Конспект группового занятия по теме Поговорим по душам

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кирилина Тамара Ивановна,

Татарстан, г.Казань,

МОУ «Татарско-русская средняя

образовательная школа № 68

с углубленным изучением

отдельных предметов»,

педагог-психолог,

высшая кв.категория


«Поговорим по - душам»

(групповое занятие с учащимися среднего звена)

(Оригинальная авторская разработка)

Форма проведения: групповое занятие

Цель: формирование толерантного отношения друг к другу, осознание эмоционального состояния в конфликтной ситуации и последствия «слухов».

Ход занятия.

Психолог: Ребята, в нашей жизни часто возникают конфликтные ситуации, из-за которых друзья теряют друзей, дети не могут найти общего языка с родителями. Это отражается на нашем эмоциональном состоянии: гнев, обида, вина. Сейчас мы проиграем несколько упражнений, которые помогут нам понять, что мы чувствуем и с чем ассоциируется наше состояние в конфликтной ситуации, как терпимо, без вражды относится к чужому мнению. Ведь только толерантная личность, способная конструктивно разрешать конфликты, а не избегать их, смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом в целом.

Упражнение 1. «Поговорим по-душам»

Работа в парах. Возьмите любую тему, например, «Как я провел свой выходной». Рассказывая, используйте различные варианты общения:

  1. Тихо, спокойно, но нависая над другим;

  2. Громко, размахивая руками, но с нижней позиции;

  3. Стоя друг против друга, один проговаривает другому что-то сквозь зубы;

  4. Миролюбиво в равной позиции.

Рефлексия. Как вы чувствовали себя, услышав различную интонацию? В какой момент почувствовали себя некомфортно? Почему? Что хотели бы изменить?

Упражнение 2. «Эмоции»

Подберите образ-ассоциацию к словам:

Гнев-

Вина -

Враждебность -

Угроза -

Зависть-

Заинтересованность-

Радость -

Свобода -

Уверенность -

Почему вы выбирали такие ассоциации. С чем они связаны?

Психолог: Наши конфликты иногда возникают из-за «слухов», когда мы пересказываем то, что не видели и не слышали. А иногда мы вовлекаем в наш конфликт взрослых (родителей и учителей) рассказывая свою версию в своей интерпретации. Следующие упражнения помогут понять, почему это происходит.

Упражнение 1. «Слышу - не слышу, вижу - не вижу»

Ребятам предлагается вначале потренироваться в следующем: закрыв уши ладошками, оставить глаза открытыми, затем закрыть глаза, открыть уши, через определенный промежуток опять все поменять.

Далее ведущий прочитывает текс, в сопровождении ему помогают четверо ребят, которые должны разыграть небольшую сценку. Когда, происходит действие, остальные должны, то закрывать глаза, то открывать уши и так до конца сценки.

Текст: «Группа ребят собралась на игровой площадке около своего дома. В начале, они весело разговаривали, обменивались впечатлениями о фильме «Обитаемый остров».

Среди ребят были Петя и Рустем, которые вдруг начали бурно выяснять и отстаивать свои взгляды на отдельный эпизод в картине. Каждый, доказывая свою правоту, надвигался на собеседника, размахивал руками, повышал голос.

- Ты в это время отвернулся, объясняя что-то Тане, и не видел, в этот момент ничего, как ты можешь утверждать, что это было, - громко говорил Петя Рустему.

- Сам ты ничего не видел, - отмахивался от него Рустем.

Началась потасовка, в которой ребята разделились между собой, одни стали заступаться за одного, другие за другого».

Рефлексия. Кто что услышал? Можно ли составить полную картину происходящего? Если ты сам не присутствовал при возникшей ситуации, можно ли верить слухам?

Упражнение 4. «Я и моя правда»

Работа в парах. Перескажите родителям ситуацию произошедшею с Таней и Наташей (Петей и Колей). Представьте, что вы один из участников данной ситуации, используя эмоции, жесты, перескажите ситуацию своим родителям так, чтобы они вас пожалели.

Текст. «Две подружки (друга) вместе долго общались, но однажды Таня (Петя) познакомилась (ся) с новой (ым) подружкой (другом). Наташа (Коля) стала (л) ревновать, и постоянно ругаться.

Таня выговаривала Наташе, что она её бросила. И однажды они разругались прямо в школе, начали оскорблять друг друга, вцепились друг в друга, Наташе порвала платье Тана, Таня поцарапала Наташу. Их разняли. Придя домой, Таня заранее рассказала маме, как по её мнению все случилось».

Покажите и расскажите, что могла передать Таня маме, учитывая, что зачинщиком были вы.

Рефлексия. Как такое часто встречается в жизни? Какую интонацию обычно выбирает человек? Почему он так делает?

Упражнение 5. «Незаконченные предложения»

«Я могу принять чужое мнение…»

«Мне трудно общаться со сверстниками, которые…»

«Мне легко общаться со сверстниками, которые…»

«Я отношусь к людям другой национальности…»

Упражнение 6. «Договоримся?»

Психолог. Ваш класс многонациональный: татары, русские, таджик, марийка, еврей.

Часто, указывая на национальность человека в неприемлемой форме, мы наносим ему глубокую обиду. Сравнив себя с другими, оказывается, что мы в общих чертах очень похожи. Нам хотелось бы, независимо от национальности, веры, хорошего к нам отношения, уважения, любви, внимания.

«Представьте себе, что вы очутились на острове с людьми другой веры, национальности, неизвестным вам языком. Разделитесь по 4 человека и разыграйте сценки, в которых вам нужно:

  1. попросить, чтобы вас накормили, т.к. по близости нет ни одного магазина и кафе;

  2. провели к дому, по определенному адресу, в котором живет ваш друг;

  3. чтобы вам оказали медицинскую помощь.

Люди вас не понимают, а иногда и враждебно относятся, найдите общий язык».

Рефлексия по занятию.

«Толерантность - это…»


Используемая литература отсутствует, т.к. упражнения придуманы по ситуациям, возникающим в школе.

© 2010-2022