- Преподавателю
- Школьному психологу
- Рабочая программа элективного курса от самопознания к самореализации (10 класс)
Рабочая программа элективного курса от самопознания к самореализации (10 класс)
Раздел | Школьному психологу |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Иванова Е.И. |
Дата | 09.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка
Процесс модернизации образования в России, вызванный необходимостью приведения данной системы в соответствие с реалиями сегодняшней жизни, поставил на повестку дня множество важных вопросов. Решение стратегических задач перехода к демократическому государству и формирование гражданского общества потребовали сформулировать новые цели и определить приоритеты в общественном развитии. В этих условиях главной задачей становится создание условий для полной реализации каждой личностью своих способностей и возможностей.
Курс позволяет обучающимся 10 класса создать целостное представление о возможностях применения на практике человековедческих технологий, привить интерес к самопознанию и самовоспитанию.
В основу данного учебного курса положены программы «Технология личностного роста» и «Я принимаю решение». Программы взяты из «Сборника программ элективных курсов», автор С.К. Сейнина, издательство «Дрофа», 2006 г.
Цель элективного курса:
Формирование личности, относящейся к человеку как к уникальному явлению, обладающей способностью конструировать собственный социокультурный мир, стремящейся к постоянному самообразованию и самосовершенствованию.
Задачи элективного курса:
- помочь раскрыть психологические особенности и сильные стороны своей личности;
- активизировать процесс профессионального и личностного самоопределения;
- развить качества творческой, активной и легко адаптирующейся к любым социальным условиям личности, способной к самореализации и самопознанию;
- познакомить с технологиями самопрезентации и самоменеджмента;
- способствовать развитию коммуникативных навыков.
Формы организации работы:
Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, таких как работа в малых группах, ролевые игры, тренинг, индивидуальная работа.
Оценка результатов обучения предполагает зачетную систему оценивания в объеме курса.
Курс рассчитан на 35 часов.
Тематический план
№
Тема занятия
Количество часов
Раздел 1. «Технология личностного роста»
1.
«Я - личность».
3
2.
Основные направления развития личности.
2
3.
Личностное развитие индивида.
2
4.
Личность и жизненный успех.
3
5.
Общество - пространство жизни личности.
2
6.
Речь как средство коммуникации.
4
Раздел 2. «Я принимаю решение»
6.
Я принимаю решение.
3
7.
Несвобода в свободном мире.
4
8.
Познай самого себя.
5
9.
Твой профессиональный выбор.
3
10.
Я принимаю решение.
4
Итого
35
Содержание курса:
Курс состоит из двух разделов: «Технология личностного роста» и «Я принимаю решение»
Содержание раздела «Технология личностного роста» - 16 часов:
Тема № 1. «Я - личность» - 3 часа.
Осознание себя как личности, раскрытие своей индивидуальности и выявление личностного потенциала. Методики самопознания, самостановления и саморазвития. Проблемы самоопределения личностного роста (методики). Установление субъект - субъектных отношений в общении.
Тема № 2. Основные направления развития личности» - 2 часа.
Способы самореализации личности. Выбор жизненной стратегии: «быть», «иметь», «действовать», «относиться», «знать». Активная и пассивная жизненная позиции. Воспитание уверенности в себе. Умение принимать решение и отвечать за свой выбор.
Тема № 3. «Личностное развитие индивида» - 2 часа.
Система «Я» и становление самопознания. Теория жизненного пути. Соотносимость задач развития личности и ее структурных характеристик. Самоменеджмент как средство индивидуальной самоорганизации личности.
Тема № 4. «Личность и жизненный успех» - 3 часа.
Роль позитивного мышления в достижении жизненного успеха. Выстраивание позитивной «Я - концепции». Формирование позитивного мышления. Создание личной формулы успеха. Целеполагание как необходимый элемент успеха.
Тема № 5. «Общество - пространство жизни личности» - 2 часа.
Проблема социальной зрелости личности. Функция «Я». Сила и слабость «Я». Разбалансированность «Я». Ориентация и переориентация личности. Становление личности как субъекта деятельности. Проблемы самоопределения личностного роста (методики). От «Я» к «Мы» - правила межличностных коммуникаций. Формирование жизненно важных привычек (практикум). Формирование позиции личности.
Тема № 6. «Речь как средство коммуникации» - 4 часа.
Культура речи как средство произведения впечатления или самопрезентации. Речевое развитие и общение. Практикум общения «Чтобы тебя понимали, и всех понимал ты». Критерии эффективной речи. Овладение формами, законами и правилами общения и отношений. Искусство требования. Соотношение порицания и поощрения в межличностном общении. Искусство дискуссии и полемики.
Содержание раздела «Я принимаю решение» - 19 часов:
Тема № 1. «Я принимаю решение» - 3 часа.
Человек в обществе. Взаимодействие и взаимозависимость людей в мире. Личность и коллектив. Взаимосвязь свободы человека, выбора и ответственности. Необходимость принимать решения в различных жизненных ситуациях. Жизнь есть выбор. Ценностные ориентиры человека.
Тема № 2. «Несвобода в свободном мире» - 4 часа.
Легко ли быть свободным? Понятие свободы в разных аспектах. Почему у людей возникает необходимость договариваться? Правила и нормы в жизни людей. Зачем их создают и следуют им. Конфликты: их причины и последствия. В чем проявляются свобода, выбор и ответственность в межличностных отношениях.
Тема № 3. «Познай самого себя» - 5 часов.
Возможности и способности человека. Умение человека анализировать полученную информацию и решать возникающие проблемы. Человек в поисках смысла жизни: вчера, сегодня, завтра. Мое место в современном мире. Способы изменить себя, стать успешным в повседневной жизни.
Тема № 4. «Твой профессиональный выбор» - 3часа.
Человек и его деятельность. Свобода и ответственность человека в выборе профессии. Слагаемые профессионального успеха, или почему ценят профессионалов. Профессиональное самосовершенствование - потребность или необходимость.
Тема № 5. «Я принимаю решение» - 4 часа.
Пространство решений и действий. Что должен знать, уметь, понимать и делать свободный человек в свободном обществе. Умение сделать выбор в конкретной ситуации. Всегда ли у человека есть выбор и почему? Искусство управлять собой. Свобода и ответственность - выбор человека ХХI века.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Учащиеся, изучающие данный курс, должны:
-
Знать сущность и содержание основных понятий и терминов курса.
-
Уметь пользоваться различными мини-технологиями для получения наилучшего результата.
-
Освоить способы и приемы управления собой для успешного самоутверждения и самореализации в социуме.
-
Практически владеть навыками эффективного общения и приемами саморегуляции.
-
Обрести уверенность в себе.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема занятия
Количест
во часов
Дата планир.
Дата фактич.
1.
«Я - личность». Методики самопознания личности.
1
«А» - 02.09.
«Б» - 05.09.
2.
Методики самостановления и саморазвития личности.
1
«А» - 09.09.
«Б» - 12.09.
3.
Умение принимать решения и отвечать за свой выбор.
1
«А» - 16.09.
«Б» - 19.09.
4.
Умение принимать решения и делать свой выбор.
1
«А» - 23.09.
«Б» - 26.09.
5.
Система «Я» и становление самосознания.
1
«А» - 30.09.
«Б» - 03.10.
6.
Самоменеджмент как средство самоорганизации личности.
1
«А» - 07.10.
«Б» - 10.10.
7.
Позитивное мышление.
1
«А» - 14.10.
«Б» - 17.10.
8.
Возможности и способности.
1
«А» - 21.10.
«Б» - 24.10.
9.
Возможности и способности.
1
«А» - 28.10.
«Б» - 31.10
10.
«Я уверен в себе!»
1
«А» - 11.11.
«Б» - 14.11.
11.
Личная формула успеха.
1
«А» - 18.11.
«Б» - 21.11.
12.
Формирование жизненно важных привычек.
1
«А» - 25.11.
«Б» - 28.11.
13.
Способы изменить себя.
1
«А» - 02.12.
«Б» - 05.12.
14.
Речь как средство коммуникации.
1
«А» - 09.12.
«Б» - 12.12.
15.
«Чтобы понимать и быть понятым».
1
«А» - 16.12.
«Б» - 19.12.
16.
Искусство дискуссии и полемики.
1
«А» - 23.12.
«Б» - 26.12.
17.
Жизнь есть выбор
1
«А» - 13.01.
«Б» - 16.01.
18.
Ценностные ориентиры человека.
1
«А» - 20.01.
«Б» - 23.01.
19.
Свобода в несвободном мире.
1
«А» - 27.01.
«Б» - 30.01.
20.
Умение договариваться.
1
«А» - 03.02.
«Б» - 06.02.
21.
Правила и нормы жизни людей.
1
«А» - 10.02.
«Б» - 13.02.
22.
Конфликты. Их причины.
1
«А» - 17.02.
«Б» - 20.02.
23.
Конфликты. Их последствия.
1
«А» - 24.02.
«Б» - 27.02.
24.
Бесконфликтное общение.
1
«А» - 02.03.
«Б» - 05.03.
25.
Анализ полученной информации.
1
«А» - 09.03.
«Б» - 12.03.
26.
«В поисках смысла жизни».
1
«А» - 16.03.
«Б» - 19.03.
27.
«Мое место в современном мире».
1
«А» - 23.03.
«Б» - 26.03.
28.
Человек и его поступки.
1
«А» - 06.04.
«Б» - 09.04.
29.
Человек и его деятельность.
1
«А» - 13.04.
«Б» - 16.04.
30.
Слагаемые профессионального успеха.
1
«А» - 20.04.
«Б» - 23.04.
31.
Профессиональное самосовершенствование - потребность или необходимость.
1
«А» - 27.04.
«Б» - 30.04.
32.
Умение сделать выбор.
1
«А» - 04.05.
«Б» - 07.05.
33.
Искусство управлять собой.
1
«А» - 11.05.
«Б» - 14.05.
34 - 35.
Защита рефератов, презентации
2
«А» - 18.05; 25.05.
«Б» - 21.05; 28.05.
Основные понятия курса: «личность», «самоменеджмент», «самоорганизация», «позитивное мышление», «целеполагание», «межличностные коммуникации», «барьеры общения».
Способы оценивания уровня достижений:
Положительная отметка за творческий проект (реферат, презентация) дает право учителю поставить зачет по курсу.
Образовательный продукт:
Реферат или презентация на одну из изучаемых тем курса. Тема на выбор.
Методическое обеспечение:
Литература для учащихся:
-
Дейл К. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. Екатеринбург, 2003.
-
Селевко Г.К. Утверждай себя. - М., 2006.
-
Селевко Г.К. Реализуй себя. - М., 2006.
-
Селевко Г.К. Управляй собой. - М., 2006.
Литература для учителя:
-
Конфликтология в школе: Учебно-методическое пособие для средних образовательных учреждений, под ред. С.В. Баныкиной. - М., 2002. (части 1 - 3).
-
Льюис Д. Тренинг эффективного общения. - М., 2003.
-
Панкратов В.Н. Саморегуляция психического здоровья. - М., 2004.
-
Ридллер Б.Я. Я в восторге от своей неудачи. Спб., 2003.
-
Шепель В.М. Имиджелогия. - М., 2002.