Психологическая статья Комплекс отличника

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комплекс отличника.


Один очень мудрый человек сказал: «Круглыми бывают только дураки и отличники, причем чаще всего в одном лице».



Проблемы современной школы видятся по-разному родителям, учителям, санэпидстанции, чиновникам от образования, ученикам… Я, например, вижу вот что.

Девочка отвечает у доски, решает задачу. У нее дрожат руки, мел в пальцах крошится, она то краснеет, то белеет, лоб вспотел, лицо стало жалким. Голос ее прерывается и неестественно дребезжит. Она боится ошибиться. Задачку решила правильно.

Узнав свою оценку, облегченно вздыхает…

Мальчик сидит развалившись, он весь увешан крестами, черепами, цепями и еще невесть чем. Его перевели на домашнее обучение, и это оказалось для него спасением. Формул он не помнит, желания учиться не проявляет, учителю стоит больших трудов обнаружить у него хоть какие-то познания в физике.

Он не боится ошибиться, но, узнав свою оценку, тоже облегченно вздыхает…
Она окончила школу с медалью и поступила в престижный вуз.

Он после 9-го класса пошел работать слесарем.

Большой вопрос, кто из них будет лучше разбираться в физике во «взрослой» жизни. Но у этих учеников есть нечто общее: они учились не ради знаний, а ради оценок.

Изучаемое не волновало ни ее, ни его. Если ребенка интересует то, что он изучает, если он любознателен и увлечен учебой, то ему оценка, по большому счету, не так уж и важна. Она лишь указатель: правильно ли идет процесс познания? Знания для него имеют ценность сами по себе, ему не нужны никакие дополнительные стимулы для учебы. Счастливы те родители и учителя, чьи дети учатся таким образом. К сожалению, таких учеников меньше, чем хотелось бы. Большинство же ищет себе стимул для учебы.
Стимулы могут быть самыми разными. Некоторые учатся потому, что без документа об образовании им не занять то место в жизни, которое они (или их родители) себе наметили. Другие ходят в школу, т.к. им приказали родители, чтобы не огорчать их, добрые дети послушно учатся. Некоторым нравится получать хорошие оценки, они их коллекционируют, и очень огорчаются, когда в дневнике с одними пятерками на неделе вдруг появляется тройка…

Следует признать тот факт, что учеников, старающихся ради оценки, т.е. ради сиюминутного признания их успеха, гораздо больше, чем тех, кому интересны знания сами по себе.

Это, может быть, спорно, но, на мой взгляд, оценка как цель учебы - ложный стимул. Человека не волнует, что огромный, разнообразный в своих проявлениях мир можно познать. Его не удивляет, что все тела падают вниз, что из одного вещества можно получить другое, что можно разговаривать с другом, находящимся за сто километров, не радуют красота и лаконичность математической формулы. Его не поражают глубина чувств Наташи Ростовой и цельность натуры Татьяны Лариной. Его волнует только оценка, т.е. цифра, которую учитель напишет в журнале напротив его фамилии. Из такого ученика, скорее всего, вырастет ограниченный человек, почти ничего не знающий и почти ничем не интересующийся, кроме того, чем он занимается профессионально.
Такое отношение к оценке имеет несколько причин. Во-первых, - «экономическая». Оценка является в глазах учеников своеобразной валютой, в которой они получают свою «сдельную зарплату» за учебу. Ставится с ног на голову тот факт, что образование у нас бесплатное, и это ученики должны были бы платить за то, что их учат. Но отрицать то, что учеба - тяжелый труд, нельзя, подобная точка зрения возникнет обязательно, если специальными воспитательными мерами родители не будут с ней бороться. А родители - сами бывшие ученики и рассуждают точно так же. Вторая причина - «лаконичная». Учителя вместе с родителями также способствуют тому, что оценка оказывается важнее того, за что она поставлена. Родитель заглянул в школу на 5 минут (он торопится, ему на работу надо): «Как там мой?» Учитель (он тоже торопится, перемена кончается, а ему лабораторную подготовить надо): «На тройку» - «А на четверку к концу четверти не вытянет?» - «Вытянет, если постарается». Вот и поговорили. Хорошо еще хоть так, иные родители не заходят в школу годами. А надо бы выбрать время, спокойно сесть, посмотреть работы ученика, проанализировать их, понять, в чем именно у него пробелы, какие формулы он не выучил, какие темы не усвоил, какие книги дополнительно стоит почитать, чтобы заинтересовать его. Это бывает, к сожалению, гораздо реже. Проще узнать оценку, чем вникать в сложности изучаемой ребенком темы. Еще одна проблема школьной отметки - психолого-социальная. Дети сильно переживают из-за плохих отметок, т.к. их получение чревато неприятностями. В современной школе существует трехбалльная система оценок: «5», «4» и «3». Так как двойки и единицы не ставятся в выпускных документах, то следует признать, что «2» - не оценка, а некое пугало, которым учитель наказывает нерадивого ученика. Либо учись хорошо, либо поставлю «2» - и на второй год. Вывод: получаем ребенка с комплексом «отличника»…

Видеть свое чадо в рядах отличников - заветная мечта многих родителей. Поднимая тосты на днях рождениях своих любимых чад, желают одно и то же. Здоровья, конечно, послушания и отличной учебы. Если с первым все вроде бы понятно, то со всем остальным возникает много сложностей. Так ли безоблачна жизнь отличников и их родителей? Анна Ф. бывшая медалистка. Она окончила престижный университет с красным дипломам. Преподаватели и родственники прочили ей головокружительную карьеру и самое радужное будущее. Но ничего подобного не произошло. Работать по специальности она не смогла. Личная жизнь не задалась. Мало кто подходил на роль спутника жизни такой «блестящей» особы. Слишком высока была планка отбора кандидатов. Помогла привычка учиться. Женщина овладела иностранным языком, но применить на практике его знание так и не удалось. Она занимается репетиторством, получает кое-какие деньги, и чувствует исключительно пустоту впереди и вокруг. К сожалению, случай Анны далеко не типичен. Ребенок, который не привлекает внимания взрослых плохими оценками и дурной компанией, производит впечатление вполне благополучного.
Так кто же они, отличники? Надо ли радоваться тому, что ваш ребенок «круглый» отличник?
Не редко «отличник» - это сигнал тревоги, который остается не замеченным за внешним благополучием. Родителей таких детей может подстерегать целый ряд серьезных проблем.
1. «Бегство в пятерки». Представители этого рода отличников часто получают кличку «ботаник». Ребенок не умеет выстраивать отношения со своими сверстниками. У него оказывается не сформированным механизм социальной адаптации. Отличные оценки для него - это защита. Оценками он отстраняется от своих сверстников. Ребенок создает для себя рабочую легенду. «Я умен. - говорит он сам себе, - Они - дураки. Мне все завидуют. Поэтому я в одиночестве». Проблема усугубляется тем, что родители такого ребенка сами верят в это объяснение, более того, они же его и внушают ему. У такого человека формируется негативное отношение ко всему внешнему миру. И этот негатив может проявляться в двух видах. В одном случае ребенок, создает себе собственный мир из абстрактных знаний. Для него получение знаний становится самоцелью, причем применять их где-либо он не собирается. Он использует их для строительства стены, отгораживающей его от окружающих.

В другом случае роль этой самой стены исполняют сами оценки.

2. «Оценочный невроз» В этом случае человек попадает в зависимость от получаемых им оценок. И не только школьных. Ощущение временного комфорта наступает, только когда он оценивается окружающими положительно. Ему необходимо постоянное подтверждение собственной состоятельности и полноценности извне. Причиной этого «невроза» могут быть как заниженная самооценка, комплекс неполноценности, так и метод воспитания в родительской семье. Чаще всего это так называемый метод «кнута и пряника». Когда положительные эмоции связаны исключительно с положительными оценками поступков ребенка, и неприятие его как личности.
3.«Витрина». Этот вариант «отличника» близок к «оценочному неврозу». Разница в том, что ребенок к этому варианту приходит самостоятельно. Для него это легкий способ утвердится среди окружающих. У них нет конфликта со сверстниками - они дают списывать контрольные. Они на хорошем счету у учителей. Активно участвуют в общественной жизни школы. И все у них, кажется, в полном порядке. Хотя это далеко не так. Они слишком привязаны к внешним ситуативным обстоятельствам. Их внутренний потенциал не высок. Если такой человек оказывается в ситуации, где он не может проявить себя как «отличник», он переживает сильнейший стресс. Понятно, что он стремится избежать такого потрясения, а вместе с ним и стрессовой ситуации. А стрессом для него будет любая смена привычного образа жизни, действий, занятий, окружения. Такой человек «застревает» в привычном, плохо адаптируется в новом, избегает любого развития и изменения

4. «Семейный отличник». Он постоянно несет "крест" своей выдающийся семьи. Его окружают знаменитые дедушка и бабушка, гениальные мама и папа, подающие огромные надежды братья и сестры. В школе, университете, где он учится, все помнят заслуги его блестящей родни. В расчет не принимаются ни личность, ни интересы, ни индивидуальность. Он всегда «вторичен» по отношению к членам своей семьи. Его задача не достичь чего-то, а не «посрамить». Все это выливается либо в апатию, либо в бунт против «семейных ценностей».

Кстати, именно эта категория «отличников» чаще всего становится завсегдатаями наркологических клиник.
5.«Временный отличник». В эту категорию попадаю детки-умнички. У них все просто замечательно: любящие, заботливые родители, полно друзей, учеба дается им легко, учителя их просто обожают, они душа компании. Все радостно и безоблачно. Но человек быстро привыкает к хорошему. И скоро им начинает казаться, что так и должно быть. Что они избранные и баловни судьбы. И, когда приходит время перейти на новую ступеньку жизни они просто оказываются не в состоянии сделать следующий шаг. Им так хорошо и комфортно было до этого, что нет необходимости что-то менять.
С точки зрения психологии эта проблема выглядит примерно так: «Понятие отличник в психологическом ракурсе можно рассматривать с двух позиций: с позиции группы, воспринимающей отличника, и с позиции самого отличника, воспринимающего себя, свой статус и группу. Отличники - непохожие на других - люди, чьё поведение и способ мышления отличается от остальных. Отличник часто начинает вести себя настороженно по отношению к одноклассникам, не доверяя им, что ещё более углубляет трещину во взаимоотношениях, если она уже существует. Таким образом, антагонизм между классом и отличником, как правило, бывает обусловлен стереотипами, лежащими в основе предрассудков, которые являются побочным продуктом нашего мышления - способом упрощения окружающего мира. Такие дети становятся отличниками потому, "что так хочет мама" (или какой-то иной значимый взрослый с психологической функцией Родителя). Эти родители (чаще, конечно, матери, ибо "принято, чтобы ребенком занималась женщина") придерживаются следующей "логики": "Я хочу, чтобы на меня обратили внимание, а если мне больше выделиться нечем, я выделюсь как мать, что для женщины с ребенком самое приемлемое.

А выделиться как мать лучше всего я могу, если мой ребенок станет отличником".
Мама думает о том, что ее (именно ее, а не ее ребенка) будут хвалить на всех собраниях и проводить в пример всем остальным родителям - как-то забывая о том, что учится-то ребенок, а не мама! Но у нас как-то принято, что оценки ребенка - это, мол, заслуга прежде всего родителей (хотя так далеко не всегда), и если ребенок учится плохо - родители "плохие", а если хорошо и тем более отлично - значит, родители "молодцы", и в первую очередь, конечно, мама. Поэтому с раннего школьного возраста ребенку как бы ставится условие: "Мама будет тебя любить только в том случае, если ты будешь отлично учиться". И в результате любая "не отличная" оценка (пусть даже хорошая, не говоря уже о более низкой) для такого ребенка - сильнейший стресс.

Таким образом, говорить именно о "комплексе отличника", или о "синдроме отличника", можно в том случае, когда стремление к отличным оценкам как-то человеку в жизни мешает. Строго говоря, человек с "комплексом отличника" живет не для себя, а для своего оценщика, который вроде как должен (или хотя бы обещает) поставить ему вожделенную "пятерку".

Если уж говорить об учебе - то подчас такие отличники, которые как раз относятся к "маминым радостям", адаптируются в школе именно посредством отличной учебы: при всей их "сомнительности" им нет нужды придумывать еще какие-то заранее заготовленные модусы поведения, им пока все ясно: получай везде пятерки - и угодишь родителям и учителям. Здесь непременно должен добавить, что у таких личностей должна быть еще непременно и истероидность: в этом случае они становятся зависимыми именно от похвалы, от поглаживаний, от одобрений. Можно вообще сказать, что без выраженной истеричности комплекса отличника у психастеника не будет. Так вот, когда такой отличник, для которого его пятерки - это заранее заготовленный модус жизни ("как делать так, чтобы меня не ругали"), выходит из стен учебного заведения с тем же дипломом - больше ему оценки ставить, по сути, некому. Точнее, не так: фактически больше у него нет БЛАГОЖЕЛАТЕЛЬНО настроенных оценщиков, которые сами заинтересованы поставить ему оценку "отлично".

Если говорить в общем, то основная проблема комплекса отличника - люди с таким комплексом "НЕ УМЕЮТ ПАДАТЬ". Как-то на горнолыжном курорте инструктор собрал группу новичков на первое занятие и сказал: "Сегодня мы с вами будем учиться… падать". А на их разочарованные возгласы ответил, что тот, кто не умет падать, не может выйти на трассу. Ибо как только он упадет (а упадет закономерно, потому что нет опыта) - его падение может стать последним. А если падать научиться заранее, то когда упадешь - тогда же и встанешь без лишних повреждений, отряхнешься и поедешь далее. Вот примерно с такой проблемой "неумения падать в плане оценок" сталкиваются "комплексующие отличники": они ни в какой области жизни не умеют получать двоек, троек, четверок.

Любая оценка "не пятерка" расценивается как провал, поражение. При этом, чем выше истероидность у такой личности, тем более бурной и выраженной должна быть эта "отличная оценка": тихая похвала может быть и не замечена.

То есть человек с данным комплексом часто бывает уверен, что "получает от судьбы одни подзатыльники". А "подзатыльник" для него - любая "не пятерка". Конечно, обычные школьные пятерки далеко не всегда признак комплекса отличника - о чем говорится в самом начале данного материала. Ведь если эти пятерки добываются в рамках какой-то собственной логики и ради какой-то личной реальной пользы - одно дело. Если они получаются походя - тоже нет проблем. Но если пятерки становятся самоцелью, и все, что не пятерка, то трагедия - тогда сложнее. Ведь еще проблема "закомплексованного отличника" и в учебе и в жизни - у него подчас в областях, пораженных этим комплексом, не работает логика, просто не подключается: его зависимость от отличных оценок эмоциональна, сиречь опять находится в области бессознательного.

Да, он может вызубрить несколько правил логики "для жизни", если этого в частности потребует какой-то внешний оценщик, но осознанно ПРИМЕНЯТЬ их для себя, скорее всего, не сможет. И даже если сможет, они не будут никогда определяющими: первой и основной системой бытия будет зависимость от оценок.
Однако, комплекс отличника - это вовсе не пожизненный приговор, как, к сожалению, нередко думают многие. И даже если он сформировался в результате каких-то воздействий родителей, решавших таким образом и свои какие-то проблемы и задачи - тоже не фатально. Да, детские переживания и впечатления имеют большое значение в формировании модуса жизни, но никак не определяющее. И родительские ошибки в воспитании, уж коли вы считаете. что они имели место - тоже не повод вечно зацикливаться на "последствиях этих ошибок".

Как избавиться от комплекса отличника?

1. Наши возможности не могут быть всегда и во всём одинаковы. И это абсолютно нормально и не имеет оснований для возникновения тревоги. Мы можем иметь склонности к чему-то больше или меньше. Мы можем иметь разные уровни знаний в разных сферах. Мы, в конце концов, можем быть больны или расстроены. Делая что-то выше своих сил, человек истощается, что ставит под сомнение достижение следующих успехов. Но делая что-то меньшее, чем ваши возможности вы также рискуете остаться неудовлетворенным. Существует рекомендация замены установки «я должен сделать это» на более щадящее - «я могу сделать это».

2. Несчастливые, неудачные моменты как неотъемлемая часть нашей жизни могут стать для нас весьма полезными. Используйте эти периоды для анализа ситуаций, поступков, а также для переоценки некоторых индивидуальных жизненных необходимостей. Не стоит их бояться, а важно пройти их с пользой для себя.

3. Среди рекомендаций также встречается метод жестких вопросов к своей тревоге о «не идеальности». При возникновении данного страха задайте себе вопрос, например, «насколько лучший результат равнозначен вашим затратам», «насколько он изменит вашу жизнь к чему-то лучшему», «способна ли вообще ваша идеальность заставить кого-то полюбить вас», «что будет, если вы не сделаете это идеально» и т.д.

4. Безупречность подразумевает постоянный контроль над собой и над окружающим миром. Психологи рекомендуют задуматься, насколько это реально возможно, насколько этот контроль нужен окружающим.

5. Постарайтесь пересмотреть в себе реальную потребность в оценке окружающих, а также нетерпимость к недостаткам. Примите хотя бы часть своих недостатков как милые особенности вашей личности.

6. Восстановите внутри себя верное отношение к оцениванию своих действий, а не своей личности в целом.

7. Пусть стремление избавиться от комплекса «отличницы» станет вашим последним заданием «экзамена» по безупречности.


© 2010-2022