картинки.

Найди два одинаковых предмета.

Нахождение отличительных и общих признаков. «Сравни предметы»

Дидактические игры «Какой детали не хватает» (у рыбки, зайца, бабочки…).

Дидактическая игра «Что изменилось» (3-4 предмета).

Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Восприятие особых свойств предметов

Развитие осязания (ощущения) холодный - горячий, гладкий - шершавый.

Барические ощущения (восприятия чувства тяжести: тяжелый - легкий).

Восприятие пространства

Ориентировка на собственном теле (правая рука, нога).

Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте…._.

Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона_.

Расположение предметов на листе бумаги.

Дидактическая игра «Расположи верно».

Ориентировка в схеме.

2



9,5

0,5



1

0,5



0,5

0,5



0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

2

0,5

0,5

0,5

1,5

0,5



0,5

0,5



2

0,5

0,5

0,5



0,5



8





0,5



0,5

1

0,5



0,5

1



1

2

1



4,5



1

0,5

0,5

0,5



0,5

0,5

1

1

0,5



0,5

3,5

0,5



0,5



0,5

0,5

0,5

1







Техника безопасности перед началом работы

  1. Перед началом работы учитель должен проверить освещенность кабинета.

  2. Учащиеся должны сидеть в соответствии с медицинскими рекомендациями, особенно учащиеся с ослабленным зрением.

  3. Учащиеся, не допущенные к данному виду работы по медицинским показаниям, от урока не освобождаются. Они присутствуют на уроке, им дается другое задание, с которым они в состоянии справиться самостоятельно или с минимальной помощью педагога.

  4. Учитель проверяет качество и количество специальных бисерных иголок, если они используются в работе. Иголки раздаются непосредственно каждому учащемуся перед началом работы.

  5. Должны быть подготовлены таблицы « гимнастика для глаз», достаточно крупные, чтобы их хорошо видно с последней парты. При выполнении упражнений учитель контролирует темп и правильность их выполнения.

  6. Учитель проверяет наличие необходимых инструментов и приспособлений, а также следит за тем, чтобы на рабочих местах учащихся не было ничего лишнего.



Методика «Перебор пальцев»

Цель: методика направлена на исследование особенностей развития грубой и тонкой моторики.

Возраст: младший школьный.

Процедура: поочерёдное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5 пальцам (5 серий движений), которое должно производиться одновременно обеими руками сначала медленно (2 - 3 серии движений в 5 сек.), а потом в максимально быстром темпе (5 - 7 серий). При затруднениях вводятся игровой компонент и речевые команды: «Пусть все пальчики по очереди здороваются с большим пальцем - раз, два, три, четыре» или «Ты командир, а твои пальчики солдаты, командуй: раз, два, три, четыре»

Оценка результатов:

Достаточный - выполнение правильное, но в несколько замедленном темпе;

Оптимальный - дезавтоматизация движений на истощение;

Не достаточное - Выраженная персевераторность движений.



Программа коррекция психомоторики с элементами дополнительного образования (бисероплетение)

Детям предлагается схема плетения простых цепочек с изображением направления и последовательности движения рабочей нити. Вариант А - простая цепочка с одиночным петлеобразным элементом, вариант Б - цепочка с комбинированным элементом. Дети выполняют образцы плетения в течение 20 минут.

Система оценки выполненных образцов:

Схема А. Плетение петлеобразного элемента:

  • - самостоятельное плетение с опорой на схему;

  • - плетение элемента с частичной опорой на схему, дозированная помощь педагога;

  • - плетение с помощью педагога, без опоры на схему.

Схема Б. Соединение простых петлеобразных элементов в комбинированный элемент:

  • - самостоятельный анализ соединительного узла по схеме, перенос на практику;

  • - анализ соединительного узла с дозированной помощью педагога, выполнение задания с частичной опорой на схему;

  • - неспособность самостоятельно выполнить на практике задание.

Качество низания

Нанизывание бисера на нить с использованием иглы:

  • - движения точные, быстрые, без помощи другой руки;

  • - движения медленные, частичная помощь другой руки;

  • - нанизывание бисера на иголку пальцами другой руки.

Качество плетения

Анализ выполненных образцов:

  • - плотное нанизывание, отсутствие пробелов между элементами и бусинами в звеньях цепочки, точное соответствие схеме плетения;

  • - плотное плетение, отсутствие пробелов между элементами цепочки, частичное соответствие схеме плетения;

  • - плетение слабое, наличие пробелов между элементами и бусинами цепи, полное несоответствие схеме плетения.

Время выполнения задания:

- задание выполнено в соответствии с объемом отведенного времени, выполнено плетение 7-10 раппортов узора;

  • - задание выполнено в соответствии с объемом отведенного времени, выполнено плетение 3-6 раппортов узора;

  • - задание выполнено в соответствии с объемом отведенного времени, выполнено плетение 1-2 раппортов узора;

  • - задание не выполнено.

Уровни развития практического навыка

Не достаточный уровень (0 - 3 балла).

Отсутствие навыков работы с бисером и стеклярусом.

Оптимальный уровень (4-7 баллов).

Владение навыками плетения простейших цепочек с частичной опорой на технологические схемы плетений.

Достаточный уровень (8-11 баллов).

Плетение простых и сложных изделий с опорой на технологическую схему плетения и без нее.

I год обучения

№/п

Тема

Задачи

Содержание урока

Используемые игры и упражнения

1.

Установление контакта

- Создание положительного настроя в группе, атмосферу психологической комфортности для каждого ребенка, настрой детей на сотрудничество

- Развитие мелкой моторики пальцев

- Настрой на урок

- Назвать ласково соседа

- Пальчиковая гимнастика

- Нанизывание бусинок на проволоку

- Ритуал прощания

Упр «Приветствие со свечой»

Упр. «Ласковое имя»

«Братцы - ленивцы»

Упр. «Нанизывание бусинок»

Игра «Хоровод»

2.

Курочка «Ряба»

- Развитие мелкой моторики пальцев

- Уточнение представления детей о форме предметов

- Воспитание доброжелательного отношения к окружающим

- Настрой на урок

- Пальчиковая гимнастика

- Обыгрывание сказки

- Образование разных кругов (большой, маленький)

- Нанизывание бусинок на проволоку

- Ритуал прощания

Упр. «Приветствие со свечой»

«Мы делили апельсин»

Сказка «Курочка Ряба»



Упр. «Бусы для курочки»

Игра «Хоровод»

3.






Большие, маленькие»





- Развитие общей и мелкой моторики

- Развитие зрительного восприятия (цвет, величина)

- Воспитание доброжелательного отношения к окружающим, развитие эмпатии

- Настрой на урок

- Психолог показывает детям плакат, на котором нарисован петушок

- Упражнение с разноцветными карандашами

- Физминутка

- Раскрашивание петушков

- Раскладывание бусинок по размеру (большие, маленькие)

- Ритуал прощания

Упр. «Комплименты игрушке»



Упр. «Кто самый внимательный»

«Гномы, великаны».



«Комплименты петушку»

4.






Ориентировка на листе бумаги





- Провести первичную диагностику умения ребенка ориентироваться на листе бумаги

- Научить нанизывать бусины на леску

- Развитие мелкой моторики рук

- Пальчиковая гимнастика

- Тест на развитие мелкой моторики

- Физминутка

- На листе бумаги, где поставлены точки нужно нарисовать то, что я сейчас скажу.

- Нанизывание бус на леску

- Рефлексия

«Упр. Мы капусту рубим»

Упр. «Езда по дорожкам»

«Гномы, великаны».

Упр. «ориентировка на листе»

Ожерелье из бус

Упр. «Цветы настроения»

5.

Простая цепочка

из бисера

- Учить нанизывать бисер на леску

- Развитие общей и мелкой моторики

- Воспитание доброжелательного отношения к окружающим, развитие эмпатии

- Пальчиковая гимнастика

- Задание в тетрадях продолжи узор не отрывая карандаша от бумаги

- Релаксация

- Плетение простой цепочки

- Ритуал прощания

Игра «Этот пальчик в лес пошел»

Задание «закончи узор на коврике»

Стимулирующее упр.

Упр. «Огонь и лед»

По схеме

«Хоровод»

6.

Определение формы предметов, плетение простой цепочки из бисера

- Продолжить учиться нанизывать бисер на леску

- Уточнение представлений детей о форме предметов

- Развитие общей и мелкой моторики

- Дыхательное упр.

- Упр. на развитие тактильной чувствительности

- Назвать модели геометрических фигур

Физкминутка

- Обвести шаблоны геометрических фигур и рядом нарисовать предмета соответствующей формы

- Плетение простой цепочки

- Ритуал прощания

Игра «Чудесный мешочек»

Упр. «Кто быстрее найдет предмет»

« Мы делили апельсин»

Работа в тетрадях



Нанизывание бисера на леску

«Хоровод»

7.





Длинная, короткая

- Развитие тактильной чувствительности

- Низание из бусин в одну нить

- Воспитание терпения

-Разогревающие игры с бисером

- Рисование изогнутых линий не отрывая карандаша от бумаги

- Раскрась длинную гусеницу зеленым цветом, а короткую - желтым.

Пальчиковая гимнастика

- Плетение гусеницы

- Ритуал прощания

Упр. «Здравствуй бисер»

Упр. «Проведи линию по середине дорожки»

Упр. «Где длинная гусеница, а где короткая?»



По образцу

8

Красный, желтый, зеленый

- Развитие мелкой моторики и координации движений

- Закрепление названий трех основных цветов

- Воспитание усидчивости

-Разогревающие упражнения с бисером

-Закрепление цветов

- Дорисуй бусы и раскрась по схеме

- Нанизывание бусин по цвету (чередование)

- Ритуал прощания

Упр. «Бисерный дождь»

Игра «Красный, зеленый, желтый»

Работа в

тетрадях

Нанизывание бусин на леску

9-10

Нанизывание простой цепочки по цвету и форме

- учить нанизывать цепочку из бисера по схеме

- Обучение выбору фигур на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу

- Развитие общей и мелкой моторики

- дыхательные упражнения

-Самомассаж кистей и пальцев рук

- Релаксация

- Выкладывание из стекляруса геометрические фигуры

- Нахождение в мешочке фигур

- Физминутка

- Нанизывание цепочки

Упр. На развитие моторики

Стимулирующие упражнения

Упр. «Росток»

Игра «Чудесный мешочек»

По схеме



По образцу

Упр. «Закрывание глаз»

11-12

Морковка

- Развитие зрительного и тактильного восприятия

- Развития общей и мелкой моторики

- Воспитание доброжелательного отношения к окружающим

- Нанизывание бусинок и придание кольцу форму морковки

- Раскрашивание овощей

- Предложить на ощупь, найти нужный предмет

- Пальчиковая гимнастика

- Нанизывание бисера на проволоку

- Упр .для глаз

Упр. «Раскрась только овощи»

Упр. «Волшебный мешочек»

«Засолка капусты»

Движение глазными яблоками вправо и влево

13-14

Зайчик

- Развитие мелкой моторики и координации движений

- Развитие восприятия

- Воспитание снижения психофизического напряжения

-Разогревающие игры с бисером

- Рисование простых и горизонтальных линий

-Пальчиковая гимнастика

-Раскрашивание зайчика петелькой по контуру

-Плетение зайчика

-Закрыть глаза и глубоко дышать в течение 2-3 мин.

Упр. «Покажи зайчик дорожку от елочки к елочке»

«Зайка и ушки»



Упр. «закрывание глаз»

15-16

Елочка

- Соотнесение предметов по величине

- Развитие мелкой моторики

- Воспитание доброжелательного отношения к окружающим

- Выкладывание елочки из геометрических фигур

- Найди на елке одинаковые игрушки и раскрась их

- Дорисуй у каждой елки ствол, а у каждого солнышка - лучики

-Стимулирующее упражнение

-Упражнения для тренировки зрения

-Пальчиковая игра

- Нанизывание бисера на проволоку

- Закрыть глаза и глубоко дышать в течение 2-3 мин



Работа в тетрадях



Самомассаж ушных раковин

Упр. движение глазными яблоками вверх и вниз

Упр. елка

По схеме

Упр. «Закрывание глаз»

17-18

Цепочка с «пупырышками»

- Различение изображений по их «зашумленным» контурам

- Развитие общей и мелкой моторики

- Совершенствования навыков общения

-Раскрашивание овощей

- Предложить на ощупь, найти нужный предмет

- Пальчиковая гимнастика

Нанизывание бисера на проволоку

-Упр. для глаз

Упр. «Раскрась только овощи»

Упр. «Волшебный мешочек»

«Засолка капусты»

Движение глазными яблоками вправо и влево

19-20




Пирамидка

- Развитие зрительного и слухового восприятия

- Развитие общей и мелкой моторики

- Совершенствование коммуникативных навыков

- Упр. для тренировки глаз

- Разложить полоски по убыванию; в начале-самая длинная, в конце-самая короткая

- Раскрась пирамидку в соответствии с цифрами

- Плетение пирамидки, меняя цвет бисера и прибавляя в каждом ряду по одной бисеринке

Упр. вращение

Упр.10 полосок

В тетрадях

По образцу


21-22

Мухомор

- Развитие мелкой моторики руки

- Формирование умения работать по образцу

- Снижение психофизического напряжения

-Разогревающие игры с бисером

-Предложить по образцу выложить из мозаики силуэт

гриба

-Обведи рисунок по точкам и раскрась

- Плетение из бисера гриба

- Положить на закрытые глаза ладони рук

Упр. «здравствуй бисер»

Упр. «выкладывание гриба из мозаики»

Упр. «Обведи и раскрась гриб»

По схеме

Упр. «Пальминг-1»

23-24

Корзина с цветами

- Формирование умения следовать по образцу

- Развитие мелкой моторики руки

- Воспитание терпения, аккуратности, восприимчивости к миру прекрасного, взаимопомощь

-Разогревающие игры с бисером

- Обведи цветы по точкам и раскрась

- Предложить рассмотреть карточку, а затем назвать все изображения

- Упражнения для пальчиков

- Плетение корзинки

- Положить на закрытые глаза ладони рук

Упр. «бисерный дождь»

Упр. «Обведи и раскрась»

Упр. «Зашумленные изображения»

Упр. «Наши алые цветочки…»

По схеме

Упр. «Пальминг-1»

25-26

Цветы из бисера

- Развитие произвольного внимания.

- Развитие моторики пальцев.

- Воспитание аккуратности.

- Выложить из кубиков Никитиных узор

- Упр. для пальчиков

- Обведи фигуры по пунктирной линии, и у тебя получатся вазы с цветами. Раскрась их.

- Присесть и прыгать вперед на полусогнутых в коленях ногах, как мячик

- Нанизывание бисера по схеме

Упр. «Сложи узор»

Упр. «Наши алые цветочки…»



Упр. «наш веселый, звонкий мяч»

По схеме

27-28

Маленький шарик

- Развитие внимания, восприятия.

- Развитие тонкой моторики.

- Воспитание терпения, умения довести начатое до конца.

- Обвести по контуру столько кругов, сколько звуков он услышит

- Работа с массажерами

- Среди трех кусочков найди тот, которого не хватает на шарике

- Пальчиковая игра

- Нанизывание круглых бусин

- Закрыть глаза и глубоко дышать в течение 2-3 мин

Упр. «Слушаем и выполняем»

Шишки

Упр. «Найди чего не хватает»

Упр. «шарик»

По образцу

Упр. «Закрывание глаз»

29-30

Лучистая снежинка

- Развитие восприятия , внимания.

- Развитие моторных навыков.

- Воспитание аккуратности.

- Предложить по образцу выложить узор из палочек

- Пальчиковая игра

- Обведи одинаковые снежинки красным цветом, не одинаковые синим

- Нанизывание на проволоку бусин и стеклярус

- Закрыть глаза и глубоко дышать в течение 2-3 мин

Упр. «Выкладывание из палочек»

Упр. «Пальцы здороваются»



По образцу

Упр. «Закрывание глаз»











II год обучения

№/п

Тема

Задачи

Содержание урока

Используемые игры и упражнения

1-2

Простая цепочка

- Развитие произвольности восприятия.

- Развитие моторных навыков, образного мышления, фантазии.

- Воспитание усидчивости.

- В тетрадях дети продолжают ряды

- Низание простой цепочки из бисера

- На листе изображены неполные геометрические фигуры. Вам необходимо угадать, какие фигуры хотел изобразить художник и дорисовать их

- Поочередно и как можно быстрее перебираем пальцы рук

- Упражнение совершается в медленном темпе вправо-влево, вверх-вниз, по диагоналям

Упр. «продолжи ряды»

Упр. «Дорисуй и проверь»





Упр.»колечки»

Упр. «движение по 4-м направлениям и диагоналям»

3-4

Соединение простых цепочек

- Ориентация в пространстве.

- Развитие воображения.

- Развитие мелкой моторики руки

- Путешествие по листочку, задания даются разной сложности, под диктовку

- На столе, последовательно сменяя друг друга, выполняются разные положения кистей рук

- Посмотрите на эти геометрические фигуры, создадим какой-нибудь предмет или животное

- Объединение простых цепочек, пропустив через крупную бусину

- Медленно шагают на месте, попеременно касаясь то правой, то левой рукой до противоположного колена.

Упр. «рисуем по клеточкам»

Упр. «Кулак-ребро-ладонь»



Упр. «Рисунок из фигур»





Упр. «Перекрестное марширование»

5-6

В гостях у Золушки

- Развитие произвольности восприятия.

- Развитие моторных функций.

- Воспитание усидчивости.

-Перерисовывание различных фигур в тетрадь, соблюдая размеры

- Упражнение выполняется возле парт. Медленно шагают на месте, попеременно касаясь то правой, то левой рукой до противоположного колена

- Каждому раздается набор разноцветных геометрических фигур. Педагог демонстрирует картинки с предметами, ученики должны поднять геометрическую фигуру соответствующей формы

- Набирание цепочки многоцветной из бисера

- Ребята вместе с педагогом выполняют различные движения под музыку- взмахи руками, движения головой, плечами и т.д.

Упр. «Копирование»

Упр. «Перекрестное марширование»



Упр. «группировка»

По схеме

Упр. «Повтори движение»

7-8

Цепочка «змейка»

- Ориентация в пространстве.

- Развитие моторных навыков.

- Формирование эстетического и художественного вкуса.

- На листах нарисованы несколько дорожек. Провести по ним линию, не отрывая карандаша от бумаги

- Упражнение основано на известной тестовой методике «Полянки»

- Пальчиковая гимнастика

- Нанизывание бисера по схеме

- Представьте, что перед вами большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу, 5 маленьких свечек.

Упр. «Дорожки»



Упр. «маршрут»



«Дружба»

Упр. «Свеча»

9-10

Грибки

С виду гриб я, и хороший, шапка красная в горошек, но обходят стороной и не знаются со мной.

- Развития умения анализировать и сравнивать образец.

- Развитие пространственных представлений.

- Воспитание усидчивости.

-Учащиеся рассматривают рисунки с изображением листьев, грибов, цветов находят одина­ковые изображения.

-Рассмотреть фигуры в первой части листа и соединить стрелками фигуры, ко­торые кажутся им похожими.

б) Закрасить красным карандашом фигуру, располо­женную в нижней строке и в правом столбце. Есть ли на рисунке еще такая же фигура? Где она расположена?

Закрасить синим карандашом фигуру, расположен­ную в средней строке, в левом столбце. Есть ли на ри­сунке такая же фигура? Где она расположена? и т.д

- Пальчиковая гимнастика

- Плетение грибов по схеме

- Упр. для глаз совершается в медленном темпе вправо-влево, вверх-вниз, по диагоналям.

Упр.«Найди одинаковые»



Упр. «Определи фигуру» (листы бумаги с контурами гео­метрических фигур)











Упр. «белый гриб»

Упр. «Движение по 4-м направлениям и диагоналям»

11-12

Яблоко

- Развитие чувства цвета.

- Развитие сенсорных и моторных функций.

- Воспитание умения довести начатое до конца.

-Психолог показывает рис. и просит учеников на­звать цвет овощей и фруктов.

Затем показывает рис. ученики говорят, какого цвета каждый из изображенных цветков. Далее школь­никам предлагается раскрасить их.

То же задание в отношении овощей и фруктов

- Используются недлинные бусы из крупных желудей, нанизанных на леску. Дети перебирают пальцами обеих рук бусинки.

- Пальцами одной руки провести перед глазами горизонтальную восьмерку. Следовать глазами за движениями пальцев.

Упр. «Какого цвета?»

разноцветные и контурные изображения цветов, овощей, фруктов







Упр. с желудями



Упр. «Восьмерка»

13-14

Солнышко

- Развитие осязательных ощущений.

- Развитие моторных навыков.

- Воспитание аккуратности.

а) Ученик с закрытыми глазами берет из одного на­бора дощечку, щупает ее, затем ищет путем ощупыва­ния подходящую дощечку в другом наборе и кладет ее рядом. Берет следующую дощечку из первого набора и подбирает такую же из второго и т.д.

б) ищет дощечку с са­мой крупнозернистой поверхностью в одном из наборов и кладет ее в сторону. Из оставшихся снова выбирает дощечку с самой крупнозернистой поверхностью и кла­дет ее рядом с первой. Так до тех пор, пока не получит­ся равномерно упорядоченный ряд.

-Пальчиковая гимнастика.

- Раскрась те части которые выделены точками.

-нанизывание на проволоку красных бусин, желтых.

- Сжать пальцы в кулак с загнутыми внутрь большими пальцами. Сделать выдох, не торопясь, сжать кулак с усилением. Затем ослабляя усилие, сделать вдох.

Упр. «шершавые дощечки» (набор дощечек)















Упр. «Солнышко»

По схеме

Упр. «Кулачки»

15-16

Месяц

- Развитие пространственных представлений.

- Развитие глазомера, координации глаз.

- Воспитание усидчивости

-Психолог показывает рисунок, на котором изобра­жена ракета, летящая вверх. Ученики должны нарисо­вать такую же ракету, но опускающуюся вниз. Вариан­ты задания: нарисовать домик, елочку, забор в прямом и перевернутом видах; рассматривать картинки в пере­вернутом виде.

б) Учеников просят изобразить такую же автомаши­ну, но движущуюся в противоположном направлении.

в) Нужно нарисовать зайчика, повернув его направо.

-Пальчиковая гимнастика

-Нанизывание бусин на проволоку и сбор их в кольцо и обматывание полумесяца проволокой с бисером.

-Стоя прямо, посмотреть на кончик носа (3-5 сек.)

Упр. «Переверни рисунок»















Упр. «Солнышко»





Упр. для глаз

17-18

Средний шарик

- Развитие памяти на последовательность действий.

- Развитие моторики.

- Воспитание экономического отношения к используемым материалам.

- Ученики по очереди воспроизводят серии ударов по столу, разделенных длинными и короткими паузами. Серии постепенно удлиняются и усложняются по струк­туре. Образцы ритмов:

№ 1 - II I, I II № 2 - III I, I III, II II

№ 3 - II III, III II № 4 - III III, II IIII, IIII II

- Низание шарика по схеме

- Производят одновременно круговые движения рукой и ногой - вперед, назад, в разнобой.

Массаж глаз-чередовать максимальное сжатие век в течение 3 сек. И максимальное раскрытие глаз в течение 3 сек.

- Среди трех кусочков найди тот, которого не хватает на шарике и раскрась

Упр. «Телеграфисты»











Упр. «Мельница»



Упр. «Моргание»

19-20

Елочные бусы

- Развитие умения анализировать и сравнивать образец.

- Развитие общей и мелкой моторики.

- Формирование эстетического и художественного вкуса.

- Предложить рассмотреть пары бус и решить, одинаковы ли они, если нет, то чем отличаются.

- Нанизывание на проволоку бусины, блестки-звездочки….

- С камешком на голове дети передвигаются по комнате, стараясь не сталкиваться друг с другом.

- Пальчиковая игра

- Раскрась только те картинки, в названиях которых есть звук С

Упр. «Одинаковы ли бусы?»( листы бумаги с попарно изображенными бусами)

Упр. «ходьба с камнем»



Упр. «Сороконожки»

21-22

Ящерица

Она, как змейка,

В траве мелькает,

хвостом виляет.

Хвост оборвет-

другой наживает.

- Профилактика и коррекция зрительных нарушений

- Развитие моторных навыков.

- Изучение и соблюдение правил техники безопасности при работе с бисером

- Раскрась те части рисунка, которые выделены точками

- Кинезиологическое упр. - положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на столе ладонью вниз. По очереди менять положение рук. Сомвещать с движением языка влево, вправо.

- В каждой строчке одно слово лишнее вычеркнуть цветным карандашом.

- Массаж глаз

- Плетение ящерицы бисером желтого, зеленого и черного.

Упр. «Раскрась рисунок»

Упр.»Лягушка»





Упр. «Четвертый лишний» ( бланки со строчками из 4-х слов)

Упр. «Моргание»

23-24

Рыбка

У родителей и деток

Вся одежда из монеток

- Развитие моторики

- Развитие мышления

- Воспитание аккуратности.

- Обведи и раскрась морских обитателей

- Заштрихуй всех рыбок в аквариуме

- найди тень изображенной рыбки

- Собери рыбку

Пальчиковая гимнастика

- Плетение рыбки из бисера

- Сидя напротив друг друга, смотреть в глаза друг другу, стараясь запомнить цвет глаз, угадать настроение

Упр. «Нарисуй морских обитателей»

Упр. «Заштрихуй»



Игра «Танграм»

Упр. «Рыбка плавает..»

Схема

Упр. «Гляделки»

25-26

Божья коровка

Я нашла себе жучка

На большой ромашке.

Не хочу держать в руках, пусть сидит в кармашке. Глазок два, ножек шесть, пятнышки на спинке. Вот красивая трава, на - поешь травинки.

- Развитие моторики

- Развитие произвольного восприятия

- Воспитание аккуратности

- Дорисуй вторую часть божьей коровки

- Пальчиковая гимнастика

- Найдите по контурам то, что спрятал художник, и закрасьте найденное цветными карандашами

- Массаж проводится путем катания шишек в ладонях.

- Плетение из красного и черного бисера

Упр. «Дорисуй вторую часть»

Упр. «Сороконожка»

Упр. «Контуры»

(раздаются бланки)



Работа с массажерами (шишки)

27-28

Бабочка

В ярком платье модница, погулять охотница. От цветка к цветку порхает, утомится - отдыхает.

- Развитие произвольного восприятия

- Развитие моторики

- Развитие фантазии, творческих способностей

- Выполнение игр и упражнений с бисером

- Посмотрите на фигуры, изображенные на ваших листочках. В правой части листа вы должны нарисовать точно такие же фигуры, соединив соответствующие точки.

- Найди семь различий

- Для плетения бабочки дети могут использовать бисер любого цвета

- Пальчиковая гимнастика

«Пять и пять»

«Здравствуй бисер»

Упр. «Копирование по точкам» (бланки)





Плетем по схеме

Упр. «Оса»

29-30

Колокольчик

Я лиловенький цветочек, очень узенький листочек. Меня видели ребятки на лугу, играя в прятки. Почему-то мне они говорили; «Позвони».

- Развитие концентрации внимания

- Развитие моторных навыков

- Развитие стремления ребенка к творческому познанию и самовыражению.

- Раскрасить рисунок, следуя соответствующим указаниям (даны обозначения каким цветом раскрасить)

- Упражнения для пальчиков

- Перед вами две картинки, найдите отличия. Найденные отличия отмечайте цветным карандашом в правом рисунке

- Колокольчики начинаем плести, выполнив в 1-м ряду цепочку с бугорками

- Упр. на координацию



Упр. «Наши алые цветочки»

Упр. «найди отличия» (раздаются бланки)



Плетем по схеме

Упр. «Лезгинка»

III год обучения





№/п

Тема

Задачи

Содержание урока

Используемые игры и упражнения

1.

Простая цепочка из бисера

- Продолжить знакомство учащихся с разнообразием изделий из бисера.

- Техника безопасности.

- Развитие мелкой моторики.

- Закрепление первой бусинки

- Рассматривание изделий из бисера

- Катание бусинок в коробочках

- Перед вами нарисованы линии, соединяющие правые буквы (фигуры) с левыми буквами (фигурами). Надо найти, какая буква (фигура) слева соединена с буквой (фигурой) справа. Найденные пары запишите в тетрадях.

- Низание бисера в одну нить из чередующихся бисерин и стекляруса

- Сидя напротив друг друга, смотреть в глаза друг другу, стараясь запомнить цвет глаз, угадать настроение.

Опыт с бисером

Упр. «Переплетенные линии»





Самостоятельно



Упр. «Гляделки»

2.

Простая цепочка из бусин

- Развитие мелкой моторики и координации движений

- Профилактика нарушений зрения

- Воспитание усидчивости, трудолюбия

- Выполнение игр и упражнений с карандашом.

- Нанизывание цепочки из бусин на леску

- Выполнить разные виды штриховки, используя при этом карандаш разных цветов. Виды штриховки

( прямые, наклонные, волнистые)

- Ребята производят одновременно круговые движения рукой и ногой - вперед, назад, в разнобой.

Упр. с карандашом



Упр. «Штриховка»





Упр. «Мельница»

3-4.

Цепочка «Зигзаг»

- Развитие концентрации внимания

- Регуляция мышечного напряжения

- Воспитание экономического отношения к используемым материалам.

Разогревающая игра с бисером

- Детям предлагается по образцу выложить из мозайки; цифры, буквы, простой узор, силуэт.

- Раскрасить рисунок, следуя соответствующим указаниям (даны обозначения каким цветом раскрасить)

- Нанизывание цепочки из бисера на леску

- Массаж глаз

Чередовать максимальное сжатие век в течение 3 сек. и максимальное раскрытие глаз в течение 3 сек

Упр. «Здравствуй бисер»

Упр. «Выкладывание узора из мозайки»



Упр. «Раскрась рисунок»



Плетем по схеме

Упр. «Моргание»

5-6.

Цепочка «крестик» в одну нить

- Научить управлять вдохом - выдохом

- Развитие мелкой моторики и сенсорики

- Формирование художественного вкуса

- Дышим через трубочку

- Пальчиковая игра

- Детям предлагается по образцу выложить узор или силуэт из палочек

- Предложить рассмотреть карточку, а затем назвать все изображения

- Плетение цепочки «крестик» может быть одноцветной и многоцветной

Упр. «Песочный ветер»

Игра «Пальцы здороваются»

Упр. «Выкладывание из палочек»

Упр. «Зашумленные картинки»

7-8.

Цепочка «Цветы»

- Развитие концентрации и объема внимания

- Развитие мелкой моторики

- Закрепление основных цветов (красный, зеленый, желтый, синий)

- Самомассаж пальчиков

- Раскрашивание салфетки с помощью цветных карандашей

- Обведи фигуры по пунктирной линии, и у тебя получатся вазы с цветами. Раскрась их.

- Продольное низание цепочки из бусин одной величины разного цвета

- По команде «Огонь» -интенсивные движения телом, по команде «Лед»-замереть, сильно напрягая мышцы.

Упр. «Необыкновенные следы»

Упр. «Вышей салфетку»

Упр. «Обведи и раскрась»



Плетем по схеме



Упр. «Огонь и Лед»

9.

Подводное царство

- Закрепить навыки параллельного низания бисера

- Развитие и укрепление мелкой моторики руки и воображения

- Воспитание эстетического вкуса и аккуратности в работе

- Снятие нервно психического напряжения

- Квадрат превратить в лодочку

- Взрослый показывает движение, а дети повторяют

- Физкультминутка

- Плетение из бисера рыбок

- Гимнастика для глаз

- Ритуал прощания

Упр. «Камушек»

Квадрат Воскобовича

Игра «повтори движение»

Игра «Море волнуется»

По схемам

10.






Паучок

- Развитие подвижности и гибкости пальцев и кистей рук.

- Развитие произвольного внимания

- Формирование умения работать самостоятельно

- Пальчиковая игра

-Плетение на основе техники параллельного низания с небольшим усложнением

- Раскрась те части рисунка, которые выделены точками

- Пройди лабиринт

- Круговые движения рукой и ногой - вперед, назад, в разнобой

Игра «наши алые цветочки»

Плетем по схеме



Упр. «Спрятанный рисунок»

Упр. «Мельница»

11-12.

Гусеничка

- Развитие мелкой моторики пальцев

- Восприятие формы, величины

- Формирование умения сравнивать, анализировать

- Самомассаж пальчиков

- Низание бусин с чередованием по форме, величине

- Найди двух одинаковых гусениц и раскрась.

- Сложи из геометрических фигур такой же узор

- Упражнение выполняется возле парт. Медленно шагают на месте, попеременно касаясь то правой, то левой рукой до противоположного колена

Упр. «необыкновенные следы» (бисер)

Упр. «Найди два одинаковых»

Упр. «Геометрическая мозайка»

Упр. «Перекрестное марширование»

13-14.

Божья коровка - объемное изделие

- Развитие мышления и объема внимания

- Развитие мелкой моторики

- Воспитание аккуратности при выполнении работы

- Пальчиковая игра

Божья коровка - объемное изделие. Туловище состоит из верхней части (спинки) и нижней части. Нечетные ряды -ряды спинки, четные ряды - ряды животика.

-В каждом ряду найди два одинаковых предмета

- Раскрась те части которые выделены точками

- Левой рукой взяться за кончик носа, а правой - за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо, хлопнуть в ладоши и взяться правой рукой за нос, а левой - за противоположное ухо.

Упр. «Я веселый майский жук..»





Упр. «найди двух одинаковых»

Упр. «Раскрась по точкам»

Упр. «Ухо - нос»

15-16.

Пчелка

- Развитие мелкой моторики пальцев

- Профилактика и коррекция зрительных ощущений

- Развитие произвольности внимания

- Пальчиковая игра

- Найди семь различий между двумя картинками

- Какое насекомое попадет девочке в сачок?

- Выполнение пчелки на основе параллельного низания.

- Подушечки мизинца, безымянного и большого пальцев соединены вместе, а остальные пальцы выпрямлены. Упр. выполняется обеими руками одновременно

Упр. «Я веселый майский жук..»

Упр. «Найди семь различий»

Упр. «Переплетенные линии»

Схема

Упр. «Мудра жизни»

17-18.

Бабочки

Спал цветок и вдруг проснулся - больше спать не захотел. Шевельнулся, встрепенулся. Взвился вверх и улетел

- Снижение психофизического напряжения

- Развитие тактильной чувствительности

- Развитие произвольности внимания.

-Работа с массажерами

- Физминутка

- Найди тень изображенной бабочки

- Среди кусочков найди тот, которого не хватает на рисунке

- Для плетения бабочки дети выбирают бисер на выбор

Упр. с шишками

Упр. «Утром бабочка проснулась..»

Упр. «Найди тень»

Упр. «Найди кусочек от бабочки»

19-20.

Розы

- Снижение психофизического напряжения

- Развитие мелкой моторики и координации движений

- Освоение нанизывание бусинок на основе техники параллельного низания

- Разогревающие игры с бисером

- Пальчиковая гимнастика

- Раскрась одинаковые цветы одним цветом и вырежи.

- Наклей вырезанные цветы так, чтобы в каждом ряду они были разными

- Плетение розы на основе техники параллельного низания

- Упр. для дыхания

Упр. «Здравствуй бисер»

Упр. «наши алые цветочки..»

Упр. «Раскрась и наклей»



Плетем по показу

Упр. «Свеча»

21-22.

Ландыши

- Развитие мелкой моторики и координации движений

- Освоение принципа низания бусинок, на леску квадратиками.

- Воспитание усидчивости, терпения

Упр. для дыхания

- Пальчиковая гимнастика

- Дорисуй узоры на лепестках и листочках.

- Вырежи все детали. Наклей вырезанные детали, как на образце.

- Нанизывание бисера на леску по схеме

- Медленно шагают на месте, попеременно касаясь то правой, то левой рукой до противоположного колена.

Упр. «Свеча»

Упр. «наши алые цветочки..»

Упр. «Дорисуй и вырежи»



По схеме

Упр. «Перекрестное марширование»

23-24

Брелок «крокодил»

- Развитие моторики

- Учить нанизыванию бусинок двойным плетением по схеме

- Воспитание усидчивости, трудолюбия, аккуратности при выполнении работы

- Пальчиковая игра

Разогревающие игры с бисером

- Брелок выполняется двойным плетением на леске из бисера двух цветов

- Раскрась картинку по цифрам

- Дети под диктовку рисуют по клеточкам крокодила

- Зажать мяч между двумя стопами и передвигаться по комнате

Упр. «Замок»

Упр. «необыкновенные следы»

По схеме



Упр. «Раскрась по цифрам»

Упр. «Графический диктант»

Упр. «Массаж стоп»

25-26.

Кошечка

Выгнул спинку он дугой, замяукал. Кто такой? Потянулся сладко - вот она зарядка.

- Развитие мелкой моторики и координации движений

- Продолжение нанизывание бусинок по схеме

- Воспитание симпатии друг к другу

-Разогревающие игры с бисером

- Пальчиковая игра

- Плетение кошечки из черного бисера

- По пунктирным линиям обвести рисунок и раскрасить

- Составить кошечку из геометрических фигур

- Дети произвольно передвигаются по комнате и отдают свой камешек тому, кто симпатичен

Упр. «Прыгают зайцы»

Упр. «Коготки»



Упр. «Дорисуй и раскрась картинку»

Игра «Танграм»

Игра «Симпатия»

27-28

Зайчик

Не барашек и не кот, носит шубу круглый год. Шуба серая для лета, для зимы -другого цвета..

- Продолжить учиться плести самостоятельно по схемам

- Развитие мелкой моторики и координации движений

- Воспитание экономического отношения к используемым материалам

Пальчиковая игра

- Плетение зайчика по схеме

- Среди четырех фрагментов найди тот, который отсутствует на рисунке

- Обведи по пунктирным линиям рисунок

Дети произвольно передвигаются по комнате и отдают свой камешек тому, кто симпатичен

Упр. «Зайка и ушки»

Упр. «найди фрагмент»

Упр. «Дорисуй зайчика и полянку»

Игра «Симпатия»

29-30

Цепочка - веночек

- Учить продевать рабочий конец проволоки через бусину

- Развитие мелкой моторики и координации движений

-Разогревающие игры с бисером

- Пальчиковая игра

- низание бисера на проволоку или леску ( на выбор)

- Составить цветок из геометрических фигур

- Нарисовать по клеточкам такой же цветочек

- Закрыть глаза и глубоко дышать в течение 2-3 минут

Упр. с массажерами карандашами

Упр. «наши алые цветочки..»

Игра «Танграм»

Упр. «нарисуй такую же фигуру»

Упр. «Закрывание глаз»



IV год обучения







1-2.

Цепочка «цветы с листочками»

- Учить низанию в две нити

- Развитие концентрации и объема внимания

- Развитие мелкой моторики и координации движений

- Разогревающие игры с бисером

- Плетение из бисера 3 цветов цепочку

-Разминка для пальцев

- Предложить по образцу выложить из мозаики; узор

- Нарисовать по клеточкам такой же цветочек

- Выполнять движения вправо и влево до предела, без чрезмерного напряжения, максимально медленно. 4-6 раз в каждую сторону. Затем закрыть глаза, расслабить мышцы

Упр. «Здравствуй бисер»

По схеме

Упр. цепочка

Упр. «Выкладывание узора из мозаики»

Упр. «нарисуй такой же узор»

Упр. движение глазными яблоками вправо и влево

3-4.

Бахрома

- Нахождение геометрической фигуры на ощупь по зрительно-воспринимаемому образцу

- Развитие мелкой моторики пальцев

- Закрепление рабочей нити у края изделия

- Пальчиковая игра

- В непрозрачном мешочке лежит набор геометрических фигур. Второй такой же набор на столе перед ребенком. Предложить на ощупь найти в мешочке такую же фигуру, как та, на которую указал педагог.

- Раскрась картинку по цифрам

-Плетение подвесок

- Дети произвольно передвигаются по комнате и отдают свой камешек тому, кто симпатичен

Упр. «непослушная считалка»

Упр. «Узнай фигуру в волшебном мешочке»





Упр. «Раскрась по цифрам»

По образцу

Игра «Симпатия»

5-6.

Барбарис

- Развитие внимания, восприятия

- Развитие мелкой моторики пальцев

- Воспитание усидчивости.

- Пальчиковая игра

- Предложить рассмотреть карточку, а затем назвать все изображения

- Проведи стрелки от дерева к ветке

-Плетение из крупных продолговатых бусин, зеленого и черного бисера

- Выполнять медленные движения вверх и вниз с максимальной амплитудой, не наклоняя при этом голову. 4-6 раз в каждую сторону

Упр. «наши алые цветочки…»

Упр. «Зашумленные картинки»

Упр. «С какого дерева ветка»



Упр. движение глазными яблоками вверх и вниз

7-8.

Красная смородина

- Развитие мелкой моторики пальцев

- Формирование умения следовать образцу

- Воспитание аккуратности при выполнении работ

- Пальчиковая игра

- Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы

- Нарисовать внизу согласно образцу такой же предмет

- Серия картинок по две картинки на каждой карточке; в каждой картинке надо найти пять отличий

-Плетение из зеленого бисера и красных прозрачных бусин

Упр. «В гости»

Упр. «Деревья»



Упр. «Срисовывание по клеточкам»

Упр. «найди отличия»



По схеме

9-10.

Кукла в шапочке

- Развитие формообразующих круговых движений руки

- Снятие психофизического напряжения

- Обучение различным техническим приемам бисероплетения

- Разогревающие игры с бисером

- Помоги старушке смотать нитки в клубок

- Пальчиковая гимнастика

- Раскрась рисунок девочки

- Поочередно смотреть в правый верхний угол, затем в левый нижний. Смотреть в левый верхний угол, затем в правый нижний. 4-6 раз. Затем закрыть глаза.

Упр. «Бисерный дождь»

Упр. «Смотай клубок»

Упр. «Пальцы здороваются»

Упр. «Раскрась рисунок»

Упр. движение глазными яблоками по диагонали

11-12.

Кукла в сарафане

- Учить определять фактуры материала на ощупь

- Развития мышления

- Развитие мелкой моторики и координации движений

- Пальчиковая игра

- Самомассаж пальчиков

- Ребенок рассматривает кукол и ощупывает их платочки. Затем платочки складываются в непрозрачный мешочек. Ребенку предлагается на ощупь отыскать нужный платочек для каждой куклы

- Строчки слов состоящие из 4 слов, одно слово лишнее. Догадаться, какое слово лишнее и вычеркнуть его цветным карандашом

- Медленно шагают на месте, попеременно касаясь то правой, то левой рукой до противоположного колена.

Упр. «Пальцы здороваются»

Упр. «платочек для куклы»





Упр. «Четвертый лишний»



Упр. «Перекрестное марширование»

13-14

Черный жучок

- Учить находить предмет на ощупь по инструкции педагога

- Развитие подвижности и гибкости пальцев и кистей рук.

- Формирование умения работать по образцу

- Упр. на координацию

- Игра проводится в парах. У каждого участника - непрозрачный мешочек наполненный мелкими предметами. Игроки должны как можно быстрее найти на ощупь и достать названный педагогом предмет

- Работа с массажором

- Обведи рисунок по пунктирным линиям

- начинаем плести с головы

- Быстро сжимать и разжимать веки в течение 15-20 сек. затем закрыть глаза, расслабить мышцы на 30-40 сек.

Упр. «Две сороконожки»»

Упр. «Кто быстрее»





Упр. выполняется с шишками

Упр. «Обведи и раскрась»

Упр. моргание





15-16.

Стрекоза

Маленький вертолет

Летит назад и вперед,

Большие глаза, кто это..?

- Развитие зрительно- моторной координации

- Закрепление сенсорных эталонов цвета

- Снижение психофизического напряжения

- Упр. на координацию

- Обведи карандашом стрекозу

- Рисование по клеточкам под диктовку

- Взгляд фиксируется на условной точке, расположенной на кончике носа. Выполнять 10-20 сек.

- Сначала плетутся туловище и лапки по схеме

- По команде «Огонь»-интенсивные движения телом, по команде «Лед»-замереть, сильно напрягая мышцы

Упр. «Две сороконожки»

Упр. «обведи и раскрась»

Упр. «Графический диктант - стрекоза»

Упр. фиксация взгляда на кончике носа



По схеме

Упр. «Огонь и лед»

17-18.

Муха

Осенью в щель заберется,

а весной проснется.

- Развитие подвижности и гибкости пальцев и кистей рук.

- Развитие навыков зрительного конструирования

- Формирование умения работать по образцу

- Работа с массажером

Пальчиковая гимнастика

- Собрать изображения, используя части предметных картинок разрезанных на 4-7 частей

- Найдите по контурам то, что спрятал художник, и закрасьте найденное цветными карандашами

- Плетение начинаем с головы по схеме

- Смотреть на конец пальца вытянутой руки, медленно сгибая ее; приблизить палец к глазам и смотреть в течение 3-5 сек.

Упр. шишками

Упр. «Оса»

Упр. «Разрезанные изображения»



Упр. «Контуры»





Упр. фиксация взгляда на пальце движущейся руки

19-20.

Веточка ели

- Развитие мышления и объема внимания

- Развитие мелкой моторики и координации движений

- Снижение психофизического напряжения

- Дыхательное упр.

-Пальчиковая гимнастика

- Посмотри внимательно на изображенные здесь предметы и найди среди них такой, который отличается от остальных, раскрась его

- Перед вами на листочках нарисованы несколько дорожек. Вам нужно провести по ним линию, не отрывая карандаша от бумаги, чтобы не нарушить границ дорожек

- Сидя напротив друг друга, смотреть в глаза друг другу, стараясь запомнить цвет глаз, угадать настроение

Упр. «Задуваем свечу»

Упр. «Дружба»

Упр. «Исключение лишнего»



Упр. «Дорожки»





Упр. «Гляделки»

21-22

Дельфины

- Развитие восприятия

- Развитие мелкой моторики и координации движений

- Снижение психофизического напряжения

- Упр. на координацию

- Пальчиковая гимнастика

-Ребенок с закрытыми глазами определяет на ощупь вырезанную фигурку и обводит фигурку карандашом

- Самомассаж пальчиков

- Предложить назвать, а затем дорисовать недостающие элементы

- Дельфин выполняется на основе метода параллельного низания

- Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., а затем открыть на 3-5 сек.

Упр. «Колечки»

Упр. «непослушная считалка»

Упр. «Узнай предмет по контуру»





Упр. «незаконченные изображения»



Упр. зажмуривание

23-24.

Пчелка

- Закрепление умения регулировать движение

- Развитие целостности восприятия и зрительно - моторной координации

- Воспитание усидчивости, аккуратности

- Пальчиковая игра

Упр. для мышц лица

- Внимательно рассмотри рисунки и попробуй угадать, какой из цветов выбрала маленькая пчелка. Обведи его

- Что же забыла пчелка приготовить для чаепития? Дорисуй этот предмет

- Плетение пчелки по схеме

- Ребята вместе с педагогом выполняют различные движения под музыку - взмахи руками, движения головой, плечами и т.д.

Упр. «Оса»

Упр. «Пчела на носу»

Упр. «Пчелка и цветок»



Упр. «Дорисуй предмет»



Упр. «Повтори движение»

25-26.

Земляничка

- Развитие мелкой моторики и координации движений

- Формирование сенсорных эталонов цвета

- Снижение психофизического напряжения

- Пальчиковая игра

- Упр. на координацию

- Соедини цифры по порядку и узнаешь, кто угостился земляничкой

- Плетение землянички по схеме

- найди ягодку, из которой сварили варенье по переплетенным линиям

- Посмотреть вдаль, затем на близлежащий предмет и снова вдаль. Повторить 4-6 раз

Упр. «наши алые цветочки»

Упр. «Восьмерка»

Упр. «Соедини цифры»



Упр. переведение взгляда

Упр. «найди ягодку, из которой сварили варенье»

Упр. «Вдаль, вперед»

27-28.

Долька арбуза

- Развитие мелкой моторики и координации движений

- Снижение психофизического напряжения

- Развитие воображения

-Пальчиковая игра

- Дыхательное упр.

- Нахождение знакомых предметов на ощупь

- Я нарисую на доске окружность, а вы превратите их во что ни - будь красивое, в какой-нибудь рисунок на своих листочках

- Левой рукой взяться за кончик носа, а правой - за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо, нос, хлопнуть в ладоши и взяться правой рукой за нос, а левой - за противоположное ухо.

Упр. «Апельсин»

Упр. «Задуваем свечу»

Упр. «Чудесный мешочек»

Упр. «Чудесный карандаш»



Упр. «Ухо - нос»

29-30

Часики

- Формирование умения ориентироваться во временном интервале, равном одной минуте

- Развитие мелкой моторики

- Упр. с массажерами

- Пальчиковая гимнастика

- Предложить в течение одной минуты как можно быстрее выполнить задание;

- писать аккуратно одну и ту же букву;

- разрезать листы бумаги на полоски;

- собирать детали строительного материала в коробку

- Рисование по клеточкам

- Ребята производят одновременно круговые движения рукой и ногой - вперед, назад, в разнобой

Упр. Собираем карандаши»

Упр. «пальцы здороваются»

Упр. «Цена минуты»







Упр. «срисовывание по клеточкам»

Упр. «Мельница»

Литература

Для детей



  1. Н.С.Баканова. Развитие познавательных способностей учащихся класса коррекции. - М.: Генезис,2001.

  2. Гаврина С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать.

  3. С.Е.Гаврина, Н.Л. Кутявина. Готов ли ваш ребенок к школе? - М.: «Росмэн-Пресс». 2005.

  4. С. Е. Гаврина, Н.Л.Кутявина. Рабочая тетрадь для дошкольника. - серия «Мои первые тетрадки»

5. Крупенчук О.И. Готовим руку к письму. Рисуем по клеточкам. - СПб.: Издательство Дом «Литера», 2007.

6. П.Е. Антоненков, М.Н. Антоненкова. Готовимся к письму. - М,: ЗАО «Росмэн-Пресс», 2008

7. О. В. Узорова, Е.А.Нефедова. 350 упражнений для подготовки детей к школе.- М: Аквариум, 1998.

8. А.В.Тарасова. Книга развивающих игр. - «Росмэн-Пресс», 2005.

9. С.В. Бурдина. Послушный карандаш. Игра «Забавы в картинках»

10. Н.В. Масберг. Прописи. Обведи и раскрась. - М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2003.

11. А.В. Махотина. Прописи. Рисуем по клеточкам. - М.: РОСМЭН-ПРЭСС, 2003.

Литература для педагога



  1. М.С.Рузина, С.Ю. Афонькин. Страна пальчиковых игр. - СПб.: Кристалл.1997.

2. Н.Л.Ликсо. Бисер. - Минск: Харвест, 2010.

3. М.В.Ляукина. Стильные штучки из бисера. - М.: «Аст-Пресс», 2006.

4. Н. И.Бондарева. Цветы из бисера. - Ростов-на-Дону «Феникс» 2004.

5. Л.В.Базулина, И.В. Новикова. Бисер. - Ярославль: Академиия развития, 2008.

6. И.В.Андрющенко. Техника плетения бисером. - М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.

7. Т.Н. Баскакова. Бисер. Уроки труда в начальной школе. Метод. Пособие. СПб.: «Паритет», 2005

  1. Т.Бильгильдеева . Развивающие занятия для адаптации детей в образовательной среде. - М.: Чистые пруды,2006

9. Т. В.Абашеева. Развитие восприятия у детей форма, цвет, звук.

10. И.В.Ганичева. Телесно- ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми.- М: Книголюб, 2004

11. Е. И.Сколотнева Бисероплетение. - СПб.: ТОО «Диамант», 1999

  1. Э.Ю.Исакова, К.И. Стародуб. Сказочный мир бисера. - Ростов-на-Дону, Феникс,2005.

13. Л.П. Григорьева Развитие восприятия у ребенка. - М.: Школа-Пресс, 2001

14. И.В.Дубровина. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми.

15. В.И. Ковалько. Школа физкультминуток. - М.: Вако, 2007.

16. Т.В. Башаева. Развитие восприятия у детей форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 1997.

17. В.Т. Голубь. Графические диктанты. - М.: ВАКО.2004.

17. Б.П. Никитин. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М.: Просвещение, 1991.

18. Т.А. Ткаченко. Физкультминутки для развития пальцевой моторики. - М.: ГНОМиД, 2004.







Программа коррекция психомоторики с элементами дополнительного образования (бисероплетение)Программа коррекция психомоторики с элементами дополнительного образования (бисероплетение)Программа коррекция психомоторики с элементами дополнительного образования (бисероплетение)Программа коррекция психомоторики с элементами дополнительного образования (бисероплетение)Программа коррекция психомоторики с элементами дополнительного образования (бисероплетение)Программа коррекция психомоторики с элементами дополнительного образования (бисероплетение)Программа коррекция психомоторики с элементами дополнительного образования (бисероплетение)Программа коррекция психомоторики с элементами дополнительного образования (бисероплетение)Программа коррекция психомоторики с элементами дополнительного образования (бисероплетение)Программа коррекция психомоторики с элементами дополнительного образования (бисероплетение)Программа коррекция психомоторики с элементами дополнительного образования (бисероплетение)Программа коррекция психомоторики с элементами дополнительного образования (бисероплетение)Программа коррекция психомоторики с элементами дополнительного образования (бисероплетение)Программа коррекция психомоторики с элементами дополнительного образования (бисероплетение)Программа коррекция психомоторики с элементами дополнительного образования (бисероплетение)

© 2010-2022