Планирование кружка по психологии 1 класс, 68 часов

Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе» кандидата психологических наук О.В.Хухлаевой, Москва,2001. Программа предназначена для обучающихся 1классов. Основная цель программы – помочь первоклассникам научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, найти своё место в школьной жизни. Данный курс занятий расширяет круго...
Раздел Школьному психологу
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УВК «Школа-гимназия» №2 пгт Ленино

Ленинской РГА Р Крым


УТВЕРЖДАЮ

Директор УВК

«Школа-гимназия» №2

пгт Ленино


______________А.И. Шляхова

«___»____________2014 г.

СОГЛАСОВАНО

Методист РМК



___________Т.Г. Ходырева

«___»______________2014 г.


ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ

« Тропинка к своему Я»

(Программа по психологии для начальной школы 1 класс)

Издательство: Генезис

26 занятий

Составила

практический психолог

УВК «Школа-гимназия» №2 пгт Ленино

К.В. Крамчанин

Ленино 2014 - 2015

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе» кандидата психологических наук О.В.Хухлаевой, Москва,2001.

Программа предназначена для обучающихся 1классов.

Основная цель программы - помочь первоклассникам научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, найти своё место в школьной жизни.

Данный курс занятий расширяет кругозор обучающегося и непосредственно связан с углублением знаний ребенка о социуме и роли личности в общественной деятельности

Описание места предмета в учебном плане. В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования курс психологических занятий «Тропинка к своему Я» изучается с 1 класса по два часа в неделю (68 ч. в год), каждое занятие может быть как самостоятельной темой в концепции кружковой работы, так и темой разделенной на 2, 3 или более, как например, занятие по коррекции страхов - на 6 часов. Количество модулей - 2, аудиторных часов - 34, внеаудиторных (экскурсии по школе, занятия во дворе УВК, библиотеке и пр.) - 34ч; в I модуле - 26 часов (13/13), во II модуле 42 часа (21/21)

Задачи:

Образовательные:

  1. Научить учащихся распознавать эмоциональное состояние своё и других людей.

  2. Научить детей выражать свои эмоции и чувства приемлемыми способами.

  3. Научить учащихся внимательно и уважительно слушать друг друга и высказывать своё мнение.

Воспитательные:

  1. Формирование потребности в саморазвитии.

  2. Формирование собственной ценности и значимости.

  3. Формирование активной жизненной позиции.

  4. Развитие культуры общения.

  5. Развитие навыков сотрудничества.

Развивающие:

  1. Развитие рефлексии учащихся, осознания ими своих эмоциональных состояний.

  2. Развитие эмпатии учащихся, способности к сопереживанию.

  3. Развитие коммуникативных и творческих способностей, учебной мотивации.

  4. Развитие осознания собственных трудностей, их причин и способности находить пути их преодоления.

  5. Развитие способности к самоанализу.

  6. Развитие самосознания.

Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.

Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:

-осознание себя с позиции школьника

- умение адекватно вести себя в различных ситуациях

- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния

- способность справляться со страхами, обидами, гневом

- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам

- умение справляться с негативными эмоциями

- стремление к изучению своих возможностей и способностей

- успешная адаптация в социуме.


Общая характеристика предмета:

В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента:

аксиологический (связанный с сознанием), инструментально технологический и потребностно-мотивационный.

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.

Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.

Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.

Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.

Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:

1.Введение в тему.

2.Развёртывание темы.

3.Индивидуализация темы.

4.Завершение темы

Формы организации учебного процесса:

Для успешной реализации учебного процесса используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе.

Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами.

Формы контроля: входная, итоговая диагностика.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;

  • извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста

  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя

  • учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

  • строить речевое высказывание в устной форме

Познавательные УУД:

  • уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя

  • учиться исследовать свои качества и свои особенности

  • учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя

  • учиться наблюдать

  • моделировать ситуацию с помощью учителя

Коммуникативные УУД:

  • учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах

  • учиться работать в паре и в группе

  • выполнять различные роли

  • слушать и понимать речь других ребят

  • осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.

К концу обучения курса учащиеся приобретают второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников

Личностные

Метапредметные

Предметные

Знать

- о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

- правила поведения в обществе, семье, со сверстниками;

- правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению.

- знать о ценностном отношении к своему душевному здоровью и внутренней гармонии;

- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

  • осознавать собственную полезность и ценность;

- основные способы психологического взаимодействия между людьми;

- приемы повышения собственной самооценки;

- осознание своего места в мире и обществе;

Уметь

- анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели

- налаживать контакт с людьми;

- соблюдать правила игры и дисциплину;

- правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).

- выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- находить свое место в школьной жизни;

  • работать в группе, в коллективе

  • получать удовольствие от процесса познания

-преодолевать возникающие в школе трудности

- психологически справляться с неудачами;

-осознавать и контролировать свое психологическое и эмоциональное состояние;

-взаимодействовать с учителем и свертниками;

- адекватно анализировать собственные проблемы;

Применять

- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия;

-подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

- знания и практические умения в области самоанализа и саморазвития

- полученные знания для преодоления различных страхов, в том числе страха перед учителем;

- приобретенную информацию для установления дружественной атмосферы в классе, решения межличностных конфликтов;

- полученные знания для адекватного осознания причин возникающих у ребенка проблем и путей их решения;

- полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности;

- через игровые роли и сказочные образы и осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления;





Основные модули программы

Название модуля

Общее

количество часов

Часы

аудиторных занятий

Часы

внеаудиторных

активных занятий

1

«Я - школьник»

26

13

13

1.1

Знакомство.

1

1


1.2

Как зовут ребят моего класса.

1

1


1.3

Зачем мне нужно ходить в школу.

4

1

3

1.4

Я в школе.

3

1

2

1.5

Мой класс.

2

1

1

1.6

Какие ребята в моем классе.

3

1

2

1.7

Мои друзья в классе.

4

2

2

1.8

Мои успехи в школе.

4

2

2

1.9

Моя «учебная сила».

3

2

1

1.10

Итоговое занятие

1

1


2

«Мои чувства»

42

21

21

2.1

Мы рады встрече

1

1


2.2

Мы испытываем разные чувства

3

1

2

2.3

Радость. Что такое мимика.

2

1

1

2.4

Радость. Как ее доставить другому человеку.

3

1

2

2.5

Жесты.

3

1

2

2.6

Радость можно передать прикосновением, взглядом.

2

1

1

2.7

Грусть.

2

2


2.8

Страх

2

2


2.9

Страх, его относительность.

2

2


2.10

Как справиться со страхом.

6

2

4

2.11

Уверенность в себе.

4

2

2

2.12

Гнев. С какими чувствами он дружит.

2

1

1

2.13

Может ли гнев принести пользу.

3


3

2.14

Обида.

2

1

1

2.15

Разные чувства.

4

2

2

2.16

Итоговое занятие.

1

1



Тематическое планирование занятий

«Тропинка к своему Я»

1 класс


68 ч.в год

2 ч. в нед.

№ п/п

Тема,

форма проведения (час)

Кол-во часов

Виды деятельности


Уровень результатов

Основное содержание занятия


Характеристика деятельности обучающихся

Цель деятельности

День проведения

1 Раздел : «Я - школьник».

1.1

Знакомство.



Аудиторная работа (1)

1

Игровая

Познавательная

Приобретение

социальных

знаний

«Знакомство».

«Имя оживает».

«Ласковое имя».

«Рисунок имени».

Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.

Формирование позитивного отношения к своему «Я».

Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности.

Формирование познавательного интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

Развитие эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Развитие умения формулировать собственное мнение и позицию.




-содействовать осознанию позиции школьника;

- способствовать формированию дружеских отношений в классе;

- развивать уверенность в себе и своих учебных возможностях




1.2

Как зовут ребят моего класса.



Аудиторная работа (1)

1

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

Приобретение

социальных

знаний


Разминка

«Ролевая гимнастика».

«Мое имя».

«Имя начинается с буквы...»

«Имя соседа».

«Я - солнышко».

«Нарисуем имя мамы».


1.3

Зачем мне нужно ходить в школу.


Аудиторная работа (1) + презентация- знакомство со старшими школьниками, простомтр видеомультфильмов (3)

4

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

Приобретение

социальных

знаний

Формирование

ценностного

отношения

к социальной

реальности


Разминка

«Ролевая гимнастика».

«Закончи предложение».

«Какой урок важнее?»

Работа со сказкой.

Рисунок «Я в школе».


1.4

Я в школе.


Аудиторная работа (1) + экскурсия по школе (2), творческая работа «Мой коллаж»

3

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

Приобретение

социальных

знаний


Разминка

«Ролевая гимнастика».

«Сколько в нашем классе...?»

«Какого цвета?»

«Буратино хочет в школу».

«Буратино хочет к нам в гости».

«Буратино проголодался».

Работа со сказкой.


1.5

Мой класс.


Аудиторная работа (1) + игровая программа «Озорные малыши» (1)

2

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

Приобретение

социальных

знаний


Разминка

«Ролевая гимнастика».

«Сколько в моем классе... ?»

«Закончи предложение».

«Вспомним хорошие поступки».

«Мы любим».

Работа со сказкой.


1.6

Какие ребята в моем классе.


Аудиторная работа (1)+ игровая программа «Классный фотохудожник » (2)

3

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

Приобретение

социальных

знаний


Формирование

ценностного

отношения

к социальной

реальности


Разминка

«Ролевая гимнастика».

Основное содержание занятия

«Кто умеет хорошо...»

«Закончи предложения».

«Тропинка к сердцу».

«Портрет моего друга».

Работа со сказкой.


1.7

Мои друзья в классе.

Аудиторная работа (2)+

просмотр мультфильмов, и обзор литературы о дружбе в библиотеке (2)

4

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

Приобретение

социальных

знаний


Разминка

«Ролевая гимнастика».

Основное содержание занятия

«Изобрази предмет».

«Буквы на спине».

«Спасибо, что помог».

«Ниточки тепла».

Работа со сказкой.

«Закончи предложение».

«Как можно помириться».

«Да»

«У кого самое лучшее зрение».

Работа со сказкой.




1.8

Мои успехи в школе.


Аудиторная работа (2)


+ минипоход к «Аллеи выпускников УВК» + эксурсия-беседа в старшую школу, игры (2)

4

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

Получение опыта

самостоятельного общественного

действия



Разминка

«Ролевая гимнастика».

Основное содержание занятия

«Закончи предложение».

«Буратино забыл слова».

«Мне помогли».

«Считалка».

Работа со сказкой.


1.9

Моя «учебная сила».


Аудиторная работа (2)

Практическое занятие «Мои достижения» (1)

3

Игровая

Познавательная

Приобретение

социальных

знаний


Разминка

«Ролевая гимнастика».

«Я тоже».

«Встаньте, у кого это есть».

«Главная учебная сила».

Работа со сказкой.


1.10

Итоговое 1занятие


Аудиторная работа (1)

1

Игровая

Познавательная

Досуговое общение

Приобретение

социальных

знаний


Формирование

ценностного

отношения

к социальной

реальности

Заключительное занятие обобщает в увлекательной форме основные знания и навыки детей, полученные ими в течение курса. Оно позволяет детям вспомнить полюбившиеся упражнения, применить их в новой ситуации.

Закрепление анализ полученных знаний и умений


2 Раздел: «Мои чувства»

2.1

Мы рады встрече

Аудиторная работа (1)

1

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

Приобретение

социальных

знаний


Разминка

«Мячик».

Основное содержание занятия

«Вспомним чувства».

«Чувства-воспоминания».

«Рисунок радости».

Развитие умения распознавать и описывать свои чувства и эмоций и чувства других людей, качества характера.

Способствовать снижению уровня страха.

Развитие умения ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

Формирование способности к самооценке.


рассмотреть особенности содержательного наполнения радости, страха, гнева;

-обучать распознаванию и описанию своих чувств и чувств других людей;

- помочь детям осознать относительность оценки чувств;

- способствовать снижению уровня страхов.


2.2

Мы испытываем разные чувства


Аудиторная работа (1) + игры и видеоматериалы (2)

3

Игровая

Познавательная

Приобретение

социальных

знаний


Разминка

«Мячик».

«Лишнее слово».

Основное содержание занятия

«Я тебя понимаю».

«Сочини рассказ».

«Общая радость».


2.3

Радость. Что такое мимика.


Аудиторная работа (1)

Игры+видеоряд (1)

2

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

Приобретение

социальных

знаний


Разминка

«Зайчик рассмеялся - зайчик испугался».

«Раз, два, три, позу за мной повтори».

«Рисунок радости».

Закончи предложение».

«Зоопарк».

Основное содержание занятия

«

Закончи предложение».

«Зоопарк».

«Рисунок радости».


2.4

Радость. Как ее доставить другому человеку.


Аудиторная работа (1)+ поход в мастерские УВК и изготовление сюрприза для друга (2)

3

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

трудовая

Приобретение

социальных

знаний


Формирование

ценностного

отношения

к социальной

реальности


Разминка

«Угадай, где я иду?»

«Превратись в животное».

Кричалка «Я очень хороший!».

«Как доставить радость другому человеку?»

«Собираем добрые слова».

«Скажи мишке добрые слова».


2.5

Жесты.


Аудиторная работа (1)

Внеаудиторная (2)

3

Игровая

Познавательная

Приобретение

социальных

знаний


Разминка

«Угадай, где я иду?»

Основное содержание занятия

«Радость можно выразить жестом».

«Передай сообщение».

«Объясни задание».

Работа со сказкой.











2.6

Радость можно передать прикосновением, взглядом.


Аудиторная работа (1)

Практическое занятие (1)

2

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

Приобретение

социальных

знаний


Разминка

«Муха».

«Превратись в животное».

«Фотоохота».

Кричалка «Ура успешной фотоохоте!».

Основное содержание занятия

«Радость можно передать прикосновением».

«Котенок».

Работа со сказкой.

Разминка

«Мысленная картинка».

«Врунишка».

Основное содержание занятия

«Радость можно подарить взглядом».

Работа со сказкой.


2.7

Грусть.


Аудиторная работа (2)

2

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

Приобретение

социальных

знаний


Разминка

«Покажи профессию».

«Скажи да и нет».

Основное содержание занятий

«Закончи предложение».

«Грустные ситуации».

«Котенок загрустил».

Работа со сказкой.


2.8

Страх.


Аудиторная работа (2)

2

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

Приобретение

социальных

знаний


Разминка

«Дотроньтесь до...»

Основное содержание занятия

«Мысленная картинка».

«Покажи страшилку».

Работа со сказкой.


2.9

Страх, его относительность.


Аудиторная работа (2)


2

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

Приобретение

социальных

знаний


Разминка

«Неопределенные фигуры».

Основное содержание занятия

«Конкурс пугалок».

«Чужие рисунки».

«Закончи предложение».

Работа со сказкой.


2.10

Как справиться со страхом.


Аудиторная работа (2) + просмотр видеоматериалов, практические занятия в школьном дворе (4)

6

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

Формирование

ценностного

отношения

к социальной

реальности


Разминка

«Страшные персонажи телеэкрана».

«Придумай веселый конец».

Основное содержание занятия

«Картинная галерея».

Работа со сказкой.


2.11

Уверенность в себе.


Аудиторная работа (2)

Занятия в школьном дворе (2)

4

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

Приобретение

социальных

знаний

Формирование

ценностного

отношения

к социальной

реальности


Разминка

«Почему подрались дети».

«Кто я?».

Основное содержание занятия

«Маска».

Работа со сказкой.





2.12

Гнев. С какими чувствами он дружит.

Аудиторная работа (1)

Избавление от гнева, практика (1)

2

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

Приобретение

социальных

знаний

Формирование

ценностного

отношения

к социальной

реальности


Разминка

«Художники».

Основное содержание занятия

Работа со сказкой.


2.13

Может ли гнев принести пользу.


Практические занятия во дворе УВК (3)

3

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

Получение опыта

самостоятельного общественного

действия


Разминка

«Черная рука - белая рука».

«Разозлились - одумались».

«Поссорились - помирились».

Основное содержание занятия

«Закончи предложение».

Работа со сказкой. Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку.


2.14

Обида.


Аудиторная работа (1)

Внеаудиторная (1)

2

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

Приобретение

социальных

знаний


Разминка

«Массаж чувствами».

«Пусть всегда будет...»

«Весеннее настроение».

Основное содержание занятия

«Закончи предложение».

«Какая у меня обида».

«Напрасная обида».

Работа со сказкой.



2.15

Разные чувства.

Аудиторная работа (2), практические занятия (2)

4

Игровая

Познавательная

Приобретение

социальных

знаний


Разминка

«Попугай».

«Покажи дневник маме».

«Шурум-бурум».

«Море волнуется».

«Волны».

Основное содержание занятия

«Закончи предложение».

«Ожившее чувство».

«Рисунок чувств».


2.16

Итоговое занятие.

Аудиторная работа (1)

1

Досуговое общение

Проблемно-ценностное общение

Формирование

ценностного

отношения

к социальной

реальности

Заключительное занятие в конце года обобщает в увлекательной форме основные знания и навыки детей, полученные ими в течение года. Оно позволяет детям вспомнить полюбившиеся упражнения, применить их в новой ситуации.


Закрепление анализ полученных знаний и умений




Литература

  1. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990.

  2. Мухина В.С. Детская психология. М., 1999.

  3. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1 - 4). 4-е изд. - М.: Генезис, 2011.





© 2010-2022