Профориентационные лекции с элементами тренинга - Мир профессий

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Новосельская средняя школа»

Муниципального образования

Черноморский район Республики Крым





УТВЕРЖАЮ:

Директор МБОУ

«Новосельская средняя школа»

_____________Л.Н. Калетинец



Конспект группового профориентационного занятия с элементами тренинга

«МИР ПРОФЕССИЙ»







Разработала:

Педагог-психолог

А.В. Худзинская









с. Новосельское, 2016 г.

Лекция 1: «Вводное занятие. Знакомство с миром профессий»

Цель: в игровой, познавательной форме начать работу с детьми по ознакомлению с профессиями, которые окружают их в жизни.

Необходимые материалы: листы формата А4, ватман, карандаши, мяч.

Продолжительность: 45 минут.

Конспект лекции:

Сегодня мы начинаем увлекательное путешествие в удивительный мир, который называется «Мир профессий». Представьте, что вы летите в самолете, вы совершаете кругосветное путешествие. Мы будем посещать различные страны. Старайтесь не пропустить самое интересное. «С высоты» не возможно все заметить, поэтому наш самолет будет периодически приземляться в аэропортах всего мира. Для того, чтобы не скучать не забудьте взять с собой в дорогу смекалку, юмор и находчивость. Но, для начала, мы с вами познакомимся. Итак, первое упражнение называется - «Давай знакомиться».

  • Упражнение «Давай знакомиться»

Упражнение выполняется в кругу. Педагог-психолог бросает мяч ученикам, они по очереди называют свое имя и ту профессию, которую они уже выбрали или кем хотели бы стать в будущем.

Ну вот, теперь мы познакомились друг с другом и уже ступили одной ногой в мир профессий. В ваш мир профессий. Преступим к выполнению следующего упражнения. Для этого попрошу вас разделиться на две команды.

  • Упражнение «Отгадай профессию»

Командам предлагаются карточки, на которых написаны группы слов. По данным группам команды должны определить профессии, о которых идет речь.

Надписи на карточках:

Первая команда:

• диагноз, фонендоскоп, больница (задуманная профессия - врач);

• микроскоп, ДНК, мутации (задуманная профессия - генетик);

• шпатель, кирпич, цемент (задуманная профессия - строитель);

• кассовый аппарат, деньги, товар (задуманная профессия - продавец);

• уголовное право, отпечатки пальцев, нарушение закона (задуманная профессия - сотрудник милиции).

Вторая команда:

• мел, доска, урок (задуманная профессия - учитель);

• группа людей, управление, музыка (задуманная профессия - дирижер);

• сайт, HTML, оформление (задуманная профессия - Web-дизайнер/программист);

• текст, журнал, исправление (задуманная профессия - редактор/корректор);

• опасность, отвага, водомет (задуманная профессия - пожарный);

Отлично поработали. Молодцы!!! Теперь я предлагаю вашему вниманию следующее упражнение. Вы также остаётесь каждый в своей команде, и работаем в таком же режиме. Упражнение называется - «Азбука профессий».

  • Упражнение «Азбука профессий»

Педагог-психолог называет букву и задает вопрос, а ребята должны ответить словом, которое начинается с этой буквы.

Буква «А». Специалист сельского хозяйства (Агроном);

Буква «Б». Cпециалист, который учитывает доходы и расходы (Бухгалтер);

Буква «В». Специалист, работающий в дошкольном учреждении с детьми (Воспитатель);

Буква «Г». Проводник, экскурсовод, ‎сопровождающий туристов или экскурсантов и объясняющий осматриваемые ими достопримечательности (Гид);

Буква «Д». Профессия, суть которой заключается в оценивании качества различно, в частности пищевой продукции - чая, вина, кофе, мороженого и другого (Дегустатор);

Буква «Е». Специалист в охотничьих хозяйствах, контролирует соблюдение правил природопользования и законов об охоте (Егерь);

Буква «Ж». Специалист, который высказывает мнение, делает замечания, что-то корректирует, добывает новости, пишет очерки, ведет репортажи, дает прогнозы, обозревает, редактирует (Журналист);

Буква «З». Специалист, осуществляющий регулярное наблюдение за жизнедеятельностью животных (Зоолог);

Буква «И». Профессиональный ценитель искусства (Искусствовед)

Буква «К». Специалист, который работает с собаками в питомнике, обучает их и дрессирует (Кинолог);

Буква «Л». Специалист, с чьей помощью определяются и реализуются необходимые методики по устранению дефектов речи (Логопед);

Буква «М». Человек, окрашивающий стены, потолок, пол (Маляр);

Буква «Н». Государственный служащий, который занимается сбором налогов с юридических и физических лиц (Налоговый инспектор);

Буква «О». Специалист, изучающий физические, химические и биологические процессы, протекающие в морях и океанах, а также взаимодействие океана с атмосферой и материками (Океанолог);

Буква «П». Человек, профессия которого помогает людям иметь красивую прическу (Парикмахер);

Буква «Р». Человек, разводящий рыбу в искусственных водоемах (Рыбовод);

Буква «С». Специалист по ручной (без использования станков) обработке металлов (Слесарь);

Буква «Т». Лицо, определяющее соответствие материальных ресурсов стандартам, осуществляющее связь с поставщиками и потребителями, обеспечивающее оперативный учёт поступления и реализации товаров (Товаровед);

Буква «У». Ныне одна из самых распространённых общественных профессий, возникшая вследствие как необходимости воспитания и обучения следующих поколений для более успешного и быстрого их вхождения в общественную жизнь (Учитель);

Буква «Ф». Человек, останавливающий прекрасные мгновения жизни (Фотограф);

Буква «Х». Творческая профессия, берущая своё начало из глубины веков.
Человек, занимающийся изобразительным искусством и зарабатывающий деньги на этом поприще (Художник);

Буква «Ц». Специалист, выращивающий цветы (Цветовод);

Буква «Ч». Тот, кто занимается выращиванием чая (Чаевод);

Буква «Ш». Одевает нас и летом, и зимой, и осенью, и весной, даря нам красивые платья и сарафаны, юбки и блузки, пальто и куртки (Швея);

Буква «Э». Специалист, который изучает состояние воды, земли и воздуха (Эколог);

Буква «Ю». Специалист по правоведению (Юрист);

Буква «Я». Человек, занимающийся грузовыми и/или пассажирскими перевозками на гужевом транспорте (Ямщик).

Итак, вы уже достаточно хорошо освоили мир профессий. Но давайте же закрепим свои знания. И сделаем мы это вот таким образом… Последнее упражнение на сегодня - «Ловушка».



  • Упражнение «Ловушка»

Педагог-психолог предлагает каждой команде профессию. Участники должны назвать достоинства и недостатки этой профессии, написав их на ватмане, а затем выступить с данными предположениями.

Ребята, а теперь я попрошу вас по очереди встать с места и подойти к доске. Перед вами бланк самооценки. Ваша задача дать оценку вашей команде. Для этого наклейте на бланк выбранную фигуру: красный кружок - это пять, зеленый квадрат - это четыре, ну и синий треугольник - это три.

Лекция 2: «Карнавал Великих Мастеров Земли».

Цель: в форме игры и сказки ознакомить с некоторыми профессиями.

Необходимые материалы: листы формата А4, ватман, карандаши.

Продолжительность: 45 минут.

Конспект лекции:

Ребята, сегодня наш самолет приземлился на экзотических землях Бразилии. И нам повезло, мы попали на замечательный праздник - Карнавал Великих Мастеров Земли. Прежде, чем мы начнем путешествие, я расскажу вам легенду.

Жил-был в одном большом городе писатель. Однажды он задумал написать книгу о самых удивительных профессиях на земле. Он написал прекрасные хвалебные гимны о музыкантах и художниках, поэтах и скульпторах, ученых и изобретателях. Ему казалось, что только они дарят простым людям настоящее счастье жизни и возможность пользоваться ее бесконечными дарами.

Однако чего-то главного в книге все-таки недоставало, и писатель никак не мог ее закончить.

Однажды ночью в комнату, где он работал, влетела прекрасная Фея. Это была Фея Мастерства. Она подхватила спящего писателя своими крыльями, и через мгновение он очутился на ступенях огромного дворца. Мимо него по ступеням поднимались разные люди, и писатель пошел вместе со всеми. Ворота дворца были широко распахнуты. Стражник в расшитой золотом ливрее вежливо поклонился писателю и произнес:

- Проходите, пожалуйста. Наша повелительница - Фея Мастерства, ждет Вас на своем празднике Великих Мастеров земли. Все уже собрались, и сейчас Фея объявит начало праздника.

Писатель вошел в зал, сияющий тысячами огней. Вокруг были сотни улыбающихся людей в нарядной одежде. Неожиданно писатель заметил сухонького старичка с рабочими инструментами в руках.

- Этот человек - Великий Строитель, - сказал ему на ухо один из гостей. - Его дома выдерживают ураганы и даже землетрясения. Они так искусно построены, что будто пустили в землю корни.

- А это, наверное, портной? - спросил писатель, увидев среди приглашенных человека с портновскими ножницами и коробкой с иголками и нитками.

- Да, - серьезно ответили ему. - Это Великий Портной. Одежда, сшитая им, делает людей прекрасными и помогает им стать добрее.

- А вот там стоит Великий Правитель, - один из гостей указал писателю на человека, походившего скорее на ученого мудреца, чем на правителя.

Писатель неплохо знал историю, но этого правителя он почему-то не узнал.

- Вы его не знаете, потому что историки мало о нем писали. Он не вел войн и не основывал огромные империи. Во время своего правления он уничтожил нищенство и открыл много школ, развивал науки, ремесла и торговлю, строил церкви и соборы. Многие из его справедливых законов действуют по сей день, - снова объяснили писателю.

Они пошли дальше, и писатель вдруг увидел самого обыкновенного дворника с метлой. «Неужели и дворника считают здесь Великим Мастером?» - подумал писатель и в то же мгновение услышал звонкий голос:

- Конечно, даже хмурое осеннее небо улыбается, когда этот человек подметает улицу. Он отдает людям столько света и тепла, что звание Великого Мастера принадлежит ему по праву.

Голос этот принадлежал прекрасной женщине, одетой в белоснежное шелковое платье, прозрачное и легкое как дым. Писатель сразу догадался, что это и есть Фея Мастерства. Фея хлопнула три раза в ладоши, и отовсюду полилась величественная музыка, возвещая о начале праздника. Фея поднялась на балкон и торжественным голосом произнесла:

- Дорогие мои Мастера, я так рада приветствовать всех вас на нашем празднике. Своим трудом вы воспеваете красоту, и благодаря вам мир наполняется светом и теплом. В этом году среди нас есть писатель. Я пригласила его на праздник Мастеров, чтобы в своей книге он рассказал людям о том, что каждая профессия - удивительна и возвышенна; и что даже самый обыкновенный дворник может стать Великим Мастером, если сердце его устремлено навстречу людям, а душа воспевает красоту. Давайте же познакомим его с великими тружениками разных профессий, прославивших землю своими талантами. Все повернули головы к писателю и громко ему захлопали.

Итак, давайте выполним первое упражнение. Оно называется «Дары профессий».

  • Упражнение «Дары профессий»

Участники делятся на две команды и получают карточки с разными словами, например: дом, мебель, одежда, обувь, книга, молоко, песня, танец, кольцо, игрушка и т.д. Каждый должен перечислить профессии, благодаря которым люди могут пользоваться теми или иными предметами, которые достались ему на карточке. Например: молоко люди имеют благодаря животноводу, ветеринару, доярке, продавцу и т.д.

Ребята, так как мы сегодня находимся на Карнавале Великих Мастеров, поэтому должны проявить свои творческие способности. Для этого выполним такое задание:

  • Творческое задание «Разные профессии»

Педагог-психолог пишет на доске несколько профессий, например: столяр, художник, ветеринар, писатель. Затем дети делятся на две команды. Каждая команда должна выбрать из четырех предложенных профессий по одной, затем подумать и рассказать, что доброго представитель ее профессии может сделать для представителей трех остальных профессий. Например: столяр может научить художника делать рамки для своих картин; ветеринару столяр сделает удобную кушетку для осмотра больных животных; поэту столяр подарит удобный письменный стол для работы и т.д.

К сожалению, сегодняшнее путешествие подходит к концу. И, напоследок, мне бы хотелось знать какой отпечаток в вашей памяти оставила страна Бразилия, и, в частности, Карнавал Великих Мастеров Земли!? Для этого я попрошу вас, как обычно разделиться на две команды. Сейчас вы выполните задание «Портрет Мастера».

  • Творческое задание «Портрет Мастера»

Каждая команда выбирает по одному виду профессии. На ватмане делают презентацию (рисуют, чертят, клеят, вырезают), отвечая на такие вопросы: «В чем особенность данной профессии? Почему она так уникальна? Чем она лучше других». В итоге, презентуют «Портрет Мастера».

Спасибо вам, ребята, очень хорошо поработали сегодня. А на последок, выставим оценки, по той же схеме, по которой выставляли на прошлом занятии.

Лекция 3: «Возвращение домой»

Цель: познакомить детей с профессиями, которые встречаются в школе.

Необходимые материалы: листы формата А4, ватман, карандаши.

Продолжительность: 45 минут.

Конспект лекции:

Как гласит известная пословица: «В гостях хорошо, но дома лучше». Ребята, наш самолет прибыл домой, приземлился на прекрасных землях полуострова Крым и высадил нас в селе Новосельском в аэропорту под названием «Школа». Перечислите, пожалуйста, представителей тех профессий, которые работают в школе?

Какая профессия в школе самая важная? Чем же занимается учитель? Да, учитель обучает и воспитывает учеников. Он должен много знать, читать, чтобы научить этому детей, должен уметь общаться с ребятами, быть внимательным, строгим и добрым одновременно. А с какими предметами работает учитель?

Сейчас я вам буду загадывать загадки. Как обычно делимся на две команды. Сначала отвечает первая команда, а затем вторая.

Итак, начнем:

Загадка для команды №1

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком,

Разговаривает с нами

Терпеливым языком. (Книга)


Загадка для команды №2


На странице букваря

Тридцать три богатыря,

Мудрецов богатырей

Знает каждый грамотей. (Буквы)


Загадка для команды №1


У сосны и елки

Листики-иголки.

А на каких листочках

Растут слова и строчки? (В тетрадке)


Загадка для команды №2


Черный Ивашка,

Деревянная рубашка.

Где носом поведет,

Там заметку кладет. (Карандаш)


Загадка для команды №1


Грамоты не знаю,

А весь век пишу. (Ручка)


Загадка для команды №2


Новый дом несу в руке,

Дверцы дома на замке.

Там жильцы бумажные

Все ужасно важные. (Портфель)

Отлично! Каждая команда заработал свои заслуженные баллы. И мы продолжаем наше путешествие по школе.

Мы зашли в комнату, где много-много книг. Куда мы попали? Правильно, в библиотеку. Кто здесь работает? Кто выдает нам книги? Правильно - библиотекарь. Работа библиотекаря очень кропотливая. Он должен знать, где расположены книги, чтобы их быстро найти, библиотекарь знает авторов многих книг, должен ориентироваться в мире литературы. К тому же он должен уметь пользоваться формулярами, куда записываются книги, и уметь общаться с разными людьми.

Еще одна профессия, с которой мы встречаемся в школе - это медицинская сестра.

Какими инструментами пользуются медицинские работники? Для чего они нужны?

Молодцы ребята! Все верно подметили.

В школе работают уборщицы, которые следят за чистотой в классах, коридорах, спортивном зале, холлах. Что вы знаете об этой профессии? В чем ее важность?

Ни одна школа не бывает без столовой. Вы сами часто посещаете ее. Там вас всегда вкусно кормят. Кто готовит еду в столовых? Правильно, повар. Так что же делает повар? Что он должен уметь?

Да повар должен быть аккуратным, с хорошим вкусом, должен быть сильным. Повар умеет готовить горячие и холодные блюда, умеет их оформлять и красиво подать.

Хорошо! Давайте выполним такое упражнение…


  • Упражнение «Самая - самая профессия»

Инструкция: «Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны будете по очереди называть те профессии, которые, по-вашему, мнению, в наибольшей степени подходят. Например, характеристика - самая денежная профессия, какие профессии являются самыми-самыми денежными?».

  • Самая зеленая профессия…

  • Самая сладкая…

  • Самая волосатая…

  • Самая детская…

  • Самая смешная…

  • Самая сильная…

Молодцы! А теперь я вам предлагаю еще одну игру.

  • Упражнение «Найди пару»

Инструкция: «Сейчас каждый из вас получит карточку с названиями профессии. Ваша задача - прочитать название и никому не сообщать его. В группе обязательно есть еще один человек с такой же карточкой. Я буду задавать вам различные вопросы, касающиеся каких - либо характеристик профессиональной деятельности. Если эта черта присуща той профессии, карточка с которой вам досталась, вы должны молча встать. Будьте внимательны. Наблюдайте за остальными участниками группы: кто еще встает вместе с вами? В результате всей работы вы должны постараться определить свою пару.

Список профессий, который целесообразно использовать:

Учитель, охранник, водитель, медсестра, плотник, повар, программист, геолог, юрист, электрогазосварщик, маляр.

Вопросы, которые целесообразно задать слушателям:

Пусть встанут те из вас:

1. Чьи профессии пользуются спросом на рынке труда.

2. Где низкая заработная плата.

3. Чьи профессии не требуют высшего образования.

4. Чьи профессии требуют постоянного общения с другими людьми.

5. Чьи профессии не требуют большой физической силы.

6. Чьи профессии требуют хорошего зрения.

7. Чьи профессии требуют большой смелости.

8. Чьи профессии престижны.

9. Чьи профессии требуют хорошего внимания.

10. Кто работает на машинах.

Сегодняшнее занятие подошло к концу. Но мы с вами должны выставить оценки. Вы не забыли? Ну что ж, приступим. Думаю, вы помните критерии оценивания.

Занятие 4: «Наши чувства и эмоции»

Цель: научить определять чувства и эмоции, понимать себя и окружающих.

Необходимые материалы: листы формата А4, ватман, карандаши, игрушки, бланки для проведения упражнений.

Продолжительность: 45 минут.

Конспект лекции:

Ребята сегодня мы затронем тему, которая является немало важной при сдаче экзаменов. Это наши чувства и эмоции.

Чувства - это то, что мы переживаем в ответ на события, это то, что происходит внутри нас. Чувства - одна из основных форм переживания своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся (от эмоций) относительной устойчивостью.

Формирование чувств - необходимое условие развитие человека как личности.

Чувства определяют ситуативные эмоции: так как чувства любви к близкому человеку в зависимости от обстоятельств может развиться тревога за него, радость при встрече.

Примеры чувств: чувство вины, чувство юмора, любовь, чувство неполноценности.

Эмоция - психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания смысла жизненного явления и ситуации, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Она кратковременная, ситуативная.

Если деятельность успешна, возникают положительные эмоции, если неуспешна - отрицательные.

Эмоции - особый класс субъективных психологических переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношение человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.

К классу эмоций относятся настроения, аффекты, стрессы, страсти. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга. А иногда и самих себя.

Сейчас мы с вами попробуем выполнить такое задание, которое подскажет нам - понимаем ли мы себя, знаем ли мы себя?

  • Упражнение «Спроси у себя…»

В этой конверте есть некоторые вопросы или незаконченные предложения. Вы вытаскиваете по два листочка. Я предоставлю вам, временя, чтобы вы подумали над тем, что прочитали. Затем каждый из вас по очереди дает ответ. Не бойтесь и не стесняйтесь своих ответов. Это всё естественно.

Фразы на листочках:

  1. Больше всего я боюсь…

  2. На экзамене мне будет не хватать…

  3. Когда я отвечаю у доски, то я испытываю…

  4. Больше всего я люблю…

  5. Мне нравится в себе…

  6. Мне не нравится в себе…

  7. Я хочу, чтобы мои родители знали…

  8. Для меня, мои друзья - это …

  9. Любовь - это …

  10. Когда я испытываю чувство любви, то …

  11. Я хорошо знаю, что …

  12. Для меня не сложно…

  13. Для меня сложно…

  14. Я злюсь тогда, когда…

  15. Я проявляю агрессию тогда, когда…

  16. Предательство и верность - это для меня…

  17. Самое яркое воспоминание о школе …

  18. Мне хочется расплакаться когда …

  19. Меня переполняет чувство стыда тогда, когда…

  20. Я могу соврать в том случае, если…

Хорошо! Спасибо вам, ребята за откровенность. Надеюсь, что вы искренне отвечали на вопросы. Ну а мы продолжим. Я принесла много разных игрушек. И это, неспроста. Не думайте, что я перепутала ваш возраст. Всё правильно. Сейчас каждый из вас возьмёт ту игрушку, которая вам по душе. Которая больше всего понравилась. Затем вы по очереди расскажете, о чем ваша игрушка, как она характеризует вас. В чем вы похожи с ней.

И последнее задание на сегодня. Вот вам два ватмана. Разделитесь на команды. Каждая команда должна изобразить на ватмане эмоцию или чувство. Давайте так. Команда №1 рисует «Любовь», а команда №2 - «Разочарование». На другой стороне ватмана вы напишите положительные стороны и отрицательные стороны той эмоции, которую вы будете презентовать в итоге. После того, как каждая команда проведет презентацию своего плаката, вы выбираете то чувство (из представленных двух), которое вам больше всего понравилось, затем по очереди ставите отметку.

Занятие 5: «Заключительное занятие. Один день из моего будущего»

Цель: примерная постановка целей, планирование жизни на будущее.

Необходимые материалы: листы формата А4, ватман, карандаши.

Продолжительность: 45 минут.

Конспект лекции:

Сегодня у нас заключительное занятие. Мы подведем итоги всех встреч с вами. Разберем все вопросы, которые у вас накопились. И я запланировала на сегодня несколько упражнений. Не будем «тянуть время». Начнем выполнять первое упражнение.

  • Упражнение «Постановка целей»

Я раздам вам бланки, на которых вы будете писать свои цели, что необходимо для их достижения и что может препятствовать. По итогу, мы разберем ваши результаты.

(см. пример бланка в приложении 1)

И еще одно задание. Оно очень похоже на первое.

  • Упражнение «Я в будущем»

Задание очень простое. Вам необходимо на листочках написать (продолжить фразу):

  1. Я через 5 лет…

  2. Я через 10 лет…

  3. Я через 15 лет…

Я даю вам полную свободу. Пусть ваши мысли и фантазии льются рекой и достигают того самого источника, который приведет вас к истине.

А сейчас командная работа, по окончании которой вы по нашему обычному сценарию выставите оценки.

  • Упражнение «Профессия будущего»

Сейчас нужно включить фантазию. Задача такова, что вы должны нарисовать или расчертить или описать профессию будущего. Как на ваш взгляд будет выглядеть та или иная профессия в будущем. Или же вы можете выдумать свою профессию, новую.

Спасибо вам, ребята за прекрасно проведенное время. Мы многое сделали, мы очень хорошо поработали. Я хочу вам пожелать удачи, успехов и побед. Пусть выбранная вами профессия приносит вам не только хороший доход, но и удовольствие. Всех благ вам!!!



Педагог-психолог, А.В. Худзинская

© 2010-2022