- Преподавателю
- Школьному психологу
- Семинар-практикум «Индивидуальный подход в процессе воспитания и обучения осуждённых с учётом их психологических особенностей»
Семинар-практикум «Индивидуальный подход в процессе воспитания и обучения осуждённых с учётом их психологических особенностей»
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Алтухова Л.А. |
Дата | 27.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Семинар-практикум
"Индивидуальный подход в процессе воспитания и обучения осуждённых с учётом их психологических особенностей"
Цель: расширить знания педагогов о типах темперамента и особенностях поведения осуждённых с различной структурой темперамента.
Ход семинара
1 часть: сообщение
Педагог закрытой школы не столько учит, сколько воспитывает. Воспитание с гуманистических позиций предполагает стимулирование ученика к развитию, создание условий для саморазвития. Естественно, это требует отказа от ролевых масок и включения во взаимодействие эмоционально-ценностного опыта и педагога и воспитанника. Основные характеристики взаимодействия: взаимопознание, взаимопонимание, взаимовлияние, совместимость. При этом необходимо понимать, что взаимодействие сторон - это не самоцель, а важнейшее средство, способ успешного решения поставленных образовательно-воспитательных и развивающих задач.
Эффективность взаимопонимания обеспечивают:
- объективность знания личностных сторон ученика, его интересов, увлечений;
- обоюдный интерес друг к другу педагога и воспитанников;
- способность приходить к согласию по спорным вопросам;
- учет мнения друг друга.
Одной из важнейших характеристик личности является темперамент.
Темперамент - совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамику ее психической деятельности.
Темперамент определяет различия в поведении людей, прежде всего в динамических аспектах.
Выделяются четыре типа темперамента:
сангвинический, холерический, меланхолический, флегматический.
Холерик характеризуется сильным, подвижным, но неуравновешенным типом нервной системы;
сангвиник - сильным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы;
флегматик - сильным, уравновешенным, но инертным типом нервной системы;
меланхолик - слабым типом нервной системы.
2 часть: практикум
Психолог предлагает разобрать пример.
Структура темперамента осуждённого по результатам экспресс-теста.
(Тест из книги Е.Жарикова и Е.Крушельницкого «Для тебя и о тебе»,
М: Просвещение, 2001)
Холерик - 12 баллов;
Сангвиник - 9 баллов;
Флегматик - 3 балла
Меланхолик - 4 балла
Вопрос: как может проявлять себя ученик с такой структурой темперамента? Как осуществляется индивидуальный подход в воспитании такого ученика?
Вначале даётся время для того, чтобы каждый обдумал ответ на эти вопросы самостоятельно, затем происходит обсуждение в группах по 3-4 человека.
Один человек из каждой группы озвучивает общее мнение своей группы.
После этого происходит общее обсуждение и вырабатывается общее мнение.
-
часть: обобщение и заключение
-
Что нового узнали в ходе семинара?
-
Что помогало и что мешало работе на семинаре?
-
Пожелания ведущему.
Примечание. При подготовке к семинару учителям заранее раздаётся распечатка «Приложения» и список литературы для предварительного ознакомления с содержанием вопроса, который будет обсуждаться в ходе семинара.
Приложение
Характеристика темпераментов
Признак
Сангвиник
Холерик
Флегматик
Меланхолик
Речь, движе-ния, мимика
Энергично-определенные, живые
Радостно оживленные
Спокойно медлительные, тяжелые
Медленные, вялые
Особен-ности жизнен-ных устано-вок
Радостное проявление внутренней жизни. Всегда доволен, весел, бодр. Живет энергично, утверждая свою волю. Активность сочетается с сильной волей.
Любит веселье, суматоху и хотел бы всегда жить без сложностей.
Раздражителен,
вспыльчив, быстр в делах. Ненавидит леность, медлительность и чопорность. Хочет быстро
достичь цели и не боится опасностей.
Медлителен в чувствах. Спокоен и хладнокровен. С трудом выходит из равновесия, избегает
оживленной деятельности, никогда не спешит.
Долго обдумывает, размышляет. Недоволен, если его отвлекают от внутренних переживаний
или беспокоят.
Воспринимает все серьезно, поэтому не находит настоящей радости в жизни.
Любит одиночество и думает о плохом, которое может случиться или произошло.
Психологическая характеристика темпераментов осужденных
1. Осужденный-сангвиник - это впечатлительный, живой, с умеренным возбуждением человека, откликающийся на все то, что привлекает его внимание. Он повышенно активен, энергично принимается за любое дело. Вместе с тем его активность и реактивность уравновешены между собой , поэтому он достаточно легко сдерживает проявление своих чувств. У него ускоренная походка, быстрые движения и темп речи. Он легко привыкает к новой обстановке, быстро переключается с одной работы на другую. Экстравертирован. Однако эмоциональные переживания осужденного-сангвиника, как правило, неглубоки, а его подвижность, активность и реактивность при отрицательных воспитательных влияниях могут привести к отсутствию должной сосредоточенности,
поспешности. А иногда и к дилетантизму.
2. Осужденный-холерик - это порывистый, увлекающийся, легко приходящий в крайнее возбуждение и выходящий из себя человек. Он несдержан, нетерпелив, быстр и резок, поскольку у него реактивность преобладает над активностью. Его движения стремительны, речь горячая, богатая эмоциональными оттенками, мимика и пантомимика - разнообразны и ярки. Он способен длительно и сосредоточенно выполнять работу, при этом проявляет повышенную настойчивость. Его интересы и увлечения довольно
постоянны. Осужденный-холерик не теряется при возникновении трудностей и с легкостью их преодолевает. Достаточно экстравертирован. Его недостаточная уравновешенность и легкая возбудимость могут при неблагоприятных условиях воспитания вылиться в несдержанность, вспыльчивость, неспособность
к самоконтролю.
3. Осужденный-флегматик обычно имеет сравнительно низкий уровень активности поведения и малую реактивность. Ему свойственна невозмутимость, маловыразительность мимики и пантомимики. Он довольно устойчив в своих желаниях, стремлениях и увлечениях. Не спеша включается в работу, но, войдя в ее ритм, спокойно, без лишних колебаний и отступлений стремиться довести до завершения. Несколько замкнутый, интровентирован, эмоционально маловозбудим, ригиден. При неблагоприятном воздействии у осужденного-флегматика могут развиваться вялость, бедность и слабость эмоциональных состояний, склонность к привычным действиям и поступкам.
4. Осужденный-меланхолик характеризуется изменением настроения даже по очень незначительному поводу, обидчивостью и легкой ранимостью. Быстро замыкается в себе и легко теряется, не доводит начатое дело до конца. Если встречаются трудности и препятствия. Его мимика и пантимимика вялые, речь медленная. Он долго переживает неприятности и радости, хотя внешне это почти незаметно. Необщителен, замкнут. При отсутствии соответствующих условий воспитания у меланхолика могут развиваться болезненная эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, склонность к тяжелым внутренним переживания незначительных жизненных обстоятельств.
Меланхолик. Это слабый тип, и потому мы уделим ему несколько больше внимания. Для него характерны нерешительность, неуверенность, трудность выбора. Склонен к опасениям по поводу и без повода, с трудом вступает в контакты с незнакомыми людьми. Меланхолик пассивен, обидчив. Малейшая неприятность способна вывести его из равновесия. Голос у него тихий, речь замедленная. Предпочитает подчиняться правилам и авторитетам. Накануне каких-либо перемен в жизни волнуется, нередко понапрасну. По свидетельству тех же «Темпераментов», любимое занятие меланхолика - «стоять перед зеркалом и рассматривать свой вялый язык».
Он не боец и предпочитает плыть по воле житейских волн. Если оказывается в трудных условиях, то ему нелегко справиться с новыми задачами. То, что сметет с пути холерик, не заметит флегматик, обойдет сангвиник, - как правило становится препятствием для меланхолика. Он теряется, опускает руки, и в такие моменты ему очень нужны сочувствие и поддержка окружающих. Впрочем, у настоящего меланхолика потребность в этом почти постоянна. Но ошибается, тот, кто сочтет меланхолика ни на что не годным. Он отличный работник, когда для этого созданы необходимые условия, имеются точные инструкции, а его самого поощряют и поддерживают.
Меланхолика сравнивают с чувствительной фотопленкой, для которой губителен сильный свет. Этому темпераменту противопоказаны сильные или долго действующие раздражители. Но такой недостаток окупается важным преимуществом - большой чувствительностью нервной системы. Слова «Когда строку диктует чувство, оно на сцену шлет раба» - написаны меланхоликом. Стихи о Прекрасной Даме - тоже. Меланхоликами были Гоголь, Чайковский.
Но, конечно же, меланхолики сильны не только в литературе и искусстве. Преимущества этого темперамента проявляются, например, в профессиях, требующих большого внимания в условиях принудительного ритма деятельности, - переводчик-синхронист, авиадиспетчер.
Склонность к тревоге тоже имеет положительную сторону: меланхолик запаслив и предусмотрителен. Поэтому если вы собираетесь провести каникулы или отпуск в походе, то пригласите и его: он поможет свести неприятные приключения к минимуму.
Меланхолику не грех знать возможные опасности в связи с собственным темпераментом и уметь их избегать. Одна из главных - работа, противоречащая его характеру. Безусловно, обучение и воспитание сыграют свою роль, и человек будет успешно справляться с делом, но цена за несвойственное ему поведение может быть слишком высока. Меланхолика довольно трудно расшевелить, зато потом ему плохо удается контролировать свои эмоции и поведение. Поэтому он больше других нуждается в навыках психологической защиты от перегрузок - не только физических, но и интеллектуальных, эмоциональных.
Литература
Е.Жариков, Е. Крушельницкий - Для тебя и о тебе. М: Просвещение, 2001
А.В. Батаршев - Психология индивидуальных различий (от темперамента - к характеру и типологии личности). М: ВЛАДОС, 2011