Проблема кризиса в подростковом возрасте

Одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст (11-15 лет). В этот период и не только происходит  коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Одна из  особенностей подросткового возраста – личностная нестабильность. Она проявляется, прежде всего, в частых сменах настроения, аффективной «взрывчатости», т.е. эмоциональной лабильности, связанной с процессом полового созревания, физиологическими перестройками в организме. Для подростка характерна нравственная неустойчивость. В центре психологической жизни подростка оказывается общение, а учебная деятельность отступает на второй план.  Референтно значимая деятельность выступает, по сути дела, ведущей деятельностью подростка, и опосредованные его взаимоотношения, в которые вступает подросток в процессе этой деятельности со своими сверстниками, являются ведущим способом социализации, каналом, по которому происходит усвоение социального опыта и перевод внешних групповых поведенческих регуляторов во внутренние.
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проблема кризиса в подростковом возрасте

Подростковый период (11-15 лет) - это остропротекающий переход от детства к взрослости, где переплетаются противоречивые тенденции развития.

С одной стороны для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребёнка, дисгармоничность в строении личности, свёртывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения по отношению к взрослым. С другой стороны подростковый возраст отличается массой положительных факторов - возрастает самостоятельность ребёнка, значительно более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми, ощутимо расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе, другим людям и т.д.

В своё время Д.Б. Эльконин, развивая идеи Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, предложил рассматривать возрастную периодизацию психического развития, исходя из трёх основных критериев:

А) личностные новообразования;

Б) ведущая деятельность;

В) социальная ситуация развития.

В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я - концепция».

Чувство взрослости - это отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком. Это субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста (11-13 лет).

Чувство взрослости проявляется, прежде всего, в желании, чтобы все - и взрослые и сверстники относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идёт на конфликт, отстаивая свою «взрослую» позицию.

Примерно в 11-12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личные черты, поступки анализируются им пристрастно. Личностная рефлексия, потребность разобраться в себе самом порождают исповедальность в общении с ровесником, и дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии.

В конце подросткового возраста на границе с ранней юностью (15-17 лет), представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему - «Я - концепцию». Это важнейший этап в развитии самосознания.

Одна из ярких особенностей подросткового возраста - личностная нестабильность. Она проявляется, прежде всего, в частых сменах настроения, аффективной «взрывчатости», т.е. эмоциональной лабильности, связанной с процессом полового созревания, физиологическими перестройками в организме. Для подростка характерна нравственная неустойчивость.

Общение позволяет подростку выйти за рамки школы и там искать себя. Именно общение помогает ему постоянно сравнивать себя со сверстниками и формировать самооценку. Вне общения и без него невозможно найти своё место в кругу сверстников и взрослых. В общении и посредством его усваиваются нормы социального поведения, нормы морали, устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. И если подросток не находит не находит в школе удовлетворяющего его общения, он «психологически» покидает её. И настоящая его жизнь, его интересы оказываются за её стенами. В центре психологической жизни подростка оказывается общение, а учебная деятельность отступает на второй план.

Дети растут и развиваются в семейной обстановке, включающей родителей и братьев, сестёр. Теплота и контроль со стороны родителей, равно как основной уход за детьми и дисциплинарные меры, оказывают воздействие на психосоциальное развитие ребёнка. Семейная атмосфера теплоты и поддержки в сочетании с твёрдым контролем - в том случае, если родители являются авторитетными людьми для своих детей - наиболее благоприятна для формирования взрослости.

Вместе с тем, у подростка появляется не менее настойчивое стремление к обществу сверстников, повышенное внимание к их мнению, повышенная потребность общения, самоутверждения. По сути дела, эти два явления, характеризующие перестройку отношений с взрослыми и сверстниками, следствие одного и того же процесса активного формирования самосознания, которое, как известно, затруднено без общения, без взаимодействия с себе подобными, на что в своё время указал Л.С. Выготский. Таким образом, референтная группа сверстников, ориентация на её нормы и ценности играют решающую роль в социализации подростка, в усвоении им определённого социального опыта и формировании внутренних поведенческих регуляторов внутреннего плана сознания.

Ведущей деятельностью в этот период становится интимно - личностное общение. Подростковая дружба - сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходство, понимание, принятие своих собственных переживаний и установок. У детей в это время появляется много знакомых и, что ещё более важно, образуются неформальные группы или компании.

Если подросток попадает в группу с достаточно высоким уровнем социального развития, это благотворно отражается на формировании его личности. При неудовлетворённости внутригрупповыми отношениями он ищет себе другую группу, более соответствующую его запросам. Подросток может входить одновременно в несколько групп, но для него особенно важно иметь референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется.

Итак, референтно значимая деятельность выступает, по сути дела, ведущей деятельностью подростка, и опосредованные его взаимоотношения, в которые вступает подросток в процессе этой деятельности со своими сверстниками, являются ведущим способом социализации, каналом, по которому происходит усвоение социального опыта и перевод внешних групповых поведенческих регуляторов во внутренние.

Среди институтов социализации, обуславливающих усвоение детьми и подростками социального опыта, особое место занимают массовые учебно-воспитательные заведения, и прежде всего, общеобразовательные школы. Школа выступает институтом социализации, нормы, и ценности которого трансформируются в систему внутренней регуляции учащихся помимо целенаправленных педагогических усилий, благодаря стихийному функционированию социально-педагогических механизмов социализации.

Определённая часть учащихся начинает испытывать затруднения в усвоении учебных программ уже с первого класса в связи с неготовностью к школьному обучению. Это и несколько сниженный, в пределах крайней нормы, интеллект, нарушение отдельных психических познавательных процессов - внимания, памяти, восприятия, речевые нарушения, ослабленная психосоматика, аутизм, либо, напротив, расторможенность и т.д. При этом такого рода нарушения могут иметь как функционально органическое происхождение, так и быть результатом депривации психического развития в виду неблагополучных условий семейного воспитания. В любом случае эти учащиеся требуют внимательного индивидуального подхода со стороны учителя, щадящего режима обучения, специальных коррекционных программ и социально-педагогической поддержки их семей.

В свою очередь, реализация потребности самоутверждения сопряжена с двумя важнейшими условиями. Во-первых, с наличием определённой сферы деятельности, позволяющей человеку в полной мере реализовать себя. А во- вторых, с наличием общественного признания своей деятельности, выраженного окружающими, с наличием общественной оценки, одобрения именно со стороны референтной группы сверстников, играющей важную роль в социализации подростка.

Невозможность добиться успеха, отсутствие такой деятельности, в которой подросток может реализовать себя, психологический дискомфорт, наступающий в результате престижной неудовлетворённости, как это бывает с «трудными» в классе в силу их слабой успеваемости, конфликтов с учителями и одноклассниками, ведёт к отчуждению от коллектива, класса, снижению его референтной значимости в глазах подростка, к поискам иной предпочитаемой среды общения и референтной группой сверстников.

Литература:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - Екатеринбург, 1999.

2. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте.// Вопросы психологии. - 1971.-№4

3. Психология подростка./ Под редакцией А.А. Реан.- М.,2003.

4. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М., 1994.

5. Практическая психология образования./ Под редакцией Дубровиной И.В. - М., 2000

Педагог-психолог Булаевской средней школы №3

р-на М.Жумабаева Северо-Казахстанской области

Лысенко Оксана Жумагуловна


© 2010-2022