Программа факультативного курса «Введение в новую жизнь»

К нам поступают обучающиеся в переходном, сложном возрасте. Зона ближайшего развития в этот период предполагает сотрудничество со взрослыми в пространстве проблем самосознания, личностной самоорганизации и саморегуляции, интеллектуальной и личностной рефлексии, самоопределения.Цель данного курса: помочь подростку в самореализации как личности, ориентированной на успех, готовой найти своё место во взрослом сообществе, способной принимать осознанные решения в ситуации выбора, умеющий ставить цели ... Задачи: - эффективно управлять саморазвитием, осуществлять самоанализ, самооценивания, ставить цель и добиваться её реализации; - конструктивно решать проблемы, управлять конфликтами, эмоциями; - развивать навыки общения, - самостоятельно принимать решения и делать осознанный выбор, - первичная диагностика актуального состояния поступивших обучающихся, - оказание помощи в социальной адаптации
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

АДАПТАЦИОННОГО КУРСА

«ВВЕДЕНИЕ В НОВУЮ ЖИЗНЬ»

ДЛЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Мы растим личность гуманную, толерантную, деятельную, способную достичь успеха. Почему это важно?

В современном мире роль лидера личности с позицией гражданской ответственности и самостоятельности, терпимости и уважения к людям приобретает особую актуальность. Именно в юности необходимо заложить основы саморазвития и создать у подростков устойчивую доминанту на самосовершенствование, осознанное и целенаправленное развитие в себе личностных качеств. Ведь в самостоятельной жизни очень важно, чтобы подростки не были пассивными и беспомощными, равнодушными и безжалостными, некомпетентными специалистами.

К нам поступают обучающиеся в переходном, сложном возрасте. Зона ближайшего развития в этот период предполагает сотрудничество со взрослыми в пространстве проблем самосознания, личностной самоорганизации и саморегуляции, интеллектуальной и личностной рефлексии, самоопределения.

Именно в этот период формируются ценностные ориентации, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей и интересов, стремление ощутить себя взрослым, тяга к общению со сверстниками, внутри чего формируется личностный смысл жизни.

Приходя в учебное заведение, вчерашние школьники сталкиваются с новыми условиями обучения, вынуждены адаптироваться к новым условиям.

Цель данного курса: помочь подростку в самореализации как личности, ориентированной на успех, готовой найти своё место во взрослом сообществе, способной принимать осознанные решения в ситуации выбора, умеющий ставить цели и достигать их, обладающей социально необходимыми качествами.

Задачи:

- эффективно управлять саморазвитием, осуществлять самоанализ, самооценивания, ставить цель и добиваться её реализации;

- конструктивно решать проблемы, управлять конфликтами, эмоциями;

- развивать навыки общения,

- самостоятельно принимать решения и делать осознанный выбор,

- первичная диагностика актуального состояния поступивших обучающихся,

- оказание помощи в социальной адаптации.

Программа рассчитана на 16 часов, занятия проводятся еженедельно.

Методы и приёмы работы: тренинговые упражнения, тестирование, деловые игры, дискуссии.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Адаптационный факультативный курс «Введение в новую жизнь»

Составлен на основе программы (указать какой) авторской

Курс I

Тема (название)

Кол-во часов

Кол-во лабор. работ

Кол-во практ. работ

Кол-во контр, работ

1

Познакомьтесь: это я!

2

2

Познавательная сфера личности: мышление,память, внимание.

аппамять.

2

3

Эмоционально-волевая сфера личности.

2

4

Темперамент и характер.Акцентуации характера. Личностные качества Акцентуации характера. Личностные качества

2

5

Социальный статус личности. Социально психологический климат коллектива.

2

6.


Коммуникативные навыки.

2


7.

Восхождение к успеху.

2

8.

Моя мечта.

2

Содержание программы.

Занятие 1. Познакомьтесь: это я!

Цепь: первоначальное знакомство членов группы, обучение рефлексии, самодиагностика, установление контакта.

Используемые упражнения, тесты, задания.

Круг знакомств, Визитка, Кто я? Какой я? Расскажи мне обо мне, Именные достоинства, Мое настроение, Незаконченные предложения, Мигалочки; тесты «Как думают о вас окружающие и кто вы есть на самом деле?» Люшера, сочинение «Познакомьтесь: это я!»

Занятие 2. Познавательная сфера личности. Мышление, внимание и память.

Цель: дать понятие познавательной сферы личности, диагностика особенностей мышления, внимания и памяти, продолжить знакомство с особенностями обучения в училище, обучение приёма и развития внимания, памяти, мышления. Используемые упражнения, тесты, задания:

Рассказ о познавательных процессах мышления, внимания и памяти, диагностика: тесты, «10 слов», «Таблица Шульте», «Логическое мышление», ШТУР, «Интеллектуальная лабильность», субтесты Айзенка, Амтхауэра, классификация, обобщение и т. д.

Задание 3. Эмоционально - волевая сфера личности. Управление эмоциями

Цель: дать представление об эмоционально - волевой сфере личности, познакомить с методами управления эмоциями, определение уровня невротизации личности, склонности к тревожности, стрессоустойчивости. Используемые упражнения, тесты, задания: Тесты Филлипса, Айзенка (экстраверсия - интроверсия-нейротизм) Аутотренинг, упражнения на расслабления, визуализация.

Занятие 4. Темперамент и характер. Акцентуация характера.

Цель: определение типа темперамента, акцентуации, особенностей характера, обучение самоанализу.

Используемые упражнения, тесты, задания:

Тесты: паспорт темперамента, Шмишека упр. Из кн. Прутченкова «Эй ты, параноик!»

Занятие 5. Социальный статус личности. Социально -психологический

климат коллектива.

Цель: знакомство с социальными характеристиками личности и коллектива, определение социометрических данных каждого, СПК коллектива группы, информирование об особенностях жизни в общежитии, о правилах и законах, действующих в общежитии.

Используемые упражнения, тесты, задания: Тесты: социометрия, Социально-психологический климат, Ценностные ориентации, Игра : «Катастрофа на воздушном шаре»

Занятие 6. Коммуникативные навыки.

Цель: дать представление о коммуникативных умениях, развивать взаимопонимание, толерантность, сотрудничество.

Используемые упражнения,тесты, задания:

Тесты: КОС, «Являюсь ли я толерантной личностью», техника активного слушания.


Занятие 7. Восхождение к успеху.

Цель: познакомить с понятием успех, составить формулу своего успеха, ключи успеха.

Используемые упражнения, тесты, задания.

Самоопределение, Моя лестница успеха, «Коллаж желаний».

Занятие8. Моя мечта.

Цель: обучение рефлексии, релаксации, самоанализу, самодиагностике, преодоление скованности и напряженности участников группы, определение особенностей психологического времени личности, диагностика мотивации и профнаправленности.

Используемые упражнения, тесты, задания.

Моя мечта, Мое настроение, Вопросы и ответы, Моя жизнь.

Рассказ о семинарах и практикумах, тесты Каузометрия, Жизненные цели, Мотивация, ДДО Климова.

.

Литература.

1.Альманах психологических тестов. - М:1996

2.Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М: 1989

З.Безюлева.Г. В, Чиркова.М.А. Развитие коммуникативных качеств учащихся. -

М:2001

4.Грановская.Р.М. Элементы практической психологии. - С-Пб: 1997,С.7-224,374-

429

5.Жариков. Е, Крушельницкий.Е. Для тебя и о тебе. - М: 1991

б.Зюзько.М.В. 5 шагов к себе. - М:1992

7.КозловН. Лучшие психологические игры и упражнения. - Екатеринбург: 1997

8.Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. - М:1998

9.Общая психодиагностика. \Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина\. -

М,1987,с.151,155,179,245.

  1. Психология. Словарь /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -
    М, 1990.

  2. Платонов К.К. Занимательная психология. - М: 1986

  3. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других.
    -М: 1999.

Литература.

1.Альманах психологических тестов. - М:1996

2.Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М: 1989

З.Безюлева.Г. В, Чиркова.М.А. Развитие коммуникативных качеств учащихся. -

М:2001

4.Грановская.Р.М. Элементы практической психологии. - С-Пб: 1997,С.7-224,374-

429

5.Жариков. Е, Крушельницкий.Е. Для тебя и о тебе. - М: 1991

б.Зюзько.М.В. 5 шагов к себе. - М:1992

7.КозловН. Лучшие психологические игры и упражнения. - Екатеринбург: 1997

8.Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. - М:1998

9.Общая психодиагностика. \Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина\. -

М,1987,с.151,155,179,245.

  1. Психология. Словарь /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -
    М, 1990.

  2. Платонов К.К. Занимательная психология. - М: 1986

  3. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других.
    -М: 1999.

© 2010-2022