- Преподавателю
- Школьному психологу
- Развивающие занятия по сохранению психического здоровья детей в группе дошкольников «Мой мир»
Развивающие занятия по сохранению психического здоровья детей в группе дошкольников «Мой мир»
Раздел | Школьному психологу |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Носкова Е.В. |
Дата | 04.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Развивающие занятия по сохранению психического здоровья детей в группе дошкольников «Мой мир»
Школьный психолог
Носкова Е.В.
МОУ Панфиловская СОШ
Волгоградская область
Пояснительная записка.
Старший дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. Это период интенсивного психического развития: его приобщение к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми, совершенствование психофизических функций. Вместе с тем дошкольный возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью. Так же в этом возрасте все чаще наблюдаются нарушения психического здоровья и нервно - психические расстройства . По данным некоторых исследований (Захаров А.И. «Неврозы у детей») в старшем дошкольном возрасте нервным определяется каждый третий мальчик и каждая четвертая девочка. В наше время детский сад на селе - это большая редкость и проблема. Дети до поступления в школу вынуждены находиться дома под присмотром взрослых и часто изолированы от своих сверстников. Придя в первый класс, у этих детей начинаются проблемы в становлении отношений. Многие «домашние» дети не умеют играть в компании сверстников, не умеют общаться. Такие проблемы приводят к множеству психологических и нервно-психических расстройств и заболеваний. А еще время поступления в первый класс совпадает с возрастным кризисом семи лет . Чтобы сохранить психическое здоровье дошкольников и помочь им легче преодолеть все трудности адаптации при поступлении в первый класс, требуется специальная программа развития и коррекции различных сторон психики детей старшего дошкольного возраста, которая включает в себя курс специальных занятий - игротренинг.
Цель курса: раскрытие творческого, нравственного, интеллектуального потенциала детей, развитие у них навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Задачи курса:
- развитие чувства сопереживания и лучшего понимания себя и других детей, быть в мире с самим собой;
- формирование умений и навыков владения выразительными движениями (мимикой, жестом и пантомимикой);
- повышение уровня самоконтроля, формирование терпимости к окружающим;
- развитие навыков общения, формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих;
- выработка положительных черт характера и коррекция поведения, настроения, страхов, внутренних конфликтов, агрессии, тревожности, беспокойства, чувства вины;
- совершенствование памяти, воображения, мышления, развитие воображения, восприятия, творческих способностей, речи;
- снятие психомышечного напряжения и обучение приемам саморасслабления;
- обучение детей правилам хорошего тона.
Основные методы обучения:
Упражнения различного характера.
Игры (сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные, игры-драматизации, дидактические и развивающие игры).
Этюды.
Чтение художественных произведений.
Элементы сказкотерапии.
Рассказ взрослого и детей.
Свободное и тематическое рисование.
Аутотренинг (с использованием стихов, релаксационной музыки и записи звуков природы) .
Дети должны научиться:
-сопереживать,
-расслабляться,
-владеть выразительными движениями (жестами, мимикой и пантомимикой),
-различать положительные и отрицательные черты характера,
-общаться со сверстниками и взрослыми,
-правильно выражать свои мысли,
-быть вежливыми в любой ситуации,
- принимать гостей и ходить в гости.
Тематическое планирование
№
Разделы и темы уроков
Кол - во часов
I Введение
1
1
Сердце (коммуникативный тренинг)
1
II Я и моя семья.
6
2
Моя семья (сказкотерапия)
1
3
Разноцветная звезда (сказкотерапия)
1
4
Нельзя - значит нельзя!
1
5
Не хочу - полезные и вредные.
1
6
Плохое и хорошее настроение.
1
7
Так будет справедливо!
1
III Такие разные эмоции.
8
8
Выразительные движения.
1
9
Эмоции страдания и печали.
1
10
Эмоции удовольствия и радости.
1
11
Эмоции гнева.
1
12
Эмоции страха.
1
13
Эмоции вины и стыда.
1
14
Эмоции внимания и интереса.
1
15
Тренинг узнавания эмоций по внешним признакам.
1
IV Характер - плохие и хорошие качества.
6
16-17
Мешок хороших качеств.
2
18-19
Мешок плохих качеств.
2
20-21
Сопоставление различных качеств характера.
2
V Мир отношений.
8
22
Навыки сотрудничества.
1
23
Как надо и как не надо спорить.
1
24-26
Взаимоотношения детей в группе, со взрослыми. Коррекция агрессивного поведения.
3
27-29
Мнимые и неадекватные страхи и неосознанная тревога.
3
VI Правила этикета.
5
30
Мы пришли в гости.
1
31
У нас гости.
1
32-33
Общественные места. Вежливые слова..
2
34
Тренинг по правилам этикета.
1
Итого:
34
Занятие 1.
Тема: Сердце.(коммуникативный тренинг)
Цель: помочь детям войти в контакт друг с другом; обобщение знаний детей связанных с процедурой знакомства; сплочение группы;
снятие психоэмоционального напряжения.
Ход занятия.
Вступление.
- Вы - группа дошкольников, которая совсем скоро станет школьниками. Вам предстоит учиться и играть весь день вместе, поэтому предлагаю познакомиться, узнать имена друг друга.
Знакомство.
- Приятно, когда тебя называют по имени, значит ценят, любят, уважают. У меня в руках сердце (мягкая игрушка или рисунок). В сердце человека заключено тепло, любовь, дружба. Я предлагаю его вам. Меня зовут Елена Владимировна. А вас? (передаю сердце ребенку, тот называет свое имя и предает другому и так далее). Постатайтесь запомнить все имена. Сердечко вернулось ко мне. Сейчас проверим, хорошо ли я запомнила ваши имена. Если я не смогу вспомнить, помогайте.
Беседа на тему центрального образа.
- Ребята, а кто знает, как называют доброго человека? Какими словами?
(ответы детей)
-Молодцы! А еще такого человека называют сердечным. Почему? Как вы думаете?
-Да, верно, у него доброе сердце. Тепло и любовь к другим у него исходит из сердца. Положите руку на сердце. Послушайте, как бьется ваше сердце. Оно полно жизни, добра, любви.
Единение в образе.
- Посмотрите, что я вам принесла. (медленно достаю нарисованное большое сердце и разворачиваю). О, какое оно большое! Мы все, наверное поместимся в нем. Мы с вами теперь одно целое, одна группа. Одно вот такое большое сердце. Каждому из вас есть в нем место. Вы это сейчас увидите. Достаньте цветные карандаши, фломастеры. Сейчас я каждому из вас раздам маленькое сердце и вы нарисуете на нем подарок для всех ребят своей группы и своему воспитателю. Это могут быть цветы, игрушки, да что угодно и что хотите.
(рисование )
Заключительное слово.
- Ребята, посмотрите, что у нас получилось. В большом сердце нашлось место для каждого из вас. (маленькие сердечки-подарки приклеены на большое сердце внутри). Найдите глазами свое сердечко, посмотрите, сколько здесь цветов, машин, кукол. Все эти подарки для вас. А вот солнышко, улыбка…
Когда-нибудь, когда вам станет очень плохо, одиноко и грустно, подойдите к этому сердцу, посмотрите на него и вспомните, что где-то есть большое сердце, в котором есть место и для вас. Пройдет много лет, вы станете большими, соберетесь вместе и вспомните этот день, свою группу, своих друзей, а сердце мы постараемся сохранить для вас.
Мои подарки.
А сейчас мой подарок. Я дарю вам маленькие сердечки, на которых вы сможете нарисовать для своих родных рисунок.
Спасибо всем, до встречи на следующем занятии.
Занятие 2.
Тема: Моя семья (сказкотерапия)
Цель: выявление сведений о семье, известных детям, их актуализация и обобщение; правила поведения в гостях, сплочение группы, воспитание вежливости.
Ход занятия.
-
Ритуал приветствия: дети приветствуют друг друга, взявшись за руки - доброе утро, Маша! - доброе утро, Витя!..... Доброе утро, Ел. Вл. Доброе утро, солнце!
-
Разминка «Волна». (Все становятся в круг и берутся за руки.)
- Р - та, Кто из вас видел море, может видели по телевизору?
- А что происходит с ним во время урагана?
- Правильно, большая волна. Предлагаю пустить свою волну по нашему классу, но держитесь за руки крепче. Подуем сильнее. (я поднимаю правую руку вверх, быстро ее опускаю и поднимаю левую руку вместе с рукой соседа и так далее пока волна придет ко мне. Повторить 2-3 раза)
- А где еще можно наблюдать подобную волну?
- А дома общение иногда бывает похоже на нарастающую волну?
2.Беседа о семье. Рисунок семьи.(диагностика семейных отношений)
3. Чтение р/н сказки «Три медведя» с показом картинок к сказке (Приложение 1)
4. Обсуждение этой ситуации «Как бы я никогда не поступил?»
- Какую ошибку допустила девочка в самом начале сказки?
- Девочка без разрешения ушла из дома.
- Какая вторая ее ошибка?
- Зашла в чужой дом без разрешения хозяев, без хозяев вообще.
Что она должна была сделать?
5. Проигрывание сюжета сказки , где появляются медведи и понимают, что у них кто-то был. Чем могла закончиться эта история? Поможем выйти девочке из этой ситуации достойно.(додумывание истории)
6. Рефлексия.
- Понравилось вам занятие?
- А чему мы с вами учились на этом занятии?
Занятие 3.
Тема: Разноцветная звезда.(сказкотерапия)
Цель: развитие у детей способности к сопереживанию и сочувствию; формирование коммуникативных навыков; профилактика конфликтов; сплочение группы.
План занятия.
-
Ритуал приветствия: доброе утро, Маша!...
-
Разминка «Передай звезду». Вы знаете, сегодня утром, идя к вам на занятие, мне прямо в руки упала с неба маленькая звездочка. Посмотрите, какая она,(будто держу в руках что-то) она передает мое настроение и чувства. У меня она маленькая, золотистая, тихо поет мне свою песенку. А какая эта звездочка будет у вас?(передаю воображаемую звезду ребенку рядом, а тот, рассказав о своей звезде, передает ее дальше.)
-
Чтение сказки «Разноцветная звезда». (Приложение 2)
Проигрывание сюжета сказки, где рождается новая звездочка. Какой была поляна?
Кто там жил? Какого они были цвета и что они дарили людям, рожденным под ними?
-
(распределение ролей, выбор самой маленькой звездочки - новый ученик в группе - Павлюченко Влад)
-
Обсуждение ситуации с колдуном и « как бы я поступил?»
Что произошло однажды? Каким был волшебник? Что он задумал? Почему ему этого не удалось?
-
Проигрывание ситуации с колдуном.
Чем закончилась эта история? Почему? Значит, когда все вместе сила, можно все преодолеть.
-
Составление всей группой своей звездной поляны.
А теперь предлагаю нарисовать свою звездную поляну. У каждого из вас на столе есть маленькие звездочки. Они пока еще совсем белые, как в этой сказке. Но вы можете раскрасить их так, как считаете нужным. Помните, это ваша звездочка, и вам решать какого она цвета и какого качества в ней будет больше.
-
Релаксация. Вывешиваем все звездочки на доске-небосклоне и тихо рассматриваем их под спокойную музыку.
Занятие 4.
Тема: Нельзя - значит нельзя!
Цель: профилактика вредных «хочу» и «не хочу»;учить видеть разницу между хорошим и плохим «хочу» и принимать свежее решение.
Ход занятия.
-
Ритуал приветствия.
-
Разминка-приветствие (Все сидят в игровой в кругу на полу в свободной позе) «Доброе утро, Маша! Доброе утро, Саша!... Доброе утро всем!»
-
Беседа с детьми: Что скажет вам ваша мама, если вы захотите гулять под дождем? (нельзя.)
Вы всегда слушаетесь маминого «нельзя»?
Когда вам мамы говорят это слово, что вы делаете? К чему может привести ваше «хочу»?
-
Чтение истории «Нельзя - значит нельзя!» (с.18 Сказки от слез М.С.Кутусова)
-
Обсуждение ситуации данной истории.
Какое время года в рассказе?
Как ведет себя Оля в этой истории?
Правильно ли она поступает или нет? Почему?
В конце этой истории что с ней произошло?
Поняла Оля свою ошибку?
Значит всегда ли можно поступать так как хочется?
К чему это может привести?
Примеры из жизни детей.
-
Составление правил «Нельзя - значит нельзя!»
А теперь подумаем, какие неприятности могут появиться, если не слушать мамины «нельзя!»:
Нельзя гулять под дождем или есть быстро мороженное - (может заболеть горло)
Нельзя залазить высоко на забор или другие предметы - (можно упасть и разбиться)
Нельзя играть на проезжей части - (можно попасть под машину) и т.д.(детские предложения)
А когда ваше «хочу!» - полезное? (примеры детей.)
-
Релаксация.
А сейчас вы маленькие пылинки. Вы летаете в воздухе, такие легкие-легкие.(дети «летают» по игровой медленно.) А я большой пылесос. Я ловлю вас в мешок и там вы спокойно отдыхаете. (Касаюсь детей и они падают на пол.)
Занятие 5.
Тема: «Не хочу» полезное и вредное.
Цель: профилактика вредных «хочу» и «не хочу»;учить видеть разницу между хорошим и плохим «хочу» и принимать свежее решение.
Ход занятия.
-
Ритуал приветствия.
-
Разминка.- игра «Ухо-нос».
По команде «Ухо!» все берутся за ухо, по команде «Нос» все берутся за нос вместе с ведущим. Ведущий временами делает ошибки и тот, кто их повторяет, выходит в круг и выполняет желания других ребят.
-
Подвижные игры.
«Иголка и нитка»
Дети становятся друг за другом. Первый из них - иголка -бегает. Меняя направление. Остальные бегут за ним, стараясь не отставать.
«Дракон кусает свой хвост.»
Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок - это голова дракона, последний - кончик хвоста. Пока звучит музыка, первый играющий пытается схватить последнего - дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга.
-
Беседа с детьми о полезных и вредных «не хочу!». На прошлом занятии мы говорили о вредных и полезных «хочу!». Существуют такие же вредные и полезные «не хочу!». Вот послушайте одну историю с нашей знакомой Олей.
-
Слушание истории «Страшный сон». (с.21 Сказки от слез М.С Кутусова)
-
Обсуждение сюжета.
Поднимите руки, кто из вас уже был в подобной ситуации?
Вы вели себя так же, как Оля? Почему?
Может тогда папа Оли прав - все их в форточку?
Значит выбрасывать не стоит? Мы вынуждены иногда принимать таблетки, чтобы не болеть. Что хоть и не хочется, но НАДО. Получается, что все зависит от наших « не хочу!».
Заметили, они тоже бывают полезные и вредные.
Назовите полезные «не хочу!». (ответы детей)
-
Релаксация.
«Солнышко и тучка»
Солнце зашло за тучку, стало свежо и сжались в комок, чтобы согреться. А вот солнышко вышло из-за тучки, стало жарко - расслабились и потянулись. (повтор 2-3 раза)
Занятие 6.
Тема: Плохое и хорошее настроение.
Цель: показать разницу между хорошим и плохим настроением, учить оценивать свое настроение , сплочение группы,
Ход занятия.
-
Ритуал приветствия.
-
Разминка - игра «Мимика в рисунках»
Дети внимательно рассматривают рисунки и называют настроение, которое они символизируют. (Рисунки мимики в приложении 5)
-
Слушание сказки «Девочка Хныкалка» (с.22 Сказки от слез М.С.Кутусова)
-
Обсуждение содержания сказки.
О ком рассказывает сказка? Почему ее так назвали? Почему она все время хныкала?
-
Подведение к понятиям «хорошее» и «плохое» настроение.
-
Раскрашивание картинок к сказке. (Приложение 7)
-
Игра «Добрые волшебники».
Игра начинается с того, что дети садятся в круг, а взрослый рассказывает им сказку: «В одной стране жил злой волшебник-грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, назвав его нехорошим словом. И все, кого он называл нехорошими словами, переставали смеяться и не могли быть добрыми. Расколдовать такого несчастного ребенка можно было только добрыми , ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть ли у нас такие заколдованные дети.» Из детей выбирается «добрый волшебник» и расколдовывает детей, называя их добрыми и ласковыми именами.
-
Релаксация.
Занятие 7
Тема: Так будет справедливо. (тренинг социальных навыков)
Цель: развитие познавательной сферы психики, формирование моральных представлений о справедливости, снижение психоэмоционального напряжения, развитие умения работать по правилу.
Ход занятия.
-
Ритуал приветствия.
-
Разминка «Вежливый ребенок» Все вы знаете вежливые слова. Какие это слова?
Предлагаю провести минутку вежливости. Каждый из вас сейчас постарается быть вежливым. (по ходу предлагаются ситуации, где требуется вежливое слово).
-
Разбор сюжета «Так будет справедливо»
-
Игры на развитие мышления.
«Собери цветок» Каждому ребенку дается круглая карточка - середина цветка (одному - платье, другому - слон, третьему - пчела, и т.д.) У меня на столе лежит множество предметов. Вы должны собрать из карточек цветок, на лепестках которого изображены предметы, относящиеся к одному понятию.( н-р, одежда, насекомые, животные …)
« На что это похоже?»
Я показываю геометрическую фигуру, а дети говорят, на что это похоже, беря примеры из жизни.
« Логические концовки.»
Лимоны кислые, а сахар…(сладкий).
Ты ходишь ногами, а кидаешь …(руками).
Если стол выше стула, то стул …(ниже) стола.
Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа вышел …(позже) Саши.
Если река глубже ручейка, то ручеек …(мельче) реки.
-
Релаксация.
А сейчас представьте, что вы на берегу речки. Светит яркое солнце, вам тепло. Вы лежите на песке с закрытыми глазами и набираете в руки песок. Сжимаете его сильно, потом разжимаете и высыпаете его. Снова набираете песок и снова высыпаете. Теперь начинаете обсыпать песком ноги. А теперь стряхните песок с мокрого тела.
На этом наше занятие окончено. Спасибо всем, до встречи.
Занятие 8
Тема: Выразительные движения.
Цель: обучение элементам техники выразительных движений, развитие внимания, способность адекватно выражать свое эмоциональное состояние, понимать состояние других люде, снятие психического напряжения, сплочение группы.
Ход занятия.
-
Ритуал приветствия.
-
Упражнение - разминка «Волна»
-
Упражнения на выразительность жестов.
Игра с камушками.
Мы с вами гуляем по берегу моря. То идем, то останавливаемся, чтобы кинуть в море камешек. (дети по ходу рассказа стараются выполнять подходящие движения). Теперь садимся на песок и начинаем играть с камушками - то подбрасываем их вверх, то кидаем вдаль.
Дружная семья
А теперь мы вернулись домой и нас ждут свои домашние дела. Какие? (дети изображают рубку дров, мытье полов и посуды, стирка. Перекапывание грядок и т.д.)
Возьми и передай
Дров нарубили много и их обязательно нужно сложить в сарай в поленницу. Как мы это будем делать? (имитация складывания дров в поленницу)
-
Упражнения на развитие внимания.
День - ночь (что изменилось)
Перед вами 5 предметов. Посмотрите на них внимательно и запомните их. Ночь (дети закрывают глаза, а я убираю или переставляю местами два предмета). День - что изменилось в картинках?
Найди отличия
Перед вами две одинаковые картинки. Так ли это? Чем они отличаются?( приложение)
Подвижные игры
«Иголка и нитка»
Дети становятся друг за другом. Первый из них - иголка -бегает. Меняя направление. Остальные бегут за ним, стараясь не отставать.
«Дракон кусает свой хвост.»
Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок - это голова дракона, последний - кончик хвоста. Пока звучит музыка, первый играющий пытается схватить последнего - дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга.
Рефлексия.
День прошел у нас отлично и пора нам отдохнуть. Все медленно летают под спокойную музыку и падают на пол, лежат и не шевелятся.
Занятие 9
Тема: Эмоции страдания и печали.
Цель: развитие эмоциональной сферы психики, памяти, наблюдательности, снятие напряжения.
Ход занятия
-
Ритуал приветствия.
-
Игра-разминка.
Вверх и вниз, вверх и вниз (движения головой вверх-вниз)
Это, мама, не каприз.
Вправо-влево, вправо-влево. (повороты головы вправо-влево)
Посмотри, как королева.
Покивать по сторонам (наклоны головы к плечам)
Нужно нам, нужно нам.
Головою покрутить (вращения головой)
Не забыть, не забыть.
И Незнайками побыть- (поднять и опустить плечи)
Плечи вверх и опустить.
И плечами повращать- (вращения плечами вперед-назад)
Нужно плечики размять.
Вперед-назад, вперед-назад- (плечи вперед-назад)
И все дела пойдут на лад.
-
Этюд «Ой-ой-ой живот болит»
Два медвежонка поели немытые яблоки и у них заболели животы. Медвежата жалуются:
Ой-ой-ой, живот болит! (держатся за живот)
Ой-ой-ой, меня тошнит! (прикрывают рот рукой)
Ой, мы яблок не хотим! (машут головой и пальцем)
Мы хвораем, Том и Тим! (держат руки у головы)
Повторяется 2-3 раза.
-
Обсуждение содержания. Выбор картинки эмоции сегодняшнего занятия.
- Когда мы грустим? (рассказ разных ситуаций детьми)
4.Подвижные игры.
«В магазине зеркал».
Выбирается водящий. Он заходит в магазин с множеством зеркал. И видит свое отражение сразу во всех зеркалах. Это все остальные дети в точности повторяют все движения водящего.
Водящий меняется 2 раза.
- Какие эмоции вызывает эта игра?
5.Слушание сказки Чуковского «Краденое солнце»
Небольшое обсуждение содержания.
6.Итог.
Занятие 10
Тема: Эмоции удовольствия и радости.
Цель: обучение элементам техники выразительных движений: удовольствия и радости, снятие психического напряжения, развитие эмоциональной сферы психики, памяти, воображения.
Ход занятия
-
Ритуал приветствия.
-
Упражнение - разминка.
Вы когда-нибудь катались на каруселях? А на качелях?
Какое чувство вы испытывали? Предлагаю покачаться на наших качелях.
-
Этюды на выражение эмоции удовольствия и радости.
Перед вами «мышки - эмоции» Покажите, какое настроение сейчас у вас.
Эта эмоция называется радость. Когда еще можно наблюдать эту эмоцию?
(инсцинирование детских ответов)
А представьте на минуточку, что сейчас вы на улице, светит солнце, вы все бегаете, играете и (…радуетесь, чему?)
Вдруг пошел мелкий дождь. Вам …(грустно) Покажите, как грустно. Но вот выглянуло солнышко и дождик стал золотистым, теплым, приятным и мы с вами очень ему рады. Что мы сделаем? (подставим ему свое лицо).
Теперь лучи солнца упали на землю и согрели семячко в земле. Представьте, что вы семячко. Сядьте на корточки и сожмитесь в комочек. Из семячки проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляя цветку свои лепестки. (дети потихонечку встают, тянут свои руки к солнцу и поворачиваются к нему то одним боком, то другим. Поднимают лицо вверх и улыбаются)
А теперь вы встретили своего лучшего друга или подругу после долгой разлуки. Как вы бедете его встречать? (дети раскидывают руки встороны и обнимают своего друга, целуют и улыбаются, говоря, как я рад тебя видеть.)
-
Упражнения на развитие памяти.
Игра «Слушай и запоминай»
Все стоят в кругу. Сейчас я скажу одно упражнение, а вы должны все вместе его показать. Итак, руки поставьте на пояс, потом на плечи, потом вверх, потом опустите вниз. Теперь покажите это упражнение.
А теперь два упражнения. Итак, руки поставьте на пояс, потом на плечи, потом вверх, потом опустите вниз. Второе. Руки встороны прямые, руки вперед, прямые, руки вниз.Теперь покажите это упражнение.
А теперь три упражнения. Итак, руки поставьте на пояс, потом на плечи, потом вверх, потом опустите вниз. Второе. Руки встороны прямые, руки вперед, прямые, руки вниз. Третье. Руки на пояс, присели - руки вперед, встали - руки на пояс.Теперь покажите это упражнение.
Молодцы!
Игра "Воздух - вода - земля - огонь".
Данное упражнение проводится также стоя в кругу. Выбирается один ведущий и если ведущий говорит, например, "Воздух", то остальные участники должны поднять обе руки вверх. "Вода" - все опускают руки вниз. "Земля" - выставляют руки перед собой и "Огонь" - все перебирают руками, изображая огонь.
Когда все запомнили движения соответствующие тому или иному слову, ведущий начинает всех запутывать. Например, говорит "Земля", а движение делает соответствующее выражению "Вода". Задача остальных ребят и родителей не сбиться и выполнять правильные движения.
Игра "Пирожки - шанежки".
Дети делятся на два круга и становятся в кругу лицами друг к другу. Все начинают играть в "ладушки", говоря "пирожки - шанежки". По определенному сигналу все меняют пары по часовой стрелке.
-
Релаксация.
Ну вот мы с вами хорошо поиграли, пора нам и домой. Я предлагаю всем занять места за своими столами и нарисовать вот такой общий дом с трубой и оградой как на доске. (тест )(звучит спокойная музыка)
Занятие 11
Тема: Эмоция гнева.
Цель: снятие психического напряжения, развитие и коррекция эмоциональной сферы психики, памяти, воображения, обучение приёмам саморасслабления.
Ход занятия.
-
Ритуал приветствия.
-
Упражнение - разминка.
Занятие 12
Тема: Эмоция страха.
Цель: снятие психического напряжения, развитие эмоциональной сферы психики, памяти, воображения.
1. Ритуал приветствия.
2.Упражнение - разминка.
Занятие 13
Тема: Эмоция вины и стыда.
Цель: снятие психического напряжения, развитие эмоциональной сферы психики, памяти, воображения.
Занятие 14.
Тема: Эмоции внимания, интереса.
Цель: снятие психического напряжения, развитие эмоциональной сферы психики, памяти, воображения.
Занятие 15.
Тема: Тренинг узнавания эмоций по внешним признакам.. (закрепление)
Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние окружающих людей, формирование моральных представлений, снятие психомоторного напряжения.
Занятие 16-17.
Тема: Мешок хороших качеств.
Цель: знакомство с хорошими качествами личности, развитие творчества. Внимания, речи.
Ход занятия.
-
Ритуал приветствия.
- Доброе утро, Маша, доброе утро, Саша, доброе утро Елена Владимировна.
2. Психологическая разминка. Что такое качества?
3. Основное содержание занятия. «Мешок хороших качеств».
4. Слушание сказки .
Анализ содержания.
5.Рисование героев сказки.
6. Игра «Дуэль вежливости».
7. Релаксация.
Занятие 18-19.
Тема: Мешок плохих качеств.
Цель: развитие познавательной сферы психики, формирование моральных представлений, снижение психоэмоционального напряжения.
План занятия.
-
Разминка
-
Отображение отрицательных черт характера.
Стихотворение Ю.Акима «Жадина». Краткий анализ.
Имитация действий , о которых говорится в стихотворении Василия Квитка
Жадный пес
Дров принес.
Воды наносил,
Тесто замесил.
Пирогов напек,
Спрятал в уголок,
И съел сам-
Гам-гам-гам!
Просмотр мультфильма «Волк - ябедник».
Краткий анализ.
-
Развитие познавательных способностей.
Игра «Собери узор» ( работа по образцу)
Игра «Смысловые ряды»
4.Релаксакция.
«Волшебный сон»
Занятие 20.
Тема: Сопоставление различных черт характера. Их моральная оценка.
Цель: закрепление и расширение полученных детьми моральных представлений, развитие творчества, снятие психомышечного напряжения.
Ход занятия.
-
Организация на занятие.
- Внимание! Внимание! Набирается команда смелых и отважных детей для увлекательного путешествия с самым знаменитым путешественником бароном Мюнхаузеном!
( Вывешиваю картинку Мюнхаузена).
Принимаются самые внимательные и послушные дети.
-
Игра плавание.
- Все усаживаемся по удобнее и поплыли.
В детский сад пришел Молчок -
Очень робкий новичок.
Он сначала был не смел,
С нами песенок не пел.
А, потом, гляди, привык:
Словно зайка - скок да прыг.
До чего же осмелел,
Даже песенку запел.
- Какой здесь молчок был сначала? Потом?
- Какое из этих качеств хорошее?
- А вы знаете какую-нибудь песенку?
(Дети поют свою любимую песенку).
Прямо в комнатную дверь
Проникает страшный зверь.
У него торчат клыки и усы топорщатся.
У него горят зрачки - испугаться хочется!
Хищный глаз косится,
Шерсть на нем лоснится…
Может это львица? Может быть волчица?
Глупый мальчик крикнул: Рысь!
Смелый мальчик крикнул: Брысь!
- А здесь о каких качествах личности говорится?
- Какое качество хорошее?
- Смотрите, мы приближаемся к удивительному острову. А что на острове? (сокровище).
- Заглянем в сундук?
(Вынимаем из сундука пословицы, дети должны сказать, о каком качестве речь.)
(Богатырь в плечах, словно Муромец.- сила; Как песчинка мал.- слабый; Материнское сердце как летнее солнце. - добро;
Налетели, как орлы на перепелку. - зло;
- Ой, смотрите, кто это? (акула).
- Она не выпустит нас на корабль с острова. Мы, наверное, открыли ее сундук. Мы поступили очень плохо, взяли чужую вещь. Теперь она нас съест за это. Что же делать?
( Попросить прощения).
(Дети извиняются перед акулой и «садятся» на свой корабль.)
- Пока мы плывем домой нарисуйте то, что вы видели в этом путешествии.
3.Дети рисуют. Звучит детская песенка.
4. Рефлексия. Упражнения на растягивания и потягивания.
Занятие 21.
Тема. Сопоставление различных черт характера.
Цель: закрепление и расширение полученных детьми ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности; развитие воображения, мелкой моторики, познавательной сферы психики.
План занятия.
1.Организация на занятие.
2. Упражнение - разминка «Зоопарк».
Вы все превращаетесь на время в животных зоопарка. Каждый по очереди выходит к доске и изображает любого животного, а все остальные его угадывают.
-
Беседа по сказке «Три поросенка».
- Какие качества характера проявляются у каждого поросенка?
- Кто из них вам больше симпатичен? Почему?
4. Упражнение на развитие воображения и мелкой моторики.
Лепка героев сказки. ( звучит детская песенка).
5.Рефлексия. Упражнение «Хочу быть…»
Каждый ребенок встает и называет любое качество человека, которое ему нравится и почему.
Занятие 22.
Тема: Навыки сотрудничества.
Цель: развивать доброжелательные отношения детей в группе, умение работать в группе.
Занятие 23
Тема: Как надо и как не надо спорить.
Цель: учить детей различать спор и ссору, достойно выходить из конфликтной ситуации.
Занятие 24-26
Тема: Взаимоотношения детей в группе, со взрослыми. Коррекция агрессивного поведения.
Цель: коррекция взаимоотношений детей в группе, эмоционально - личностной сферы психики, закрепление приемов саморасслабления.
Занятие 27-29
Тема: Мнимые и неадекватные страхи. Неосознанная тревога.
Цель: нейтрализация и обесценивание страхов детей и неосознанной тревоги, психофизический покой и релаксация.
Занятие: 30
Тема: Мы пришли в гости.
Цель: обучение детей правилам этикета, формирование культурного поведения в гостях, за столом, развитие познавательных способностей.
Занятие 31
Тема: К нам пришли гости.
Цель: обучение детей правилам этикета, формирование культурного поведения , развитие познавательных способностей.
Занятие 32-33
Тема: Общественные места. Вежливые слова.
Цель: обучение детей технике общения в различных жизненных ситуациях, воспитание вежливости.
Занятие 34
Тема: Тренинг по правилам этикета.
Цель: обобщение правил вежливого поведения, воспитание потребности проявлять предупредительность, доброту, уважение к окружающим взрослым и сверстникам.
. Используемая литература
-
Русские народные сказки: «Три медведя», «Пришелец в капусте».
-
Газеты « Школьный психолог» - №33/2003 год , №17/2004год. «Метод в теории и на практике».
-
Н.Яковлева «Психологическая помощь дошкольнику».
-
М.С.Кутузова «Сказки от слез»
-
С.Сахарнов «Сказки из дорожного чемоданчика». Сказкотерапия.
-
Л.Тимофеева, А.Уман «Комплексные развивающие занятия в старшей дошкольной группе».
Приложение 1
Сказка «Разноцветная звезда»
Высоко-высоко в темном небе, на огромной звездной поляне жили-были звезды. Было их очень много и все они были очень красивые. Они светились и искрились, а люди на земле каждую ночь любовались ими. Но все эти звезды были разных цветов. Здесь были красные звезды, и тем, кто родился под их светом, они дарили смелость. Такие люди становились храбрыми и отважными. Здесь были синие звезды , и тем, кто рождался под их светом, они дарили красоту. Человек становился очень красивым, и все любовались его красотой. Были на поляне и желтые звезды. Они дарили людям ум. Таким людям легко было учиться в школе, да и потом к ним часто обращались за советом - такие они были умные. А еще на поляне были зеленые звезды. Тот, кто рождался под светом их зеленых лучей, становился очень добрым, видел во всех людях хорошее, жалел тех, у кого случалась беда, и помогал чем мог.
И вот однажды на звездном небе что-то вспыхнуло! Все звезды собрались посмотреть, что же произошло. А это на небе появилась еще одна маленькая звездочка. Но была она абсолютно … белая! Огляделась звездочка вокруг и даже зажмурилась: сколько прекрасных звезд вокруг!
- Кто вы? - прошептала звездочка.
И звезды стали представляться.
- Мы - красные звезды! Мы делаем людей смелыми!
- Мы - синие звезды! Мы дарим людям красоту!
- Мы - желтые звезды! Мы делаем людей умными!
- Мы - зеленые звезды! Мы одариваем людей добрым сердцем! А ты какая звезда? Ты что умеешь?
Звездочка посмотрела на свои лучи и погрустнела:
- А я никакая… Ничего я не умею… ничего я не могу…
Так она расстроилась, что чуть не заплакала.
Как вы думаете, что сделали звезды? (ответы детей)
Да, звезды могли сделать много хорошего, но в этот раз они решили поступить так: каждая звезда подлетела к звездочке и легонько прикоснулась к ней своим цветным лучом, и на ней оставалось разноцветное светящееся пятнышко. А когда к ней прикоснулись все звезды, стала она… разноцветная! Так все звезды обрадовались этому чуду, что окружили они звездочку и вытянули свои длинные яркие лучи так, что осветили все небо сразу!
Но вот однажды на поляну прилетел страшный черный колдун. Он любил делать людям всякие гадости. А в свободное от гадостей время любил гасить звезды. Подлетит на какую-нибудь звездную поляну, наберет в грудь воздуха и ф-ф-фу! Были звезды и нет - одни черные дыры!
Увилели звезды такую беду и стали пускать в него свои лучи, но колдун только отмахнулся - разве напугаешь его «зайчиками да лучиками». Но только он собрался погасить все звезды на этой поляне, как вдруг вперед вылетела странная разноцветная звезда. Колдун даже отшатнулся:
- Ой! Это что за чудо-юдо такое?
- Это я, разноцветная звезда!
- Разноцветная? Не слышал о таких! И что ты умеешь делать, разноцветная звезда?
- Я все умею, - гордо крикнула наша звездочка.
- Все-все, усмехнулся злой колдун. - Что ж, сейчас ты ничего не будешь уметь и вообще погаснешь!
И только он набрал в грудь воздуха, чтобы погасить храбрую звездочку, как она собрала все свои яркие разноцветные лучи и - р-раз! Направила их прямо в его злое лицо.
Колдун зажмурился, стал тереть глаза, но тут налетели и другие звезды, и все стали пускать ему в лицо свои самые яркие лучи. Такого натиска колдун не ожидал! Он замахал руками, стал отворачиваться, даже чуть было не забыл, как его зовут!
Со всех ног бросился он бежать с этой поляны Ярких звезд и никогда здесь больше не появлялся. А звезды от радости закружились , разлетелись по всей поляне, захлопали своими лучами, а вокруг разлетались звездные искры. А наша разноцветная звездочка светилась в самой серединке.
Приложение 3.