Эмоциональное выгорание в деятельности педагога

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Профилактика и методы предотвращения синдрома эмоционального выгорания у педагога.

Выступление на педагогическом совете.



Профессиональная деятельность современного педагога относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей или групп. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает педагог в процессе взаимодействия с обучающимися и коллегами по работе, постоянное проникновение в суть проблем обучающихся, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на его здоровье.

Работа с людьми в силу предъявляемых ею высоких требований, особой ответственности и эмоциональных нагрузок потенциально содержит в себе опасность тяжелых переживаний, связанных с рабочими ситуациями, и вероятность возникновения профессионального стресса.

К профессиональным стрессам можно отнести вхождение в новую профессиональную среду; ситуацию нововведений и конфликтов в этой сфере; ситуации изменения требований к профессии, внутренних кризисов; ситуации, связанные с профессиональным ростом, с карьерой и др. Все это может способствовать появлению у человека таких стрессовых проявлений, как беспомощность, подверженность конфликтам, эмоциональная напряженность, снижение работоспособности, уровня самокритичности.

Синдром выгорания - сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки. Синдром выгорания выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще.

Не секрет, что профессия педагога чаще, чем большинство других профессий, приводит человека к ситуации стресса. Следствием повышенной напряженности педагогического труда нередко становится подавленность, апатия, чувство постоянной усталости, а иногда и грубость, несдержанность, оскорбления в адрес обучающихся.

Итак, симптомы эмоционального выгорания:

  • усталость и утомление, неспособность восстановиться за ночь или выходные дни;

  • напряжение, постоянная тревожность, перевозбужденность, невозможность переключиться с мыслей о работе, трудности в засыпании, неглубокий сон;

  • частое раздражение и трудно скрываемое негативное отношение к обучающимся, коллегам, урокам, переменам, шуму;

  • стремление даже творческую работу делать однообразно, стереотипно;

  • сопротивление любым переменам и нововведениям;

  • апатия, пессимизм, цинизм, пассивность, ощущение собственной некомпетентности, бессмысленности и бесперспективности;

  • стремление к компенсации после рабочего дня через переедание, употребление алкоголя, частое курение, бездумный просмотр всех подряд телепередач.

Если считать симптомы незначительными или само собой разумеющимися, то они непременно начнут свою разрушительную работу. Часто устранить их просто отдыхом - каникулами или летним отпуском, не получается. Необходимо разобраться в причинах, вызывающих сгорание, и устранить их.

Причины могут быть как социальные: низкая зарплата, отсутствие должного уважения к педагогическому труду, почасовая перегрузка, большое количество внеурочной работы, так и психологические.

Одна из них, безусловно, стресс. По данным НИИ медицины труда, к неврозам, связанным с переживанием хронических стрессов, склонны около 73% педагогов.

Что же, главным образом, вызывает преподавательский стресс?

Есть три эмоциональных источника стресса. К ним относятся:

  • страх и тревога;

  • раздражение;

  • чувство вины.

Страх и тревога возникают, когда нам что-то угрожает. Преподаватель, находящийся в постоянном страхе за жизнь и здоровье обучающихся (например, в какой-нибудь поездке), боится за свою жизнь тоже, потому что в случае возникновения непредвиденных ситуаций, и его собственная налаженная жизнь может оказаться под серьезной угрозой. Тревога тоже частый спутник эмоциональной жизни педагога. Боязнь не справиться с ситуацией, оказаться некомпетентным, критически оцененным, непризнанным, - все это может быть неистощимым источником постоянного беспокойства.

Нередко преподаватели склонны к тому, чтобы предъявлять к себе и окружающим очень высокие требования, и естественная неспособность всегда им соответствовать, также приводит к постоянной тревоге и проистекающему из нее стрессу.

Другими факторами, способствующими эмоциональному сгоранию, могут являться:

  • жесткие временные рамки;

  • высокий ритм;

  • отсутствие определенности и стабильности;

  • постоянные и резкие перемены;

  • отсутствие элементарного комфорта: холод, теснота, шум, неудобные помещения, недостаток простейших пособий.

Условия работы педагогов далеко не комфортные. Здесь имеется ввиду не только физиологические факторы, связанные с условиями труда: гиподинамия, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты. Речь идет, прежде всего, о психологических и организационных трудностях: необходимость быть всегда форме, невозможность выбора обучающихся, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня и т.д. При таких условиях может накапливаться нервно-психическое напряжение.

Синдром профессионального выгорания развивается постепенно.

Результаты исследования признаков профессионального выгорания у педагогов нашего коллектива:

Фаза стресса

Симптом

Не сформир-на

Фаза в стадии

Формир-я

Сформировавшаяся фаза

1

Переживание психотравмирующих обстоятельств

64%

11%

22%

Напряжение

2

Неудовлетворенность собой

89%

6%

6%

3

«Загнанность в клетку»

89%

6%

6%

4

Тревога и депрессия

64%

25%

11%

1

Неадекватное эмоциональное реагирование

19%

36%

44%

Резистенция

2

Эмоционально-нравственная дезориентация

53%

25%

19%

3

Расширение сферы экономии эмоций

44%

19%

36%

4

Редукция профессиональных обязанностей

25%

19%

56%

1

Эмоциональный дефицит

67%

17%

17%

Истощение

2

Эмоциональная отстраненность

67%

22%

11%

3

Личностная отстраненность (деперсонализация)

69%

22%

8%

4

Психосоматические и психовегетативные нарушения

69%

19%

11%





Как, вы видите синдром выгорания складывается из трех основных компонентов: напряжение, резистенция и истощение.

1 фаза - начальная - Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и "запускающим" механизмом в формировании эмоционального выгорания. Тревожное напряжение включает несколько симптомов

1.Симптом переживания психотравмирующих обстоятельств.

Раздражение постепенно растет, накапливается отчаяние и негодование.

2. Симптом «неудовлетворенности собой».

В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, человек обычно испытывает недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями. Действует механизм "эмоционального переноса" - энергетика направляется не только и не столько вовне, сколько на себя.

3. Симптом "загнанности в клетку".

Возникает не во всех случаях, хотя выступает логическим продолжением развивающегося стресса. Когда психотравмирующие обстоятельства очень давят и устранить их невозможно, к нам часто приходит чувство безысходности. Мы пытаемся что-то изменить, еще и еще раз обдумываем неудовлетворительные аспекты своей работы. Сосредоточение психической энергии достигает внушительных объемов и если она не находит выхода, если не сработало какое-либо средство психологической защиты, включая эмоциональное выгорание, то человек переживает ощущение "загнанности в клетку".

4. Симптом "тревоги и депрессии".

Обнаруживается в связи с профессиональной деятельностью в особо осложненных обстоятельствах, побуждающих к эмоциональному выгоранию как средству психологической защиты. Чувство неудовлетворенности работой и собой порождают мощные энергетические напряжения в форме переживания ситуативной или личностной тревоги, разочарования в себе, в избранной профессии, в конкретной должности или месте службы.

2 ФАЗА "РЕЗИСТЕНЦИИ. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления тревожного напряжения. Формирование защиты с участием эмоционального выгорания происходит на фоне следующих явлений:

1. Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования».

Несомненный признак "выгорания", когда профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономичное проявление эмоций и неадекватное избирательное эмоциональное реагирование.

В первом случае речь идет о выработанном со временем полезном навыке подключать к взаимодействию с деловыми партнерами эмоции довольно ограниченного регистра и умеренной интенсивности: легкая улыбка, приветливый взгляд, мягкий, спокойный тон речи, сдержанные реакции на сильные раздражители, лаконичные формы выражения несогласия, отсутствие категоричности, грубости. Такой режим общения можно приветствовать, ибо он свидетельствует о высоком уровне профессионализма.

Совсем иное дело, когда профессионал неадекватно "экономит" на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. Действует принцип "хочу или не хочу": сочту нужным - уделю внимание данному партнеру, будет настроение - откликнусь на его состояния и потребности. При всей неприемлемости такого стиля эмоционального поведения, он весьма распространен. Дело в том, что человеку чаще всего кажется, будто он поступает допустимым образом. Однако субъект общения или сторонний наблюдатель фиксирует иное - эмоциональную черствость, неучтивость, равнодушие.

2. Симптом «эмоционально-нравственной дезориентации».

Он как бы углубляет неадекватную реакцию в отношениях с деловым партнером. Нередко у профессионала возникает потребность в самооправдании. Не проявляя должного эмоционального отношения к субъекту, он защищает свою стратегию. При этом звучат суждения: "это не тот случай, чтобы переживать", "такие люди не заслуживают доброго отношения", "таким нельзя сочувствовать", "почему я должен за всех волноваться".

Подобные мысли и оценки бесспорно свидетельствуют о том, что эмоции не пробуждают или недостаточно стимулируют нравственные чувства. Ведь профессиональная деятельность, построенная на человеческом общении, не знает исключений..

3. Симптом «расширения сферы экономии эмоций».

Такое доказательство эмоционального выгорания имеет место тогда, когда данная форма защиты осуществляется вне профессиональной области - в общении с родными, приятелями и знакомыми. Случай известный - на работе вы до того устаете от контактов, разговоров, ответов на вопросы, что вам не хочется общаться даже с близкими. Кстати, часто именно домашние становятся первой "жертвой" эмоционального выгорания. На службе вы еще держитесь соответственно нормативам и обязанностям, а дома замыкаетесь или, хуже того, готовы послать всех подальше, а то и просто, "рычите" на брачного партнера и детей.

4. Симптом «редукции профессиональных обязанностей».

Термин редукция означает упрощение в профессиональной деятельности, редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. (обделяют элементарным вниманием, врач не находит нужным дольше побеседовать с больным, не обронила доброго слова, "забыла" дать пояснения к приему назначения, официант "не замечает", что надо сменить или хотя бы стряхнуть скатерть на вашем столике)

3. ФАЗА «ИСТОЩЕНИЯ" Характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме "выгорания" становится неотъемлемым атрибутом личности.

1. Симптом «эмоционального дефицита».

К профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности. Не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуждать усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу. Постепенно симптом усиливается и приобретает более осложненную форму все реже проявляются положительные эмоции и все чаще отрицательные. Резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы - дополняют симптом "эмоционального дефицита".

2. Симптом «эмоциональной отстраненности».

Личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Ее почти ничто не волнует, почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные. Причем это не исходный дефект эмоциональной сферы, не признак ригидности, а приобретенная за годы обслуживания людей эмоциональная защита. Человек постепенно научается работать как робот, как бездушный автомат. Реагирование без чувств и эмоций наиболее яркий симптом "выгорания".

3. Симптом «личностной отстраненности, или деперсонализации».

Прежде всего, отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку - субъекту профессионального действия. Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций - с ним приходится что-то делать. Объект тяготит своими проблемами, потребностями, неприятно его присутствие, сам факт его существования.

Личность утверждает, что работа с людьми не интересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности. В наиболее тяжелых формах "выгорания" ("ненавижу ", "презираю ", "взять бы автомат и всех"). В таких случаях "выгорание" смыкается с психопатологическими проявлениями личности, с неврозоподобными или психопатическими состояниями.

4. Симптом психосоматических и психовегетативных нарушений».

Как следует из названия, симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях. (даже мысль об учениках или контакт с ними вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердец).

Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная защита - "выгорание" - самостоятельно уже не справляется с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами индивида. Таким способом организм спасает себя от разрушительной мощи эмоциональной энергии.

Предлагаю тест, с помощью которого Вы можете сами определить, присутствует ли хронический педагогический стресс в Вашей жизни.

ТЕСТ «НУЖНО ЛИ ВАМ УЧИТЬСЯ БОРОТЬСЯ СО СТРЕССОМ?»

Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы.

1. Характерно ли для вас заниматься несколькими делами сразу (звонить, поддерживать разговор, проверять тетради, смотреть телевизор)?

2. Испытываете ли вы во время отдыха чувство вины от сознания, что не все дела завершены?

3. Когда говорят другие люди, возникает ли у вас желание прервать их, закончить фразу или каким-либо ещё способом ускорить беседу?

4. Пытаетесь ли вы направить разговор в русло собственных интересов, вместо того, чтобы проявить желание выслушать других людей.

5. Решая какую-либо задачу, стремитесь ли вы закончить её как можно скорее, чтобы иметь возможность перейти к следующей работе?

6. Ощущаете ли вы, что постоянно чего-то не успеваете?

7. Предпочитаете ли вы в большей степени иметь, нежели быть (т.е обладать чем-либо или испытывать себя)?

8. Торопливы ли вы в обычной жизни (в еде, разговоре, ходьбе и т.д.)?

9. Вызывает ли у вас раздражение вид слоняющихся без дела людей?

10. Характерно ли для вас состояние физического напряжения?

11. При участии в каком-либо деле вас больше интересует результат или удовольствие от процесса?

12. Трудно ли вам посмеяться над собой?

13. Трудно ли вам передать часть своих полномочий и обязанностей другим?

14. Считаете ли вы почти невозможным, присутствуя на совещании, собрании, не выступить на нём?

15. Заставляете ли вы тех, за кого отвечаете (детей, подчинённых, близких), стремиться к достижению поставленных вами целей, не слишком интересуясь тем, чего они хотят сами?

Подсчёт результатов: за один ответ «Да» начисляйте себе 1 балл.

Менее 6 баллов - самое время взяться за профилактику.

6 - 10 баллов - пора задуматься о том, что стресс отнимает у Вас слишком много сил, ресурсов, а значит - и здоровья.

Более 10 баллов - внимание! У Вас выражены проявления стресса коронарного типа.




Поле самодиагностики. Самодиагностика проявления признаков выгорания.

Оцените себя по степени выраженности или частоте проявления того или иного признака. Оценка имеет субъективный характер, опирается на внутренние ощущения. Чем чаще или ярче признак проявляется, тем больше клеточек около него закрашивается.

Симптомы

Степень выраженности, частота

1

2

3

4

5

Поведенческие

Сопротивление выходу не работу

Частые опоздания

Откладывание деловых встреч

Уединение, нежелание видеть коллег

Нежелание видеть детей

Нежелание заполнять документацию

Формальное исполнение обязанностей

Аффективные

Утрата чувства юмора

Постоянное чувство неудачи, вины, самообвинения

Повышенная раздражительность

Ощущение придирок со стороны других

Равнодушие

Бессилие, эмоциональное истощение

Подавленное настроение

Когнитивные

Мысли о смене профессии, уходе с работы

Слабая концентрация внимания, рассеянность

Ригидность мышления, использование стереотипов

Сомнения в полезности работы

Разочарование профессией

Циничное отношение к клиентам, коллегам

Озабоченность собственными проблемами

Физиологические

Нарушение сна (бессонница/ уход в сон)

Изменения аппетита (отсутствие/ «заедание»)

Длительно текущие незначительные недуги

Восприимчивость к инфекционным заболеваниям

Усталость, быстрая физическая утомляемость

Головные боли, проблемы со стороны ЖКТ

Обострение хронических заболеваний

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ ЗАМЕТИЛИ ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ВЫГОРАНИЯ?

Прежде всего, признать, что они есть. Те, кто помогает другим людям, как правило, стремятся отрицать собственные психологические затруднения. Трудно признаться самому себе: «Я страдаю профессиональным выгоранием».

Некоторые защищаются от своих собственных трудных состояний и проблем при помощи ухода в активность, они стараются не думать о них (помните Скарлетт «Я подумаю об этом завтра»?) и полностью отдают себя работе, помощи другим людям.

Помните: блокирование своих чувств и активность, выраженная сверх меры, могут замедлить процесс вашего восстановления.

Во-первых, ваше состояние может облегчить физическая и эмоциональная поддержка от других людей. Не отказывайтесь от нее. Обсудите свою ситуацию с теми, кто, имея подобный опыт, чувствует себя хорошо.

Во-вторых, в нерабочее время вам нужно уединение. Для того чтобы справиться со своими чувствами, вам необходимо найти возможность побыть одному, без семьи и близких друзей.

ЧТО НУЖНО И ЧЕГО НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ ПРИ ВЫГОРАНИИ

  • НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.

  • НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.

  • НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.

  • НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерны"? для выгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.

  • Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.

  • Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.

  • Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.

Упражнение: «16 ассоциаций»

Горизонтальный лист формата А4 делится на 5 равных вертикальных колонок. В первой колонке записывается 16 ассоциаций на слова «моя работа». Во второй колонке пишутся ассоциации на слова из первой колонки, объединяя их попарно: ассоциация на первое и второе слова, ассоциация на третье и четвертое слова, затем на пятое и шестое и т.д. Таким образом, во второй колонке получается уже восемь ассоциаций. В третьей колонке процедура повторяется, с тем лишь различием, что ассоциации находятся на пары из второй колонки, - в третьей колонке получаем 4 слова. Продолжаем до тех пор, пока в последней, пятой, колонке не останется только одна ассоциация. Ее необходимо изобразить в виде схематического рисунка.

Упражнение: Три рисунка «Я работаю педагогом»

  1. начало трудового пути

  2. в настоящее время

  3. через 5 лет

Присутствующие делятся в первую очередь собственными ощущениями от своих рисунков. Важно, чтобы они сами смогли увидеть возможные различия в содержании, разработанности, цветовой гамме изображенного.

Упражнение "Кинопроба" (на развитие чувства собственной значимости)

1. Перечислите пять моментов своей жизни, которыми вы гордитесь.

2. Выберите в своем списке одно достижение, которым вы гордитесь больше всего.

3. Встаньте и произнесите, обращаясь ко всем: "Я не хочу хвастаться, но...", и дополните фразу словами о своем достижении.

Вопросы для обсуждения:

  • Что вы чувствовали, делясь своими достижениями?

  • Как вам кажется, в момент вашего выступления другие испытывали то же, что и вы? Почему?

Упражнение «Стратегии самопомощи»

1. Подумайте и запишите ответы на вопросы: «Что я могу сделать, чтобы снизить свой уровень стресса, доставить себе радость?»

2. Попробуйте найти смысл, наполнить значимостью записанные вами ответы и осознать, как они могут противостоять негативным убеждениям.

Первый список может выглядеть так:

играю со своими детьми

читаю, лежа на диване

работаю в саду

Второй список может выглядеть так:

играю с детьми и разделяю их радость, ощущаю безопасность и радость

работаю в саду и наслаждаюсь красотой природы

встречаюсь с друзьями, стараясь оценить роскошь человеческого общения и т.д.

встречаюсь с друзьями

смотрю телевизор

Способы, связанные с управлением дыханием

Управление дыханием - это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность:

Дыхательная гимнастика

УПРАЖНЕНИЕ 1. Сидя или стоя постарайтесь по возможности расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании:

- на счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна);

- на следующие четыре счета проводится задержка дыхания;

- затем плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6;

- снова задержка перед следующим вдохом на счет 1-2-3-4.

Уже через 3-5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.

УПРАЖНЕНИЕ 2. Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10-15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

Упражнение "Замок"

Исходное положение - сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях, в положении "замок". Вдох, одновременно руки поднимаются над головой ладонями вперед. Задержка дыхания (2- 3 секунды), резкий выдох через рот, руки падают на колени.

"Звуковая гимнастика"

Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает о правилах применения: спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.

Припеваем следующие звуки:

А - воздействует благотворно на весь организм;

Е - воздействует на щитовидную железу;

И - воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

О - воздействует на сердце, легкие;

У - воздействует на органы, расположенные в области живота;

Я - воздействует на работу всего организма;

М - воздействует на работу всего организма;

X - помогает очищению организма;

ХА - помогает повысить настроение.

В свободные минуты, паузы отдыха, осваивайте последовательное расслабление различных групп мышц, соблюдая следующие правила:

Эмоциональное выгорание в деятельности педагога1) каждое упражнение состоит из трех фаз: «напрячь - прочувствовать - расслабить»;

2) напряжению соответствует вдох, расслаблению - выдох.

Завершим наше занятие играми-релаксациями, используя которые вы за 3-5 минут, можете снять усталость, стабилизироваться, почувствовать уверенность в себе.

Упражнение "Внутренний луч"

Упражнение выполняется индивидуально; помогает снять утомление, обрести внутреннюю стабильность.......

Для того чтобы выполнять упражнение, надо принять удобную позу, сидя или стоя в зависимости от того, где оно будет выполняться (в учительской, на уроке, в транспорте).

Представьте, что внутри Вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, "охлаждаются" глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и учениками.

Выполните упражнение несколько раз - сверху вниз.

Выполняя упражнение, вы получите удовольствие, даже наслаждение. Заканчивайте упражнение словами: "Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!"

Упражнение «Улыбка»

Найдите в течение дня время и посидите несколько минут с закрытыми глазами, стараясь ни о чем не думать. При этом на вашем лице обязательно должна быть улыбка. Если вам удастся удержать ее 10-15 минут, вы сразу почувствуете, что успокоились, а ваше настроение улучшилось. Во время улыбки мышцы лица создают импульсы, благотворно влияющие на нервную систему. Даже если вы способны только на вымученную улыбку, вам от нее все равно станет легче. Улыбаясь, мы видоизменяем тонус мышц всего лица, а это в свою очередь изменяет ход мыслей и эмоций, направляя их в нужное русло.



15


© 2010-2022