Выявление готовности детей дошкольного возраста к обучению грамоте

Выявление готовности детей дошкольного возраста к обучению грамоте        Практическое исследование проходило в период с сентября по декабрь 2014 года.  Для диагностики практических умений при подготовке к обучению грамоте были привлечены воспитанники подготовительной группы «Б» в количестве 30 человек, посещающие МБДОУ ЦРР-детский сад № 95 «Дидинаг». За основу взяты методики - тесты «Готов ли ребенок к школе?» Н.Г. Смольниковой, Е.А. Смирновой. Исследование проходило в естественных условиях, де...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выявление готовности детей дошкольного возраста к обучению грамоте

Практическое исследование проходило в период с сентября по декабрь 2014 года. Для диагностики практических умений при подготовке к обучению грамоте были привлечены воспитанники подготовительной группы «Б» в количестве 30 человек, посещающие МБДОУ ЦРР-детский сад № 95 «Дидинаг».

За основу взяты методики - тесты «Готов ли ребенок к школе?» Н.Г. Смольниковой, Е.А. Смирновой.

Исследование проходило в естественных условиях, дети на момент исследования здоровы, организованны.

Для исследования речевых умений были выбраны следующие практические умения готовности к школе:

- умение выделять отдельные слова из потока речи;

- умения делить слова на слоги, подбирать слова в соответствии со схемой;

- умение определять последовательность слогов в словах;

- умение выделить ударение в словах;

- умения составлять по схеме предложения;

В данной методической разработке определены уровни речевых умений:

Высокий уровень - справляется с заданием самостоятельно(3 балла);

Средний уровень - справляется с заданием с помощью взрослого (2 балла);

Низкий уровень - не справляется с заданием (1 балл).

Для диагностики практических умений выделены задания:

Задание 1.

Цель: определить умение детей делить слова-отгадки на слоги

Проведение исследования:

Детям предлагаются загадки, которые необходимо отгадать, затем разделить слова-отгадки на слоги. Выделить в данных словах-отгадках интонационно ударный слог.

Задание 2

Цель: Определить количество слов в предложении и составить схемы к предложению.

Проведение исследования:

Рыжий карапуз кушает арбуз.

Мила мылом куклу мыла.

Задание 3

Цель: умение соотносить предложение к схемам.

Проведение исследования:

Тут Анна. Тут Антон. У Анны котик. У Антона окуни. У Оли чиж.

Составление предложений по схеме:

Задание 4

Цель: умение определить начало и конец слова, последовательность слогов в словах.

Проведение исследования:

Пин/гвин, свек/ла, вед/ро, зи/ма, ра/бо/та, руч/ка, сло/варь

Задание 5

Цель: умение выделить ударение в словах

Проведение исследования:

Для формирования слоговой структуры слов и навыка выделения ударной гласной провожу игру "Найди ударный слог" (в односложных, двухсложных и трёхсложных словах).

Детям предлагается игровое поле со слогоударными схемами и предметные картинки с 1-3 сложными словами. (Большая карточка с предметными картинками разрезается по линиям).

Результаты исследования отображены в таблице 2.

Таблица 2. Степень практической готовности детей к обучению грамоте.

ФИО ребенка

Дата рождения

Критерии и показатели

умение выделять отдельные слова из потока речи

Уровень

умения делить слова на слоги, подбирать слова в соответствии со схемой

Умение определять последовательность слогов в словах

Умение определять последовательность слогов в словах

Умение выделить ударение в словах

1.

Арчегова Нина Магомедовна

22.01.09

3

3

3

2

2

2.

Азиев Герман Таймуразович

28.06.08

2

2

3

2

1

3.

Бигаева Изида Вадимовна

28.06.2008

1

1

1

2

2

4.

Бураева Камила Эльбрусовна

29.06. 2008

2

3

3

1

1

5.

Бучукури Георгий Важаевич

7.11.2008

2

2

2

1

1

6.

Гаглоев Алан Тенгизович

25.03.09

1

2

1

1

2

7.

Галаванов Давид Артурович

01.08.09

2

3

1

1

1

8.

Газзаева Зарина Алановна

30.08.2008

3

3

3

2

2

9.

Гозоев Джамболат Сосланович

22.03.2008

2

2

3

2

1

10.

Гудиев Марк Сосланович

06.11.2008

1

1

1

2

2

11.

Дзампаева Элеонора Тамерлановна

09.04.2009

2

3

3

1

1

12.

Икаев Альберт Станиславович

2.02.2008

2

2

2

1

1

13.

Икаев Марат Иосифович

20.05.2008

3

3

3

2

2

14.

Кабисов Давид Львович

19.07.2008

2

2

3

2

1

15.

Кабисова Дана Львовна

22.11.09

1

1

1

2

2

16.

Карсанов Сармат Витальевич

6.08.2008

2

3

3

1

1

17.

Качмазова Диана Аслановна

25.10.2008

2

2

2

1

1

18.

Кузмицкий Артем Владимирович

31.07.2008

1

2

1

1

2

19.

Кусраев Максим Валерьевич

19.08.2008

2

3

1

1

1

20.

Кокоев Георгий Сосланович

08.01.09

3

3

3

2

2

21.

Кочишвили Елизавета Руслановна

08.08.2008

2

2

3

2

1

22.

Мамиева Салима Руслановна

7.10.2008

1

1

1

2

2

23.

Малянова Тамара Олеговна

07.10.08

2

3

3

1

1

24.

Никколов Давид Станиславович

29.11.2008

2

2

2

1

1

25.

Ревазова Марина Муратовна

31.08.08

1

2

1

1

2

26.

Сидорова Анастасия Станиславовна

29.10.2008

2

3

1

1

1

27.

Тасоева Амина Давидовна

26.03.09

3

3

3

2

2

28.

Хугаев Георгий Андреевич

27.02.09

2

2

3

2

1

29.

Хугаева Диана Андреевна

10.03.09

1

1

1

2

2

30.

Хозиева Дана Сослановна

15.12.08

2

3

3

1

1

Анализ полученных данных показал, что у 35 % детей высокий уровень, ребята затруднялись в составлении по схеме предложения. Средний уровень показали 43 % детей, так как проблемно было выделить ударения в словах, справляются с заданием с помощью воспитателя. 22 % детей показали низкий уровень, ребятам было сложно дать ответ по трем заданиям.

Полученные результаты исследования практических умений по подготовке детей к обучению грамоте занесем в диаграмму (Рисунок 1).

Анализ полученных данных показал, что у 37% детей низкий уровень, им было сложно дать ответ по трем заданиям. 43% показали средний уровень, так как им было проблемно выделить ударения в словах, справляются с заданием с помощью воспитателя. И только 20% детей из всего числа испытуемых, имеют высокий уровень.

Рисунок 1. Уровень практической готовности детей к обучению грамоте.

Итак, данные методики позволили определить уровни умения выделять отдельные слова из потока речи, умения делить слова на слоги, подбирать слова в соответствии со схемой, умение определять последовательность слогов в словах, умение выделить ударение в словах, умения составлять по схеме предложения. Особую сложность для детей вызывали задания на постановку ударения и выделение ударного слога. Была выявлена группа детей, с которыми проводилась индивидуальная работа.

На основе этого был составлены план работы и коррекционно-развивающая программа для повышения уровня подготовки к обучению грамоте детей.

Наработанная система игр по обучению грамоте помогает мне эффективно решать задачи данного раздела программы, строить интересный педагогический процесс, основываясь на ведущем виде деятельности дошкольника игре.



© 2010-2022