Коррекционно-развивающая программа по снижению тревожности у младших школьников У меня все получится!

Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям. Повышенный уровень тревожности достаточно часто встречается у детей, обучающихся в начальной школе. Он может свидетельствовать о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к социальным ситуациям. У детей с данным уровнем тревожности формируется установочное о...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА №22 Г.О.САМАРА




Коррекционно-развивающая программа по снижению тревожности «У меня всё получится!»

(для учащихся 1 классов)













Составитель: педагог-психолог

МОУ Школы №22 г.о. Самары

Мухаметзянова И.Г.











Самара

2010г

Аннотация


Начало школьной жизни - серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям. Повышенный уровень тревожности достаточно часто встречается у детей, обучающихся в начальной школе. Он может свидетельствовать о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к социальным ситуациям. У детей с данным уровнем тревожности формируется установочное отношение к себе как к слабому, неумелому. В свою очередь это порождает общую установку на неуверенность в себе, что мешает адаптироваться ребенку к школе.

Прихожан изучала формы тревожности в процессе индивидуальной и групповой работы с детьми и подростками. Под формой тревожности понимается особое сочетание характера переживания, осознания, вербального и невербального выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности. Начиная с раннего возраста тревожность все более опосредуется самооценкой, приобретая черты собственно личностного образования. По данным её исследования было выявлено, что характерной чертой тревожных детей является снижение самооценки. Они не способны уважать себя, ценить себя, что проявляется в неверии в свои способности, в свои силы.

Спилбергером были установлены устойчивые корреляции между подшкалой реактивной тревожности и показателями самооценки.

Роджерс указывает на то, что конфликт личности между Я - идеальным и Я - реальным приводит к возникновению эмоционального напряжения и тревожности.

Методологической основой данной программы являются теоретические идеи Прихожан, Спилбергера, Роджерса, Гиппенрейтер о несомненной связи уровня самооценки и уровня тревожности у детей младшего школьного возраста.

В связи с этим актуальным является создание программы, направленной на снижение тревожности у детей младшего школьного возраста, через повышение самооценки.

Мы предлагаем специальные занятия для учащихся первых классов, используя развивающие игры и упражнения, направленные на коррекцию тревожности и повышение уровня самооценки программа «У меня все получится!».

Цель данной программы - снижение уровня тревожности у первоклассников, через повышение уровня самооценки.

В соответствие с целью программы нами были сформулированы задачи:

  1. Снизить уровень тревожности у детей, через обучение умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих ситуациях

  2. Способствовать повышению самооценки, через формирование у детей позитивного представления о собственных возможностях

  3. Сформировать новые стратегии поведения в тревожащих ситуациях, через принятие самостоятельных решений.

Поставленные задачи с одной стороны помогают ребенку овладеть навыками саморегуляции, с другой стороны способствуют повышению самооценки и адаптации к школе.

Программа предназначена для детей, обучающихся в 1 классах, имеющих высокий уровень тревожности.

Продолжительность курса: 2 месяца и 1 неделя, с периодичностью одно занятие в неделю. Всего 9 занятий продолжительностью 1 академический час каждое.

Данная программа состоит из нескольких этапов, соответствующих её цели: 1) Создание условий для снижения уровня тревожности, 2) Повышение самооценки, 3) Создание условий для принятия самостоятельных решений

Ожидаемые результаты от реализации программы:

  • Снижение уровня тревожности у детей

  • Повышение уровня самооценки

  • Улучшение взаимодействия в сложившемся коллективе

  • Улучшения в учебной деятельности детей

  • Формирование комфортности образовательной среды

Программа была реализована в МОУ Школе №22 г.о. Самара. В занятиях участвовали дети, обучающиеся в 1 классах в количестве 12 человек. По итогам проведения программы наблюдались положительные отзывы педагогов, работающих с детьми, а так же родителей. Следует отметить активное участие самих детей.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ Школы №22 г.о. Самара

Лукоянов Е.Н. .


Учебный план программы


Цель программы: снижение уровня тревожности у первоклассников, через повышение уровня самооценки.

Категория обучающихся: учащиеся 1 класса, имеющие высокий уровень тревожности

Срок обучения: 2 месяца и 1 неделя, 9 занятий продолжительностью 1 академический час каждое (40 минут)

Режим занятий: 1 раз в неделю

Наименование тем

Всего часов

В том числе

Форма контроля

теоретических

практических

1

Снижение уровня тревожности

3

0,5

2,5

Опрос родителей

2

Повышение самооценки

3

0,5

2,5

Наблюдение

3

Принятие самостоятельных решений

3

0,5

2,5

Наблюдение

Итого

9

1,5

7,5

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ Школы №22 г.о. Самара

Лукоянов Е.Н. .


Учебно-тематический план


Цель программы: снижение уровня тревожности у первоклассников, через повышение уровня самооценки.

Категория обучающихся: учащиеся 1 класса, имеющие высокий уровень тревожности

Срок обучения: 2 месяца и 1 неделя, 9 занятий продолжительностью 1 академический час каждое (40 минут)

Режим занятий: одно занятие 1 раз в неделю

Наименование тем

Всего часов

В том числе

Форма контроля

теоретических

практических

1

Снижение уровня тревожности

3

0,5

2,5

Опрос родителей

1.1

Ты можешь быть смелым

1

10 минут

30 минут

Наблюдение

1.2

Поверь в свои силы

1

10 минут

30 минут

Рефлексия занятия

1.3

У тебя всё получиться

1

10 минут

30 минут

Опрос родителей

2

Повышение самооценки

3

0,5

2,5

Наблюдение

2.1

Верь в себя

1

10 минут

30 минут

Наблюдение

2.2

Тебя любят

1

10 минут

30 минут

Рефлексия занятия

2.3

Люби близких

1

10 минут

30 минут

Рисунок «Моя семья»

3.

Принятие самостоятельных решений

3

0,5

2,5

Наблюдение

3.1

Попробуй сам

1

10 минут

30 минут

Рефлексия занятия

3.2

Навстречу трудностям

1

10 минут

30 минут

Рефлексия занятия

3.3

Ты можешь всё

1

10 минут

30 минут

Наблюдение

Итого

9

1,5

7,5



Учебная программа

Пояснительная записка

В психологическую службу школы обратились педагоги, обучающие школьников 1 классов. Запрос учителей был сформулирован как просьба, помочь детям адаптироваться к школе. Первоклассники имели трудности в учебной деятельности, трудности в общении друг с другом. Повышенный уровень тревожности был обнаружен у учащихся 1 классов в результате мониторинга. После проведения дополнительной диагностики было выявлено, что у большинства детей высокий уровень тревожности. В связи с этим актуальной является проблема снижения уровня тревожности у младших школьников, так как высокая тревожность оказывает отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты в первую очередь учебной деятельности. Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них. Дети с нормальным уровнем тревожности адекватно реагируют на успех и неудачу в своей деятельности. Ребенок, не испытывающий тревоги и беспокойства, будет значительно меньше зависеть от других людей, от их расположения и заботы, что будет способствовать его психологическому здоровью. Повышение самооценки является наиболее адекватным средством для снижения уровня тревожности у детей.

Цель данной программы - снижение уровня тревожности у первоклассников, через повышение уровня самооценки.

В соответствие с целью программы нами были сформулированы задачи:

  1. Снизить уровень тревожности у детей, через обучение умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих ситуациях

  2. Способствовать повышению самооценки, через формирование у детей позитивного представления о собственных возможностях

  3. Сформировать новые стратегии поведения в тревожащих ситуациях, через принятие самостоятельных решений.

Программа занятий состоит из нескольких блоков, соответствующих её цели: 1) Снижение уровня тревожности, 2) Повышение самооценки, 3) Принятия самостоятельных решений. Занятия строились на материале, близком и понятном детям, связанном с актуальными для них проблемами. На занятиях первого блока ребенку предлагаются релаксационные упражнения для снятия тревожности, которые он может использовать вне занятий, дома, чтобы научиться владеть своими эмоциями и чувствами. Занятия второго блока направлены на повышение самооценки, уверенности в себе, своих силах. В игровой форме ребенок узнаёт не только о своих недостатках, но и обнаруживает достоинства. Третий блок направлен на создание условий, в которых бы ребенок мог свои достоинства проявить, принять самостоятельные решения.

Структура занятия:

  1. Вводная часть включает в себя упражнения, способствующие активизации участников группы, созданию непринужденной, доброжелательной атмосферы, повышению сплоченности. Ритуал приветствия.

  2. Основная часть, включает в себя игры, упражнения, задания, помогающие понять и усвоить главную тему занятия, направленные на обучение навыкам саморегуляции и повышение самооценки.

  3. Заключительная часть. В конце каждого занятия следует оставлять время, чтобы участники могли поделиться своими чувствами, впечатлениями, мнениями. Ритуал прощания.

Наличие ритуала приветствия и ритуала прощания помогает организовать группу на начальном этапе.

Методы и приемы, используемые в программе: словесные и подвижные игры, беседа, проигрывание проблемных ситуаций, релаксационные техники. На занятиях так же используются элементы арт-терапии.

Материалы необходимые для занятий: магнитофон, аудиозапись звуков живой природы, карандаши, краски, бумага, кисточки, стулья, фломастеры.

Программа предназначена для детей, обучающихся в 1 классах. Предусмотрено 9 занятий по 1 часу каждое (академический час - 40 минут). Продолжительность курса 2 месяца и одна неделя.

Ожидаемые результаты от реализации программы:

  • Снижение уровня тревожности у детей до уровня возрастной нормы

  • Повышение уровня самооценки

  • Улучшения в учебной деятельности детей

Во время проведения занятий осуществляется два диагностических среза: рисуночные тесты ("Нарисуй человека", "Несуществующее животное"), с помощью которых хорошо диагностируется тревожность и наличие агрессивных тенденций, специальный детский тест тревожности (В . Амен, Р. Тэммл, М. Дорки) (для детей 4-7 лет), а так же методика исследования самооценки (В.Г. Щур, С.Г. Якобсон).

Критерии эффективности программы:

  • Повышение показателей уровня самооценки, после проведенных занятий

  • Снижение показателей тревожности до нормального уровня, после проведенных занятий

  • Улучшение взаимодействия в сложившемся коллективе

  • Улучшения в учебной деятельности детей

Основное содержание

Тема 1 Снижение уровня тревожности

Занятие 1 «Ты можешь быть смелым»

Цель: снижение тревожности и напряжения у детей, через обучение навыкам саморегуляции

Задачи:

  • Знакомство участников

  • Создание доверительной атмосферы в группе

  • Снижение тревожности, через обучение техники расслабления мышц лица.


Ход занятия

  1. Ритуал приветствие «Я рад, что я сегодня с вами»

Добрый день ребята, предлагаю вам поприветствовать друг друга. Давайте дружно возьмёмся за руки и все вместе скажем: «Я рад, что я сегодня с вами». Принятие правил.

  1. «Упражнение имя и цветок».

Сейчас каждый по очереди назовёт своё имя и свой самый любимый цветок. Так мы с вами узнаем имена друг друга, а если вдруг забудем, то цветочек нам подскажет.

  1. Релаксация «Воздушный шарик».

Представьте себе, что сейчас мы будем с вами надувать шарики. Вдохните воздух, поднимите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как растут узоры на нем. Дуйте осторожно. А теперь покажите их друг другу.

  1. Беседа: «Ты можешь быть смелым».

Ответы детей.

  1. Упражнение «Портрет смелого человека».

Давайте попробуем представить себе смелого человека. Как он выглядит? Как ходит? Как общается с другими людьми? Как поступает в сложных ситуациях? А теперь, когда мы представили, попробуем нарисовать его на листе бумаги.

Обсуждение полученных рисунков. Необходимо дать смелому человеку имя. Выяснить боится ли он чего-то? Может ли справиться со своими трудностями? Как он любит проводить свободное время? С кем дружит? В заключение спросить: "А чем ты схож с этим смелым человеком?" В случае затруднения с ответом помочь ребенку.

  1. Упражнение «Подари улыбку соседу»

Улыбнись и попытайся передать свою улыбку соседу, чтобы он тоже захотел улыбнуться.

  1. Ритуал прощания «До новой встречи»

Возьмёмся все дружно за руки и скажем вместе: «До новой встречи»

Занятие 2 «Поверь в свои силы»

Цель: снятие тревожности и напряжения у детей, сохранение спокойствия в неожиданных ситуациях

Задачи:

  • Создание условий для снижения уровня тревожности, через преодоление неожиданных трудностей.

  • Снижение тревожности, через обучение техники перевоплощения.


Ход занятия

  1. Ритуал приветствие «Я рад, что я сегодня с вами»

Добрый день ребята, предлагаю вам поприветствовать друг друга. Давайте дружно возьмёмся за руки и все вместе скажем: «Я рад, что я сегодня с вами».

  1. Беседа: «Поверь в свои силы».

Ведущий расспрашивает детей, в какой ситуации они могут чувствовать себя не спокойно. Что можно сделать, чтобы чувствовать себя хорошо?

Ответы детей.

  1. Упражнение: «Покажи того, кого боишься».

Ребята, вам необходимо выбрать игрушки, которые будут играть вас самих. А вы сами же попробуйте перевоплотиться в тех персонажей, которых немножко боитесь. Нужно разыграть ситуации разговоры или действия. Когда наступает очередь отвечать, то ребенок озвучивает игрушку, взяв ее в руки и двигая в соответствии со сценарием. Ведущий поддерживает игру, импровизирует, чтобы помочь ребенку.

Обсуждение. Как ребёнок чувствовал себя в новой роли? Что именно он хотел от своего персонажа? Было ли ему страшно? Что понравилось, а что огорчило?

  1. Упражнение «Спокойствие только спокойствие»

В этой игре мы будем тренироваться сохранять спокойствие в самых разных ситуациях, при испуге, удивлении и даже неожиданности. Давайте вспомним какое-нибудь простое, всем известное стихотворение. Вы будите спокойно читать каждую строчку стихотворения, вокруг вас будут происходить разные ситуации. Задача спокойно рассказать его до конца, что бы ни происходило вокруг. Ведущий создаёт сложные условия, например, хлопает в ладоши или выключает свет. Чтобы ребёнку было легче сохранять спокойствие, ведущий напоминает слова Карлсона «Спокойствие, только спокойствие...»

  1. Ритуал прощания «До новой встречи».

Возьмёмся все дружно за руки и скажем вместе: «До новой встречи»

Занятие 3 «У тебя всё получиться»

Цель: снижение тревожности и напряжения у детей, через обучение навыкам саморегуляции

Задачи:

  • Снижение тревожности и напряжения у детей, через развитие воображения

  • Снижение тревожности, через обучение техники расслабления мышц тела.


Ход занятия

  1. Ритуал приветствие «Я рад, что я сегодня с вами»

Добрый день ребята, давайте поздороваемся, дружно возьмёмся за руки и все вместе скажем: «Я рад, что я сегодня с вами».

  1. Беседа «Что нужно мне для того, чтобы у меня всё получалось»

Ответы детей.

  1. Упражнение «Если бы я был …»

Вспомните ребята своего любимого героя из мультика или фильма. Назовите его. А теперь представьте, что ваш герой будет читать стихотворение при всем классе. Волновался бы он при этом? Как он отнесётся к отметке, которую ему поставит учитель?

Ведущий даёт задание детям на дом: «Постарайтесь в классе втайне сыграть эту роль. Это будет такой секрет-шутка для остальных, о нем будете знать только вы».

  1. Упражнение «Сосулька»

Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы - сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1-2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления.

  1. Ритуал прощания «До новой встречи».

Возьмёмся все дружно за руки и скажем вместе: «До новой встречи»

Тема 2 Повышения самооценки

Занятие 4 «Верь в себя»

Цель: снижение тревожности и напряжения, через развитие умения увидеть свои достоинства

Задачи:

  • Снижение тревожности, через обучение техники расслабления мышц лица.

  • Развитие позитивной самооценки и представлений о себе, через актуализацию собственных достижений


Ход занятия

  1. Ритуал приветствие «Я рад, что я сегодня с вами»

Предлагаю начать с нашего традиционного приветствия, возьмитесь за руки, и скажем все вместе: «Я рад, что я сегодня с вами»

  1. Беседа: «Верь в себя».

Ответы детей.

  1. Упражнение «Рот на замок»

Сейчас мы с вами научимся расслаблять губы и нижнюю. Это упражнение поможет ребенку челюсть. Сильно сожмите губы. Теперь, не отпуская, подожмите их так, чтобы они совсем не были видны. Держим пять секунд, а потом расслабляем. Наши губы снова стали мягкими.

  1. Упражнение: «Копилка достижений».

Возьмите каждый картонную коробочку и оформите ее так, как вам хотелось бы. Это будет ваша копилка главных ценностей - маленьких и больших собственных успехов в жизни. Может быть, вы нарисуете на поверхности этой копилки рисунки, или это будут просто симпатичные узоры. Когда дети закончат украшать. То нужно приготовить небольшие листочки бумаги. Вспомнить и написать на этом листочке какое-то свидетельство успеха, которое вы достигли за сегодняшний день: "Хорошо прочитала стихотворение у доски", "Нарисовала отличный рисунок на тему "Осень", "Сделала подарок бабушке, который ей очень понравился", "Все-таки смог написать контрольную по математике на "пять", хотя боялся" и многие другие. Эти записи положите в копилку достижений.

  1. Ритуал прощания «До новой встречи».

Возьмёмся все дружно за руки и скажем вместе: «До новой встречи»

Занятие 5 «Тебя любят»

Цель: снижение тревожности и напряжения, через формирование чувства собственной уникальности

Задачи:

  • Снижение тревожности и напряжения, через обучение техники расслабления мышц рук и ног

  • Развитие позитивной самооценки и представлений о себе, через визуализацию своего позитивного образа


Ход занятия

  1. Ритуал приветствие «Я рад, что я сегодня с вами»

Предлагаю начать с нашего традиционного приветствия, возьмитесь за руки, и скажем все вместе: «Я рад, что я сегодня с вами»

  1. Упражнение «Штанга»

Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз.

  1. Упражнение «Моя жемчужина»

Расслабьтесь ребята. Закройте глаза и послушайте рассказ: "Душа каждого человека похожа на море. То она светлая и спокойная, солнечные блики светятся на ее поверхности, радуя окружающих. То налетит шторм, волны клокочут, крушат и сметают все, что подвернулось на их пути. В эти моменты окружающие могут бояться моря и избегать его. Но какая бы погода ни была, на дне моря все иначе. Давай попробуем опуститься в прозрачную бирюзовую толщу воды. Представь, мимо нас проплывают стайкой маленькие блестящие рыбки? А вот морская звезда. Плывем еще глубже. Там, на самом дне моря, лежит истинное сокровище твоей души. Это жемчужина. Только ты можешь взять ее в руки. Попробуй подплыть ближе и рассмотри ее. Какой она излучает свет? Какие у нее размеры? На чем она лежит? Возьми ее аккуратно в руки. Такие жемчужины есть в душе и у других людей, но нигде нет даже двух одинаковых.

Слышишь звуки? Наверное, она хочет сказать тебе что-то важное о тебе самом! Послушай ее внимательно, ведь она знает, что ты уникальный, хороший, особенный. Ты хорошо расслышал, что она тебе поведала? Если да, то бережно опусти жемчужину снова на дно твоей души. Поблагодари ее за то, что ты можешь чувствовать себя счастливым. Что ж, пора плыть обратно. Когда я посчитаю до десяти, ты подплывешь к поверхности моря, вынырнешь и откроешь глаза".

Спросить у ребенка, что уникального дала ему или подсказала жемчужина.

  1. Упражнение: «Мы тебя любим»

Ребятам предлагается закончить предложение «Мы тебя любим…» для каждого участника группы. По кругу нужно будет сказать, за что именно мы любим каждого.

  1. Упражнение «Импульс»

Ребята, давайте возьмемся за руки, попробуем почувствовать друг друга. Мы все вместе образуем единую электрическую цепь. Сейчас я пущу импульс, как только вы его почувствуете, вам нужно передать его другому. (Передаётся пожатие руками)

  1. Ритуал прощания «До новой встречи».

Возьмёмся все дружно за руки и скажем вместе: «До новой встречи»

Занятие 6 «Люби близких»

Цель: снижение тревожности и напряжения, через формирование позитивного отношения к окружающим

Задачи:

  • Снижение тревожности и напряжения, через обучение техники расслабления мышц тела

  • Формирование позитивного образа себя, через положительное отношение к окружающим


Ход занятия

  1. Ритуал приветствие «Я рад, что я сегодня с вами»

Предлагаю начать с нашего традиционного приветствия, возьмитесь за руки, и скажем все вместе: «Я рад, что я сегодня с вами»

  1. Упражнение «Водопад света»

«Сядьте поудобнее и закройте глаза. 2-3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи... Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной. А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно. Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами... (30 секунд). Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил... Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза».

  1. Беседа: «Как любить своих близких?»

  2. Рисование «Моя семья».

  3. Закончи предложение «Моя мама самая...»

Посмотрите внимательно на свои рисунки и попробуйте закончить предложение «Моя мама самая…»

  1. Ритуал прощания «До новой встречи»

Возьмёмся все дружно за руки и скажем вместе: «До новой встречи»

Тема 3 Принятия самостоятельных решений

Занятие 7 «Попробуй сам»

Цель: снижения уровня тревожности, через развитие способностей самостоятельно решать проблемные ситуации

Задачи:

  • Снижение тревожности и напряжения, через нахождение собственных позитивных качеств

  • Принятия самостоятельных решений, через формирование внутренней уверенности.


Ход занятия

  1. Ритуал приветствие «Я рад, что я сегодня с вами»

Предлагаю начать с нашего традиционного приветствия, возьмитесь за руки, и скажем все вместе: «Я рад, что я сегодня с вами»

  1. Упражнение «Я есть, Я буду»

Сейчас мы будем с вами фантазировать. Кто первый? Тебе нужно рассказать, какой ты сейчас: внешность, чувства, качества, поведение. Можешь использовать для рассказа свои рисунки, предметы в комнате, иллюстрации в книжках, игрушки и другой вспомогательный материал. Можно помочь ребенку, если он затрудняется. А теперь расскажи нам, каким ты хочешь стать: также внешность, поведение, чувства, качества. Здесь также могут использоваться вспомогательные средства для составления рассказа. Если присутствуют отличия, то ребенку самому предоставляется возможность придумать, что нужно делать, чтобы стать таким, каким он хочет.

  1. Упражнение: «Театр масок».

"Ребята! Мы с вами посетим "Театр Масок". Вы все будете артистами, а я - фотографом. Я буду просить вас изобразить выражение лица различных героев. Например: покажите, как выглядит злая Баба Яга". Дети с помощью мимики и несложных жестов или только с помощью мимики изображают Бабу Ягу. "Хорошо! Здорово! А теперь замрите, фотографирую. Молодцы! Некоторым даже смешно стало. Смеяться можно, но только после того, как кадр отснят.

А теперь изобразите Ворону (из басни "Ворона и Лисица") в тот момент, когда она сжимает в клюве сыр". Дети плотно сжимают челюсти, одновременно вытягивая губы, изображают клюв. "Внимание! Замрите! Снимаю! Спасибо! Молодцы!

А теперь покажите, как испугалась бабушка из сказки "Красная шапочка", когда поняла, что разговаривает не с внучкой, а с Серым Волком". Дети могут широко раскрыть глаза, поднять брови, приоткрыть рот. "Замрите! Спасибо!

А как хитро улыбалась Лиса, когда хотела понравиться колобку? Замрите! Снимаю! Молодцы! Замечательно! Хорошо потрудились!"

  1. Упражнение «Прими решение»

Я сейчас зачитаю вам сказку, слушайте внимательно и пробуйте придумать к словам сказки разные движения. «В одном городе жила девочка. Она была умная, хорошая девочка, но постоянно все теряла. Однажды девочка очень торопилась в школу, но никак не могла найти ключи от квартиры. Девочка обыскала весь дом, все карманы, но их нигде не было. Долго думала девочка, что же ей делать: остаться дома и пропустить школу или пойти в школу и оставить дверь открытой? Решила девочка пойти в школу. Пришла она на урок, открыла портфель, чтобы достать учебники, и... увидела ключи...»

А теперь попробуйте продолжить сказку.

  1. Ритуал прощания «До новой встречи»

Возьмёмся все дружно за руки и скажем вместе: «До новой встречи»

Занятие 8 «Навстречу трудностям»

Цель: Снижения уровня тревожности, через развитие способностей самостоятельно решать проблемные ситуации.

Задачи:

  • Снижение тревожности и напряжения, через обучение техники расслабления мышц тела

  • обучение навыкам конструктивного принятия решения


Ход занятия

  1. Ритуал приветствие «Я рад, что я сегодня с вами»

Предлагаю начать с нашего традиционного приветствия, возьмитесь за руки, и скажем все вместе: «Я рад, что я сегодня с вами»

  1. Беседа: «Как вы справляетесь с трудностями».

  2. Упражнение «Драка»

Представьте такую ситуацию. Вы с другом поссорились. Вы страшно разозлились. Сейчас очень хочется подраться. Поэтому кулаки крепко сжимаются, даже косточки побелели. Челюсти сомкнуты, в них чувствуется напряжение. И вдруг вы посмотрели на своего друга и вспомнили, как тот вас однажды выручил. Может быть, не стоит драться? Выдохнем, расслабимся. Вот теперь все вопросы можно решать спокойно.

  1. Упражнение «Подвинь стену»

Закройте глаза, давайте попробуем представить, что перед нами высокая высокая стена. Какая она? Кирпичная или бетонная? Высокая или низкая? Можно ли её обойти? Дети открывают глаза и делятся своими образами. А затем мы проблему найти способы преодоления этой стены. Что можно с ней сделать? После этого проводиться параллель образа стены и жизненных трудностей. Мы можем их преодолеть, так же как и стену.

  1. Релаксация: «Ручей».

Сядьте прямо. Сделайте несколько глубоких вдохов. Представьте, что вы поднимаетесь по горной дороге, рядом с которой протекает ручей. Когда ручей и дорога начнут расходиться, сойдите с дороги и следуйте вдоль ручья к его истоку… Это небольшой родничок прозрачной воды, выбивающийся из-под земли. Он совсем маленький. Теперь вообразите, что вы - капля этого родника; почувствуйте, как вы стекаете по склону, соединяетесь с другими каплями, становитесь ручейком, который сбегает вниз, затем сливается с другими ручейками и превращается в широкий поток. Заметьте, как замедляется ваше течение там, где склон становится пологим, и как снова ускоряется на крутых местах. Что вы чувствуете, когда камни встречаются на вашем пути? Когда рыба проплывает в глубине потока? А теперь попробуйте почувствовать приятное тепло в теле и медленно откройте глаза.

  1. Ритуал прощания «До новой встречи»

Возьмёмся все дружно за руки и скажем вместе: «До новой встречи»

Занятие 9 «Ты можешь всё»

Цель: создание условий для снижения уровня тревожности, через развитие позитивного восприятия себя и окружающих

Задачи:

  • Снижение тревожности, через формирование позитивных представлений о другом

  • Снижение тревожности, через формирования позитивного отношения к себе


Ход занятия

  1. Ритуал приветствие «Я рад, что я сегодня с вами»

Предлагаю начать с нашего традиционного приветствия, возьмитесь за руки, и скажем все вместе: «Я рад, что я сегодня с вами»

  1. Упражнение «Солнышко»

Давайте поиграем в игру "Солнышко" и согреем друг друга все вместе!" Кто хочет быть первым? Вставай в центр круга. Представь, что ты замерз. Каждый получает цветной карандаш - это лучик солнца. Его можно подарить озябшему с добрыми словами, сказав о том, что вам нравится в озябшем, за что того можно уважать. Тот, кого согревают, должен не забыть сказать "спасибо", можно добавить "очень приятно", если ему что-то особенно радостно будет слышать.

  1. Упражнение «Мокрый по мокрому»

Ребятам раздаются листы бумаги, кисточки и акварель. Первый мазок проводят по листу мокрый кисточкой, покрывая, таким образом, водой весь лист. А теперь выберите цвет, наиболее для вас приятный и проведите им линию. Посмотрите, как она расплывается? Выберите ещё цвет и снова нанесите на лист. А когда ребята закончат, предлагается посмотреть на все работы и выбрать самое теплое и самое радостную. А затем выбрать самую холодную и поделиться теплом с ней.

  1. Ритуал прощания

Мы с вами встречались последний раз, но ещё обязательно встретимся. Поэтому давайте возьмемся за руки и все вместе скажем: «Спасибо каждому, теперь я смогу все»

Список литературы

  1. Александровская Э.М. и др. Психологическое сопровождение школьников: учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2002.

  2. Битянова М.Р., Азарова Т.В.,Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. М: "Совершенство",1998

  3. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблема формирования личности. М.: Международная педагогическая академия, 1995.

  4. Газета "Школьный психолог" № 23 - 1999, № 2 - 2000.

  5. К.Фопель. Как учить детей сотрудничать? ч. 1-4. М.: "Генезис", 1999

  6. Ковалева Е.А. Методика изучения адаптации первоклассников // Начальная школа, №7, 1996.

  7. Прихожан А.М. Психология тревожности: Дошкольный и школьный возраст 2-е изд. ("Детскому психологу") СПб.: Питер, 2009

  8. Руководство практического психолога. Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. /ред. И.Дубровиной. М., 1995.

  9. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. Томск: Пеленг, 1992.

  10. "Школьный психолог" газета №18 за 2003г. (Роза Рахманкулова Практическая работа по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников.)

  11. "Школьный психолог" газета №9 за 2003г. (Н.Семаго, М. Семаго Психологическая оценка готовности к началу школьного обучения.)

  12. Эльконин Д.Б. Избранные психологические произведения. М.: Просвещение, 1998.

© 2010-2022