Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий Успешный ребенок для учащихся по адаптированной программе VII вида (4 класс)

Раздел Школьному психологу
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Начальная общеобразовательная школа № 3»



Рассмотрена на заседании Утверждаю:

методического совета Директор МБОУ

«Начальная школа № 3»

______________И. Н. Бойкова

Протокол №__ «___» ________2014 г. «___»____________2014 г.

Приказ №









Рабочая программа

коррекционно-развивающих занятий «Успешный ребенок»

(наименование учебного предмета)





2014-2015 учебный год

(срок реализации программы)

4 класс Г









Составлена на основе программы

«Четыре путешествия - психокоррекционные развивающие

занятия в начальной школе»

авторы: Новикова Л. М., Самойлова И. В.





Составитель программы:

Мяликова Дарья Николаевна,

педагог-психолог



г. Черногорск, 2014 г.

Пояснительная записка

Программа коррекционно-развивающих занятий «Успешный ребенок» разработана в соответствии с федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ, требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Составлена на основе программы «Четыре путешествия - психокоррекционные развивающие занятий в начальной школе», авторов - Новиковой Л.М., Самойловой И.В.

Цель программы: формирование и профилактика нарушений психологического здоровья детей, развитие универсальных учебных действий.

Задачи:

  1. Развивать внимание, память, мыслительные процессы и операции.

  2. Развивать зрительно-символическое моделирование.

  3. Развивать зрительное и слуховое восприятие.

  4. Развивать пространственную ориентировку на листе и в пространстве.

  5. Развивать мелкую и крупную моторику, координацию движений.

  6. Развивать тактильные ощущения.

  7. Способствовать расширению пассивного и активного словаря.

  8. Развивать личностную рефлексию детей: умения осознавать свои эмоции, чувства, причины своих и чужих поступков.

  9. Развивать толерантность и сплоченность детского коллектива.

Программа определена последовательностью решения комплекса поставленных задач.

Особенности организации учебного процесса в 4 классе Г

Данная программа предназначена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Особенностью учащихся, обучающихся по адаптированным программам помимо низкого уровня познавательного развития, является нарушение в эмоционально-поведенческой сфере. Нарушение эмоциональных отношений очень часто встречается в коллективе таких детей. Непонимание своих чувств, своего отношения к происходящему оказывает влияние на их поведение. Проблема непонимания собственных чувств и чувств окружающих, создает определенные трудности в коммуникации и в дальнейшем - проблемы в социализации учащихся. Способность положительно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, эмоциональный контроль - эти качества способны внести заметные изменения в мир ребенка. Именно поэтому необходимо оказать им помощь в понимание себя и собственных эмоциональных состояний.

Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, которое способствует развитию познавательной сферы учащихся в соответствии с возрастной нормой.

В программе «Успешный ребенок» используются как групповая, так и индивидуальная формы организации обучения. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности: работы с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания.

В соответствии с учебным планом данная программа рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю), продолжительность - 45 минут в 4 классе «Г» в 2014-2015 учебном году.

В течение учебного года предусмотрена корректировка календарно - тематического планирования.


Формы межпредметной интеграции в учебном предмете

Класс

Предмет

Содержание

3 «Д»

Математика

Сравнение и классификация чисел. Развитие восприятия, зрительного анализа, внимания.


Русский язык

Правописание. Развитие звукового и зрительного анализа.


Физическая культура

Физические упражнения для развития мышечного тонуса.

Планируемые результаты освоения программы учащимися

Личностные УУД

  1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».

  2. Уважение к своему народу, к своей Родине.

  3. Освоение личностного смысла учения, желание учиться.

  4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Регулятивные УУД

  1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

  2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

  3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

  4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

  5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

  6. Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль).

  7. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

  8. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Познавательные УУД

  1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

  2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

  3. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основания; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу.

  4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план.

  5. Определять в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.

  6. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях.

  7. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Коммуникативные УУД

  1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

  2. Оформлять свои мысли в устной форме и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  3. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

  4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).



Ожидаемые результаты

  1. Повышение уровня развития познавательных процессов на каждом возрастном этапе.

  2. Развитие УУД в соответствии с нормой развития.

  3. Сформированность Я-концепции и самооценки, умения рефлексировать.

  4. Развитие дружеских взаимоотношения в группе сверстников.

Для отслеживания результатов предусматривается диагностика УУД и познавательных процессов:

Динамика развития универсальных учебных действий у учащихся отслеживается на основе пакета диагностик по Асмолову А.Г., развитие познавательных процессов с помощью Психодиагностического комплекса (ПДК), авторов Переслени Л. И., Мастюковой Е. М., Чупрова Л. Ф. Диагностика проводится в начале и в конце учебного года. Результаты диагностик фиксируются в «Сводной таблице сформированности УУД», цель: отслеживание динамики развития учащихся.


Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Предметные результаты

Хар-ка основных видов деятельности учащихся

Дата проведения

1

Вводный урок.

1

Актуальный уровень развития познавательных процессов.

Диагностическая работа.

2.09

2

Невероятные ситуации

1

Развитие связанной речи.

Работа с текстом. Игровая деятельность.

9.09

3

Запомни и нарисуй

1

Совершенствование мыслительных операций.

Работа с текстом. Игровая деятельность.

16.09

4

Расставь числа

1

Развитие произвольности познавательных процессов.

Анализ конкретных ситуаций. Работа с текстом.

23.09

5

Целая часть

1

Формирование внутреннего плана действий.

Анализ конкретных ситуаций. Ситуативные задачи.

30.09

6

Муха

1

Совершенствование мыслительных операций.

Анализ конкретных ситуаций.

7.10

7

Нарисуй четвертый

1

Совершенствование мыслительных операций.

Анализ конкретных ситуаций. Ситуативные задачи.

14.10

8

Составление предложений

1

Развитие связанной речи. Развитие произвольности познавательных процессов.

Анализ конкретных ситуаций.

21.10

9

Составь фразу

1

Формирование внутреннего плана действий.

Анализ конкретных ситуаций. Ситуативные задачи.

28.10

10

Выражение

1

Развитие связанной речи. Развитие произвольности познавательных процессов.

Работа с текстом. Анализ конкретных ситуаций.

11.11

11

Найди общее и частное

1

Развитие произвольности познавательных процессов.

Ситуативные задачи.

18.11

12

Анаграммы

1

Формирование внутреннего плана действий. Развитие произвольности.

Игровая деятельность. Решение ситуативных задач.

25.11

13

Угадай следующее

1

Развитие произвольности познавательных процессов.

Анализ конкретных ситуаций.

2.12

14

Неоконченные рассказы

1

Развитие произвольности познавательных процессов.

Ситуативные задачи.

9.12

15

Расположи буквы

1

Развитие произвольности познавательных процессов.

Игровая деятельность.

16.12

16

Передай интонацию

1

Развитие связанной речи. Развитие произвольности познавательных процессов.

Игровая деятельность.

23.12

17

Словарь

1

Развитие произвольности познавательных процессов.

Анализ конкретных ситуаций.

30.12

18

Запомни и нарисуй

1

Совершенствование мыслительных операций.

Анализ конкретных ситуаций.

13.01

19

Логические задачи

1

Развитие произвольности познавательных процессов.

Ситуативные задачи. Анализ конкретных ситуаций.

20.01

20

Вставь нужное слово

1

Развитие произвольности познавательных процессов.

Анализ конкретных ситуаций.

27.01

21

Преврати в квадрат

1

Развитие произвольности познавательных процессов.

3.02

22

Найди общее

1

Развитие произвольности познавательных процессов.

Игровая деятельность.

10.02

23

Занимательная лесенка

1

Совершенствование мыслительных операций.

Ситуативные задачи.

17.02

24

Зашифруй информацию

1

Совершенствование мыслительных операций.

Ситуативные задачи.

24.02

25

Воссоздание образов

1

Развитие произвольности познавательных процессов.

Групповая форма работы.

3.03

26

Снежный ком

1

Развитие произвольности познавательных процессов.

Игровая деятельность.

10.03

27

Нарисуй наоборот

1

Развитие произвольности познавательных процессов.

Анализ конкретных ситуаций.

17.03

28

Недостающие слова

1

Развитие произвольности познавательных процессов.

Игровая деятельность.

7.04

29

Считай внимательно

1

Развитие произвольности познавательных процессов.

Ситуативные задачи.

14.04

30

Кроссворды

1

Развитие произвольности познавательных процессов. Развитие связанной речи.

Проведение викторины. Работа в группах.

21.04

31

Переставь местами

1

Развитие логического мышления. Развитие произвольности мыслительных процессов.

Ситуативные задачи.

28.04

32

Расставь числа

1

Развитие произвольности познавательных процессов.

Анализ ситуаций. Ситуативные задачи.

5.05

33

Перепиши без ошибок

1

Группировка предметов на основе существенных признаков.

Игровая деятельность.

12.05

34

Мои достижения

1

Актуальный уровень развития познавательных процессов.

Диагностическая работа.

19.05































































Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса



  • Мультимедийная установка;

  • Тематические презентации;

  • Видео файлы;

  • Аудио файлы;

  • Тематический инструментарий.



© 2010-2022