Статья о теориях личности

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Джумагалиева Марина Алимбековна,

учитель ОБЖ,

МБОУ г. Астрахани «ООШ № 3»,

г. Астрахань

Определить, что именно является теорией личности, непросто, гораздо сложнее понять, какие из них являются наиболее значительными. Исчерпывающий анализ теорий личности должен, несомненно, начинаться с концепций человека, разработанных великими классиками, такими, как Гиппократ, Платон и Аристотель. Адекватная оценка невозможна без учета того вклада, который осуществили десятки мыслителей - например, Аквинат, Вентам, Кант, Гоббс, Кьеркегор, Локк, Ницше, Макиавелли, - которые жили в промежуточную эпоху и чьи идеи можно отследить в современных представлениях. Традиция клинического наблюдения, начиная с Шарко и Жане и, что более важно, включая Фрейда, Юнга и Мак-Даугалла, определила сущность теории личности более, чем любой другой отдельный фактор. Эти теоретики находились под грандиозным впечатлением идеи целостности поведения и, соответственно, были убеждены в том, что частичное или фрагментарное изучение элементов поведения не может привести к истине. Эта точка зрения глубоко укоренилась в ныне действующих теориях личности.

Существует два вида теорий личности: психодинамические теории личности и гуманистические теории личности.

Проведём сравнение теорий личности.

I. Психодинамические теории личности

1. Теория личности Фрейда (Психоанализ) - Максимизация удовлетворения инстинктов при одновременной минимизации наказания и вины (так называемый принцип реальности), что представляет собой компромисс, обусловленный неизбежностью конфликта между человеком (чьи инстинкты эгоистичны) и обществом (цель которого - достижение общественного блага). Принцип реальности детерминирует вторичные процессы мышления, отличительными особенностями которых являются формулирование и проверка стратегий максимизации удовлетворения потребностей при минимизации наказания и вины.

2. Теория личности Мюррея - Аналогично позиции Фрейда, однако существует возможность того, что не все функционирование определяется стремлением избежать конфликта между человеком и обществом.

3. Теория личности Эриксона (Неофрейдизм) - Аналогично позиции Фрейда, однако особый акцент делается на тот аспект функционирования, который не обусловлен стремлением избежать конфликта между человеком и обществом.

II Гуманистические теории личности

1. Теория личности Салливана - Исходная версия: стремление к удовлетворению (биологическое по своей природе) и стремление к безопасности (психологическое по своей природе). Пересмотренная версия: максимизация удовлетворения при одновременной минимизации переживания незащищенности.

2. Теория личности Ранка - Минимизация страха жизни при одновременной минимизации страха смерти. Поскольку два эти страха имеют врожденный характер и находятся в оппозиции друг другу, конфликт неизбежен и необходим поиск компромисса.

3. Теория личности Ангьяла - Попытка максимизировать одновременно и выражение автономии, и выражение капитуляции. Автономия и капитуляция - это врожденные и противодействующие тенденции, поэтому конфликт неизбежен и необходим поиск компромисса.

4. Теория личности Бейкана - Попытка максимизировать как проявление силы, так и ощущение принадлежности. Стремление к проявлению силы и к принадлежности - это внутренние, противостоящие друг другу тенденции, поэтому конфликт неизбежен и необходим поиск компромисса.

5. Теория личности Роджерса (Феноменологический подход - Тенденция актуализировать свои внутренние потенциалы. Эта тенденция направлена на поддержание и обогащение жизни не только индивида, но и вида в целом. Поскольку во внутренних потенциалах нет ничего такого, что было бы неприемлемо для общества, конфликт не является неизбежным. Тенденция к актуализации универсальна для всех живых существ. У человека эта тенденция принимает еще одну форму, а именно стремление к актуализации своего "Я".

6. Теория личности Маслоу (Гуманистическая психология) - Попытка актуализовать внутренние потенциалы и попытка удовлетворить потребности, отвечающие за физическое и психологическое выживание организма. Тенденция к актуализации обеспечивает улучшение жизни (и называется мотивацией роста), тогда как тенденция к выживанию обеспечивает лишь ее поддержание (и называется мотивацией депривации). Хотя эти тенденции организованы иерархически (это предполагает, что реализации тенденции к актуализации должно предшествовать удовлетворение потребностей выживания), они не вступают в конфликт друг с другом.

7. Теория личности Адлера (Индивидуальная психология) - Стремление к превосходству или совершенству. Эта тенденция соотносится с функционированием человека не только самого по себе, но и как члена общества. Поэтому конфликт между человеком и обществом не является неизбежным. В более ранней версии теории Адлера тенденция ядра определялась как стремление к власти, что предполагало больший акцент на конкуренции между людьми.

8. Теория личности Уайта - Определяется как стремление достичь эффекта посредством собственных действий (мотивация эффективности) и стремление достичь компетентности в деятельности (мотивация компетентности). Возможно, что первой появляется мотивация эффективности, тогда как по мере достижения личностной зрелости к ней добавляется и мотивация компетентности.

9. Теория личности Олпорта (Диспозициональная психология) - Стремлении к выражению "Я" или проприума (так называемому проприативному функционированию) и к удовлетворению биологических потребностей, связанных с выживанием (так называемому оппортунистическому функционированию). "Я" определяется феноменологически; функционирование в соответствии с "Я" полагается более важным и релевантным человеческой природе, нежели функционирование в соответствии с потребностями выживания, и между двумя тенденциями существует некоторый конфликт. Стремление к выживанию должно быть удовлетворено первым, и после этого основным становится стремление к выражению "Я".

10. Теория личности Фромма (Неофрейдизм) - Стремление выразить свою человеческую природу. Человеческая природа и животная природа личности радикальным образом различаются. Однако в действительности они не вступают в конфликт между собой, во-первых, потому, что животная природа играет лишь второстепенную роль, и, во-вторых, потому, что животная природа обычно не испытывает особых лишений.

11. Теория личности Келли (Когнитивная психология) - Стремление прогнозировать и контролировать события своей жизни. Модель, используемая для объяснения природы человека, - это модель ученого, который формулирует конструкты, затем подвергает их проверке: прошедшие проверку конструкты принимаются, не прошедшие - отвергаются либо модифицируются.

12. Теория личности Мак-Клелланда - Стремление минимизировать значительные расхождения между ожиданиями и действительностью, максимизируя в то же время малые различия. Мак-Клелланд полагает, что люди стремятся к некоторой степени непредсказуемости жизни, чтобы избежать скуки, и, однако, остерегаются большой непредсказуемости, чтобы избежать страха.

13. Теория Фиске и Мадии - Стремление поддержать привычный (характерный для личности) уровень активации. В любой момент активация может быть ниже или выше привычного уровня, что приводит к поиску либо к избеганию дополнительной активации.

14. Аналитическая теория Юнга - Хотя теория Юнга обычно определяется как психоаналитическая - в связи с тем, что особое внимание в ней уделяется бессознательным процессам. В ней сочетаются телеология и каузальность. Поведение человека определяется не только индивидуальной и расовой историей (каузальность), но также целями и стремлениями (телеология).

И прошлое, как актуальность, и будущее, как потенциальность, управляет поведением в настоящем. Взгляд Юнга перспективен в том смысле, что устремлен на будущее человеческого развития, и ретроспективен в том смысле, что принимает в расчет прошлое. Перефразируя Юнга, "человек живет и целями, и причинами". Это настойчивое внимание к роли судьбы или цели человека явно отличает Юнга. Для Юнга есть беспрерывное и часто творческое развитие, поиск целостности и завершенности, жажда возрождения.

Таким образом, подводя итог вышеизложенному можно сделать вывод, что гуманистические направление теорий личности отличается от психодинамического направления. В основе гуманистического направления теорий личности лежит стремление человека к достижению целей, самосовершенствованию. В основе психодинамических теорий - присущие человеку инстинкты.

В настоящее время нет общепринятого мнения о том, какой подход в изучении личности наиболее эффективен для объяснения основных фактов поведения человека. На данный момент сосуществуют разные альтернативные теории, описывающие личность как интегрирующее целое и вместе с тем объясняющие различия между людьми. В большинстве теоретических определений, рассмотренный в настоящей работе, личность рассматривается как общая идея индивидуальных различий, как гипотетическая структура, как процесс развития на протяжении жизни, а также как сущность, объясняющая стабильные формы поведения. Сфера исследований личности пытается синтезировать и интегрировать соответствующие принципы из всех областей. Рассмотренные теории личности фокусируются на следующих аспектах поведения человека: структура мотивации, развитие, психопатология, психическое здоровье, изменение поведения посредством психотерапии.



Список литературы

  1. Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: Финансы и статистика, 2001.

  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.: Наука, 1996.

  3. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. - СПб.: Питер, 2004.

  4. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. - М.: Наука, 1997.

  5. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2004.

  6. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. - М.: ИНФРА-М, 2004

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 2008

© 2010-2022