Влияние семьи на развитие ребенка

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Влияние семьи на развитие ребенка

Юргапова Е.В.,

педагог-психолог МОУ СОШ № 55 городского округа город Воронеж

Семья - это самые близкие и родные люди, это та благожелательная среда, которая так необходима в жизни каждому человеку для ощущения полного счастья. Есть такая народная пословица: «Вся семья вместе - так и душа на месте» Никто не может так переживать, так любить друг друга, как самые родные и близкие люди. Кроме того, от семейного благополучия зависит самочувствие человека. Известный русский писатель Л. Н. Толстой утверждал, что «все счастливые семьи счастливы одинаково, а каждая несчастная семья несчастна по-своему». Все то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.

Существует множество экспликаций понятия «семья». Но самое простое определение: «Семья - это группа людей, любящих друг друга, или же группа лиц, имеющих общих предков, либо проживающих вместе» [2;78]

В семье, где присутствует родитель­ский авторитет, взаимопонимание, постоянство, единство требований, уважение к институту семьи в целом, стремление без ссор и конфликтов решать возникающие проблемы, воспитание детей будет успешным, вырастут способные благодарные дети.

Традиционно семья считается главным институтом воспитания. С точки зрения Т. Парсонса, семья - основной орган социализации, мать и отец - главные творцы личности, ребенок - пустой сосуд, который надо наполнить культурой [1]. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

В 2007 году Городской «Детский психолого-педагогический центр» выступил инициатором открытия экспериментальной площадки в шести детских образовательных учреждения, среди которых была и наша школа. Цель экспериментальной площадки: разработать технологии обеспечения оптимального психологического аспекта образовательного процесса, способствующего социализации личности детей.

В рамках экспериментальной работы изучалось влияние воспитания родителей на формирование самооценки личности ребенка. В проведенных исследованиях приняли участие учащиеся 1-х, 4-х, 7-х классов нашего образовательного учреждения и их родители. Для исследования стилей воспитания был использован опросник «Родительского отношения к детям» А. Я. Варга и В.В. Столина [3;39].

Данные диагностики показали, что доминирующими стилями воспитания выступают «Симбиоз» и «Гиперсоциализация» в том, как наиболее конструктивными стилями являются «Принятие» и «Кооперация». Было отмечено, что у родителей начальной школы преобладают конструктивные стили воспитания, а у родителей 7-х классов доминируют деструктивные. Соотнося данные исследования, социально-психологическая служба школы, усилила психопрофилактическую работу с родителями учащихся.

Характер влияния семьи на ребенка зависит от наличия и сочетания следующих особенностей:

- состава семьи (семья с одним ребенком или многодетная; полная или неполная; сводные дети или родные);

- социального положения семьи (профессии родителей, авторитет семьи в системе взаимоотношений с окружающими людьми);

- материальной обеспеченности семьи;

- духовных ценностей семьи;

- взаимоотношений взрослых (между родителями, а также между родителями и другими родственниками);

- семейной педагогики (цели, формы и методы воспитания, стиль взаимоотношений родителей и детей).

Определенную лепту в решение вопросов о корректировке отношений взрослых и детей или повышении эффективности семейного воспитания вносит школа как учреждение, несущее ответственность за воспитание детей. Педагогика и психология призваны оказывать помощь родителям в деле воспитания ребенка, доставляя им необходимую информацию для осмысления и разрешения сложных ситуаций. И поэтому в течение всего периода обучения ребенка в школе социально-психологическая служба тесно сотрудничает с семьями учащихся. Совместно с родителями проводятся общешкольные праздники: «Здравствуй, школа!», «День матери», «Папа, мама и я - спортивная семья», «Последний звонок» и другие. Учащиеся школы вместе с родителями бывают на экскурсиях, в музеях, в походах. На научно-практических конференциях, концертах детской художественной самодеятельности самыми почетными гостями также являются родители. А самыми посещаемыми являются дни открытых дверей. Здесь проводятся и встречи с педагогическим коллективом, родительские собрания, лектории, беседы со специалистами. Эти мероприятия многократно усиливает воспитательный эффект, возрождает традиции доверительного общения родителей с детьми, традиции совместного проживания значимых событий, совместной деятельности и совместной радости. Здесь же закладывается фундамент успешности ребенка, уверенности в участливой поддержке родных.

Семья - это уникальный социум. Но иногда родителям необходима помощь психолога, классного руководителя, воспитателя. Умение прикоснуться к семье, быть принятым ею - это большое искусство. Может ли педагогика и психология помочь ро­дителям, учителям, воспитателям в развитии ребенка?

В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них - о значении стиля общения с ре­бенком для развития его личности.

Теперь уже стало бесспорной истиной, что об­щение так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен посто­янных контактов со взрослым, плохо развивает­ся не только психически, но и физически. Мы стараемся просвещать и обу­чать родителей способам правильного общения с детьми.

Обучаться, конечно, лучше всего в живом об­щении. Многие родите­ли охотно посещают проводимые нами семинары, а помогает нам в подготовке к ним замечательная разработка уроков общения Гиппенрейтер Г.Б. «Общаться с ребенком. Как?». В результате обучения многие взрослые стали лучше понимать своих детей, больше доверять им.

Одним из самых сложных этапов в жизни ребенка - начало обучения в школе. В чем же его своеобразие? Во-первых, ребенок становится членом общества со своими обязанностями. Во-вторых, на этом этапе меняется ведущий вид деятельности. Учебная деятельность требует от детей произвольности действий, ответственного отношения к школьным обязанностям.

Иногда родители полагают, что с приходом ребенка в школу снижается роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в стенах школы. Отметим, что влияние семьи не только не снижается, но и возрастает.

Обратим внимание на слова выдающегося педагога В.А. Сухомлинского. Он говорит о том, что семья берет на себя весомую долю заботы о всестороннем развитии ребенка. Родителям нужно хорошо понимать, какой вклад вносит семья в процесс влияния на младшего школьника, каковы требования учебного заведения к уровню образованности, воспитанности ребенка. Это важно для того, чтобы не возникли ситуации, когда в школе требуют одно, а в семье - другое. Если у родителей появляются сомнения в правильности требований учителя и методике обучения, следует поговорить об этом с педагогом, а не пытаться дома переучить ребенка.

Как я уже говорила ранее, мы начинаем работу с семьей, до начала обучения ребенка в школе. Первая встреча с родителями проводится в январе. Здесь происходит знакомство родителей с учебным заведением, его традициями, правилами, педагогическим коллективом. Социально-психологическая служба готовит памятки.

ПАМЯТКА для родителей будущих первоклассников.

Осталось совсем мало времени до начала учебного года. Для родителей, чьи малыши в этом году пойдут в первый класс, это особенно ответственный период.

Начало школьной жизни - большое испытание для маленького человека. Чтобы понять чувства ребенка, давайте вспомним ситуацию, когда вы меняли работу. Помните, как тревожно перед первым рабочим днем? Вот такие же чувства испытывает и ребенок. В период перемен каждому из нас хочется, чтобы близкий человек поддержал и сказал приятные слова. Благодаря поддержке взрослых, ребенок получает заряд положительных эмоций, а они помогают преодолевать все трудности.

Теперь вы понимаете, что переживает ваш малыш. Правда, он может этого не показывать, но поверьте - на подсознательном уровне тревога есть. Даже тем, у кого за плечами подготовительные курсы и детский сад, приходится нелегко, что уж говорить о детях, которые не посещали дошкольные учреждения. Никто не станет спорить с очевидной истиной, что к обучению в школе нужно быть готовым. Совершенно недостаточно, достигнув возраста, надеть школьную форму и стать учеником. Такая серьезная перемена в жизни ребенка требует определенной подготовки к ней. Она вполне осуществима, если вы будете подходить к делу разумно и объективно.

  • Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось тёплое отношение к школе. Ваши приятные воспоминания о школьных годах, истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребёнка радостным ожиданием. Постарайтесь, рассказывая ребенку о школе, описы­вать её не слишком страшно и не слишком радужно. Для ребенка не должно быть неожиданностью, что он окажется в группе других детей, с которыми будет проводить вместе несколько часов ежедневно. Важно, чтобы ребенок понял: в школе будет интересно, весело, познава­тельно, но все-таки это серьезный этап в его жизни, и он, совсем как взрослый, дол­жен пройти его, естественно, с вашей помощью.

  • Чтобы малышу было легче приспособиться к школьной жизни, советуем обратить внимание на режим дня ребенка. Если ребенок не приучен к режиму, в нем укореняется сознание, что любое дело можно бросить в тот момент, когда наскучит им заниматься. Режим дня советуем изменить заранее, а не 31 августа, иначе бла­гое намерение может вылиться в капризы, упрямство или даже истерику. И это нака­нуне 1 сентября, когда нервы малыша и так напряжены до предела! Поэтому постепен­но сдвигайте время отбоя и подъема хотя бы за неделю или две до школы. И помните, что ребенок должен спать не меньше 8-10 часов, чтобы чувствовать себя бодрым и активным.

  • Постарайтесь, по возможности, приучить малыша просыпаться по будильнику. Можно приду­мать целую историю о приключениях этого самого будильника, чтобы малыш с удо­вольствием заводил его вечером и выклю­чал утром. Но если Вы попробовали ввести новшество, а малыш его не принял, значит, никаких будильни­ков. Только Ваш нежный голос и поцелуй!

  • Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, а это еще один способ заранее познако­мить ребенка со школьной жизнью. Игра - главное средство развития ребенка. Попробуйте разложить на столе ручки, карандаши, тетрадки, книжки и... уст­ройте соревнование «Кто быстрее соберет ранец». Или, распределив роли между игрушками, вместе с малышом организуй­те «сказочный» класс. Ребенок будет учите­лем, а вы подскажете ему, как вести урок (например, урок математики) заодно и в счете потренируетесь. Потом поменяйтесь с ребенком местами. Расскажите, что ученик должен быть внимательным, сосредоточенным, прилежным и т. д. Если ребёнок оказался в игре неуспешным и демонстративно отказался играть дальше, помогите ему справиться с разочарованием. Предложите сыграть ещё разок, но немного измените правила игры. Отмечайте по ходу игры успехи ребенка, приободряйте его надеждой. После игры обратите внимание малыша на то, как относиться к проигрышу. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.

Итак, подготовительный этап прой­ден, и впереди - школьные будни.

  • Первые месяцы постарайтесь быть особенно внимательными к своему ученику: наблюдайте, анализируйте, расспрашивайте, советуйте. Только родители могут заме­тить первые признаки намеча­ющихся проблем и попытаться ликвидировать их «на корню». Именно от них зависит здоро­вье маленького школьника и его отношение к учебе в бли­жайшие одиннадцать лет, а то и на всю жизнь.

  • Секрет успешной адаптации к школе - в искреннем неформальном общении. Постарайтесь разговаривать с ребенком о том, что интересует его, а не вас. Найдите важную для малыша тему, которая даст вам обоим пищу для обсуждения. Современные родители без­умно заняты, поэтому самое оптимальное время для общения - перед сном, даже если у вас есть для этого всего полчаса или пять минут. Главное, чтобы малыш почувствовал искренний интерес к своей персоне с вашей стороны. А если сегодня у Вас не самый лучший день на работе, сами расскажите об этом ему, чтобы он, как взрослый, Вам посочувствовал. И спросите его мнение по поводу ваших собственных проблем. А потом поинтересуйтесь, что беспокоит его. Это очень хороший способ «подружиться» с собственным ребенком! Между прочим, дети иногда дают на удивление дельные советы!

  • В первое время ребенок может стать более шумным, крикливым, а может, наоборот, замкнуться в себе и плакать по любому поводу. От вас потребуется огромное терпение.

Через испытание «первым классом» проходят все без исключения. Удачи Вам и терпения!

Ждем Вас и Вашего ребенка в МОУ СОШ №55.

Вот такими словами мы встречаем наших родителей и работаем с ними в течение всего периода обучения ребенка в школе.

Литература

  1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли / Р. Арон - М.: Изд группа «Прогресс-универс», 1993. - 279 с.


  1. Арутюн М.Ю. О социальной обусловленности некоторых воспитательных проблем / М.Ю. Арутюнян // Семья как объект социальной политики. М.: Ин-т социол. Исследований АН СССР, 1986. - с 72 - 80.

  2. Психология - XXI век. Проблемы современной семьи: психологические аспекты: межвуз. сборник научных трудов \ под редакцией К.М. Гайдар; Воронежский государственный университет и др. - Воронеж: Издательский полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2009. - Вып.3. - с 39 - 40.

6

© 2010-2022