- Преподавателю
- Школьному психологу
- Статья «Психологическое сопровождение преемственности в развивающейся школе»
Статья «Психологическое сопровождение преемственности в развивающейся школе»
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шпетр А.М. |
Дата | 11.10.2012 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Психологическое сопровождение преемственности в развивающейся школе.
Шпетр А.М. ,педагог-психолог, МОУ «СОШ № 196»,
РФ, г. Северск, Томская обл.
Психологическое сопровождение преемственности в условиях современной школы приобретает все большее значение. Эффективная деятельность психологической службы позволяет решать такие проблемы образовательного пространства, как достижение нового качества образования, адаптация обучающихся при переходе на различные ступени и уровни образования.
Преемственность - объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития, одна из наиболее существенных черт закона отрицания отрицания. . с.327)
Отрицание предполагает не только ликвидацию старого, но и сохранение и дальнейшее развитие того прогрессивного, рационального, что было достигнуто на предыдущих ступенях, без чего невозможно движение вперед. (Философский словарь.- М.,1975. с.327)
Таким образом, преемственность - это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития.
Вопрос преемственности на данном этапе развития образования стоит достаточно остро. Это связано, на мой взгляд, с огромным количеством образовательных программ, имеющих разные цели, методы и средства обучения и с развитием видового разнообразия дошкольных и школьных образовательных учреждений.
Проблема рассмотрения данной проблемы связана с нарушением преемственных связей в целях, содержании, методах обучения и воспитания.
Целью психологического сопровождения преемственности является оказание помощи ребенку и учителю при переходе из одного звена образования в другое и, как следствие, полноценное психическое и личностное развитие участников образовательного процесса.
Предлагается рассматривать преемственность между звеньями образования как связь и согласованность каждого компонента образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации) и воспитания.
Разрабатывая задачи, мы учитывали, что этапы преемственности связаны с критическими, сенситивными периодами развития ребенка.
Решение следующих задач поможет в обеспечении системы непрерывного образования:
-
сохранение самоценности каждого возрастного периода развития ребенка;
-
развитие ведущей деятельности каждого периода как важнейшего фактора психического и личностного развития ребенка и адаптации к последующей ступени образования;
-
опора на уровень достижений предыдущего возрастного периода.
В дальнейшем, для каждого звена будут определены конкретные задачи, учитывающие целесообразность и возрастные особенности.
Далее, предлагается рассмотреть основные этапы (звенья), на которых особенно ясно можно проследить моменты, на которых мы акцентируем внимание, осуществляя психологического сопровождения преемственности:
- детский сад - школа;
- начальная школа - среднее звено;
- предпрофильная подготовка и профильное обучение.
Детский сад - школа.
Проблема социальной адаптации, преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой чрезвычайно актуальна. Феномен адаптации связан с овладением ребенком новым видом деятельности, новой ролью, изменением его социального окружения.
Основные цели и задачи психологического сопровождения ребенка при переходe из детского дошкольного учреждения в школу:
Цель - помощь в успешной социализации личности ребенка в меняющихся условиях.
Задачи:
-
снижение уровня дезадаптации;
-
предупреждение возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии учащихся;
создание психологических условий, максимально благоприятных для развития ребенка
Психологическое сопровождение преемственности осуществляется не только через сопровождение первоклассника, но и через сопровождение учителя и родителей.
Психологическое сопровождение ребенка.
Исходя из поставленной цели и задач, проводятся следующие мероприятия:
-
взаимодействие с психологом дошкольного учреждения:
-
обсуждение вопросов, связанных с проблемой перехода ребенка в школу;
-
обсуждение проблемных детей и способов взаимодействия с ними;
-
обсуждение и планирование программы взаимодействия школьного психолога и психолога дошкольного учреждения;
-
с 2005 учебного года в школе «работает» индивидуальная карта школьника, а с 2006 учебного года планируется введение индивидуальной карты ребенка, созданной совместно с психологом дошкольного учреждения.
-
-
участие в открытых мероприятиях, проводимых воспитателями дошкольного учреждения с целью ознакомления с потенциальными учениками школы и «выявления» проблемных детей;
-
проведение занятий с будущими первоклассниками;
-
взаимодействие с первоклассниками (направления):
-
Исследовательско-диагностическое.
-
В рамках этого направления проводится исследование личностных особенностей ученика, особенностей взаимодействия между детьми, с целью выявления и устранения моментов, негативно влияющих на развитие личности.
-
Практическое.
Данное направление направлено на проведение тренингов, занятий, направленных на устранение моментов, влияющих на степень адаптации и дезадаптации ребенка, а также на решение задач относительно каждого ученика.
Психологическое сопровождение учителя первоклассников.
Важность и нужность психологического сопровождения учителей первоклассников заключается в следующем:
-
учитель является тем связующим и преобразующим звеном, который непосредственно влияет на ребенка;
-
учитель является важным фактором, влияющим на успешность адаптации в новых условиях;
-
учитель является связующим звеном не только между ребенком и школой, но и между родителем и школой.
Учитывая общие цели и задачи, выстраиваются мероприятия работы с учителем по следующим направлениям:
Исследовательско-диагностическое.
В рамках этого направления предполагается исследование личностных особенностей учителя, профессиональный уровень учителя, между учителем и детьми, между учителем и родителями с целью выявления и устранения моментов, негативно влияющих на развитие личности, как ученика, так и учителя.
Обучающее.
Включает в себя обучающие моменты, такие как лекции, методические рекомендации и т. п.
Консультативное.
Предполагает как конфиденциальное, так и открытое обсуждение различных вопросов и проблем, а также психологическую поддержку учеников и учителей в различных ситуациях.
Практическое.
Предполагает проведение тренингов для учителей начальных классов, нацеленных на развитие у них таких профессионально важных качеств как, эффективный индивидуальный стиль профессиональной деятельности, умение успешно общаться с коллегами по работе и руководством школы, учащимися и их родителями, а также с членами своей семьи. Тренинги помогут выработать и такие качества как, позитивное отношение к ребенку, эмоциональное принятие младшего школьника, коммуникативные средства развивающего общения с ним, способы эффективной саморегуляции.
Психологическое сопровождение родителей первоклассников.
Данный аспект в рамках психологического сопровождения преемственности детский сад - школа важен по нескольким причинам:
-
этап перехода ребенка в школу является важным не только для ребенка, но и для родителей;
-
реакция родителей на новый статус ребенка является важным фактором, влияющим на степень успешности адаптации.
Мероприятия:
-
на данный момент в школе проводится исследование «Социально - психологический портрет семьи». В рамках работы с детским дошкольным учреждением планируется проведение подобного исследования в ДОУ №44;
-
в рамках психологического просвещения проводятся групповые и индивидуальные консультации, касающиеся различных вопросов, начиная со знакомства с психологическими особенностями детей - первоклассников и, заканчивая отношениями между родителями;
-
общие родительские собрания в школе и ДОУ;
-
проведение круглых столов на тему «Чтобы не было школьных проблем»;
-
планируется презентация работы школьного психолога для родителей будущих первоклассников.
Начальная школа - среднее звено.
Обоснование психологического сопровождения учащихся на этапе перехода из начальной школы в среднее звено.
Для пятиклассников новый учебный год начинается не только радостно, но и тревожно. Новое все: и учебные классы, и новые учителя, и новые дети. Хочется быть активным, умным, успешным в группе своих одноклассников, а это не всегда получается. Хочется, чтобы каждый учитель увидел все самое лучшее, что есть в тебе, а вместо этого возникают проблемы.
Не секрет, что именно школа является источником большинства психологических проблем: 15 - 20% детей в этом возрасте испытывают школьную дезадаптацию. Значимым лицом в этом возрасте является учитель. Большинство детей в этом возрасте начинают хуже учиться.
Причины дезадаптации:
-
осложняется сам учебный процесс;
-
снижается работоспособность;
-
высокий уровень тревожности - неадекватность в отношении с новыми одноклассниками и учителями - неуверенность - снижение самооценки;
-
переходный возраст.
Для устранения данных причин проводятся следующие мероприятия:
-
непосредственное сопровождение ребенка, начиная с начальной школы;
-
работа с учителями среднего звена и с учителями начальной школы;
-
посещение уроков и различных мероприятий;
-
работа с родителями;
-
проведение тренингов с учениками пятых классов, направленных на решение различных проблем, связанных с адаптацией.
Непосредственная работа с детьми заключается в следующем:
Диагностика в 5 классах направлена на выяснение различных сторон психического развития детей и обстоятельств их жизни, выявление детей «группы риска». Для этого проводится наблюдение за детьми, беседы с детьми и педагогами, родителями (выступление на собрании на тему «Адаптация пятиклассников», анкетирование).
Диагностика включает в себя следующие тесты:
- тест тревожности Прихожан;
-
тест «Зона конфликтности»;
-
КОС;
-
тест «незаконченное предложение»;
-
тест Айзенка;
-
рисунок « Моя семья»;
-
рисунок « Несуществующее животное».
На мой взгляд, грамотная работа педагогов начального звена и среднего звена, постоянное сопровождение ребенка должна привести к безболезненному прохождению данного этапа.
Предпрофильная подготовка и профильное обучение.
Говоря о психологическом сопровождении преемственности в развивающейся школе, следует, на мой взгляд, осветить вопрос преемственности в области профориентации. Это обусловлено еще и тем, что недавно министр образования Андрей Фурсенко объявил приоритеты образовательной политики на ближайшие годы. В рамках реформы предполагается продолжить эксперимент по профильной школе.
Профориентационная работа проводится по следующим этапам:
-
Ранняя профориентационная работа (ДОУ и начальная школа);
-
Профориентационная работа в среднем звене (5 - 8 классы);
-
Предпрофильная подготовка и профильное обучение (9 - 11 классы).
Ранняя профориентационная работа (ДОУ и начальная школа).
Основные задачи психологического сопровождения:
-
формирование устойчивой продуктивной познавательной мотивации учащихся;
-
выявление и развитие позитивных потенциальных возможностей каждого ребенка - интеллектуальных и социальных, компенсация и или модификация качеств, препятствующих успешному развитию личности;
-
формирование навыков и потребностей в саморазвитии;
-
формирование и развитие общего «поля роста» для ребенка и его родителей.
Ранняя профориентация в ДОУ осуществляется через:
-
учебную деятельность;
-
экскурсии;
-
наблюдения;
-
художественную литературу;
-
игровую деятельность:
-
дидактические игры;
-
сюжетно - ролевые игры:
-
театрализованные представления;
-
-
трудовую деятельность:
-
ознакомление с трудом взрослых;
-
хозяйственно - бытовой труд;
-
труд в природе;
-
ручной труд.
-
Эффективным для реализации преемственности в рамках профориентационной работы (в начальной школе) являются родительские собрания информационно - рефлексивного характера с элементами обучения анализу ситуаций, рефлексии и эмпатии; наблюдение и активно - коррекционное наблюдение за детьми в целом непосредственно в процессе учебной деятельности с последующим составлением интеллектуально - социального профиля класса в целом и перспективными методами его развития, а так же индивидуальные личностные характеристики интеллектуально - социального развития для каждого учащегося. По результатам этого вида работы проводятся индивидуальные консультации с преподавателями и родителями, обучающие занятия для родителей.
ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ этап
Профориентационная работа в среднем звене (5 - 8 классы).
Скрининг - тестирование интеллектуальных и личностных особенностей выпускников начальной школы важно для анализа сформированных личностных особенностей развития (для самих учеников, для родителей и преподавателей средней школы), по запросам дополняется социометрическими и мотивационными исследованиями.
Доминантная сфера формирования подросткового возраста - социальное формирование. Происходит идентификация своей роли в различных социальных группах, выбор, формирование и закрепление стилей поведения, выбор референтных групп, определение «кто я в мире», «чем и кем я являюсь для сверстников» и т.п. через приобретаемый опыт. Значение социальной роли ученика уходит с первого плана (в отличие от начальной школы). Перестраивается отношение к родителям, снижается значение авторитета преподавателей, применяются иные, в сравнении с предыдущим возрастным периодом, критерии оценок.
Основная цель психологического сопровождения: сформировать у подростка основу личностного и профессионального самоопределения, как средство проектирования личной перспективы выявление образовательного запроса учащегося.
Это возможно через решение следующих задач:
-
научить решать конкретные проблемы, связанные с актуальным профессиональным выбором и подготовкой к нему;
-
научить использовать имеющиеся ресурсы и информацию для прогнозирования профессионального роста;
-
помощь ученику в решении актуальных задач обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного маршрута, проблема взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями.
Сформированные качества должны помочь учащемуся на этапе выбора элективных курсов и, в дальнейшем, профиля.
ОСНОВНОЙ И ЗАВЕРШАЮЩИЙ этап.
Предпрофильная подготовка и профильное обучение (9 - 11 классы).
9 класс
Психологическое сопровождение в процессе предпрофильной подготовки должно иметь своей целью помощь ребенку в личностном самоопределении.
Задача психолога - не просто дать рекомендации, какие предметы профессиональной области подходят ученику, а какие - нет, но и активизировать процессы самопознания, помочь увидеть и осознать свои возможности и проблемы, сильные и слабые стороны, сформировать умение адекватно оценивать свои способности к обучению по избранному в будущем профилю, обеспечить высокий уровень мотивации на обучение по нему.
Основные требования в данной ситуации следует предъявлять психологической компетентности учителей.
Содержание, формы и методы трех этапов предпрофильного обучения должны позволить ребенку более или менее безболезненно подойти к этапу выбора профиля.
10 - 11 класс.
Сформированная зрелая личность при профессиональном самоопределении нуждается только в достоверной и достаточной информации. Но, несмотря на проведенную подготовительную работу, не все учащиеся готовы к стопроцентному выбору профиля, соответствующего именно ему.
Именно поэтому задачами на данном этапе являются:
-
профессиональное самоопределение через: продолжение выявление своих возможностей, желаний, целей, жизненных принципов, уровня притязаний и требований к выбираемой профессии;
-
формирование цели, адекватной потребностям и возможностям личности и социальным запросам общества;
-
выбор;
-
конкретные шаги по осуществлению решения;
-
поддержка при достижении желаемого;
-
целевые тренинговые экспресс - группы;
-
обучающие группы: психологическая подготовка к ЕГЭ, к экзамену;
-
индивидуальные консультации родителей и учащихся.
Предполагаемые результаты психологического сопровождения преемственности в рамках профориентации:
-
по итогам тестирования ежегодно планируется информационно - аналитические сборники, в которых систематизировать желания учащихся и их возможности;
-
материал, получаемый в результате этих исследований, позволит при завершении предпрофильной подготовки ученика, учитывать не только его академические достижения и «портфолио», но, прежде всего, уровень его социальной зрелости, выраженной в готовности к самостоятельному и осознанному выбора дальнейшего обучения.
У педагогов и администрации школы появится уникальная возможность проследить реальные изменения в дальнейшем развитии школьника.
Литература:
-
Владиславлев А.П. Единая система непрерывного образования // Советская педагогика. - 1982. - №6. - С.24-26.
-
Зинченко Г.П. Предпосылки становления теории непрерывного образования // Советская педагогика. - 1991. - №1. - С. 81-82.
-
Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования / Приложение к письму Минобразования России от 27.06.03 № 28-51-513/16 // Школьный психолог. - 2004. - №1.
-
Философский словарь.- М.,1975. с.327
636019, г. Северск, Томская область, ул. Солнечная, 5-85,с.т.89138035606
8