- Преподавателю
- Школьному психологу
- Конспект для школьного психолога на тему: «Коррекционно-развивающая программа»
Конспект для школьного психолога на тему: «Коррекционно-развивающая программа»
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Меньшикова Ю.В. |
Дата | 18.12.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Цель- смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта
Задачи программы:
-
Развивать ориентацию аутичного ребенка во внешнем мире
-
Обучать его простым навыкам контакта
-
Обучать ребенка более сложным формам поведения
-
Развивать самосознание и личность аутичного ребенка
Методы: игротерапия, психотехнические игры.
Тематическое планирование занятий по программе
1 неделя
Игра «Руки»
Психолог берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда психолог продолжает похлопывание себе или с другим ребенком. При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки психолога по руке ребенка по типу
Лимон
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени ладонями вверх, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя
Цель- формирование эмоционального контакта с психологом
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления
2 неделя
Эмоциональные загадки
Участники делятся на две-три команды. Упражнение проходит в три серии. В первой серии каждая команда задумывает какую-нибудь эмоцию из списка, заранее заготовленного ведущим, после чего отправляет своего представителя команде-сопернице. Задача делегата - молча выслушать слово, задуманное соперниками, а затем после двухминутной подготовки невербально изобразить своим соратникам задуманное слово. Во второй серии командам предлагается задумать не только эмоции из ограниченного списка, но и вообще любое переживание (далее аналогично первой серии). В третьей серии команды имеют право задумать вообще любое слово, имеющее отношение к эмоциональной сфере
( может проводиться и в групповой , и в индивидуальной форме)
Изобрази животное
Начинается это упражнение обычно с фанта: его владелец должен изобразить животное, которое ему назовут: петуха, котенка или собаку. Следующих подростков можно попросить уже самостоятельно показывать какое-то животное. Так появляется медведь, змея, воробей, суслик, баран. Некоторых животных придется показывать в парах, русскую тройку - даже втроем
Цель: развитие навыков отражения и узнавания внешних эмоциональных проявлений
Цель: развитие самовыражения, эмоциональное раскрепощение
3 неделя
Сосулька
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы - сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы своего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1-2 минуты. Затем представьте, что под воздействием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу
Позови мячом
Ход занятия: ребята стоят в кругу, психолог кидает любому мяч, называя того ребенка по имени. Ребенок, поймавший мяч, должен кинуть следующему, также назвав его по имени, и так далее
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления
Цель-развитие речевого общения
4 неделя
игра « Моя семья».
Ребятам предлагается несколько ситуаций, в которых заранее с помощью психолога будут распределены роли. Например: «Поздравь маму с днем рожденья», «Пригласи друга в гости». Если ребята затрудняются, психолог должен включится в игру и показать, как следует вести себя в той или иной ситуации.
Эстафета с шариками
Подготовка
Четыре надутых воздушных шарика (лучше, если будут также несколько запасных).
Описание
Участники делятся на 3-4 равные команды, включающие четное число участников (для возможности работы в нарах). Между ним проводится эстафета по следующим правилам: первая пара из каждой команды получает воздушный шар, с которым должна пройти по дистанции (6-1 0 м) , попасть им в намеченную мишень (приблизительно 50 х 50 см) и вернуться назад. При этом брать шар в руки нельзя, он все время должен находиться в воздухе, а партнерам разрешено касаться его строго поочередно. Потом шар передается следующей паре из своей команды и т. п., пока он не побывает у каждой пары. Выигрывает команда, завершившая эстафету быстрее. Как вариант упражнения, шар зажимается двумя участниками между собой любым способом, трогать его руками запрещается. Пара, уронившая шарик, начинает с начала дистанции.
Обсуждение
Какие эмоции возникли по ходу игры? Что за качества, помимо ловкости, требуются, чтобы добиться победы в такой эстафете? Где еще нужны эти качества?
Цель- развитие личностно - мотивационной сферы
Цель- установление взаимопонимания в парах. Выработка умения действовать скоординированно с партнерами, быстро, решительно и ловко