- Преподавателю
- Школьному психологу
- Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий Успешный ребенок для учащихся по адаптированной программе VII вида (4 класс)
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий Успешный ребенок для учащихся по адаптированной программе VII вида (4 класс)
Раздел | Школьному психологу |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мяликова Д.Н. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Начальная общеобразовательная школа № 3»
Рассмотрена на заседании Утверждаю:
методического совета Директор МБОУ
«Начальная школа № 3»
______________И. Н. Бойкова
Протокол №__ «___» ________2014 г. «___»____________2014 г.
Приказ №
Рабочая программа
коррекционно-развивающих занятий «Успешный ребенок»
(наименование учебного предмета)
2014-2015 учебный год
(срок реализации программы)
4 класс Г
Составлена на основе программы
«Четыре путешествия - психокоррекционные развивающие
занятия в начальной школе»
авторы: Новикова Л. М., Самойлова И. В.
Составитель программы:
Мяликова Дарья Николаевна,
педагог-психолог
г. Черногорск, 2014 г.
Пояснительная записка
Программа коррекционно-развивающих занятий «Успешный ребенок» разработана в соответствии с федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ, требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Составлена на основе программы «Четыре путешествия - психокоррекционные развивающие занятий в начальной школе», авторов - Новиковой Л.М., Самойловой И.В.
Цель программы: формирование и профилактика нарушений психологического здоровья детей, развитие универсальных учебных действий.
Задачи:
-
Развивать внимание, память, мыслительные процессы и операции.
-
Развивать зрительно-символическое моделирование.
-
Развивать зрительное и слуховое восприятие.
-
Развивать пространственную ориентировку на листе и в пространстве.
-
Развивать мелкую и крупную моторику, координацию движений.
-
Развивать тактильные ощущения.
-
Способствовать расширению пассивного и активного словаря.
-
Развивать личностную рефлексию детей: умения осознавать свои эмоции, чувства, причины своих и чужих поступков.
-
Развивать толерантность и сплоченность детского коллектива.
Программа определена последовательностью решения комплекса поставленных задач.
Особенности организации учебного процесса в 4 классе Г
Данная программа предназначена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Особенностью учащихся, обучающихся по адаптированным программам помимо низкого уровня познавательного развития, является нарушение в эмоционально-поведенческой сфере. Нарушение эмоциональных отношений очень часто встречается в коллективе таких детей. Непонимание своих чувств, своего отношения к происходящему оказывает влияние на их поведение. Проблема непонимания собственных чувств и чувств окружающих, создает определенные трудности в коммуникации и в дальнейшем - проблемы в социализации учащихся. Способность положительно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, эмоциональный контроль - эти качества способны внести заметные изменения в мир ребенка. Именно поэтому необходимо оказать им помощь в понимание себя и собственных эмоциональных состояний.
Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, которое способствует развитию познавательной сферы учащихся в соответствии с возрастной нормой.
В программе «Успешный ребенок» используются как групповая, так и индивидуальная формы организации обучения. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности: работы с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания.
В соответствии с учебным планом данная программа рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю), продолжительность - 45 минут в 4 классе «Г» в 2014-2015 учебном году.
В течение учебного года предусмотрена корректировка календарно - тематического планирования.
Формы межпредметной интеграции в учебном предмете
Класс
Предмет
Содержание
3 «Д»
Математика
Сравнение и классификация чисел. Развитие восприятия, зрительного анализа, внимания.
Русский язык
Правописание. Развитие звукового и зрительного анализа.
Физическая культура
Физические упражнения для развития мышечного тонуса.
Планируемые результаты освоения программы учащимися
Личностные УУД
-
Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».
-
Уважение к своему народу, к своей Родине.
-
Освоение личностного смысла учения, желание учиться.
-
Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Регулятивные УУД
-
Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
-
Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
-
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
-
Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
-
Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
-
Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль).
-
Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
-
Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Познавательные УУД
-
Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
-
Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
-
Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основания; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу.
-
Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план.
-
Определять в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.
-
Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях.
-
Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
Коммуникативные УУД
-
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
-
Оформлять свои мысли в устной форме и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
-
Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
-
Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Ожидаемые результаты
-
Повышение уровня развития познавательных процессов на каждом возрастном этапе.
-
Развитие УУД в соответствии с нормой развития.
-
Сформированность Я-концепции и самооценки, умения рефлексировать.
-
Развитие дружеских взаимоотношения в группе сверстников.
Для отслеживания результатов предусматривается диагностика УУД и познавательных процессов:
Динамика развития универсальных учебных действий у учащихся отслеживается на основе пакета диагностик по Асмолову А.Г., развитие познавательных процессов с помощью Психодиагностического комплекса (ПДК), авторов Переслени Л. И., Мастюковой Е. М., Чупрова Л. Ф. Диагностика проводится в начале и в конце учебного года. Результаты диагностик фиксируются в «Сводной таблице сформированности УУД», цель: отслеживание динамики развития учащихся.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Предметные результаты
Хар-ка основных видов деятельности учащихся
Дата проведения
1
Вводный урок.
1
Актуальный уровень развития познавательных процессов.
Диагностическая работа.
2.09
2
Невероятные ситуации
1
Развитие связанной речи.
Работа с текстом. Игровая деятельность.
9.09
3
Запомни и нарисуй
1
Совершенствование мыслительных операций.
Работа с текстом. Игровая деятельность.
16.09
4
Расставь числа
1
Развитие произвольности познавательных процессов.
Анализ конкретных ситуаций. Работа с текстом.
23.09
5
Целая часть
1
Формирование внутреннего плана действий.
Анализ конкретных ситуаций. Ситуативные задачи.
30.09
6
Муха
1
Совершенствование мыслительных операций.
Анализ конкретных ситуаций.
7.10
7
Нарисуй четвертый
1
Совершенствование мыслительных операций.
Анализ конкретных ситуаций. Ситуативные задачи.
14.10
8
Составление предложений
1
Развитие связанной речи. Развитие произвольности познавательных процессов.
Анализ конкретных ситуаций.
21.10
9
Составь фразу
1
Формирование внутреннего плана действий.
Анализ конкретных ситуаций. Ситуативные задачи.
28.10
10
Выражение
1
Развитие связанной речи. Развитие произвольности познавательных процессов.
Работа с текстом. Анализ конкретных ситуаций.
11.11
11
Найди общее и частное
1
Развитие произвольности познавательных процессов.
Ситуативные задачи.
18.11
12
Анаграммы
1
Формирование внутреннего плана действий. Развитие произвольности.
Игровая деятельность. Решение ситуативных задач.
25.11
13
Угадай следующее
1
Развитие произвольности познавательных процессов.
Анализ конкретных ситуаций.
2.12
14
Неоконченные рассказы
1
Развитие произвольности познавательных процессов.
Ситуативные задачи.
9.12
15
Расположи буквы
1
Развитие произвольности познавательных процессов.
Игровая деятельность.
16.12
16
Передай интонацию
1
Развитие связанной речи. Развитие произвольности познавательных процессов.
Игровая деятельность.
23.12
17
Словарь
1
Развитие произвольности познавательных процессов.
Анализ конкретных ситуаций.
30.12
18
Запомни и нарисуй
1
Совершенствование мыслительных операций.
Анализ конкретных ситуаций.
13.01
19
Логические задачи
1
Развитие произвольности познавательных процессов.
Ситуативные задачи. Анализ конкретных ситуаций.
20.01
20
Вставь нужное слово
1
Развитие произвольности познавательных процессов.
Анализ конкретных ситуаций.
27.01
21
Преврати в квадрат
1
Развитие произвольности познавательных процессов.
3.02
22
Найди общее
1
Развитие произвольности познавательных процессов.
Игровая деятельность.
10.02
23
Занимательная лесенка
1
Совершенствование мыслительных операций.
Ситуативные задачи.
17.02
24
Зашифруй информацию
1
Совершенствование мыслительных операций.
Ситуативные задачи.
24.02
25
Воссоздание образов
1
Развитие произвольности познавательных процессов.
Групповая форма работы.
3.03
26
Снежный ком
1
Развитие произвольности познавательных процессов.
Игровая деятельность.
10.03
27
Нарисуй наоборот
1
Развитие произвольности познавательных процессов.
Анализ конкретных ситуаций.
17.03
28
Недостающие слова
1
Развитие произвольности познавательных процессов.
Игровая деятельность.
7.04
29
Считай внимательно
1
Развитие произвольности познавательных процессов.
Ситуативные задачи.
14.04
30
Кроссворды
1
Развитие произвольности познавательных процессов. Развитие связанной речи.
Проведение викторины. Работа в группах.
21.04
31
Переставь местами
1
Развитие логического мышления. Развитие произвольности мыслительных процессов.
Ситуативные задачи.
28.04
32
Расставь числа
1
Развитие произвольности познавательных процессов.
Анализ ситуаций. Ситуативные задачи.
5.05
33
Перепиши без ошибок
1
Группировка предметов на основе существенных признаков.
Игровая деятельность.
12.05
34
Мои достижения
1
Актуальный уровень развития познавательных процессов.
Диагностическая работа.
19.05
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
-
Мультимедийная установка;
-
Тематические презентации;
-
Видео файлы;
-
Аудио файлы;
-
Тематический инструментарий.