Коррекционная работа с гиперактивными детьми

В работе с гиперактивными детьми учителю нужно поддерживать постоянный эмоциональный контакт с обучающимися: как можно чаще смотреть им в глаза, иногда дотрагиваться до плеча или спины, можно погладить по голове. Педагогу нужно помнить, что такие дети должны сидеть за первой партой. В работе с гиперактивными детьми требуется системный подход к коррекции психического развития ребенка. Нами была разработана структура коррекционно-развивающих занятий для гиперактивных детей, включающая специальные...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коррекционная работа с гиперактивными детьми

Коррекционная работа с гиперактивными детьми

Учитель может попросить ребенка:

  • выйти из класса и проскакать на правой ноге в один конец коридора, а затем обратно на левой;

  • раздать всем одноклассникам тетради;

  • стереть ненужные записи с доски.

Коррекционная работа с гиперактивными детьми

В работе с гиперактивными детьми учителю нужно поддерживать постоянный эмоциональный контакт с обучающимися: как можно чаще смотреть им в глаза, иногда дотрагиваться до плеча или спины, можно погладить по голове. Педагогу нужно помнить, что такие дети должны сидеть за первой партой.

В работе с гиперактивными детьми требуется системный подход к коррекции психического развития ребенка. Нами была разработана структура коррекционно-развивающих занятий для гиперактивных детей, включающая специальные игры и упражнения (некоторые из них можно включать в учебный процесс отдельно). Такие занятия должны проводиться дважды в неделю в течение двух месяцев. Каждое 4-е занятие проводится при участии родителей. Время проведения каждого занятия - 30-35 мин. Оптимальное количество учеников в группе - 5-6 человек, возраст - 6-12 лет. Занятия могут проходить индивидуально.

Структура коррекционно-развивающих занятий:

  • организационная часть (приветствие, игра с массажным мячиком) -2-3 мин;

  • дыхательные упражнения - 2-3 мин (приложение 1);

  • разминка для глаз - 4-5 мин (приложение 2);

  • упражнения для развития мелкой моторики рук - 4-5 мин (приложение 3);

  • развивающие игры и упражнения - 10-12 мин:

- на развитие произвольной регуляции деятельности (приложение 4);

- на развитие коммуникативной сферы (приложение 5);

- на развитие навыков концентрации внимания (приложение 6);

- на снятие эмоционального напряжения (приложение 7);

- двигательные упражнения (приложение 8);

  • упражнения на релаксацию (приложение 9) или слушание релаксационной музыки - 4-5 мин;

  • чтение скороговорок - 2-3 мин (скороговорки учитель подбирает по своему усмотрению).

Оборудование: зал для занятий, ковер, магнитофон, записи с релаксационной музыкой и звуками живой природы, массажные мячики.

Работа с родителями гиперактивных детей

Отдельное направление в системе коррекционной работе с гиперактивными детьми - это работа с родителями. Родители часто не задумываются о том, как они разговаривают с сыном или дочерью: часто ли критикуют, напоминают о чем-то, угрожают или допрашивают. Такие методы общения даже при самых благих намерениях родителей приводят к потере хороших отношений с ребенком, затрудняют, обедняют общение с ним.

Работая над коррекцией поведения гиперактивного ребенка мы предлагаем родителям заполнить анкету "Принципы воспитания ребенка" (приложение 10) и проанализировать ее результаты. Это помогает родителям либо утвердиться в правильности методов воспитания ребенка, либо осознать факт ошибочного выстраивания отношений с ним. Далее мы предлагаем следовать рекомендациям, которые предлагаются родителям в виде памяток (приложение 11).

Приложение 1

Дыхательные упражнения

1. Лечь на спину, положить одну ладонь на грудь, а вторую на живот. Сделав предварительно глубокий выдох, плавно и неторопливо вдохнуть носом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперед, поднимая руку. Грудная клетка при этом, должна оставаться в покое. Выдох производить плавно, через рот и по возможности полнее (3-5 ритмических дыханий).

2. Сделать плавный вдох носом, поднять прямые руки вперед и развести их вверх и в стороны. Положить ладони на грудную клетку и сделать выдох (3-6 раз).

3. После спокойного вдоха сделать плавный выдох через рот, слегка увеличивая и уменьшая отверстие между губами. Щеки не надувать (10 раз).

4. Вдохнув носом, сделать быстрый, резкий выдох через рот. Следить за тем, чтобы во время выдоха передняя стенка живота быстро втягивалась внутрь и вверх, как это происходит во время кашля (7-10 раз).

5. Вдохнуть носом, на плавном выдохе воспроизводить тихий, длительный, монотонный свист. Свистеть легко, свободно. Губы не напрягать, экономно выдыхать.

6. Поглаживать нос от кончика вверх средними пальцами по ноздрям - выдох. Закрыть одну ноздрю средним пальцем - вдох, выдох. Упражнение выполнять поочередно.

7. Широко открыть рот и подышать носом. Закрыть одну ноздрю средним пальцем - вдох. Выдох - через другую ноздрю (затем поменять).

8. Вдох через нос, выдох через углы рта (поочередно через правый и левый угол рта): плавно, прерывисто.

9. Быстрым, плавным движением развести прямые руки в стороны, развернув их ладонями вверх на уровне плеч, слегка прогнувшись назад. Одновременно сделать быстрый глубокий вдох носом. Медленно и плавно выдохнуть через рот.

10. Вдохнуть через нос, наклонить туловище вправо, правой рукой дотянуться до пола. Левая ладонь при этом скользит вдоль туловища вверх до подмышечной впадины. Принять исходное положение, сделать глубокий выдох носом и повторить упражнение в противоположную сторону.

11. Левая рука на поясе. Вдох носом, сделать три пружинящих наклона корпусом влево, подняв правую руку над головой. Выдохнуть через рот. Затем, выпрямляясь, быстро вдохнуть носом, сменить руки (правую на пояс, левую - над головой), повторить наклоны в правую сторону.

Решение учебных проблем младших школьников

12. Вдох - закрыть глаза, выдох - открыть. Каждый раз, открывая глаза, необходимо отмечать то, что видите (можно произносить название объектов вслух).

Приложение 2

Разминка для глаз

1. Зажмурить глаза, открыть их. Повторить 5 раз.

2. Делать круговые движения глазами: налево - вверх - направо - вниз - направо - вверх -налево - вниз. Повторить 10 раз.

3. Вытянуть руку вперед. Следить глазами за ногтем указательного пальца медленно прибли¬жая его к носу и удаляя. Повторить 5 раз.

4. Посмотреть вдаль (в окно) в течение одной минуты.

Упражнения для развития мелкой моторики рук

Приложение 3

"Колечко"

Как можно быстрее перебирать пальцами рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.

"Кулак - ребро - кулак"

Сжать левую руку в кулак, развернуть его пальцами к себе, большой палец отставить в сторону. Ребром выпрямленной ладони правой руки прикоснуться к мизинцу левой. Поменять положение рук. Повторить упражнение 6-8 раз.

"Лягушка"

Сесть за стол. Положить руки на стол: одна рука лежит на столе ладонью вниз, вторая сжата в кулак. Быстро менять положение рук.

"Замок"

Скрестить ладони, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки ладонями от себя. Двигать пальцем, который укажет учитель. Палец должен двигаться точно и четко.

"Змейки"

Представить, что пальцы - это маленькие змейки. Они могут двигаться - извиваться, вращаясь вправо и влево, снизу вверх и сверху вниз. При двуручном выполнении ладони сначала "смотрят" от ребенка, потом друг на друга.

Варианты усложнения упражнений:

  • выполнять со слегка прикушенным языком;

  • с закрытыми глазами;

  • со слегка прикушенным языком и закрытыми глазами.

Короткие упражнения:

  • размять поочередно пальцы левой руки, затем правой;

  • стряхивать с рук воображаемые капли воды (6-7 раз);

  • "поиграем на пианино" (пальцы двигаются как при игре на инструменте).

Приложение 4

Упражнения на релаксацию

"Загораем"

Цель: расслабление мышц ног. Исходное положение (далее - и. п.): лежа.

Учитель: Давайте ляжем, представим себе, что ноги загорают на солнце. Поднимите ноги и держите на весу. Ноги напряглись, стали твердыми, каменными. Опустите ноги. Они устали, а теперь отдыхают, расслабляются. Как хорошо, приятно стало. Вдох - пауза. Выдох - пауза.

Мы прекрасно загораем!

Выше ноги поднимаем!

Держим... держим... напрягаем...

Загораем! Отпускаем.

"Кораблик"

Цель: расслабление мышц ног. И. п.: стоя.

Учитель: Представьте, что вы на корабле. Качает. Прижимаем по очереди ноги к полу, чтобы не упасть.

Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать! Крепче ногу прижимаем, А другую расслабляем.

"Штанга"

Цель: расслабление мышц ног, рук, корпуса. И. п.: стоя.

Учитель: Встаньте. Представьте себе, что вы поднимаете тяжелую штангу.

Мы готовимся к рекорду,

Будем заниматься спортом (наклон вперед).

Штангу с пола поднимаем (выпрямиться, поднять руки вверх).

Крепко держим... и бросаем!

Наши мышцы не устали

И еще послушней стали.

Нам становится понятно:

Расслабление приятно!

"Любопытная Варвара"

Цель: расслабление мышц шеи. И.п.: стоя, сидя.

Учитель (дети повторяют движения, о которых говорит учитель):

Любопытная Варвара

Смотрит влево...

Смотрит вправо.

А потом опять вперед -

Тут немного отдохнет.

А Варвара смотрит вверх!

Выше всех, дальше всех!

Возвращается обратно -

Расслабление приятно! Вдруг посмотрит она вниз - Мышцы шеи напряглись! Возвращается обратно - Расслабление приятно!

"Шарик"

Цель: расслабление мышц живота. И. п.: стоя.

Учитель: Представьте, что вы надуваете воздушный шарик. Положите руку на живот.

Вот как шарик надуваем!

А рукою проверяем (выполнить вдох).

Шарик лопнул, выдыхаем (выполнить выдох),

Наши мышцы расслабляем.

Дышится легко. ровно. глубоко.

"Раскачивающееся дерево"

Цель: общая релаксация. И. п.: стоя.

Учитель предлагает детям представить себя деревом. Корни - ноги, ствол - туловище, крона - руки и голова. Начинает дуть ветер. Дерево качается вправо - влево, вперед - назад (по 3-5 раз). При выполнении упражнения следует соблюдать ритмичность дыхания.

"Парусник"

Цель: общая релаксация. И. п.: стоя.

Учитель: А теперь представим, что каждый из нас - лодка с парусом. Подул ветерок и парус расправился. Ветер утих - парус сник.

"Сотвори солнце в себе"

Цель: общая релаксация. И. п.: стоя, сидя.

Учитель: Солнце всем светит, всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Мы направляем к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем-всем (руки развести в стороны перед собой).

"Солнышко"

Цель: общая релаксация. И. п.: стоя.

Учитель: Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Опустим руки, теперь они у нас отдохнут. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова.

"Гора"

Цель: общая релаксация. И. п.: стоя.

Учитель: Спину держите ровно, голову не наклоняйте, руки опустите вниз. Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело - как гора. Одна половинка горы говорит: "Сила во мне!" - и тянется вверх. Другая говорит: "Нет, сила во мне!" - и тоже тянется вверх. "Нет! - решили они, - Мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих". Потянулись вместе, сильно-сильно. Медленно опустите руки и улыбнитесь. Молодцы!

"Деревце"

Цель: общая релаксация, выработка осанки. И. п.: стоя.

Учитель: Ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Делаем спокойно вдох и выдох, плавно поднимаем руки вверх. Держим их ладонями друг к другу, пальцы вместе. Тянемся всем телом. Вытягиваясь вверх, представляем крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. Опускаем руки и расслабляемся.

"Голубое небо"

Цель: общая релаксация.

Сесть прямо, положить руки на колени раскрытыми ладонями вверх. При вдохе представить, что вдыхаете голубое небо (солнечный свет и т. д.) Можно выдыхать свое беспокойство, страх, напряжение. А вдыхать спокойствие, уверенность, легкость.

"Превращения"

Цель: общая релаксация. И. п.: стоя.

"Жираф": движения головой вверх-вниз, круговые движения вправо-влево. "Осьминог": круговые движения плечами назад-вперед, плечи поднять, опустить (оба плеча одновременно, затем по очереди).

"Птица": руки поднять, опустить (как крылья), круговые движения назад-вперед. "Обезьяна": наклон вперед, круговые движения туловищем вправо-влево. "Лошадь": поднимать по очереди ноги, сгибая в коленях.

"Аист": подняться на носки, опуститься, круговые движения правой ногой, затем левой (по полу).

"Кошка": потягивание всем телом, поднять вытянутую правую руку, а затем - левую.

Приложение 5

Упражнения на развитие произвольной регуляции деятельности

"Послушай тишину"

Сесть на пол. Закрыть глаза и послушать звуки на улице за окном, в комнате, свое дыхание, биение сердца.

"Костер"

Сесть в круг, представить, что в центре круга - костер. Выполнить команды учителя:

  • "жарко" - отодвинуться от воображаемого костра;

  • "руки замерзли" - протянуть руки к костру;

  • "ой, какой большой костер" - встать и помахать руками;

  • "искры полетели" - похлопать в ладоши;

  • "костер принес дружбу и веселье" - взяться за руки и ходить вокруг костра.

"Запрещенное движение"

Вариант 1. Встать лицом к ведущему. Под музыку повторять движения, которые он показывает. Затем выбрать одно движение, которое запрещается выполнять, даже если ведущий показывает его. Тот, кто повторит, выходит из игры.

Вариант 2. Ведущий называет вслух цифры. Играющие повторяют их хором, кроме одной, повторять которую запрещено. Когда ведущий называет запрещенную цифру, нужно хлопнуть в ладоши.

"Кричалки, шепталки, молчалки"

Учитель готовит специальные сигнальные карточки в виде кружков, окрашенных в красный, синий и желтый цвета. После того, как учитель поднял красный круг, дети начинают громко разговаривать; желтый круг - говорить шепотом. Заканчивается игра зеленым кругом - дети должны замолчать.

"Зашифрованное предложение"

Сесть в круг, повторять за учителем короткие предложения для запоминания, например: "Дети играют во дворе". Зашифровать предложения, добавляя через каждый слог вставку "хве".

Приложение 6

Упражнения на развитие коммуникативной сферы

"Менялки"

Сесть в круг, выбрать водящего (при помощи любой считалки), который встает и выносит свой стул за круг. Стульев становится на один меньше, чем играющих. Водящий говорит: "Меняются местами те ребята, у кого светлые волосы" и т. д. Имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами. Водящий старается занять свободное место.

"Неожиданные картинки"

Сесть в круг, приготовить восковые мелки и подписанные листы белого картона. По команде учителя рисовать какую-нибудь картинку, по следующей команде передать ее соседу справа. Продолжать дорисовывать незаконченную картинку соседа. Игра продолжается до тех пор, пока рисунки не сделают полный круг.

"На одну букву"

Сесть в круг. Один из участников произносит про себя алфавит, остальные дети говорят "стоп", на какой букве он остановился, на такую букву остальные придумывают слова. Выигрывает тот, кто последний назовет слово на заданную букву.

"Путаница"

Встать в круг, взяться за руки. Водящий выходит из комнаты или отворачивается. Не отпуская рук, дети "запутываются" в кругу. Задача водящего: распутать "путаницу"

"Тачка"

Разбиться на пары. Один из партнеров принимает "упор лежа", другой берет его за ноги и приподнимает. Первый начинает движение на руках, второй идет за ним, поддерживая его ноги и учитывая скорость движения.

"Компас"

Выстроиться друг за другом ("паровозики"), закрыть глаза. Водящий - "компас" - идет первым с открытыми глазами, меняя направление. Он должен так вести группу, чтобы все находились в безопасности.

"Принц на цыпочках"

Сесть в круг. Один ребенок играет роль принца. Принц - на цыпочках неслышными шагами подходит к одному из участников группы, дотрагивается до кончика носа и направляется к следующему. Тот, до чьего носа дотронулся принц, должен бесшумно следовать за ним. Королевская свита должна держаться с достоинством, спокойно и элегантно. Когда в свиту войдут все участники, принц оборачивается, раскрывает руки и говорит: "Благодарю вас, господа!" После чего все возвращаются на свои места.

Приложение 7

Двигательные упражнения

"Буратино"

Цель: развитие навыков двигательного контроля. И. п.: стоя.

Поднять правую руку вверх и подпрыгнуть на левой ноге; поднять левую руку вверх и подпрыгнуть на правой ноге. Поднять правую руку вверх и подпрыгнуть на правой ноге; поднять левую руку вверх и подпрыгнуть на левой ноге.

"Пчелка"

Цель: развитие навыков двигательного контроля. И. п.: стоя.

Все участники "превращаются" в пчелок, которые "летают" и громко жужжат. По сигналу "Ночь" - пчелки садятся и замирают. "День" - снова летают и громко жужжат.

"Передай мяч"

Цель: снятие двигательного напряжения. И. п.: стоя.

Один участник встает перед всеми и бросает мяч кому-либо из детей. Поймавший мяч ребенок бросает его другому. Игра продолжается до тех пор, пока мяч не побывает в руках у каждого ребенка.

"Все наоборот"

Цель: снятие двигательного и эмоционального напряжения. И. п.: стоя.

Дети выбирают водящего (произносят считалочку). Водящий демонстрирует разные движения, остальные должны выполнять их наоборот.

Приложение 8

Упражнения на снятие эмоционального напряжения

"Рубка дров"

Цель: сглаживание агрессии и импульсивности.

Каждый участник должен представить, что он рубит дрова, пантомимически поставить полено на пень, высоко над головой поднять топор и с силой опустить на полено. При этом громко выкрикнуть: "Ха". Повторить действия несколько раз. Выполнять упражнение в течение 2-х мин.

"Танцы-противоположности"

Цель: сглаживание агрессии и импульсивности.

Разбиться на пары. Под ритмичную музыку одному из партнеров исполнять грустный танец, другому - веселый. Через минуту поменяться ролями.

"Крик в пустыне"

Цель: сглаживание агрессии и импульсивности.

Сесть в круг. По сигналу учителя начать громко кричать. При этом наклоняться вперед, доставая руками пол.

"Давай поздороваемся!"

Цель: снятие эмоционального напряжения, воспитание самодисциплины.

По сигналу учителя хаотично двигаться по классу и молча здороваться со всеми. Один хлопок учителя - здороваться за руку; два хлопка - дотрагиваться плечами; три хлопка - прижиматься спинами.

Приложение 9

Упражнения на развитие навыков концентрации внимания

"Три движения"

Играть лучше группой. Водящий показывает движения: руки согнуть в локтях, кисти на уровне плеч; руки вытянуть перед собой на уровне груди; поднять руки вверх. Нужно попросить детей их повторить и убедиться, что они запомнили не только сами движения, но и их порядок. Водящий показывает одно движение, называя при этом номер другого. Дети должны показывать только те, которые соответствуют их номеру.

"Фотограф"

Вариант 1. Выбирают фотографа. Участники изображают групповую фотографию. Фотограф запоминает расположение и позы участников, после чего выходит за дверь. Дети меняют позы (не более четырех). Вернувшись, фотограф должен расставить всех по местам так, как было.

Вариант 2. Учитель просит несколько человек выйти из класса, а остальных детей - описать, во что был одет тот или иной ученик.

"Считалочки-бормоталочки"

Сесть на пол. Несколько раз подряд произнести фразу "идет бычок качается". Затем произнести только слова "идет бычок", а слово "качается" сказать про себя, хлопнув вместо этого один раз в ладоши. В третий раз произнести вслух только слово "идет", остальное про себя, заменяя слова двумя хлопками.

"Что исчезло?"

Перед каждым ребенком разложены предметы. Нужно внимательно посмотреть на них и запомнить. Закрыть глаза (в это время учитель убирает один предмет). Задача - назвать исчезнувший предмет.

"Кто летает?"

Сесть на полу полукругом. Учитель называет предметы. Если он назвал летающий предмет, дети должны поднять руку; если назвал нелетающий - опустить. Дети должны быть бдительными во время уловок взрослого и всегда различать содержание вопроса.

"Руки-ноги"

Прыгать на месте, выполняя движения: ноги вместе - руки врозь, ноги врозь - руки вместе, ноги врозь - руки врозь. Повторять 5-6 раз.

"Хамелеон"

Учитель рассказывает, что хамелеон - это ящерица, умеющая менять свою окраску в зависимости от того места, где она находится. Таким образом она маскируется, прячется, чтобы ее не обнаружили враги. Учитель спрашивает детей, какого цвета станет хамелеон, если он будет сидеть на красно-кирпичной крыше, желтой соломе, черном камне, шахматной доске, спине жирафа? Дети должны отвечать быстро. Побеждает тот, кто быстрее ответит (допустит меньше ошибок).

"Корректор"

Для игры нужна старая книга или журнал, где есть большие тексты. Учитель просит вычеркнуть в тексте какую-то одну букву. На выполнение задания дается 5-10 мин. После того, как дети выполнили задание, следует проверить текст и похвалить обучающихся. Можно усложнить задание: попросить детей вычеркнуть не одну, а три буквы разными способами: подчеркнуть, обвести в кружок, зачеркнуть.

"Волшебное слово"

Дети выбирают водящего (произносят считалочку), который просит остальных детей выполнить разные движения. Выполняют они их только в том случае, если водящий произносит слово "пожалуйста".

"Ожившие игрушки"

Учитель просит обучающихся представить, что они находятся в магазине игрушек. Игрушки оживают и начинают двигаться так, чтобы не разбудить сторожа. Задача - изобразить какую-нибудь игрушку. Игра проходит в абсолютной тишине. Учитель также должен угадать, кого изображают дети.

"Ушки на макушке"

Дети сидят на своих местах. Учитель договаривается с детьми, что сейчас он будет произносить разные слова, когда они услышат определенный звук (например, "с"), то должны встать с места. Если такого звука нет - оставаться на месте.

Приложение 10


Анкета для родителей "Принципы воспитания ребенка"

Уважаемые родители, примите участие в анкетировании. Ответьте на вопросы, поставьте А, если Вы отвечаете на вопрос утвердительно; Б, если сомневаетесь в ответе; В, если ответ отрицательный.

Можете ли Вы:

1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

2. Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?

3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

4. Извиниться перед ребенком в случае, если Вы были неправы?

5. Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел Вас из себя?

6. Поставить себя на место ребенка?

7. Поверить хотя бы на минутку, что Вы добрая фея или прекрасный принц?

8. Рассказать ребенку поучительный случай из Вашего детства?

9. Воздерживаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

11. Выделить ребенку один день, когда он сможет делать, что желает, и вести себя, как хочет, а Вы бы ни во что не вмешивались?

12. Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?

Спасибо за участие в анкетировании!

Ключ:

А - 3 балла; Б - 2 балла; В - 1 балл. Обработка результатов:

  • от 30 до 26 баллов - Вы придерживаетесь правильных принципов воспитания;

  • от 16 до 30 баллов - Ваш метод воспитания - "кнут и пряник";

  • менее 16 баллов - у Вас недостаточно педагогических навыков.

Приложение 11

Памятки для родителей

"Правила эффективного общения с ребенком"

1. Если вы хотите серьезно поговорить с ребенком, то убедитесь, что для этого есть подходящее место. Телевизор должен быть выключен.

2. Будьте готовы говорить с ребенком тогда, когда ему это необходимо.

3. Гиперактивные дети очень подвижны. Не настаивайте на том, чтобы ребенок полностью успокоился до того, как вы начали с ним разговаривать.

4. Каждый день спрашивайте ребенка, как у него дела. Начните с простых вопросов: "Что было в школе?"

5. Слушая ребенка, дайте ему понять и прочувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он вам рассказывает. Для этого выслушайте ребенка, а затем своими словами повторите то, что он вам рассказал. Так вы достигните сразу трех целей:

  • ребенок убедится, что вы его слышите;

  • ребенок сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства;

  • ребенок убедится, что вы поняли его правильно.

6. Слушая ребенка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда дети уверяют нас, что у них все в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом.

7. Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыбайтесь ему, обнимайте, кивайте головой, смотрите в глаза, берите за руку.

8. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Он не должен быть насмешливым.

9. Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: "А что было дальше?" или "Расскажи мне об этом..."

10. Регулярно спрашивайте ребенка о том, что он думает, во что верит, в чем убежден.

11. Чем меньше у вас запретных тем для разговоров с ребенком, тем больше он с вами будет делиться своими мыслями.

"Выстраивание отношений с гиперактивным ребенком"

1. Уважайте друг друга. Взаимное уважение означает, что и дети, и взрослые откровенно и без страха или осуждения могут выражать свои убеждения и чувства, зная, что они будут приняты. Принять ребенка - значит показать, что взрослому понятны его чувства, даже если он не разделяет его убеждений.

2. Воспитывая гиперактивного ребенка, придерживайтесь всей семьей единых взглядов и не противоречьте друг другу.

3. Время от времени пересматривайте ваши требования к ребенку.

4. Поговорите с ребенком о ваших требованиях к его поведению. Объясните, почему они важны.

5. Спросите мнение ребенка о ваших требованиях к его поведению.

6. Совместно составьте список "семейных правил"

7. Повторяйте правила и поощряйте их выполнение. Меняйте некоторые правила по мере взросления ребенка.

8. Заранее договоритесь о наказании, если ребенок нарушит "семейные правила". Будьте готовы к тому, чтобы сдержать слово.

9. Выслушайте мнение ребенка о наказаниях.

10. Выясните причины плохого поведения ребенка. Возможно, они связаны с эмоциональными или психологическими проблемами или с каким-либо заболеванием.

11. Хотя бы раз в неделю проводите всей семьей вечер за совместным занятием. Заранее подумайте и договоритесь, что вы хотели бы сделать вместе.

12. Время от времени проводите с ребенком вместе целый день.

"Организация контроля за детьми"

1. Когда вы куда-то уходите, покажите хороший пример ответственного поведения: скажите детям, куда вы идете и когда вернетесь; оставьте телефон, по которому вас можно найти.

2. Если ребенок собрался куда-то идти, спросите, куда он идет, с кем, что он собирается делать и когда вернется.

3. Когда ребенок остается один дома, звоните ему и спрашивайте, как у него дела.

4. Сделайте все, чтобы ваш дом был приятным местом для друзей вашего ребенка.

"Как повысить самооценку ребенка и почему это важно"

1. Поощряйте, хвалите ребенка за старание и усилия так же, как за достижения. Замечайте даже самые маленькие успехи. Хвалите как можно чаще. Давайте понять, что старание и настойчивость часто важнее результата.

2. Показывайте и говорите детям, что вы их любите.

3. Помогайте детям ставить достижимые цели.

4. Исправляя ошибки, критикуйте поступки и действия, а не самого ребенка. Например, ваш ребенок полез на высокий забор. Для того чтобы не разрушить положительную самооценку, можно сказать: "Лезть на такой забор опасно. Ты мог упасть и разбиться. Не делай больше этого". Разрушительное для самооценки высказывание звучит так: "Куда ты лезешь? У тебя что, головы на плечах нет?"

5. Дайте ребенку почувствовать настоящую ответственность. Дети, у которых есть обязанности по дому, считают себя значимыми в семье.

"Как правильно оказать ребенку поддержку"

1. Чаще обнимайте, целуйте ребенка, хвалите его. Не думайте, что ваш ребенок и так знает, что вы его любите.

2. Выражайте любовь к ребенку словами, тоном голоса и взглядом.

3. Не переусердствуйте в проявлении любви, уважайте дистанцию, устанавливаемую ребенком.

4. Принимайте и разделяйте интересы детей - для них это очень важно.

"Участие в школьной жизни ребенка"

1. Спрашивайте ребенка о его проблемах и опасениях, связанных со школой.

2. Регулярно интересуйтесь у ребенка о том, что он изучает в школе.

3. Предложите помощь в выполнении домашних заданий.

4. Обязательно посещайте родительские собрания.

"Найди отличие"

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Ребенок рисует любую несложную картинку ( котик, домик и др) и передает ее взрослому, а сам отворачивает- ся. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

Как работать с гиперактивными детьми

1. Работа с ребенком в начале дня , а не вечером.

2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.

3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.

4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.

5. Снизить требование к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.

7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания)

8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

9. Давать короткие , четкие и конкретные инструкции.

10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

11. Поощрять ребенка сразу же , не откладывая но будущее.

12. Предоставлять ребенку возможность выбора.

13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия - нет преимущества!


© 2010-2022