- Преподавателю
- Школьному психологу
- Выявление готовности детей дошкольного возраста к обучению грамоте
Выявление готовности детей дошкольного возраста к обучению грамоте
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Тесты |
Автор | ПАНОВА Е.М. |
Дата | 08.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Выявление готовности детей дошкольного возраста к обучению грамоте
Практическое исследование проходило в период с сентября по декабрь 2014 года. Для диагностики практических умений при подготовке к обучению грамоте были привлечены воспитанники подготовительной группы «Б» в количестве 30 человек, посещающие МБДОУ ЦРР-детский сад № 95 «Дидинаг».
За основу взяты методики - тесты «Готов ли ребенок к школе?» Н.Г. Смольниковой, Е.А. Смирновой.
Исследование проходило в естественных условиях, дети на момент исследования здоровы, организованны.
Для исследования речевых умений были выбраны следующие практические умения готовности к школе:
- умение выделять отдельные слова из потока речи;
- умения делить слова на слоги, подбирать слова в соответствии со схемой;
- умение определять последовательность слогов в словах;
- умение выделить ударение в словах;
- умения составлять по схеме предложения;
В данной методической разработке определены уровни речевых умений:
Высокий уровень - справляется с заданием самостоятельно(3 балла);
Средний уровень - справляется с заданием с помощью взрослого (2 балла);
Низкий уровень - не справляется с заданием (1 балл).
Для диагностики практических умений выделены задания:
Задание 1.
Цель: определить умение детей делить слова-отгадки на слоги
Проведение исследования:
Детям предлагаются загадки, которые необходимо отгадать, затем разделить слова-отгадки на слоги. Выделить в данных словах-отгадках интонационно ударный слог.
Задание 2
Цель: Определить количество слов в предложении и составить схемы к предложению.
Проведение исследования:
Рыжий карапуз кушает арбуз.
Мила мылом куклу мыла.
Задание 3
Цель: умение соотносить предложение к схемам.
Проведение исследования:
Тут Анна. Тут Антон. У Анны котик. У Антона окуни. У Оли чиж.
Составление предложений по схеме:
Задание 4
Цель: умение определить начало и конец слова, последовательность слогов в словах.
Проведение исследования:
Пин/гвин, свек/ла, вед/ро, зи/ма, ра/бо/та, руч/ка, сло/варь
Задание 5
Цель: умение выделить ударение в словах
Проведение исследования:
Для формирования слоговой структуры слов и навыка выделения ударной гласной провожу игру "Найди ударный слог" (в односложных, двухсложных и трёхсложных словах).
Детям предлагается игровое поле со слогоударными схемами и предметные картинки с 1-3 сложными словами. (Большая карточка с предметными картинками разрезается по линиям).
Результаты исследования отображены в таблице 2.
Таблица 2. Степень практической готовности детей к обучению грамоте.
№
ФИО ребенка
Дата рождения
Критерии и показатели
умение выделять отдельные слова из потока речи
Уровень
умения делить слова на слоги, подбирать слова в соответствии со схемой
Умение определять последовательность слогов в словах
Умение определять последовательность слогов в словах
Умение выделить ударение в словах
1.
Арчегова Нина Магомедовна
22.01.09
3
3
3
2
2
2.
Азиев Герман Таймуразович
28.06.08
2
2
3
2
1
3.
Бигаева Изида Вадимовна
28.06.2008
1
1
1
2
2
4.
Бураева Камила Эльбрусовна
29.06. 2008
2
3
3
1
1
5.
Бучукури Георгий Важаевич
7.11.2008
2
2
2
1
1
6.
Гаглоев Алан Тенгизович
25.03.09
1
2
1
1
2
7.
Галаванов Давид Артурович
01.08.09
2
3
1
1
1
8.
Газзаева Зарина Алановна
30.08.2008
3
3
3
2
2
9.
Гозоев Джамболат Сосланович
22.03.2008
2
2
3
2
1
10.
Гудиев Марк Сосланович
06.11.2008
1
1
1
2
2
11.
Дзампаева Элеонора Тамерлановна
09.04.2009
2
3
3
1
1
12.
Икаев Альберт Станиславович
2.02.2008
2
2
2
1
1
13.
Икаев Марат Иосифович
20.05.2008
3
3
3
2
2
14.
Кабисов Давид Львович
19.07.2008
2
2
3
2
1
15.
Кабисова Дана Львовна
22.11.09
1
1
1
2
2
16.
Карсанов Сармат Витальевич
6.08.2008
2
3
3
1
1
17.
Качмазова Диана Аслановна
25.10.2008
2
2
2
1
1
18.
Кузмицкий Артем Владимирович
31.07.2008
1
2
1
1
2
19.
Кусраев Максим Валерьевич
19.08.2008
2
3
1
1
1
20.
Кокоев Георгий Сосланович
08.01.09
3
3
3
2
2
21.
Кочишвили Елизавета Руслановна
08.08.2008
2
2
3
2
1
22.
Мамиева Салима Руслановна
7.10.2008
1
1
1
2
2
23.
Малянова Тамара Олеговна
07.10.08
2
3
3
1
1
24.
Никколов Давид Станиславович
29.11.2008
2
2
2
1
1
25.
Ревазова Марина Муратовна
31.08.08
1
2
1
1
2
26.
Сидорова Анастасия Станиславовна
29.10.2008
2
3
1
1
1
27.
Тасоева Амина Давидовна
26.03.09
3
3
3
2
2
28.
Хугаев Георгий Андреевич
27.02.09
2
2
3
2
1
29.
Хугаева Диана Андреевна
10.03.09
1
1
1
2
2
30.
Хозиева Дана Сослановна
15.12.08
2
3
3
1
1
Анализ полученных данных показал, что у 35 % детей высокий уровень, ребята затруднялись в составлении по схеме предложения. Средний уровень показали 43 % детей, так как проблемно было выделить ударения в словах, справляются с заданием с помощью воспитателя. 22 % детей показали низкий уровень, ребятам было сложно дать ответ по трем заданиям.
Полученные результаты исследования практических умений по подготовке детей к обучению грамоте занесем в диаграмму (Рисунок 1).
Анализ полученных данных показал, что у 37% детей низкий уровень, им было сложно дать ответ по трем заданиям. 43% показали средний уровень, так как им было проблемно выделить ударения в словах, справляются с заданием с помощью воспитателя. И только 20% детей из всего числа испытуемых, имеют высокий уровень.
Рисунок 1. Уровень практической готовности детей к обучению грамоте.
Итак, данные методики позволили определить уровни умения выделять отдельные слова из потока речи, умения делить слова на слоги, подбирать слова в соответствии со схемой, умение определять последовательность слогов в словах, умение выделить ударение в словах, умения составлять по схеме предложения. Особую сложность для детей вызывали задания на постановку ударения и выделение ударного слога. Была выявлена группа детей, с которыми проводилась индивидуальная работа.
На основе этого был составлены план работы и коррекционно-развивающая программа для повышения уровня подготовки к обучению грамоте детей.
Наработанная система игр по обучению грамоте помогает мне эффективно решать задачи данного раздела программы, строить интересный педагогический процесс, основываясь на ведущем виде деятельности дошкольника игре.