Статья «Психологическое сопровождение преемственности в развивающейся школе»

В данной статье рассматриваются основные этапы, на которых можно проследить моменты психологического сопровождения преемственности в развивющейся школе: - детский сад – школа; - начальная школа – среднее звено; - предпрофильная подготовка и профильное обучение. Для каждого звена разработаны конкретные цели, задачи, учитывающие целесообразность и возрастные особенности ребёнка. Делается акцент на том, что психологическое сопровождение преемственности осуществляется не только через сопровож...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психологическое сопровождение преемственности в развивающейся школе.

Шпетр А.М. ,педагог-психолог, МОУ «СОШ № 196»,

РФ, г. Северск, Томская обл.

Психологическое сопровождение преемственности в условиях современной школы приобретает все большее значение. Эффективная деятельность психологической службы позволяет решать такие проблемы образовательного пространства, как достижение нового качества образования, адаптация обучающихся при переходе на различные ступени и уровни образования.

Преемственность - объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития, одна из наиболее существенных черт закона отрицания отрицания. . с.327)

Отрицание предполагает не только ликвидацию старого, но и сохранение и дальнейшее развитие того прогрессивного, рационального, что было достигнуто на предыдущих ступенях, без чего невозможно движение вперед. (Философский словарь.- М.,1975. с.327)

Таким образом, преемственность - это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития.

Вопрос преемственности на данном этапе развития образования стоит достаточно остро. Это связано, на мой взгляд, с огромным количеством образовательных программ, имеющих разные цели, методы и средства обучения и с развитием видового разнообразия дошкольных и школьных образовательных учреждений.

Проблема рассмотрения данной проблемы связана с нарушением преемственных связей в целях, содержании, методах обучения и воспитания.

Целью психологического сопровождения преемственности является оказание помощи ребенку и учителю при переходе из одного звена образования в другое и, как следствие, полноценное психическое и личностное развитие участников образовательного процесса.

Предлагается рассматривать преемственность между звеньями образования как связь и согласованность каждого компонента образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации) и воспитания.

Разрабатывая задачи, мы учитывали, что этапы преемственности связаны с критическими, сенситивными периодами развития ребенка.

Решение следующих задач поможет в обеспечении системы непрерывного образования:

  • сохранение самоценности каждого возрастного периода развития ребенка;

  • развитие ведущей деятельности каждого периода как важнейшего фактора психического и личностного развития ребенка и адаптации к последующей ступени образования;

  • опора на уровень достижений предыдущего возрастного периода.

В дальнейшем, для каждого звена будут определены конкретные задачи, учитывающие целесообразность и возрастные особенности.

Далее, предлагается рассмотреть основные этапы (звенья), на которых особенно ясно можно проследить моменты, на которых мы акцентируем внимание, осуществляя психологического сопровождения преемственности:

- детский сад - школа;

- начальная школа - среднее звено;

- предпрофильная подготовка и профильное обучение.


Детский сад - школа.

Проблема социальной адаптации, преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой чрезвычайно актуальна. Феномен адаптации связан с овладением ребенком новым видом деятельности, новой ролью, изменением его социального окружения.

Основные цели и задачи психологического сопровождения ребенка при переходe из детского дошкольного учреждения в школу:

Цель - помощь в успешной социализации личности ребенка в меняющихся условиях.

Задачи:

  • снижение уровня дезадаптации;

  • предупреждение возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии учащихся;

создание психологических условий, максимально благоприятных для развития ребенка

Психологическое сопровождение преемственности осуществляется не только через сопровождение первоклассника, но и через сопровождение учителя и родителей.

Психологическое сопровождение ребенка.

Исходя из поставленной цели и задач, проводятся следующие мероприятия:

  • взаимодействие с психологом дошкольного учреждения:

    • обсуждение вопросов, связанных с проблемой перехода ребенка в школу;

    • обсуждение проблемных детей и способов взаимодействия с ними;

    • обсуждение и планирование программы взаимодействия школьного психолога и психолога дошкольного учреждения;

    • с 2005 учебного года в школе «работает» индивидуальная карта школьника, а с 2006 учебного года планируется введение индивидуальной карты ребенка, созданной совместно с психологом дошкольного учреждения.

  • участие в открытых мероприятиях, проводимых воспитателями дошкольного учреждения с целью ознакомления с потенциальными учениками школы и «выявления» проблемных детей;

  • проведение занятий с будущими первоклассниками;

  • взаимодействие с первоклассниками (направления):

    • Исследовательско-диагностическое.

В рамках этого направления проводится исследование личностных особенностей ученика, особенностей взаимодействия между детьми, с целью выявления и устранения моментов, негативно влияющих на развитие личности.

  • Практическое.

Данное направление направлено на проведение тренингов, занятий, направленных на устранение моментов, влияющих на степень адаптации и дезадаптации ребенка, а также на решение задач относительно каждого ученика.

Психологическое сопровождение учителя первоклассников.

Важность и нужность психологического сопровождения учителей первоклассников заключается в следующем:

  • учитель является тем связующим и преобразующим звеном, который непосредственно влияет на ребенка;

  • учитель является важным фактором, влияющим на успешность адаптации в новых условиях;

  • учитель является связующим звеном не только между ребенком и школой, но и между родителем и школой.

Учитывая общие цели и задачи, выстраиваются мероприятия работы с учителем по следующим направлениям:

Исследовательско-диагностическое.

В рамках этого направления предполагается исследование личностных особенностей учителя, профессиональный уровень учителя, между учителем и детьми, между учителем и родителями с целью выявления и устранения моментов, негативно влияющих на развитие личности, как ученика, так и учителя.

Обучающее.

Включает в себя обучающие моменты, такие как лекции, методические рекомендации и т. п.

Консультативное.

Предполагает как конфиденциальное, так и открытое обсуждение различных вопросов и проблем, а также психологическую поддержку учеников и учителей в различных ситуациях.

Практическое.

Предполагает проведение тренингов для учителей начальных классов, нацеленных на развитие у них таких профессионально важных качеств как, эффективный индивидуальный стиль профессиональной деятельности, умение успешно общаться с коллегами по работе и руководством школы, учащимися и их родителями, а также с членами своей семьи. Тренинги помогут выработать и такие качества как, позитивное отношение к ребенку, эмоциональное принятие младшего школьника, коммуникативные средства развивающего общения с ним, способы эффективной саморегуляции.

Психологическое сопровождение родителей первоклассников.

Данный аспект в рамках психологического сопровождения преемственности детский сад - школа важен по нескольким причинам:

  • этап перехода ребенка в школу является важным не только для ребенка, но и для родителей;

  • реакция родителей на новый статус ребенка является важным фактором, влияющим на степень успешности адаптации.

Мероприятия:

  • на данный момент в школе проводится исследование «Социально - психологический портрет семьи». В рамках работы с детским дошкольным учреждением планируется проведение подобного исследования в ДОУ №44;

  • в рамках психологического просвещения проводятся групповые и индивидуальные консультации, касающиеся различных вопросов, начиная со знакомства с психологическими особенностями детей - первоклассников и, заканчивая отношениями между родителями;

  • общие родительские собрания в школе и ДОУ;

  • проведение круглых столов на тему «Чтобы не было школьных проблем»;

  • планируется презентация работы школьного психолога для родителей будущих первоклассников.

Начальная школа - среднее звено.

Обоснование психологического сопровождения учащихся на этапе перехода из начальной школы в среднее звено.

Для пятиклассников новый учебный год начинается не только радостно, но и тревожно. Новое все: и учебные классы, и новые учителя, и новые дети. Хочется быть активным, умным, успешным в группе своих одноклассников, а это не всегда получается. Хочется, чтобы каждый учитель увидел все самое лучшее, что есть в тебе, а вместо этого возникают проблемы.

Не секрет, что именно школа является источником большинства психологических проблем: 15 - 20% детей в этом возрасте испытывают школьную дезадаптацию. Значимым лицом в этом возрасте является учитель. Большинство детей в этом возрасте начинают хуже учиться.

Причины дезадаптации:

  • осложняется сам учебный процесс;

  • снижается работоспособность;

  • высокий уровень тревожности - неадекватность в отношении с новыми одноклассниками и учителями - неуверенность - снижение самооценки;

  • переходный возраст.



Для устранения данных причин проводятся следующие мероприятия:

  • непосредственное сопровождение ребенка, начиная с начальной школы;

  • работа с учителями среднего звена и с учителями начальной школы;

  • посещение уроков и различных мероприятий;

  • работа с родителями;

  • проведение тренингов с учениками пятых классов, направленных на решение различных проблем, связанных с адаптацией.

Непосредственная работа с детьми заключается в следующем:

Диагностика в 5 классах направлена на выяснение различных сторон психического развития детей и обстоятельств их жизни, выявление детей «группы риска». Для этого проводится наблюдение за детьми, беседы с детьми и педагогами, родителями (выступление на собрании на тему «Адаптация пятиклассников», анкетирование).

Диагностика включает в себя следующие тесты:

- тест тревожности Прихожан;

  • тест «Зона конфликтности»;

  • КОС;

  • тест «незаконченное предложение»;

  • тест Айзенка;

  • рисунок « Моя семья»;

  • рисунок « Несуществующее животное».

На мой взгляд, грамотная работа педагогов начального звена и среднего звена, постоянное сопровождение ребенка должна привести к безболезненному прохождению данного этапа.

Предпрофильная подготовка и профильное обучение.

Говоря о психологическом сопровождении преемственности в развивающейся школе, следует, на мой взгляд, осветить вопрос преемственности в области профориентации. Это обусловлено еще и тем, что недавно министр образования Андрей Фурсенко объявил приоритеты образовательной политики на ближайшие годы. В рамках реформы предполагается продолжить эксперимент по профильной школе.

Профориентационная работа проводится по следующим этапам:

  1. Ранняя профориентационная работа (ДОУ и начальная школа);

  2. Профориентационная работа в среднем звене (5 - 8 классы);

  3. Предпрофильная подготовка и профильное обучение (9 - 11 классы).

Ранняя профориентационная работа (ДОУ и начальная школа).

Основные задачи психологического сопровождения:

  • формирование устойчивой продуктивной познавательной мотивации учащихся;

  • выявление и развитие позитивных потенциальных возможностей каждого ребенка - интеллектуальных и социальных, компенсация и или модификация качеств, препятствующих успешному развитию личности;

  • формирование навыков и потребностей в саморазвитии;

  • формирование и развитие общего «поля роста» для ребенка и его родителей.

Ранняя профориентация в ДОУ осуществляется через:

  • учебную деятельность;

  • экскурсии;

  • наблюдения;

  • художественную литературу;

  • игровую деятельность:

    • дидактические игры;

    • сюжетно - ролевые игры:

    • театрализованные представления;

  • трудовую деятельность:

    • ознакомление с трудом взрослых;

    • хозяйственно - бытовой труд;

    • труд в природе;

    • ручной труд.

Эффективным для реализации преемственности в рамках профориентационной работы (в начальной школе) являются родительские собрания информационно - рефлексивного характера с элементами обучения анализу ситуаций, рефлексии и эмпатии; наблюдение и активно - коррекционное наблюдение за детьми в целом непосредственно в процессе учебной деятельности с последующим составлением интеллектуально - социального профиля класса в целом и перспективными методами его развития, а так же индивидуальные личностные характеристики интеллектуально - социального развития для каждого учащегося. По результатам этого вида работы проводятся индивидуальные консультации с преподавателями и родителями, обучающие занятия для родителей.

ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ этап

Профориентационная работа в среднем звене (5 - 8 классы).

Скрининг - тестирование интеллектуальных и личностных особенностей выпускников начальной школы важно для анализа сформированных личностных особенностей развития (для самих учеников, для родителей и преподавателей средней школы), по запросам дополняется социометрическими и мотивационными исследованиями.

Доминантная сфера формирования подросткового возраста - социальное формирование. Происходит идентификация своей роли в различных социальных группах, выбор, формирование и закрепление стилей поведения, выбор референтных групп, определение «кто я в мире», «чем и кем я являюсь для сверстников» и т.п. через приобретаемый опыт. Значение социальной роли ученика уходит с первого плана (в отличие от начальной школы). Перестраивается отношение к родителям, снижается значение авторитета преподавателей, применяются иные, в сравнении с предыдущим возрастным периодом, критерии оценок.

Основная цель психологического сопровождения: сформировать у подростка основу личностного и профессионального самоопределения, как средство проектирования личной перспективы выявление образовательного запроса учащегося.

Это возможно через решение следующих задач:

  • научить решать конкретные проблемы, связанные с актуальным профессиональным выбором и подготовкой к нему;

  • научить использовать имеющиеся ресурсы и информацию для прогнозирования профессионального роста;

  • помощь ученику в решении актуальных задач обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного маршрута, проблема взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями.

Сформированные качества должны помочь учащемуся на этапе выбора элективных курсов и, в дальнейшем, профиля.

ОСНОВНОЙ И ЗАВЕРШАЮЩИЙ этап.

Предпрофильная подготовка и профильное обучение (9 - 11 классы).

9 класс

Психологическое сопровождение в процессе предпрофильной подготовки должно иметь своей целью помощь ребенку в личностном самоопределении.

Задача психолога - не просто дать рекомендации, какие предметы профессиональной области подходят ученику, а какие - нет, но и активизировать процессы самопознания, помочь увидеть и осознать свои возможности и проблемы, сильные и слабые стороны, сформировать умение адекватно оценивать свои способности к обучению по избранному в будущем профилю, обеспечить высокий уровень мотивации на обучение по нему.

Основные требования в данной ситуации следует предъявлять психологической компетентности учителей.

Содержание, формы и методы трех этапов предпрофильного обучения должны позволить ребенку более или менее безболезненно подойти к этапу выбора профиля.

10 - 11 класс.

Сформированная зрелая личность при профессиональном самоопределении нуждается только в достоверной и достаточной информации. Но, несмотря на проведенную подготовительную работу, не все учащиеся готовы к стопроцентному выбору профиля, соответствующего именно ему.

Именно поэтому задачами на данном этапе являются:

  • профессиональное самоопределение через: продолжение выявление своих возможностей, желаний, целей, жизненных принципов, уровня притязаний и требований к выбираемой профессии;

  • формирование цели, адекватной потребностям и возможностям личности и социальным запросам общества;

  • выбор;

  • конкретные шаги по осуществлению решения;

  • поддержка при достижении желаемого;

  • целевые тренинговые экспресс - группы;

  • обучающие группы: психологическая подготовка к ЕГЭ, к экзамену;

  • индивидуальные консультации родителей и учащихся.

Предполагаемые результаты психологического сопровождения преемственности в рамках профориентации:

  • по итогам тестирования ежегодно планируется информационно - аналитические сборники, в которых систематизировать желания учащихся и их возможности;

  • материал, получаемый в результате этих исследований, позволит при завершении предпрофильной подготовки ученика, учитывать не только его академические достижения и «портфолио», но, прежде всего, уровень его социальной зрелости, выраженной в готовности к самостоятельному и осознанному выбора дальнейшего обучения.

У педагогов и администрации школы появится уникальная возможность проследить реальные изменения в дальнейшем развитии школьника.

Литература:

  1. Владиславлев А.П. Единая система непрерывного образования // Советская педагогика. - 1982. - №6. - С.24-26.

  2. Зинченко Г.П. Предпосылки становления теории непрерывного образования // Советская педагогика. - 1991. - №1. - С. 81-82.

  3. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования / Приложение к письму Минобразования России от 27.06.03 № 28-51-513/16 // Школьный психолог. - 2004. - №1.

  4. Философский словарь.- М.,1975. с.327


636019, г. Северск, Томская область, ул. Солнечная, 5-85,с.т.89138035606


8

© 2010-2022