Программа внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов «Тропинка к своему «Я»»

Данная программа позволит распланировать деятельность педагога-психолога направленную на сопровождение, развитие и коррекцию детей на всем протяжении их обучения в начальной школе.Программа составлена таким образом, что позволяет детям на занятиях раскрепоститься, познакомиться с собой, своими индивидуальными и личностными особенностями, познать свою уникальность. а так же укрепить свои отношения в классном коллективе и ближе познакомиться с каждым из сверстников. Занятия запланированные в прогр...
Раздел Школьному психологу
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ СОШ № 519












Программа

внеурочной деятельности

для учащихся 1-4 классов

«Тропинка к своему «Я»»


Педагог-психолог

Сильянова С.А.




Москва, 2013 г.

Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе авторской разработки групповых психологических занятий с учениками 1-4-х классов Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе» с элементами занятий из авторской программы С.В. Кривцовой «Жизненные навыки».

Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год (2-4 класс), 1 раз в неделю 33 часа в год (1 класс).

Основная цель программы - помочь ученикам научиться познавать и понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, найти своё место в школьной жизни. Формирование установки на преодоление школьных и жизненных трудностей и способности получения удовлетворения от процесса познания; формирование личностных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Задачи:

Образовательные:

  1. Научить учащихся распознавать эмоциональное состояние своё и других людей.

  2. Научить детей выражать свои эмоции и чувства приемлемыми способами.

  3. Научить учащихся внимательно и уважительно слушать друг друга и высказывать своё мнение.

  4. Научить способам разрешения и выхода из конфликтных ситуаций.

Воспитательные:

  1. Формирование потребности в саморазвитии.

  2. Формирование собственной ценности и значимости.

  3. Формирование активной жизненной позиции.

  4. Развитие культуры общения.

  5. Развитие навыков сотрудничества.

  6. Формирование ответственного поведения.

Развивающие:

  1. Развитие рефлексии учащихся, осознания ими своих эмоциональных состояний.

  2. Развитие эмпатии учащихся, способности к сопереживанию.

  3. Развитие коммуникативных и творческих способностей, учебной мотивации.

  4. Развитие осознания собственных трудностей, их причин и способности находить пути их преодоления.

  5. Развитие способности к самоанализу.

  6. Развитие самосознания.

В древности начало систематического обучения считалось периодом качественного изменения состояния, своеобразной точкой перехода к новому состоянию.

Начало обучения в школе - один из наиболее значимых моментов в жизни человека. Сегодня многие педагоги и родители недооценивают качественные изменения, происходящие в ребенке в период обучения в начальной школе.

Обычно взрослые сосредоточивают свои усилия только на тренировке детей в различных учебных умениях: чтении, письме, счете. Забывают, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. И помогать ему надо прежде всего в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, во взаимодействии с ребятами и учителем. Помогать в поиске своих ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности, устремлении к преодолению школьных трудностей. И тогда ребенок в школе будет познавать не только внешний мир, но и самого себя. И в этой гармонии его школьный путь будет непременно успешным и радостным.

О. В. Хухлаева, доктор педагогических наук, профессор кафедры этнопсихологии и психологических основ поликультурного образования МГППУ, разработала уникальную программу сохранения и формирования психологического здоровья детей.

Занятия, специфически направленные на развитие базовых психических функций детей, приобретают особую значимость в учебном процессе начальной школы. Причина тому - психофизиологические особенности младших школьников. А именно то обстоятельство, что в 7-10-летнем возрасте наиболее интенсивно протекает и, по существу, завершается физиологическое созревание основных мозговых структур.

Введение в школьную программу начальных классов курс психологических развивающих занятий имеет целью расширить учебный процесс и, не отрываясь от проблем обучения и воспитания, развить личностные качества ребенка.

Учебная деятельность, особенно в начальных классах, более эффективна в условиях игры, при наличии элементов соревнования. Исходя из этого, предлагаемая программа психологических занятий уделяет серьезное внимание способам формирования учебной установки в близких и доступных детям формах, прежде всего - в форме игры и сказок. Через игровые роли и сказочные образы, дети получают возможность осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. Ситуации, в которые попадают герои сказок, проецируются на реальные школьные проблемы, ребенок получает возможность посмотреть на них со стороны и в то же время идентифицировать проблемы героя с собственными. В результате, уже к концу первого года обучения, дети привыкают адекватно анализировать свои проблемы.

Реализация программы способствует у учащихся выработки следующих компетенций: ценностно-смысловых, учебно-познавательных, коммуникативных, информационных, здоровьесберегающих.

Ценностно-смысловые компетенции:

♦ развить ценностное отношение к здоровью и человеческой жизни, проявлять свою гражданс­кую позицию;

♦ владеть способами самоопределения в ситу­ациях выбора на основе собственных позиций;

♦ уметь принимать решения, брать на себя от­ветственность за их последствия, осуществлять свои действия и поступки на основе выбранных це­левых и смысловых установок;

♦ оценивать свое поведение, черты своего характера, свое физическое и эмоциональное со­стояние.

Учебно-познавательные компетенции:

♦ ставить цель и организовывать ее достижение;

♦ самостоятельно организовывать свою учебную деятельность: планирование, анализ, рефлексию, са­мооценку своей познавательной деятельности;

♦ решать учебно-познавательные проблемы;

♦ осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию, ранжирование объектов по одно­му или нескольким предложенным основаниям, критериям; устанавливать характерные причин­но-следственные связи;

♦ самостоятельно выполнять различные твор­ческие работы, участвовать в проектной деятель­ности, в организации и проведении учебно-иссле­довательской работы.

Коммуникативные компетенции:

♦ владеть способами взаимодействия с окру­жающими людьми;

♦ выступать с устным сообщением, уметь за­дать вопрос, корректно вести учебный диалог;

♦ владеть разными видами речевой деятель­ности (монолог, диалог, чтение, письмо);

♦ владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения.

Информационные компетенции:

♦ владеть навыками работы с различными ис­точниками информации: книгами, учебниками, справочниками, картами, энциклопедиями, Интер­нетом;

♦ самостоятельно искать, извлекать, система­тизировать, анализировать и отбирать необходи­мую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

♦ ориентироваться в информационных пото­ках, уметь выделять в них главное и необходимое: уметь осознанно воспринимать информацию, рас­пространяемую по каналам СМИ.

Здоровьесберегающие компетенции:

♦ знать и применять правила поведения в эк­стремальных ситуациях: владеть способами эмо­циональной саморегуляции, самоподдержки и са­моконтроля;

♦ знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности, вести здоровый образ жизни;

♦ владеть способами оказания первой меди­цинской помощи, использовать средства индиви­дуальной и коллективной защиты.

Программа рассчитана как для прогимназических, так и общеобразовательных классов.

Срок реализации 4 года.















Тематическое планирование 1 класс.

Тема и содержание

Количество часов

Я - школьник.

1

Знакомство. Введение в мир психологии.

1

2

Как зовут ребят моего класса.

1

3

Положительный образ Я.

1

4

Я социальное.

1

5

Зачем мне нужно ходить в школу.

1

6

Мой класс.

1

7

Какие ребята в моем классе.

1

8-9

Мои друзья в классе.

2

10

Мои успехи в школе.

1

11

Моя «учебная сила».

1

Мои чувства

12-13

Разговор о чувствах.

2

14

Человеческие эмоции. Что такое мимика.

1

15-16

Радость. Как ее доставить другому человеку.

2

17

Жесты. Жесты народов разных стран.

1

18

Радость можно передать прикосновением.

1

19-20

Радость можно подарить взглядом.

2

21

Разные чувства.(1)

1

22

Грусть.

1

23

Страх.

1

24

Страх, его относительность.

1

25

Как справиться со страхом.

1

26

Страх. Как его преодолеть

1

27

Гнев. С какими чувствами он дружит?

1

28

Может ли гнев принести пользу?

1

29

Обида.

1

30

Разные чувства.(2)

1

31-32

Принятие решений.

2

33

Итоговое занятие.

1

Итого:

33 ч.

Содержание занятий 1 класс.

№ раздела

Наименование раздела и количество часов

Содержание

1

Я - школьник. 11 часов

Знакомство. Введение в мир психологии. Образ Я, как система представлений ребенка о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с окружающими и отношение к себе.

2

Мои чувства. 22 часов

Общение, как процесс установления и развития контактов между детьми, порождаемый потребностью к совместной деятельности.

Ожидаемые результаты:

К концу 1 -го класса ребенок должен:

- идентифицировать себя как школьника;

- развить уверенность в себе и своих учебных возможностях;

- понимать и контролировать свои эмоциональные состояния;

- распознавать и описывать свои чувства, понимать чувства других людей;

- уметь использовать приемы для преодоления неприятных чувств;

- уметь объяснить свои шаги при принятии какого - либо решения;

- уметь устанавливать атмосферу дружелюбия;

- осознавать уникальности культуры, к которой он принадлежит;

Тематическое планирование 2 класс.

Тема и содержание

Количество часов

Вспомним чувства.

1

Мы рады встрече.

1

2

Понимаем чувства другого.

1

3-4

Мы испытываем разные чувства.

2

Чем люди отличаются друг от друга?

5-6

Люди отличаются друг от друга своими качествами.

2

7

Хорошие качества людей.

1

8

Самое важное хорошее качество.

1

9

Кто такой сердечный человек.

1

10

Кто такой доброжелательный человек.

1

11

Трудно ли быть доброжелательным человеком.

1

12

«Я желаю добра ребятам в классе».

1

13-14

Очищаем свое сердце.

2

15

Какие качества нам нравятся друг в друге.

1

16

Какими качествами мы похожи и чем отличаемся.

1

17

Люди отличаются друг от друга своими качествами.

1

18

В каждом человеке есть светлые и темные качества.

1

Какой Я - Какой Ты?

19

Какой Я?

1

20-21

Какой ты?

2

22

Творческая работа.

1

23-24

Трудности второклассника в школе, дома, на улице.

2

25-26

Учусь находить новых друзей и интересные занятия. Положительный образ Я.

2

27

О чем говорят выразительные движения.

1

28-29

Учусь понимать людей. Общение.

2

30-31

Школьные трудности.

2

32-33

Домашние трудности.

2

34

Итоговое занятие.

1

Итого:

34 ч.

Содержание занятий 2 класс.

№ раздела

Наименование раздела и количество часов

Содержание

1

Вспомним чувства. 4 часа.

Актуализация знаний об эмоциональной сфере человека.

2

Чем люди отличаются друг от друга?

14 часов.

Помощь детям в исследовании своих качеств, изучении своих индивидуальных особенностей.

3

Какой Я - Какой Ты? 16 часов.

Формирование взаимоотношений, основанных на любви, сердечности и возможности не только принимать что - либо от людей, но и отдавать им.

Ожидаемые результаты:

К концу 2 -го класса ребенок должен:

- получить полное представление о своих индивидуальных особенностях и возможностях, о собственных достоинствах и недостатках;

- выполнять творческие задания;

- научится сдерживать свои эмоции;

- способствовать сотрудничеству в играх и учебе;

-уметь договариваться, уступать друг другу;

-распределять задания без помощи взрослых;

- научиться пользоваться не только вербальными, но и невербальными способами передачи информации;









Тематическое планирование. 3 класс.

Тема и содержание

Количество часов

Я - фантазер.

1

Я - третьеклассник.

1

2

Кого можно назвать фантазером?

1

3

Я умею фантазировать!

1

4-5

Мои сны.

2

6

Я умею сочинять!

1

7

Мои мечты.

1

8

Фантазии и ложь.

1

Я и моя школа.

9

Я и моя школа.

1

10

Что такое лень?

1

11 - 12

Я и мой учитель.

2

13

Как справляться с «Немогучками».

1

Я и мои родители

14-15

Я и мои родители.

2

16

Я умею просить прощения.

1

17

Почему родители наказывают детей?

1

Я и мои друзья.

18

Настоящий друг.

1

19

Умею ли я дружить?

1

20-21

Трудности в отношениях с друзьями.

2

22

Ссора и драка.

1

Что такое сотрудничество.

23

Что такое сотрудничество?

1

24

Я умею понимать другого.

1

25

Я умею договариваться с людьми.

1

26

Мы умеем действовать сообща.

1

27

Что такое коллективная работа?

1

28

Мой характер.

1

29

Учусь оценивать себя сам.

1

30

Учусь взаимодействовать.

1

31

Учусь настаивать на своем.

1

32

Я становлюсь увереннее.

1

33

Ответственность.

1

34

Итоговое занятие.

1

Итого:

34 ч.

Содержание занятий. 3 класс.

№ раздела

Наименование раздела и количество часов

Содержание

1

Я - фантазер. 8 часов.

Темы нацелены на помощь детям в осознании ценности умения фантазировать, развивать креативные способности.

2

Я и моя школа. 5 часов.

Работа над осознанием особенностей позиции ученика, предоставление учащимся возможности отрефлексировать свои чувства в отношении учителя.

3

Я и мои родители. 4 часа.

Помощь детям в осознании справедливости требований родителей, сопоставление их со своими возможностями и желаниями. Обучение способам разрешения конфликтов с родителями

4

Я и мои друзья. 5 часа.

Осознание качеств настоящего друга. Трудности в отношениях с друзьями.

5

Что такое сотрудничество. 12 часов.

Представление о сотрудничестве. Что такое сотрудничество? Я умею понимать другого, договариваться с людьми, взаимодействовать?

Ожидаемые результаты:

К концу 3 -го класса ребенок должен:

- научится анализировать собственные личностные качества;

- иметь представление о самооценке;

- научиться отстаивать свои интересы в неагрессивной форме;

- выполнять стандартные задания, уметь действовать по образцу;

- уметь налаживать отношения с окружающими, делать шаги навстречу близким людям при трудностях в общении, дорожить ценностью установившихся привязанностей;

- уметь противостоять давлению;







Тематическое планирование 4 класс.

Тема и содержание

Количество часов

Кто Я? Мои силы, мои возможности.

1

Мое лето.

1

2

Кто Я?

1

3

Какой я - большой или маленький?

1

4

Мои способности.

1

5-6

Мой выбор, мой путь.

2

7

Мой внутренний мир.

1

8-9

Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира.

2

10

Кого я могу впустить в свой внутренний мир?

1

11

Что значит верить?

1

12

Самоуважение.

1

13

Привычки.

1

Я расту, я изменяюсь.

14-15

Мое детство.

2

16

Я изменяюсь.

1

Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем?

17-18

Мое будущее.

2

19

Хочу вырасти здоровым человеком!

1

Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно?

20

Кто такой интеллигентный человек?

1

21

Хочу вырасти интеллигентным человеком.

1

22

Что такое идеальное Я?

1

Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно?

23

Кто такой свободный человек?

1

24

Права и обязанности школьника.

1

25

Что такое «право на уважение»?

1

26

Права и обязанности.

1

27

Нарушение прав других людей может привести к конфликтам.

1

28-29

Как разрешать конфликты мирным путем?

2

30-31

Дружба.

2

32

Мальчики и девочки:2 мира

1

33

Учусь говорить «нет».

1

34

Итоговое занятие

1

Итого:

34 ч.

Содержание занятий. 4класс.

№ раздела

Наименование раздела и количество часов

Содержание

1

Кто Я? Мои силы, мои возможности. 13 часов.

Помощь детям в усвоении понятия «способности», в исследовании своих способностей и возможностей, помощь в осознании своей уникальности.

2

Я расту, я изменяюсь. 3 часа.

Осознание детьми происходящих в них изменений, обучение планированию целей и путей самоизменения.

3

Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем? 3 часа.

Размышление о будущем. Дать детям возможность задуматься о своем будущем, попытаться спланировать его.

4

Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно? 3 часа.

Кто такой интеллигентный человек? Понятие «интеллигентный человек», обсуждение проблемы идеалов.

5

Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно? 12часов.

Осознание личной свободы и свободы другого человека, признание и уважение прав других людей.

Ожидаемые результаты:

К концу 4 -го класса ребенок должен:

- легко включаться в беседы о прошлом и будущем;

- уметь анализировать происходящие изменения в самих себе;

- знать и размышлять о своих способностях и возможностях;

- составить определенный личностный идеал в качестве внутреннего ориентира поведения и поступков;

- приобрести способность делать осознанный выбор в сложных ситуациях;

- научиться ощущать свою долю ответственности за все, что с ним происходит;

- научиться быть самостоятельным в решении проблем общения и в школьных делах;

- знать виды давления на личность и способы сопротивления им;







Формы реализации программы:

  • фронтальная;

  • парная;

  • групповая;

  • индивидуальная.

Методы реализации программы:


  • практический;

  • объяснительно - иллюстративный (словесные методы (объяснение, беседа, рассказ, диалог).

  • игра (игры развивающие, познавательные, подвижные, сюжетно-ролевые, игры на развитие внимания, памяти, воображения, настольные, деловые игры).

  • наблюдение.

Учебно - методическое обеспечение:

  • учебные пособия;

  • иллюстративный материал;

  • дидактический материал к урокам;

  • методические рекомендации к проведению отдельных тем и уроков;

  • ИКТ.
















Список используемой литературы.


  1. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1 - 4). 4-е изд. - М.: Генезис, 2011.

  2. Жизненные навыки. Уроки психологии 1-4 класс. Под ред. С.В. Кривцовой.- М.:,2004 г.

  3. Ковалев Г. А. «Мир детства: младший школьник». Москва, 1988г.

  4. И. В. Шаповаленко «Возрастная психология». Москва «Гардарики», 2004г.

  5. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990.

  6. Мухина В.С. Детская психология. М., 1999.



© 2010-2022