Лекция на тему: Работа с одаренными детьми

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работа с одаренными детьми в школе.

Дети - национальное

достояние любой страны,

а одаренные дети - ее

интеллектуальный

творческий потенциал.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. И именно высоко - одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.

Наблюдения, свидетельствующие о том, что умственные возможности людей неравны, старо, как мир. Также давно было замечено, что различия их часто проявляются уже в детстве. Поэтому раннее выявление, развитие и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.

Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Но не следует забывать, что в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.

У одаренных детей особенно проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности, которая позволяет обучающимся погрузиться в творческий процесс самообучения и воспитывает в них жажду знаний, стремление к открытиям, к достижениям в области искусства или спорта, к активному умственному труду и самопознанию.

Вслед за исследователями одаренности школьников, выделяю три группы таких обучающихся в своих классах.

  1. Школьники с очень высоким общим уровнем развития интеллектуальных способностей. У этих детей сильно развитое чувство справедливости и очень широкие личные системы ценностей. К сожалению, в малокомплектной школе с численностью менее 100 человек, таких детей очень мало.

  2. Школьники с признаками специальной умственной одаренности в определенной области знаний.

  3. Школьники, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, креативностью, продуктивностью мышления, способностью к лидерству.

Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей: талантливый человек талантлив во всем.

Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную и многоаспектную проблему. Широкое распространение получили всевозможные тесты, направленные на выявление одаренности.

В настоящее время в психологической литературе представлены два основных взгляда на процесс установления одаренности. Один из них основан на системе единой оценки. Например, ребенок считается одаренным, если он набрал количество баллов по шкале Станфорд-Бине, превышающее некоторое пороговое значение. В разных источниках указываются различные значения этого порогового показателя для отнесения ребенка к группе одаренных. Другой подход основан на комплексной оценке, включающей множество оценочных процедур (тестирование, опрос учителей и родителей и т.д.). Однако и комплексный подход не избавляет полностью от ошибок. Печальна судьба тех детей, которые были отнесены по результатам обследования к числу одаренных, но затем никак не подтвердили этой оценки.

Однако даже при весьма квалифицированном использовании и лучшие тесты не застраховывают от ошибок. Кроме того, необходимо учитывать, что ни один из существующих тестов не охватывает всех видов одаренности.

Признаки одаренности ребенка важно наблюдать и изучать в развитии. Для их оценки требуется достаточно длительное прослеживание изменений, наступающих при переходе от одного возрастного периода к другому. Такое исследование называется лонгитюдным. Одаренность - «дело штучное», это всегда индивидуальность, и здесь каждый случай требует прежде всего индивидуального лонгитюда, то есть монографического описания и анализа. Имеется в виду систематическое наблюдение за испытуемым на протяжении ряда лет. Наблюдение может быть непрерывным, изо дня в день, а может, и с перерывами. Для эффективного применения этого метода я как учитель математики в основной школе, в этом году разработала курс «Занимательная математика » для младших школьников, который рассчитан на 4 года, обучение начинается с 1 класса.

При выявлении детей с незаурядными умственными возможностями встает проблема: чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию. Программы для одаренных должны отличаться от обычных учебных программ. Моя первоочередная задача, как учителя, при работе с одаренными детьми правильно составить индивидуальный план работы с каждым ребенком.

Занятия одаренного ребенка в обычном классе по стандартной учебной программе похожи на тот случай, когда нормального ребенка помещают в класс для детей с задержкой умственного развития. Ребенок в таких условиях начинает приспосабливаться, он старается быть похожим на своих одноклассников, и спустя какое-то время его поведение будет похоже на поведение всех остальных детей в классе. Он начнет подстраивать выполнение заданий по качеству и количеству под соответствующие ожидания учителя. У невнимательного, неподготовленного педагога такой ребенок может надолго задержаться в развитии. Существуют разные стратегии обучения одаренных детей, которые могут быть воплощены в разные формы. Для этого разрабатываются специальные учебные программы. К основным стратегиям обучения детей с высоким умственным потенциалом относят ускорение и обогащение.

В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. К сожалению, еще очень мало сделано для детей, превосходящих свою возрастную норму в различных отношениях. Между тем, только высоко - одаренные люди способны внести наибольший вклад в развитие общества, и не развивать таланты является непозволительной ошибкой для развития любого государства.

Работа со слабоуспевающими. Выступление на педсовете.

В последнее время психологи и педагоги отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Актуальная проблема школы - «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.

Как правило, слабоуспевающие учащиеся приходят к нам в среднее звено из начальной школы, думаю, что там работа по выявлению причин и преодоление отставания по предметам ведется постоянно, но, тем не менее, такие учащиеся остаются. Самое интересное, что они так и остаются за редким исключением неуспевающими в среднем и старшем звене. Конечно, появляются и новые, но мало. Я предлагала провести исследование по слабоуспевающим: ответить на вопрос, увеличивается или уменьшается количество слабоуспевающих по сравнению с начальной школой и причины этой слабой успеваемости. По-моему, очень хорошая тема для анализа работы.

Мне кажется, что работа со слабоуспевающими должна вестись во внеурочное время, так как в основном причина отставания в учебе заключается в том, что им для усвоения и запоминания нужно больше времени, чем остальным. Тем не менее, есть такие приемы, которые будут работать именно на слабоуспевающих. Эти приемы известны, и многие их, я думаю, используют, и «Америки» я в данном случае не открою, приведу примеры тех способов, которые кажутся более эффективными и интересными мне, которые использую я на уроках, практически постоянно.

Поскольку причин отставания в обучении много, то в данном случае к каждому ученику должен быть индивидуальный подход: кто-то правило не может запомнить , а кто-то применить его не может, хотя и знает наизусть, а некоторым все трудно. И все же, так называемая психологами «ситуация успеха» действует на каждого ученика, поэтому стараюсь , чтобы этот ученик хотя бы раз или два за урок мог дать правильный ответ. Когда ученики выполняют самостоятельно какое-нибудь письменное задание, прохожу по классу, заглядываю ко всем в тетради, комментирую, объясняю, подсказываю, говорю, правильно или нет… Если вижу, что у слабого ученика что-то правильно сделано, даже если я ему подсказала, спрашиваю его именно это. Весь класс выполняет 100%, слабый - 50%. Только правильно, дома закончить.



© 2010-2022