Посттравматическое стрессовое расстройство у детей

   Специалисты понимают психическую травму как состояние сильного испуга, беспомощности перед внезапным, угрожающим жизни человека событием, которое превосходит его защитные возможности и лишает способности контролировать жизненный процесс или эффективно на него реагировать. Психологическая травма сопровождается сильным чувством беспомощности, которое и является основной предпосылкой для ее возникновения.У детей меньше всего сил, знаний, навыков, ресурсов для выживания и процветания, и они посто...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Посттравматическое стрессовое расстройство у детей

Самым слабым «звеном» в обществе являются дети, поскольку у них меньше всего сил, знаний, навыков, ресурсов для выживания и процветания, и они постоянно нуждаются в пристальном внимании, поддержке и сопровождении. Дети более беззащитны, чем взрослые, перед лицом происходящих вокруг них преобразований (как на уровне семьи, так и на уровне всей страны), так и перед теми изменениями, которые происходят внутри них самих в силу возрастных кризисов.[1]

Специалисты понимают психическую травму как состояние сильного испуга, беспомощности перед внезапным, угрожающим жизни человека событием, которое превосходит его защитные возможности и лишает способности контролировать жизненный процесс или эффективно на него реагировать. Психологическая травма сопровождается сильным чувством беспомощности, которое и является основной предпосылкой для ее возникновения.

Для специалистов и родителей симптоматичным являются любые проявления, связанные с необычным поведением, возникшим после того, как ребенок попал в стрессовую ситуацию и его что-то напутало. Иногда от события до возникновения травматических симптомов проходит срок от недели до 6 месяцев.

Особо следует обращать внимание на компульсивные (повторяющиеся) действия, часто наблюдаемые в игре или в жизни, гиперактивность, раздражительность, внезапные приступы ярости, чрезмерную пугливость, повторяющиеся ночные кошмары, нарушения сна, появление различных страхов (темноты, страх оставаться одному дома, выходить из дома одному, замкнутого пространства и др.), неспособность сконцентрироваться, рассеянное внимание, трудности в общении со сверстниками (появление излишней агрессивности или застенчивости), снижение успеваемости в школе. У детей младшего дошкольного возраста часто происходит потеря ранее приобретенных навыков, регресс на более ранний уровень развития, появление стереотипных движений и тиков.
К травматическим симптомам относятся также забывчивость, тревожность, появление излишней привязанности. Соматические жалобы, связанные с болью в животе, повышением температуры тела, появлением ночного и дневного энуреза, головными болями, поведенческими проблемами, понижением общего жизненного тонуса, чувством апатии, снижением успеваемости, появлением отчужденности в семье, означают травматические симптомы, что также является поводом для пристального внимания психологов и требует мер психологической реабилитации.[2]

В практическом плане, для того, чтобы определить, является ли необычное поведение ребенка травматической реакцией, специалисту необходимо поговорить с ребенком о прошедшем, возможно напугавшем его событии, и обратить внимание на то, как ребенок реагирует на ваши слова. Травмированный ребенок не захочет, чтобы ему напоминали об этом событии, он будет стараться избегать разговоров на эту тему, отвечать молчанием или, напротив, станет еще более возбужденным и беспокойным.
Симптомы могут носить скрытую форму, не проявляясь, не беспокоя, накапливаясь иногда в течение длительного времени. Далее возможна внезапная манифестация симптомов в стрессовой ситуации, в результате несчастного случая или (что тоже возможно) неожиданно, без видимых причин. Подобный вариант зачастую осложняет понимание родителями происходящего с ребенком. Травмирующими событиями для детей являлись: смерть родителей или одного из них, смерть братьев или сестер, оперативные вмешательства, экстренная госпитализация с болезненными медицинскими процедурами, угроза жизни родителям и собственной (дорожно-транспортные происшествия, тяжелые заболевания родителей, физическое насилие, угроза насилия), несчастные случаи (травмы, нападения животных, свидетельство несчастных случаев), эмоциональные травмы отношений (конфликты с родителями, сверстниками или учителями, а также развод родителей).[2]
Незавершенный и психологически непроработанный травматический опыт имеет тенденцию к возобновлению. Возможно, это объясняется тем, что при наличии незавершенного травматического переживания ребенок формирует специфический паттерн взаимодействия с окружающим миром за счет нарушения саморегуляции, приводящей к его дезадаптации. Ранее травмированный ребенок не имеет позитивного опыта разрешения травмы, чувствует себя крайне незащищенным, и этот внутренний дефицит физических и эмоциональных сил является предпосылкой повторной травматизации при следующем стрессовом событии.

Посттравматическое стрессовое расстройство - это осложненное состояние, которое включает в себя изменения множественных нейробиологических систем в результате дисрегуляции когнитивных, аффективных и поведенческих сфер, что требует от психолога определенной практической подготовки, подтвержденной соответствующими сертификатами, а также владения широким спектром психодиагностического инструментария.
Психодиагностика ПТСР включает в себя определенный алгоритм. Психологу, работающему с детьми, пережившими травматические события, необходимо учесть, что ребенок не всегда может установить причинно-следственную связь травматических симптомов с событийным фактором травмы. Для специалиста важная роль здесь отводится беседе с родителями, которые могут сопоставить поведение ребенка с произошедшими событиями.
После проведения предварительной беседы с родителями и ребенком, анализа эмоционального состояния, выяснения соматических симптомов и особенностей поведения проводится клиническая диагностика (тестирование) на наличие ПТСР.[2]
Для диагностики проявлений и оценки эффективности психологической помощи при ПТСР используются различные опросники и шкалы:
1. «Полуструктурированное интервью (ПИВППСД) для выделения признаков ПТСР у детей» (разработан А. И. Шепиной., А. В. Макарчук).
2. «Опросник субъективного дистресса» (ОСД) (М.Хоровиц в адаптации С.Лебедевой) для измерения постстрессовой реакции и типа ее протекания.
3. «Диагностика острой реакции на стресс» (ОРС), проводится в соответствии с МКБ-10.
4. «Методика экспресс диагностики посттравматического состояния качества психоэмоциональной жизни» (адаптация А. Н. Михайлова).
5. Проективная диагностика «рисунок человека» (К.Маховер).
6. «Индекс шкалы синдрома ПТСР» (С. А. Хусейн, В. Р. Холкомб).
7. «Миссисипская шкала для оценки посттравматических реакций» (МШ) для оценки выраженности посттравматических стрессовых реакций.
Также, для дифференциальной психодиагностики необходимо исключить органическую патологию в результате черепно-мозговых травм и другую органическую патологию (например, эпилепсию), лекарственную и алкогольную зависимость у подростков и личностные депрессивные и диссоциативные нарушения по пограничному типу, что требует проведения подробного патопсихологического эксперимента, а иногда и нейропсихологического обследования с подробным анализом личностных аспектов.
Специалисты считают, что стрессовое событие станет психической травмой для ребенка при наличии следующих факторов.
- Интенсивность и продолжительность события, а также насколько сильно оно угрожает ребенку. Например, повторяющиеся события, имеющие временную протяженность, обладают сильнейшим травмирующим действием (война, продолжающееся насилие над ребенком или конфликт со сверстниками или учителем).
- Общее физическое и эмоциональное состояние ребенка в момент травматического события. Важную позитивную роль играет поддержка родителей или близкого окружения, отсутствие стресса и переутомления.
- Индивидуальные особенности ребенка (устойчивость к стрессу, нейродинамика психической деятельности, сила и устойчивость нервной системы, особенности темперамента и др.)
- Возраст ребенка (одно стрессовое событие по-разному воздействует на детей разного возраста, чем старше ребенок, тем выше уровень физиологического развития и психоэмоциональной устойчивости).
- Ощущение у ребенка собственной способности противостоять опасности. Чувство уверенности в себе и собственных силах имеет очень большое значение и формируется совокупностью факторов: психологическими и социальными установками, возможностью реализовать инстинктивные реакции (ориентация, реакция бегства или борьбы в угрожающей ситуации). То, способен ли будет ребенок использовать свои инстинктивные реакции, чтобы справиться с угрожающей ему ситуацией, зависит от прошлых успехов или неудач в похожих ситуациях. В качестве внешней помощи для ребенка может выступать взрослый, который поддерживает его, относится к нему с уважением, а также место, где ребенок чувствует себя в полной безопасности, для маленьких детей - любимая игрушка или домашнее животное, одним из основных аспектов является психологическая реабилитация ребенка, пережившего травматическое событие.[6]

Соматическая терапия

Соматическая терапия психической травмы - телесно-ориентированный поход, основанный на изучении нормального инстинктивного поведения при травме как модели лечения травматических расстройств. Выше уже говорилось, что, согласно позиции автора, травма формируется в результате незавершенной инстинктивной реакции бегства или борьбы, являющейся естественным ответом организма на стрессовое событие.

Подход характерен тем, что биологию человека он обращает на службу психологии и психотерапии. По мнению П.Левина, способность к разрешению и завершению травматических эпизодов угрозы жизни встроена в биологию человека. Для того чтобы оставаться здоровыми, все живые существа должны разряжать энергию, которая была мобилизована в ситуации угрозы жизни. Эта разрядка завершает реакцию на угрозу и позволяет вернуться к нормальному функционированию. Способность организма адекватно отвечать на любые предлагаемые средой условия, а затем возвращаться к исходному уровню функционирования называется гомеостазисом. Таким образом, в соматической терапии используются естественные природные возможности человека к самоисцелению, к саморегуляции, опираясь на внутренние ресурсы его организма.[3]

По мнению П.Левина, симптомы травмы формируются под влиянием подавления или остановки реакции нервной системы, которая, находясь в состоянии повышенного возбуждения, стремится разрядить чрезмерную энергию, активированную для борьбы за сохранение жизни. В процессе терапевтической работы с травматическими симптомами широко используются те физиологические реакции и процессы, которые направлены на разрядку блокированной в теле избыточной энергии.[3]

Ребенку, пережившему травматические события, необходима высококвалифицированная психологическая помощь. Наиболее эффективным подходом в работе с психической травмой является соматическая терапия психической травмы.

С точки зрения методологии данного подхода, признается, что каким бы событием не был травмирован ребенок, он остается удивительно открытым и восприимчивым к исцелению от психической травмы. Для этого родителям и специалисту необходимо создать терапевтический альянс для дальнейшей продуктивной работы с целью формирования благоприятных условий для его исцеления.[3]

Крайне важно вывести ребенка из травмирующей ситуации (тем самым завершив ее), связанной с такими факторами как насилие в семье, конфликтная ситуация в школе, пребывание ребенка в зоне военных действий или в зоне стихийных бедствий, где он постоянно испытывает угрозу для жизни. Ребенок должен чувствовать себя в физической и психологической безопасности. Далее необходимо сфокусировать внимание на физическом состоянии ребенка. Травмированные дети часто не замечают своего физического состояния, не чувствуют его, диссоциируются от собственных ощущений. Им бывает трудно ощутить себя, идентифицироваться с переживаемым чувством. Например, на вопрос: «Как ты себя чувствуешь?» или «Какие ощущения ты замечаешь в руках?», «Ты чувствуешь напряжение или ты расслаблен и спокоен?», травмированный ребенок очень быстро ответит: «... не знаю...» или «... нормально...».

Задача родителей или специалиста, работающего с травмированным ребенком, не рассуждать, не анализировать, не оценивать состояние ребенка, а быть внимательными к его естественным физическим реакциям и помочь ребенку заметить свои ощущения.

Телесные реакции и изменения обычно усиливаются, когда их замечают и фокус внимания сконцентрирован на них. Находясь в контакте со своими внутренними ощущениями, травмированный ребенок становится способен воспринимать импульсы, идущие от древнего отдела головного мозга (мозга рептилий - гипоталамус, гипофиз, ретикулярная формация), который является центром ИНСТИНКТОВ. Именно этот древний отдел головного мозга руководит всеми жизненными функциями, отвечает за эндокринный баланс в организме, заботится о постоянстве гомеостатического равновесия. Также в этом отделе головного мозга запускается программа «сохранения жизни» в опасной стрессовой ситуации. Замечая свои внутренние ощущения, ребенок находится в контакте со своими инстинктами, что дает возможность высвободить излишнюю (травматическую) энергию, которая осталась заблокированной во время травмы, и тем самым завершить естественные телесные реакции борьбы или бегства и вернуться к нормальному уровню функционирования.

Подобные процессы являются естественной способностью нашего организма восстанавливаться после перенесенных стрессов и травм. Технически специалисту необходимо создавать благоприятные условия, для раскрытия исцеляющих процессов, безоценочно наблюдать и поддерживать их.

В процессе психокоррекционной работы травмированный ребенок, который находится в контакте со своими внутренними ощущениями, чувствует облегчение. Телесные и эмоциональные ответы, которые появляются вместе с ощущениями, включают в себя непроизвольную дрожь, ощущение покалывания в мышцах, тепло, зевоту, смех, плачь и др. Если эти ответы подавляются убеждением и требованием от ребенка вести себя «нормально, быть сильным», то разрядить через них заблокированную энергию становится невозможным, что требует от специалиста «не директивного» подхода, а следования за реакциями пациента.[2]

Психологу, работающему с детьми, пережившими травматические события, необходимо включать в реабилитационную работу игровые упражнения. Дети любого возраста охотно откликаются на игру. Хорошо предлагать игры или упражнения, используя фантазию самого ребенка. Эффективны упражнения с последовательным напряжением и расслаблением разных групп мышц, а также игры, поддерживающие и активизирующие инстинктивные защитные реакции «бегства и борьбы».

Практика показывает, что дети хорошо откликаются на подобный призыв: «Давай с тобой сейчас во что-нибудь поиграем. Представь себя, пожалуйста, каким-нибудь животным. Что тебе представляется, какое ты животное? Как ты выглядишь, какие у тебя лапы, есть ли хвост? Пожалуйста, подвигайся как это животное и почувствуй себя им. Почувствуй свою силу, свои возможности... Где ты сейчас находишься, что тебе представляется? А сейчас представь, что до тебя доносится какой-то звук, ты прислушиваешься, распознаешь - грозит ли тебе опасность. Что сейчас для тебя необходимо, когда опасность совсем рядом? Беги!!!». Ребенок может совершать движения ногами на месте или сидя в кресле, специалисту важно поощрять любые двигательные микроимпульсы ребенка, чтобы движения были. Ребенок остановится сам, когда процесс разрядки энергии будет завершен. Далее специалисту необходимо поинтересоваться состоянием ребенка: «Как ты сейчас? Чувствуешь ли себя в безопасности?

Ты можешь осмотреться, нет ли больше опасности... что сейчас тебе хочется?». Если цикл разрядки заблокированной травматической энергии завершается в игре, то ребенок обычно говорит, что хочется потянуться, поесть, поспать, что является благоприятным прогностическим фактором в психокоррекционной работе. Если травматический цикл не завершается, то ребенок может сказать, что опасность еще есть или ему хочется еще побегать, полазать по дереву и т. д. В данном случае, специалисту также следует опираться на субъективные ощущения ребенка и обязательно поддержать его импульс, предложив к примеру: «Сделай это. Как ты себя сейчас ощущаешь, когда бежишь?». Динамика терапевтического процесса, связанная с завершением цикла разрядки феноменологически проявится в той перемене, которая произойдет в ребенке.[2]

Описание ПТСР на примере художественного произведения.

Ярким примером проявления ПТСР у ребенка, является художественное произведение Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы».

Из повествования мы узнаем, что 8-летний ребенок неоднократно подвергался физическому наказанию со стороны отца в воспитательных мерах: «...Ужас охватывает душу мальчика; руки его, дрожа, разыскивают торопливо пуговицы штанишек; он испытывает какое-то болезненное замирание, мучительно роется в себе, что еще сказать, и наконец голосом, полным испуга и мольбы, быстро, несвязно и горячо говорит:

- Милый мой, дорогой, голубчик... Папа! Папа! Голубчик... Папа, милый папа, постой! Папа?! Ай, ай, ай! Аяяяй!..

Удары сыплются. Тема извивается, визжит, ловит сухую, жилистую руку, страстно целует ее, молит. Но что-то другое рядом с мольбой растет в его душе. Не целовать, а бить, кусать хочется ему эту противную, гадкую руку. Ненависть, какая-то дикая, жгучая злоба охватывает его….Одна рука придерживает, а другая продолжает хлестать извивающегося, рычащего Тему….Удары глухо сыплются один за другим, отмечая рубец за рубцом на маленьком посинелом теле».

Взгляды родителей на воспитание ребенка в семье - неоднозначны. «Отец пренебрежительно косится на ласки сына и думает, что это воспитание выработает в конце концов из его сына какую-то противную слюнявку». По мнению отца, система воспитания сына матерью показала полную несостоятельность. «Система?! Дрянь, тряпка, негодяй выйдет по этой системе. Чего еще дожидаться?! Публичного позора?! Так прежде он сам его своими руками задушит».

Мать Темы категорично против физического насилия над ребенком.

« - И это воспитание?! Это знание натуры мальчика?! Превратить в жалкого идиота ребенка, вырвать его человеческое достоинство - это воспитание?! Желчь охватывает ее. Вся кровь приливает к ее сердцу. Острой, тонкой сталью впивается ее голос в мужа.

- О жалкий воспитатель! Щенков вам дрессировать, а не людей воспитывать!»

Диагностика психического состояния

После череды, травмирующих психику ребенка, событий, связанных с эмоциональным потрясением и физическим наказанием, четко прослеживаются признаки ПТСР , которые можно охарктеризовать по следующим параметрам МКБ - 10:

- нарушение сна и ночные кошмары: «Тема спит нервно и возбужденно. Сон то легкий, то тяжелый, кошмарный. Он то и дело вздрагивает. Снится ему, что он лежит на песчаной отмели моря, в том месте, куда их возят купаться, лежит на берегу моря и ждет, что вот-вот накатится на него большая холодная волна. Он видит эту прозрачную зеленую волну, …но вместо холода, того живого холода, которого так жаждет воспаленное от начинающейся горячки тело Темы, волна обдает его какими-то удушливым жаром, тяжело наваливается и душит...»

«Отчего так темно сделалось? Как страшно вдруг стало! Что это лезет из-под кровати?!

- Это папа... милый папа!!

"Ах нет, нет, - тоскливо мечется мальчик, - это не папа, это что-то страшное лезет".

- Иди, иди, иди себе! - с диким страхом кричит Тема. - Иди! - и крик его переходит в какой-то низкий, полный ужаса и тоски рев.»

- энурез; « - Белье бы ему переменить да обмыть... Это ему, поди, теперь пуще всего зазорно...»

- отказ от приема пищи; «... Целый день не емши. За завтраком маковой росинки не взял в рот».

- общая подавленность и снижение эмоционального фона; «Какой резкой, острой чертой, какой страшной, неумолимой, беспощадной силой оторвало его вдруг сразу от всего!»

- социальная дезадаптация, нарушение взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, и др.

- устойчивые признаки повышенного возбуждения;

- стремление избежать всего, что хотя бы отдаленно напоминало ему о травме;

- повторные, навязчивые воспоминания о событиях, включая образы, мысли или ощущения; «..Отец не спеша снимет этот гадкий ремешок, сложит вдвое, посмотрит на сына; лицо отца нальется кровью, и почувствует, бесконечно сильно почувствует мальчик, что самый близкий ему человек может быть страшным и чужим, что к человеку, которого он должен и хотел бы только любить до обожания, он может питать и ненависть, и страх, и животный ужас, когда прикоснутся к его щекам мягкие, теплые ляжки отца, в которых зажмется голова мальчика».

В дальнейшем прослеживается эмоциональная холодность и отчужденность. Противоричивые отношения к отцу; «Тему потянуло к отцу, ему хотелось подойти, обнять его, высказать, как он его любит, но привычка брала свое, - он не мог победить чувства неловкости, стеснения и ограничился тем, что осторожно присел у постели отца»; «Сын поднял голову, его глаза сверкнули желанием ответить отцу как-нибудь ласково, горячо, но слова не шли на язык. "Холодный я", - подумал тоскливо Тема».

- длительное соматическое заболевание

Для диагностики проявлений ПТСР у данного ребенка можно предложить методики, о которых говорилось выше.

Предполагаемая программа психологической помощи

Работу планируется проводить, главным образом, в форме групповой психотерапии в сочетании с отдельными индивидуальными психотерапевтическими сессиями по необходимости. Психотерапевтическая работа в группе строится в соответствии с принципами и задачами психотерапии травмы. Основным в работе служит метод соматической терапии. В качестве дополнительных можно использовать некоторые методики и техники арттерапии и сказкотерапии. Психотерапевтическая работа проводится в течении 3-х месяцев и включает в себя ряд этапов.

Первый этап: адаптация.

Главная задача этого этапа - создание атмосферы безопасности и открытости в группе, установление между ее участниками эмоциональных контактов, основанных на отношениях принятия, доверия и поддержки. На этом этапе предлагаются отдельные телесные упражнения, которые предоставляют опыт телесной работы и дают возможность начать работу с ресурсами на уровне тела. На этом этапе специальная работа с травматическими переживаниями не проводится и темы, связанные с психотравмами не обсуждаются.

Второй этап: работа с ресурсами.

Основная задача данного этапа - развитие внутренних ресурсов , как средства саморегуляции. С этой целью проводится психотерапевтическая работа, развивающая способность к телесному осознаванию. Используется комплекс телесных техник, способствующих развитию ощущения внутреннего баланса, центрированности, чувства равновесия и опоры. Применяютя также специальные двигательные методики и техники работы с воображением и образами. Ценность телесной работы на втором этапе заключается в том, что она дает опыт переживания своего тела как источника позитивных ощущений, которые могут участвовать в регуляции внутреннего состояния, помогая им освободиться от чрезмерного эмоционального напряжения. Создание ресурсов на данном этапе групповой работы создает возможности для перехода к непосредственной работе с травматическими переживаниями.

Третий этап: работа с психической травмой.

Работа с травматическими переживаниями направлена на изменение смысла травматической ситуации, на ее преодоление и освобождение от травматических симптомов. Она ведется уже с целостным опытом травматического переживания, включая не только телесный, но также смысловой и эмоциональный аспекты. Можно сказать, что внутренние ресурсы как позитивные телесные ощущения запускают работу процесса саморегуляции, который позволяет преодолеть травмирующие переживания, и вызывает изменения, как на телесном, так и на смысловом уровнях. В результате уходят травматические симптомы, наблюдается динамика ощущений и смыслов травмы, появляется новое видение своей жизненной ситуации.

Четвертый этап: интеграция и завершение.

На этом этапе подводятся итоги проделанной работы. В ходе обсуждения выявляется ценность и важность работы с телом и о том, что можно научиться управлять своим состоянием.

Положительная динамика свидетельствует об изменении психоэмоционального фона ребенка. После подобной работы дети становятся спокойнее, чем на момент начала игры, расслабленными, чувствуют физическое и эмоциональное облегчение, у них улучшается настроение. Одним из достоинств представленного подхода работы с травматическим состоянием является то, что психолог может работать с телесными процессами, избегая содержательного контекста. Важным условием является внимание к внутреннему процессу ребенка, к его желаниям, его состоянию, его потребностям. Если ребенок отказывается играть, не заставляйте его, так как любое «директивное» действие может активизировать травму. В случае сопротивления попробуйте понять, что хочет сам ребенок. Возможно лучшей игрой для него будет спрятаться или сделать себе «нору». Отсутствие контакта означает, что пока еще ребенок не чувствует себя в безопасности. А для психолога необходимым является набраться терпения и соблюдать темп, заданный самим ребенком. Задача специалиста помочь ребенку обрести ощущение безопасности, только после этого переходить к совместным действиям - играм и упражнениям.

Обобщая вышеописанный подход работы с детьми, пережившими травматический опыт, необходимо отметить, что причины, вызывающие психическую травму, различны. Часто, то, что кажется незначительным для родителей, может серьезно травмировать ребенка и вызвать серьезные проблемы дезадаптации. В случае игнорирования факта психической травматизации ребенок может серьезно пострадать. Однако, бывает и так, что в жизни происходят события, которые травмируют всю семью в целом. Например, в ситуации физического и эмоционального насилия, потери близких, а также событий, которые угрожают жизни и др. В таких случаях у родителей, которые сами испытывают травматический опыт, просто нег сил и возможности оказывать помощь ни себе, ни детям. Обычной реакцией в этот период является игнорирование факта произошедшего. В семье избегают говорить о том, что произошло, и каждый остается один на один со случившимся горем, в то время как своевременное обращение к специалистам (психологам, психотерапевтам) может помочь избежать психоэмоциональных проблем в будущем, приобрести умение восстанавливаться после стрессовых ситуаций и улучшит качество жизни не только ребенка, но и всей семьи в целом.







Литература:

1.Наконечная Т.Н. «Практическое руководство по программам профилактики жестокого обращения с детьми»: методическое пособие-Ростов н/Д.:изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК ППРО,2013.

2. Пляскина Е.П. «Психологические травмы у детей». nsportal.ru

3.Мазур Е. «Психическая травма и психотерапия» ,Московский Психотерапевтический Журнал, 2003, № 1 (36).

4. Вострокнутов Н.В. . « Новые подходы к диагностике психического состояния детей,пострадавших при чрезвычайных стрессовых событиях». Журнал неврологии и психиатрии, 12, 2009 Н.

5. Марцинсковский И. А. «Посттравматическое стрессовое расстройство у детей». Изд.: ISBN

6. Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 960 с. - (Справочник практического психолога

6. Справочник МКБ-10. Электронная версия.

16


© 2010-2022