Программа Мудрая мама по подготовке детей к школе

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

НОУ « Альянс: интеллектуальные технологии»


«Согласованно»

ФГБОУ ВПО ВГПУ

___________________

_____________________

_____________________

«06» сентября 2012г.








ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Мудрая мама»





Автор- составитель:

педагог - психолог

Бочарникова А.А.





г. Воронеж



2012


ПРОГРАММА

организации процесса помощи родителям в адаптации

первоклассников к школьному обучению


Введение

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Индикаторы трудности процесса адаптации ребенка к школе:

-негативные изменения в поведении ребенка (чрезмерное возбуждение, агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность, чувство страха, нежелание идти в школу) и т.д.,

- замедление роста,

-уменьшение массы тела.

Пояснительная записка

Модифицированная рабочая программа, направлена на оказание помощи родителям в преодолении интеллектуальных и эмоциональных трудностей у детей в период адаптации.

Актуальность определяется тем, что очень часто при поступлении в школу у младших школьников повышенный уровень тревожности, что может быть связано с различными проблемами каждого индивидуального ребенка. Новизна разработанной рабочей программы состоит в использовании современных технологий: социально-психологических тренингов для родителей, упражнений, лекций ведущих специалистов-психологов,сюжетно ролевых игр.

Программа разработана с учетом возрастных особенностей первоклассников, ведущей деятельностью которых до поступления в школу была игровая деятельность.

Миссия программы:

Обеспечение качественного психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе как раскрытие ресурсов: индивидуальных, семейных, социальных.

Ключевая идея:

Создание эффективной комплексной системы взаимодействия субъектов образовательного процесса с целью успешной адаптации ребенка к школе. Планируемый результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе.

Целевая группа: Занятия проводятся с родителями в группах ( 10-20 человек )с учетом социального запроса , в соответствии с утвержденной программой и возрастными особенностями дошкольников.

Периодичность: Программа рассчитана на период подготовительных курсов для первоклассников( сентябрь-май) 1 раз в неделю по 1,5 часа. Освоение курса предполагает 48 часов.

Цель: создание психолого-педагогических условий поддержки родителей, обеспечивающих адаптацию первоклассников к освоению программы начальной школы.

Общие задачи:

  1. Обозначить образ «Я» ребенка-дошкольника

  2. Снятие состояния психологического дискомфорта у родителей.

  3. Помочь родителям в успешной адаптации ребенка к школьной среде.

  4. Выявить роль семьи в процессе адаптации ребенка к школе.

  5. Определить формы организации адаптивной среды для ребенка-дошкольника на начальном этапе обучения.

Основные задачи программы:

1.Содействие родителям будущих первоклассников в обеспечении подготовки ребенка к школьному обучению ,в психолого-педагогическом просвещении родителей будущих первоклассников.

2. Организация нетрадиционных форм взаимодействия с семьями воспитанников для более активного их включения в образовательный процесс.

Условия проведения занятий:


  1. Принятие родителя таким, какой он есть;

  2. Нельзя не торопить, не замедлять игровой процесс;

  3. Учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из проблемных ситуаций;

  4. Начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить
    ощущение целостности и завершённости;

  5. Все тренинги комментируются родителями;

  6. В любой игре родителю предлагается возможность импровизации.

Все занятия имеют гибкую структуру, наполняемую разным содержанием.

В содержании программы занятий выделяются три блока, которые обеспечивают решение поставленных задач.

  1. Блок - информационный - включает лекции для родителей, направленные на создание оптимальных условий для организации подготовки старших дошкольников к школьному обучению.

  2. Блок - коррекционно - направленный + обучающий - коррекция
    нарушений воспитательного процесса детей в период адаптации.

  3. Блок - развлекательный + обучающий + контрольный.

Контрольный этап позволяет увидеть эффективность коррекционной работы.
Контроль осуществляется с использованием всех диагностических материалов.


Структура занятия.

Ритуал приветствия - 3 минуты.

Разминка - 10 минут. Мини-тренинги

Информационный блок-30 минут (Презентация основного материала)

Коррекционно-развивающий этап- 35 минут(Практическое применение полученных навыков и знаний)

Подведение итогов- 10 минут.

Ритуал прощания - 2 минуты.

Ожидаемыми результатами являются:

  1. Коррекционно-развивающая работа направлена не только на снижение тревожности, но и на развитие коммуникативных навыков, на повышение представлений о собственной ценности, на развитие уверенности в собственных силах, а также способности наиболее успешно реализовать себя в поведении и взаимодействии с окружающими людьми.

  2. Снижение уровня тревожности родителей. Осознание проблемы тревожных детей (необходимо вовремя распознать проявления тревожности и помочь детям стать увереннее в себе, научить управлять собой в различных ситуациях.)

  3. Усиление способности социальной адаптации и стрессоустойчивости
    людей в современных быстроменяющихся условиях.

  4. Раскрыть вопросы о понятии тревожности, ее причинах, об особенностях поведения детей, имеющих тревожность.

  1. Укрепление и развитие психического и психологического здоровья школьников в период адаптации.

  2. Умение родителей самостоятельно справляться с различного рода страхами.

  3. Уменьшение конфликтности в отношениях «ученик-учитель», «ученик-ученик», «ученик-родитель».

Формы работы:

  • Тренинги;

  • Лектории;

  • Беседы;

  • Тестирование;

  • Проективные методики;

  • Мастер-классы;

  • Рефлексия.

Программа опирается на классические психологические подходы и методы.

Основные из них кратко описаны ниже:

1. Одним из основополагающих является арт-терапевтический метод (рисование, лепка, коллаж, аппликация, работа с фольгой). Это во многом связано с его наглядностью, яркостью, доступностью. Кроме того, дает возможность родителям помочь детям в развитие их творческих способностей и самовыражения.

2. Сказкатерапия - метод, позволяющий, вставать в позицию другого человека, смотреть на ситуацию со стороны и находить в ней ресурсы. К тому же сказка помогает снизить напряженность, остроту эмоционального восприятия проблемы и построить адекватную защиту: «Это происходит не со мной, а с героем». Драматизация - разыгрывание, в частности в сказках, ситуаций, вызывающих тревогу, и нахождение выхода из них - символического или конкретного.

3. Метод релаксации, мышечного и эмоционального расслабления с помощью музыкального сопровождения и соответствующего текста, обычно завершает занятие наряду с обратной связью. Обратная связь - обмен впечатлениями, мнениями, групповая и индивидуальная рефлексия участников.

4. Тренинги, помогают найти верное решение из проблемной ситуации.

5.Ароматерапия-метод,позволяющий, снять эмоциональное напряжение и расположить человека к общению.

6. Мастер - класс-развитие практических умений и навыков.


Тематический план


Тема

Цели и задачи

Содержание работы

1блок. «Информационный»

16 часов

  • Снятие негативных эмоций, связанных со школой; помощь в адаптации ребенка к школе.


  • Сплочение коллектива.

  • - включает лекции для родителей, направленные на создание оптимальных условий для организации подготовки старших дошкольников к школьному обучению.

2 блок.

«Коррекционно - направленный + обучающий»

16 часов


  • Развитие навыков сотрудничества, доверительного отношения друг к другу.

  • Сплочение классного коллектива.

  • коррекция
    нарушений воспитательного процесса детей в период адаптации.

3 блок.

«Развлекательный + обучающий + контрольный»

16часов


  • Воспитание бережного отношения к своему ребенку.

  • Развитие познавательной активности первоклассника.

  • Снятие психоэмоционального, физического напряжения дошкольника в период адаптации к школе.

  • Приветствие разными способами

  • Упражнения согласно тематике

  • Тренинги

  • Беседы

  • Сказкатерапия

  • Ароматерапия

  • Мастер-классы



ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Алябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. М.: Сфера , 2003.

  2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер, 2001.

  3. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

  4. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - СПб.: Союз, 1997.

  5. Копытин А.И. Руководство по групповой арт-терапии. - СПб.: Речь, 2003.

  6. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб.: Речь, 2003.

  7. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2005.

  8. Психотерапия детей и подростков / Под ред. Ф. Кендалла. - СПб.: Питер, 2002.

  9. Тесты детской апперцепции (CAT, CAT-H, CAT'S): Справочное руководство / Общ.ред. А.С. Галанова. - Ярославль, 1999.

  10. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения / Пер. с нем.;в 4 ч. Ч. 2, 3. - М.: Генезис, 2001.

  11. Шепко Е. Л. Нарушения психического развития у детей. Иркутск, 2004.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Ермолаева М. В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. М. -Воронеж Модек,1998.

  2. Ульенкова У. В. Лебедева О. В., Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. М.: Владос, 2002.

  3. Шипицина Л. М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. Спб.: Речь, 2003.

  4. Шипицина Л. М. Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2004.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

(общее количество занятий-48)

1,5часа в неделю.


ЗАНЯТИЕ 1.

«ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЭТО Я»

Цель: знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочение родителей, эмоциональное и мышечное расслабление.

Материалы для занятия: видеопроектор, компьютер, спокойная музыка, большой лист бумаги, бумага фА4, цветные карандаши, маркеры, бейджики.

  1. Разминка: Упражнение «Доброе утро…» Родители вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается поприветствовать друг друга Доброе утро Саша … Оля…и т.д.

  2. Информационная минутка «Психологические трудности адаптации ребенка к школе»

  3. Тренинг «Психологической разгрузки»

  4. Упражнение «Рыбалка» Родители ловят рыбку с пожеланием. На полу выкладываются макеты рыб на разном расстоянии друг от друга, каждый должен выловить рыбку.

  5. Упражнение «Наши -эмоции »Родители рисуют рисунок, что дает возможность определить эмоциональное состояние в момент проведения занятия.

ЗАНЯТИЕ 2.
«МОЁ ИМЯ»

Цель: раскрытие своего «Я», Формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, видеопроектор, компьютер, спокойная музыка, бумага А4, цветные карандаши, маркеры, бейджики
1.Разминка. «Клубок энергии»

2. Информационная минутка «Физиологические трудности адаптации ребенка к школе»

3. Игра «Моё имя» Психолог задаёт вопросы; родители по кругу отвечают.

  • Вам нравится ваше имя?

  • Хотели бы Вы, чтобы Вас звали по -другому? Как?

При затруднении в ответах психолог называет ласкательные производные от имени,

а родитель выбирает понравившееся.

Психолог говорит: «Известно ли вам, что имена растут вместе с людьми? Сегодня ваши дети маленькие и имя у них маленькое. Когда он подрастёт и имя подрастёт вместе с ним и станет полным, например: Маша - Мария; Дима - Дмитрий т.д.

4. Игра «Разведчики» Дети выстраиваются змейкой друг за другом. В зале расставляются стулья беспорядочно. Первый в колонне ведёт запутывая, а последний запоминает этот путь

и должен будет потом его воспроизвести.

5. Рисование самого себя. Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах:

  • в зелёном - такими какими они представляются себе;

  • в голубом - какими они хотят быть;

  • в красном - какими их видят друзья.

6.Минутка рефлексии.

7. Упражнение «Горячие ладошки» См. 1 занятие.


ЗАНЯТИЕ 3.
«НАСТРОЕНИЕ»

Цель: осознание своего эмоционального состояния, снижение психоэмоционального напряжения, развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы; «пружинки» на отдельных листах.

1. Приветствие.

2. Упражнение «Возьми и передай» смотря друг другу в глаза , мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку.

3. Информационная минутка «Невнимательность у детей»

4. Упражнение «Развитие внимательности»

5. Рисование на тему «Моё настроение» После выполнения рисунков родители рассказывают какое настроение они изобразили.

6. Упражнение «Закончи предложение» Родителям предлагается закончить предложение: Взрослые обычно боятся….; дети обычно боятся….; мамы обычно боятся….; папы обычно боятся….
7.Рефлексия

8. Упражнение «Горячие ладошки»

ЗАНЯТИЕ 4.
«НАСТРОЕНИЕ»

Цель: осознание своего самочувствия, снижение эмоционального напряжения, уменьшение

тревожности, снижение мышечных зажимов.

Материал к занятию: магнитофон, спокойная музыка; маркеры, ватман.

1. Разминка

2. Упражнение «Злые и добрые кошки» Чертим ручеёк. По обе стороны ручейка находятся

злые кошки. Они дразнят друг друга, злятся друг на друга. По команде встают в центр ручейка и превращаются в добрых кошек, говорят ласковые слова. Далее

анализируем возникшие чувства.

3. Информационная минутка «Развитие памяти»

4. Тренинг на развитие памяти у детей .

5. Рефлексия.

6. Рисование на тему «Автопортрет» Родителям предлагается нарисовать себя с тем настроением, с которым они пойдут с занятия.

7. Упражнение «Анимация настроения»


ЗАНЯТИЕ 5.
«НАШИ СТРАХИ»

Цель: стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса ребёнка.
Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, подушка.

1. Упражнение «Улыбка».

2.Информационная минутка «Как преодолеть страх перед школой».

3. Упражнение «Расскажи свой страх» Психолог рассказывает о своих собственных страхах, тем самым показывая, что страх - нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем родители сами рассказывают, чего они боялись, когда были маленькими.
4. Рисование на тему «Чего я боялся, когда был маленьким».

5. Упражнение «Чужие рисунки» родителям по очереди показывают рисунки «страхов», только что нарисованных, все вместе придумывают, чего боялись эти дети и как им можно помочь. Упражнение «Страшная сказка по кругу» взрослые сочиняют вместе страшную сказку. Они говорят по очереди, по 1-2 предложения каждый. Сказка должна нагромоздить так много страшного, чтобы это страшное превратилось в смешное.

6. Рефлексия.

7. Упражнение «Горячие ладошки»

ЗАНЯТИЕ 6.
«Я КАПРИЗУЛЯ»

Цель: преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение упрямства, снижение эмоционального напряжения.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, подушка, задорная музыка, компьютер.

1. Упражнение «Улыбка»

2. Информационная минутка «Если ребенок капризничает» Онлайн лекторий ведущего психолога.

3. Тренинг с родителями «Снятие тревожности»

4. Упражнение «Прогони Бабу - Ягу» Родителя просят представить, что в подушку залезла Баба - Яга, её необходимо прогнать громкими криками. Можно громко стучать по подушке ладошкой.
5. Рефлексия

6. Упражнение «Комочек пожеланий»

ЗАНЯТИЕ 7.
«ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС»

Цель: развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, ватман или кусок обоев,

пуговицы.

1. Упражнение «Приветствие».

2. Упражнение «За что меня любит мама…папа…сестра…и т. д.» Родителям предлагается сказать, за что их любят дети и за что они любят детей.

3. Информационная минутка «Система взаимоотношений с ребенком в период адаптации к школе».

4. Упражнение «Неопределённые фигуры» Психолог показывает различные фигуры, родители говорят, на какие предметы они похожи.

5. Коллективная картина «Волшебный лес» Психолог предлагает родителям представить лес, и выложить его из пуговиц. Далее обсуждаем, что получилось, что удалось изобразить вместе.

7. Рефлексия

8. Упражнение «Горячие ладошки»

ЗАНЯТИЕ 8.
«СКАЗОЧНАЯ ШКАТУЛКА»

Цель: Формирование положительной «Я-концепции», самопринятия, уверенности в себе, снижение тревожности, выявление положительных черт личности.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, шкатулка, мяч.

1. Упражнение «Улыбка»

2.Информационная минутка «Развитие мелкой моторики рук»

3. Упражнение «Плетение бисером»

4. Советы родителям.

5. Рисование на тему «Волшебные зеркала» Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах, но не простых, волшебных: в первом - маленьким и испуганным; во-втором - большим и весёлым; в третьем - небоящимся ничего и сильным.

После задаются вопросы: какой человек симпатичнее? На кого ты сейчас похож? В какое зеркало ты чаще смотришься?

6. Упражнение «Горячие ладошки»

ЗАНЯТИЕ 9.
«ВОЛШЕБНИКИ»

Цель: снижение психомышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления

эмоций, развитие социального доверия.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка.

1. Упражнение «Приветствие»

2.Информационная минутка «Переутомление - одна из причин дезадаптации»

3. Советы родителям.

4. Релаксация. Упражнение «Волшебный сон» Все отдыхают, и всем снится один и тот же сон, который рассказывает психолог.

6. Рисуем, что увидели во сне. Каждый вспоминает, что он увидел во сне, и рисует эту картинку.
7.Ароматерапия. Упражнение «Анимации настроения»

ЗАНЯТИЕ 10.
«СОЛНЦЕ В ЛАДОШКЕ»

Цель: освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, повышение

уверенности в своих силах повышение значимости в глазах окружающих.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, фотографии детей, краски альбомные листы.

1. Упражнение «Приветствие»

2. Упражнение «Неоконченные предложения» Родителям предлагаются предложения, которые нужно закончить.

«Я люблю…», «Меня любят…», «Я не боюсь…», «Я верю...», «В меня верят…», «Обо мне заботятся…»

3. Информационная минутка «Роль отрицательных эмоций в жизни ребенка».

4. Игра «Комплименты» Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседа, говорит: «Мне нравится в тебе….» Принимающий кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне

очень приятно!» Упражнение продолжается по кругу. Далее обсуждаем чувства, которые испытали при выполнении данного задания.

5. Релаксация «Для тебя»

7. Упражнение «Комплементы»

ЗАНЯТИЕ 11.

«КОНФЛИКТ».


Цель: стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса ребёнка. Помочь распознать конфликт и уменьшить его.

Материалы к занятию: музыкальное сопровождение.

1. Упражнение «Дружба начинается с улыбки». Работают в парах, один из участников продолжает фразу «Мы с тобой друзья потому что…»

2. Информационная минутка «Конфликт»

3. Арттерапия «Моя агрессия»

4.Рефлексия

ЗАНЯТИЕ 12.

«ОДИН В ШКОЛЕ»

Цель: Цель:снижение психомышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, развитие социального доверия снять страх перед миром взрослых, ускорить адаптацию к социуму (социальные страхи).

Материалы к занятию: музыкальное сопровождение.

1. Ритуал приветствия.

2. Упражнение «Море волнуется раз» (изобразить разные эмоции).

3. Просмотр фрагмента американского фильма «Один дома». Беседа о фильме. Бывают ли подобные ситуации в жизни и как в них себя вести?

4. Тренинг «Один в школе» (модификация игры «Один дома»). Представьте себе, что ваш ребенок остался один в школе. Как бы он себя повел? А Вы?

5. Релаксация «Водопад»

6. Ритуал прощания. Салют: все складывают ладошки пирамидкой и со словом «ураааа!» поднимают руки вверх.

ЗАНЯТИЕ 13.

«Сказкатерапия»

(социальные страхи)

Цель: помочь справиться с негативными переживаниями, формировать уверенность в себе.

Материалы к занятию: музыкальное сопровождение.

1. Ритуал приветствия.

2. Упражнение «Изобрази свое настроение ».

3. «Сказкатерапия»: «Как я опоздал на работу». Родитель, для которого актуальна проблематика социальных страхов, играет главную роль - подрядчика, опоздавшего на работу. Партнер-работодатель. Сочиняется сказка. Ведущий помогает, направляя сюжет. По окончании, меняются, и проговаривают чувства; затем он занимает позицию со стороны, обособляясь от всей ситуации в целом и приобретая опыт децентрации. В конце проигрывается успешный вариант развития событий.

4. «Советы родителям, если его ребенок оказывается в подобной ситуации».

5. Релаксация «Звуки леса».

6. Ритуал прощания. Салютсо словами: «До скорой встречи!»



ЗАНЯТИЕ 14.

«ТЕТЕНЬКА ТЕМНОТА»

(страх темноты)


Цель: снять страх, уменьшить тревожность, снижение психомышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, развитие социального доверия.

Материалы к занятию: музыкальное сопровождение, длинное темное покрывало (можно темные шторы), затемненная комната.

1. Ритуал приветствия «Что радостного было на выходных?».

2. Информационная минутка « Страх темноты».

3. Рекомендации психолога

4. Упражнение «Беседа с тетенькой Темнотой». Тетенька Темнота рассказывает детям про свою печаль и просит их подружиться с ней. Дети по желанию трогают Темноту, жалеют ее, говорят ласковые слова. Затем желающие могут превратиться в саму тетеньку Темноту, накинув на себя ее темное покрывало. Остальные дети продолжают жалеть ее.

5. Рефлексия.

6. Релаксация «Пляж»

8. Обратная связь. «Что понравилось, что не понравилось?»

9. Ритуал прощания. Салют.


ЗАНЯТИЕ 15.

«СТРАШНЫЕ СНЫ»

(страх снов)

Цель: освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, повышение уверенности в своих силах повышение значимости в глазах окружающих.

Материалы к занятию: музыкальное сопровождение.

1. Ритуал приветствия «Как хорошо, что в нашей группе есть Сережа…» Слова говорятся нараспев и перечисляются имена всех участников группы.

2. Информационная минутка « Причины страшных снов».

3. Ароматерапия.

4.Фитотерапия.

5. Тест :Умеете ли вы слушать ребенка.

5. Ритуал прощания. Салют.






ЗАНЯТИЕ 16.

«ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ»

Цель: уменьшить тревожность, свести к нулю причины дезадаптации.

Материалы к занятию: музыкальное сопровождение, презентация.

1. Ритуал приветствия. Поздороваться ручками, ножками, и пр.

2. Презентация«Трудности адаптации ребенка к школе».

3. Правила, которые помогут ребенку в общении

4.Тест « Знаете ли вы своих детей»

7. Упражнение «Подарки и пожелания » Вырезание цветов.

8. Ритуал прощания. Салют.

ЗАНЯТИЕ 17.

«МАМИЩЕ ИЛИ МАМУЛИЧКА»


Цель: преодоление негативных переживаний, снижение эмоционального напряжения.
Материалы к занятию: музыкальное сопровождение страшная маска желтого цвета, лунная дорожка» - желтые листы бумаги на полу, напряженная музыка.

1. Ритуал приветствия.

2. Упражнение «Снеговик».родители стоят в позе снеговиков, напрягая все мышцы тела, как будто они скованы морозом. Ведущий говорит: «Пришла весна, и солнышко стало пригревать снеговиков, они стали понемногу таять: руки, голова, плечи, ноги (дети медленно опускаются на коврик). Снеговики превратились в лужи (дети лежат на ковре). Солнце пригревало лужицы, и вода из них стала испаряться и подниматься в небо. Лужицы превратились в облака, и ветер погнал их по небу (дети встают, поднимают руки вверх и плавно двигают ими)». Цикл может проигрываться 2-3 раза под медленную музыку.

3. Информационная минутка «Агрессивный ребенок»

5. Рисунок понравившегося момента из сказки.

6. Обратная связь. Обсуждается, что понравилось, не понравилось на занятии.

7. Релаксация «Солнечный зайчик».

8. Ритуал прощания. Салют.









ЗАНЯТИЕ 18.

«Чего ждут от вас ваши дети»


Цель: развитие социального доверия.

Материалы к занятию: музыкальное сопровождение, платки, шали, шляпы, шапки.

1. Ритуал приветствия.

2. Тест «Чего ждут от вас ваши дети»

3. Информационная минутка «Почему они со мной не дружат»

4. Советы психолога.

5. Рефлексия.

6. Ритуал прощания. Салют.

ЗАНЯТИЕ 19.

« Я ТАКОЙ»

Цель: развитие социального доверия, помощь родителям в общении с гиперактивным ребенком.

Материалы к занятию: музыкальное сопровождение.

1. Ритуал приветствия.

2.Информационная минутка «Если ребенок гиперактивный».

3. Советы психолога.

4. Тренинг.

5. «Я боюсь - не боюсь». Родители передают мячик и отвечают на вопрос, чего они перестали бояться.

6. Релаксация «Лес»

7. Ароматерапия.

8.Изготовление шаблонов для семейного фото.

8. Ритуал прощания. Доброе слово.

ЗАНЯТИЕ 20.

«РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ »


Цель: Помочь родителям в развитие у ребенка креативного мышления.

Материалы к занятию: музыкальное сопровождение, презентация.

1. Ритуал приветствия.

2. Тест «На сколько вы креативно мыслите»

3. Информационная минутка «Креативное мышление»

4. Советы психолога.

5. Тренинг «Развитие креативного мышления.

6.Рефлексия

7.Упрожнение «Рыболов»

Приложение

Проявление школьнойдезадаптации у младших школьников



Форма дезадаптации

Причины

Коррекционные мероприятия


Неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности

Недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка, отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей

Специальные беседы с ребенком, в ходе которых надо установить причины нарушений учебных навыков и дать рекомендации родителям

Неспособность произвольно управлять своим поведением

Неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений)

Работа с семьей; анализ собственного поведения учителем с целью предотвратить возможное неправильное поведение

Неспособность принять темп школьной жизни (чаще встречается у соматически ослабленных детей, детей с задержками развития, слабым типом нервной системы)

Неправильное воспитание в семье или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей

Работа с семьей, определение оптимального режима нагрузки ученика

Школьный невроз, или «фобия школы», - неумение разрешить противоречие между семейными и школьными «мы»

Ребенок не может выйти за границы семейной общности - семья не выпускает его (чаще это у детей, родители которых бессознательно используют их для решения своих проблем)

Необходимо подключение школьного психолога - семейная терапия или групповые занятия для детей в сочетании с групповыми занятиями для их родителей


© 2010-2022